Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Основные этапы, оценка финансовых ресурсов, ожидаемые результаты и механизмы реализации Стратегии
Пункт 116 изменен с 2 сентября 2021 г. - Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26 августа 2021 г. N 608
116. Сроки и этапы реализации Стратегии.
Реализация Стратегии осуществляется в четыре этапа:
1 этап - 2019 - 2021 годы;
2 этап - 2022 - 2025 годы;
3 этап - 2026 - 2030 годы;
4 этап - 2031 - 2035 годы.
На каждом этапе реализации Стратегии осуществляется реализация всех целей и задач социально-экономического политики Челябинской области в соответствии со стратегическими приоритетами, обусловленными макроэкономической ситуацией, влияющими факторами и рисками, а также ресурсными ограничениями и целевыми ориентирами.
На первом этапе (2019 - 2021 годы), основывающемся на мобилизации резервов, необходимо решить следующие важнейшие задачи: принятие необходимых решений в области укрепления общественного здоровья, профилактики заболеваний (стратегический приоритет "Качественное здравоохранение"), снижение антропогенного воздействия на окружающую среду (стратегические приоритеты "Чистый воздух", "Чистая вода", "Чистая земля"), привлечение и подготовка специалистов с высоким профессиональным уровнем квалификации (стратегический приоритет "Кадры мирового уровня"), формирование целостной системы подготовки и привлечения кадров для системы здравоохранения (стратегический приоритет "Кадры для здравоохранения"), снижение тарифов на энергоресурсы, проведение энергосберегающих мероприятий, модернизация энергосистем (стратегический приоритет "Доступная энергия"), увеличение экспорта продукции и услуг, вывоза продукции в другие регионы Российской Федерации (стратегический приоритет "Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей").
На втором этапе (2022 - 2025 годы), базирующемся на росте эффективности, необходимо обеспечить формирование сбалансированной системы развития: развитие и модернизацию бюджетообразующих отраслей - металлургии, машиностроения, добычи железных руд и руд цветных металлов, благородных и редкоземельных металлов, обеспечивающих максимальный вклад в экономику Челябинской области (стратегический приоритет "Развитие базовых отраслей"), сформировать научные компетенции международного уровня (стратегический приоритет "Инновационные компетенции"), создать конкурентоспособные промышленные кластеры, обеспечив встраивание в российские и международные цепочки поставок (стратегический приоритет "Кластерное развитие и цепочки поставок"), а также сократить дефицит квалифицированных кадров в медицинских организациях (стратегический приоритет "Кадры для здравоохранения"), создать условия для ведения гражданами здорового образа жизни (стратегический приоритет "Здоровое поколение") и улучшить систему государственного и муниципального управления, повысив ее эффективность (стратегический приоритет "Эффективное государственное управление").
На третьем этапе (2026 - 2030 годы), основной идеей которого является наращивание человеческого капитала, необходимо: обеспечить население качественной и доступной медицинской помощью (стратегический приоритет "Качественное здравоохранение"), создать условия для культурного проведения досуга (стратегический приоритет "Новая культурная среда"), обеспечить сферу образования квалифицированными педагогическими кадрами (стратегический приоритет "Педагогические кадры нового поколения"), улучшить жилищные условия граждан (стратегический приоритет "Современная жилая среда") и создать рабочие места для экономически активных жителей Челябинской области в сфере услуг (стратегический приоритет "Сервисная экономика").
На четвертом этапе (2031 - 2035 годы), предполагающем рост инвестиций и дальнейшее повышение качества жизни населения, необходимо достичь повышения инвестиционной привлекательности Челябинской области (стратегический приоритет "Челябинская область - центр привлечения инвестиций"), активного внедрения информационных технологий в экономику Челябинской области (стратегический приоритет "Цифровая инфраструктура экономики"), увеличения производства высокотехнологичной и инновационной продукции в промышленных отраслях (стратегический приоритет "Новая высокотехнологичная промышленность") и ожидаемой продолжительности и качества жизни населения (стратегические приоритеты "Социальное благополучие", "Безопасность", "Обучение в течение всей жизни", "Развитие городских агломераций и транспортной инфраструктуры"), оказания высокотехнологической медицинской помощи на базе передовых медицинских центров Челябинской области (стратегический приоритет "Медицинский кластер").
Отнесение стратегического приоритета к этапу реализации Стратегии предполагает выполнение наиболее капиталоемких мероприятий стратегического приоритета на указанном этапе реализации Стратегии.
117. Сценарный прогноз реализации Стратегии.
Целевой сценарий развития Челябинской области основывается, с одной стороны, на оценке существующих факторов развития, а с другой - на основе влияния активной региональной политики развития. В рамках данного сценария Челябинская область способна провести необходимые структурные изменения для максимального использования существующих возможностей. Создание благоприятных условий для инвестиций позволит не только провести модернизацию экономики Челябинской области, но и сформировать на ее основе новые высокотехнологичные отрасли с большим потенциалом развития, значительно увеличить производительность труда, что окажет позитивное влияние на рост доходов населения. Активная региональная политика окажет положительное влияние на социальные и демографические показатели развития, в первую очередь на ожидаемую продолжительность жизни при рождении.
В условиях превращения человеческого капитала в основной драйвер современной экономики его развитие рассматривается как основной целевой индикатор Стратегии. Достижение опережающего роста ИЧР в Челябинской области может быть достигнуто за счет активного развития в проекции трех компонентов ИЧР:
уровня жизни;
продолжительности жизни;
уровня образования (конкурентоспособности кадров Челябинской области).
Для концентрации усилий в наиболее важных для Челябинской области вопросах при разработке и реализации Стратегии предлагается использование программно-целевого метода управления в сочетании с проектным подходом. Каждый стратегический приоритет будет иметь собственные целевые показатели, достижение которых требуется для целей, заданных в рамках трех компонентов ИЧР, и направлений социально-экономического развития Челябинской области. Ряд стратегических приоритетов и инвестиционных проектов будет иметь более обширное влияние сразу на несколько компонентов ИЧР. В результате все стратегические приоритеты поделены на семь категорий в зависимости от их влияния на направления социально-экономического развития Челябинской области.
Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области, структура ВРП по видам экономической деятельности, отраслевая структура отгрузки продукции промышленного производства Челябинской области (по этапам реализации Стратегии) по инерционному сценарию представлены в приложении 17.
Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области, структура ВРП по видам экономической деятельности, отраслевая структура отгрузки продукции промышленного производства Челябинской области (по этапам реализации Стратегии) по базовому сценарию представлены в приложении 18.
Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области, структура ВРП по видам экономической деятельности, отраслевая структура отгрузки продукции промышленного производства Челябинской области (по этапам реализации Стратегии) по целевому сценарию представлены в приложении 19.
Инерционный прогноз ВРП строился в Стратегии исходя из структуры ВРП по видам экономической деятельности. По сравнению с 2015 годом, к 2035 году на 2 процентных пункта снижается доля обрабатывающих производств, увеличивается доля здравоохранения (на 1,9 процентных пункта), сельского хозяйства (на 1,4 процентных пункта).
По темпам роста ВРП происходит заметное ускорение в целевом сценарии. Средний темп роста ВРП в 2019 - 2035 годах в инерционном сценарии составляет 0,6 процента, базовом сценарии - 2,2 процента, целевом - 5,6 процента.
Темпы роста ВРП по сценариям Стратегии представлены в приложении 20.
В инерционном, базовом и целевом сценариях происходит снижение численности трудоспособного населения к 2025 году. После 2025 года в базовом сценарии происходит небольшой рост, в целевом сценарии имеет место заметное ускорение по показателю. Рост численности населения в целевом сценарии будет происходить в основном за счет роста численности нетрудоспособных граждан.
Изменения среднегодовой численности населения и среднегодовой численности трудоспособного населения по сценариям Стратегии представлены в приложении 21.
Изменения производительности труда и объемов инвестиций в основной капитал по сценариям Стратегии представлены в приложении 22.
Во всех сценариях к 2021 году прогнозируется снижение уровня безработицы, однако к 2035 году модернизация промышленности приведет к высвобождению части занятых граждан, которые при отсутствии структурных преобразований в экономике могут оказаться в ситуации дефицита рабочих мест.
Изменения уровня безработицы по сценариям Стратегии и роста реальной заработной платы представлены в приложении 23.
Прогнозы по всем сценариям показывают рост реальной заработной платы: в инерционном и базовом сценариях рост практически незаметен, к 2035 году реальная зарплата увеличится на 15,1 процента и 32,5 процента в инерционном и базовом прогнозах соответственно. В целевом сценарии темп роста гораздо выше, к 2035 году реальная зарплата увеличится по сравнению с 2015 годом примерно в два раза.
118. Оценка потребности в финансовых ресурсах.
Для достижения целей и задач социально-экономического развития Челябинской области, установленных Стратегией, необходимо обеспечить участие в реализации ее мероприятий: государственных органов исполнительной власти Челябинской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций образования и науки, коммерческих организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций, населения, а также обеспечить привлечение необходимых финансовых ресурсов.
Основными источниками финансирования мероприятий Стратегии являются средства федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, институтов развития, финансовые ресурсы организаций Челябинской области, российские и зарубежные частные инвестиции. При реализации Стратегии используется имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Основным условием формирования необходимого объема финансовых ресурсов является обеспечение устойчивого роста экономики Челябинской области, характеризующегося среднегодовыми темпами роста индекса ВРП на уровне 5,8 процента в 2019 - 2021 годах, 6 процентов в 2022 - 2025 годах, 4,9 процента в 2026 - 2030 годах и 6,2 процента в 2031 - 2035 годах.
Потребность в финансовых ресурсах для реализации Стратегии, оцененная как объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций, включая бюджетные и внебюджетные источники), составляет:
в инерционном сценарии - 3670 млрд. рублей в ценах 2015 года, в том числе:
1 этап (2019 - 2021 годы) - 581 млрд. рублей;
2 этап (2022 - 2025 годы) - 815 млрд. рублей;
3 этап (2026 - 2030 годы) - 1097 млрд. рублей;
4 этап (2031 - 2035 годы) - 1177 млрд. рублей;
в базовом сценарии - 4501 млрд. рублей в ценах 2015 года, в том числе:
1 этап (2019 - 2021 годы) - 604 млрд. рублей;
2 этап (2022 - 2025 годы) - 940 млрд. рублей;
3 этап (2026 - 2030 годы) - 1380 млрд. рублей;
4 этап (2031 - 2035 годы) - 1577 млрд. рублей;
в целевом сценарии - 6432,3 млрд. рублей в ценах 2015 года, в том числе:
1 этап (2019 - 2021 годы) - 684,0 млрд. рублей;
2 этап (2022 - 2025 годы) - 1131,2 млрд. рублей;
3 этап (2026 - 2030 годы) - 1928,6 млрд. рублей;
4 этап (2031 - 2035 годы) - 2688,5 млрд. рублей.
Оценка потребности в финансовых ресурсах основана на закрепленных в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Министерством экономического развития Российской Федерации), а также фактически сложившихся в субъектах Российской Федерации соотношениях объема инвестиций в расчете на один процент прироста ВРП:
в инерционном сценарии рост инвестиций на 1 процент формирует рост ВРП на 0,59 процента;
в базовом сценарии рост инвестиций на 1 процент формирует рост ВРП на 0,76 процента;
в целевом сценарии рост инвестиций на 1 процент формирует рост ВРП на 0,91 процента.
В базовом и целевом сценариях отдача от инвестиций в виде роста ВРП имеет большую величину по сравнению с инерционным сценарием вследствие опережающего развития инновационных отраслей и инвестиций в создание высокопроизводительных рабочих мест, а также опережающего развития сервисной экономики.
Для покрытия потребности в финансовых ресурсах целевого сценария в среднегодовом исчислении объем инвестиций в основной капитал должен вырасти с 194,7 млрд. рублей в год (2017 год) до 238,6 млрд. рублей в 2019 - 2021 годах и до 609,2 млрд. рублей в наиболее удаленном периоде.
Доля инвестиций из бюджетов всех уровней в общем объеме инвестиций в основной капитал в целевом сценарии снижается по годам реализации Стратегии с 12,9 процента в 2019 году до 11,2 процента в 2035 году.
Отношение бюджетных инвестиций к ВРП составит 2 процента в 2019 году и 1,9 процента в 2035 году.
Реализация Стратегии будет способствовать привлечению инвестиций в основной капитал (крупных и средних организаций), направляемых в том числе на реализацию инвестиционных проектов по созданию на территории Челябинской высокотехнологичных производств.
Достижение целей и задач в рамках реализации государственных программ Челябинской области будет осуществляться за счет привлечения средств областного бюджета и местных бюджетов. Также на принципах ГЧП планируется привлечение внебюджетных средств. Привлечение средств из федерального бюджета планируется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и федеральным бюджетом на соответствующий период.
Основными рисками при реализации Стратегии являются:
низкие темпы экономического роста в мире и Российской Федерации, способные существенно ограничить проводимую активную региональную политику;
сложности в интеграции миграционных потоков;
недостаточная координация между различными социальными группами и стейкхолдерами вследствие необходимости согласованных действий с их стороны.
Ключевыми факторами финансового риска, связанного с реализацией Стратегии, являются:
невозможность осуществления в полном объеме стратегических мер из-за недостаточности финансовых ресурсов, следствием чего будет являться недостижение целевых показателей, что отражают базовый и инерционный сценарии;
финансовая неустойчивость областного бюджета с учетом вновь принимаемых обязательств, в связи с чем произведена оценка бюджетных рисков реализации проектов ГЧП.
Поскольку бюджетные заимствования ограничиваются финансовой политикой федерального уровня, основным источником инфраструктурных инвестиций в рамках Стратегии является механизм ГЧП. Этот механизм обеспечивает повышение эффективности бюджетных расходов, стимулирование инвестиционной деятельности и обеспечение реализации социальных программ. Вместе с тем фактором финансового риска является формирование долгосрочных обязательств областного бюджета, которые связаны с выплатой МГД инвестору в случае, если экономические параметры проекта не позволяют обеспечить его иным образом.
Для оценки уровня бюджетного риска приняты следующие допущения:
финансирование за счет ГЧП инвестиций общим объемом 934,6 млрд. рублей, из них ЖКХ - 380,5 млрд. рублей, транспорт и связь - 296,1 млрд. рублей, образование - 141,5 млрд. рублей, здравоохранение - 116,5 млрд. рублей;
выплата МГД по всем проектам по ставке 5 процентов годовых на вложенные средства (что является пессимистичным сценарием, поскольку в сложившейся практике ГЧП большинство проектов экономически эффективны).
Оценка нагрузки на бюджет приведена в таблицах 1 - 3 приложения 24. Доля доходов, которая в худшем случае должна будет направляться на выплату МГД, составляет в конце периода планирования 11,7 процента. В настоящее время процентные платежи по государственному долгу Челябинской области составляют порядка 0,3 процента от доходов областного бюджета.
Таким образом, в целевой сценарий Стратегии заложен существенный рост уровня бюджетного риска относительно текущих величин, однако иных путей решения инфраструктурных проблем Челябинской области на сегодняшний день не существует.
Соотношение затрат на ГЧП и доходов областного бюджета представлено в приложении 25.
Таким образом, целевые темпы роста экономики и инвестиций, предусмотренные Стратегией, достижимы при следующих условиях:
качественная реализация первоочередных мероприятий;
общие позитивные тенденции в экономике Российской Федерации;
активное использование механизмов ГЧП для реализации проектов модернизации и развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
119. Ожидаемые результаты реализации Стратегии для целевого сценария:
1) основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы Челябинской области:
численность населения Челябинской области восстановится на уровне 3500 тыс. человек к 2030 году с дальнейшим ростом до 3539 тыс. человек к 2035 году;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении составит 81 год к 2035 году;
к 2023 году реальные располагаемые доходы будут соответствовать уровню 2015 года, в 2030 году прирост составит 24,4 процента к уровню 2015 года, за весь период реализации Стратегии - 67,8 процента;
к 2025 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 7 процентов;
среднедушевые денежные доходы превысят 30 тыс. рублей к 2023 году, 40 тыс. рублей к 2031 году, 51 тыс. рублей к 2035 году;
численность занятых в экономике сохранится на текущем уровне до 2025 года с дальнейшим ростом;
удовлетворенность населения медицинской помощью превысит 40 процентов к 2022 году, 50 процентов к 2030 году, 55 процентов к 2035 году;
удовлетворенность населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры в период с 2019 года по 2035 год сохранится на уровне 90 процентов;
доля населения, пользующегося услугами учреждений культуры, достигнет 65 процентов к 2035 году;
охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования достигнет 75 процентов к 2035 году;
доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет достигнет 65 процентов к 2035 году;
число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тыс. человек населения, снизится к 2035 году до 0;
2) основные направления экономического развития Челябинской области:
к 2025 году будут созданы наилучшие в Уральском федеральном округе условия для частных инвестиций в приоритетных отраслях экономики;
к 2035 году в приоритетных отраслях промышленности будут сформированы научно-производственные комплексы высокого передела с развитой научной, сервисной и образовательной составляющими, что приведет к увеличению ВРП на душу населения в 2,5 раза;
к 2035 году объемы производства сельскохозяйственной продукции увеличатся к уровню 2015 года в 1,8 раза;
к 2035 году увеличится уровень предпринимательской активности: с 42,96 до 77,3 СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) на 1000 человек населения;
уровень безработицы (по методике МОТ) снизится до 4,6 процента к 2035 году за счет развития сервисных компетенций экономики, малого предпринимательства, самозанятости;
3) основные направления развития научно-инновационной сферы:
доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составит 9 процентов в 2035 году;
объем экспорта высокотехнологичной и среднетехнологичной продукции к 2025 году увеличится в 2 раза, к 2035 году - в 3 раза;
4) основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности:
к 2021 году:
для крупных источников сверхнормативного загрязнения будут выставлены квоты на основе сводного тома предельно допустимых выбросов;
будет устранена как источник сверхнормативного загрязнения и рекультивирована свалка в городе Челябинске;
угроза загрязнения озера Аргази и Шершневского водохранилища из реки Сак-Елга будет устранена;
к 2025 году:
совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух снизится на 20 процентов; будет осуществляться внедрение экологичных НДТ для предприятий;
будет устранен как источник сверхнормативного загрязнения Коркинский угольный разрез, рекультивирована свалка в городе Магнитогорске;
все ТКО подвергнутся обработке;
все образующиеся в ключевых экономических центрах Челябинской области ТКО разместятся на полигонах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии с территориальной схемой обращения с ТКО, будут инвентаризированы и частично рекультивированы несанкционированные свалки в ключевых экономических центрах Челябинской области;
осуществится строительство очистных сооружений водоподготовки и водоотведения;
питьевые водоемы ключевых экономических центров Челябинской области будут соответствовать уровню загрязнения не выше "3А" ("загрязненный");
к 2030 году:
будет создан региональный центр территориальной системы экологического мониторинга, достигнуты квоты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями Челябинской области в районах автомагистралей;
в результате модернизации водопроводных сетей снизится на 14 процентов удельный вес проб воды из водопровода, не соответствующих нормам;
захоронению будет подвержено не более 30 процентов ТКО, остальные ТКО утилизируются;
прекратится захоронение отходов на свалках в городских населенных пунктах;
к 2035 году:
осуществится повсеместное внедрение "зеленых" стандартов в производстве, будут использованы альтернативные источники энергии;
будут реабилитированы 3 водных объекта;
снизится уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Магнитогорске, Златоусте и Челябинске;
создадутся новые отрасли переработки и утилизации отходов;
5) основные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей:
за счет роста экспорта сельскохозяйственной продукции и продукции высоких переделов суммарный объем экспорта увеличится в 3 раза к 2035 году;
увеличится в 2 раза объем вывоза продукции, произведенной предприятиями Челябинской области, в другие регионы Российской Федерации к 2032 году, в большей степени в Свердловскую область;
6) основные направления пространственного развития Челябинской области:
за счет развития экономики и улучшения качества городской среды количество муниципальных образований с устойчивым приростом численности населения увеличится с 4 до 14 к 2035 году;
снизится загруженность федеральных трасс в пределах территории Челябинской области к 2030 году, улучшатся транспортная доступность и связность ключевых экономических центров Челябинской области;
количество высокопроизводительных рабочих мест превысит 500 тыс. человек к 2020 году, 1 млн. человек - к 2035 году;
к 2025 году мероприятия проекта "Умный город" реализуются в половине городских округов и муниципальных районов Челябинской области, к 2035 году - во всех городских округах и муниципальных районах Челябинской области;
к 2025 году будет модернизирована система общественного электрического транспорта в трех городах Челябинской области, к 2035 году - в пяти городах с наибольшей численностью населения посредством внедрения НДТ и различных видов электрического транспорта;
к 2035 году во всех населенных пунктах с численностью населения более 250 человек будет доступна мобильная связь и обеспечен ШПД к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
энергоемкость ВРП в 2035 году составит 60,9 процента к 2015 году;
7) основные направления развития государственного управления Челябинской области:
уровень удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Челябинской области увеличится до 80 процентов к 2035 году;
доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственных и муниципальных услуг (в электронном виде и на базе МФЦ), составит 96 процентов к 2035 году.
120. Механизмы реализации Стратегии.
Настоящая Стратегия закрепляет систему представлений о приоритетных направлениях, целях и задачах социально-экономической политики органов государственной власти Челябинской области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу. Соответствующие направления, цели и задачи Стратегии декомпозируются в рамках стратегических и программных документов на областном и муниципальном уровнях, что позволит создать систему взаимосвязанных целей и задач и повысить эффективность стратегического планирования социально-экономического развития Челябинской области.
Успешность реализации Стратегии заключается в скоординированной деятельности субъектов регионального развития по осуществлению стратегических приоритетов, мер и механизмов, указанных в Стратегии. К таким субъектам относятся:
исполнительные органы государственной власти Челябинской области;
федеральные органы исполнительной власти, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
органы местного самоуправления;
ассоциации и объединения предпринимателей и хозяйствующих субъектов Челябинской области;
общественные организации, политические партии и движения;
хозяйствующие субъекты;
граждане, проживающие на территории Челябинской области.
Система стратегического планирования развития Челябинской области основывается на программно-целевых, проектных методах управления, методах территориального планирования и прогнозирования социально-экономического развития.
Основными элементами механизма реализации Стратегии являются:
нормативно-правовое обеспечение;
информационно-методическое обеспечение;
организационно-управленческое обеспечение;
финансовое обеспечение;
мониторинг и контроль за ходом реализации документов стратегического планирования;
обеспечение возможности корректировки документов стратегического планирования.
Нормативно-правовое обеспечение.
Правовой блок механизма реализации Стратегии охватывает все необходимые сферы социально-экономического развития Челябинской области, включая систему стратегического планирования. При этом предусматривается как разработка новых, так и изменение уже действующих нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации Стратегии по всем направлениям деятельности государственного регулирования, в результате чего будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию Стратегии и способствующих повышению оперативности и качества управленческих решений, принимаемых органами исполнительной власти Челябинской области и органами местного самоуправления.
Стратегия является основой для разработки государственных программ Челябинской области, схемы территориального планирования Челябинской области и плана мероприятий по ее реализации.
В целях реализации Стратегии разрабатывается и утверждается план мероприятий по ее реализации. Для каждого мероприятия определяются цели и задачи, обеспечивающие достижение стратегических и целевых ориентиров, ответственные исполнители, объемы финансирования, сроки и этапы выполнения мероприятий. Таким образом реализуется принцип повышения скоординированности оперативных управленческих решений органов исполнительной власти Челябинской области по реализации Стратегии.
В ходе исполнения Стратегии применяется программно-целевой метод управления в сочетании с проектным подходом. Важнейшим инструментом активного воздействия на комплексное развитие Челябинской области будет являться реализация государственных программ Челябинской области, цели и задачи которых будут соответствовать приоритетам и целям региональной политики в соответствующих сферах социально-экономического развития Челябинской области, указанным в Стратегии. Реализация стратегических приоритетов будет осуществляться посредством государственных программ Челябинской области. Наименования государственных программ Челябинской области, направленных на достижение целей и реализацию задач Стратегии, приведены в приложениях 4 и 26. На достижение целей и реализацию задач Стратегии могут быть направлены иные государственные программы Челябинской области. Предполагается реформирование существующей системы государственных программ Челябинской области на основе их укрупнения по ключевым направлениям развития Челябинской области, что позволит повысить эффективность оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Челябинской области в части реализации программных документов органов исполнительной (законодательной) власти Челябинской области. В целях эффективной реализации Стратегии будут внесены изменения в существующие государственные программы Челябинской области. При необходимости могут быть разработаны новые государственные программы Челябинской области в соответствии с целями и приоритетами развития Челябинской области. При этом приоритетные региональные проекты будут являться структурными элементами государственных программ Челябинской области. Так, финансирование отдельных проектов будет осуществляться через государственные программы Челябинской области, что позволит оптимизировать распределение бюджетных ресурсов Челябинской области и контролировать процесс достижения целевых характеристик развития определенных направлений ее социально-экономического развития.
Стратегия также осуществляется посредством реализации стратегий социально-экономического развития части территории Челябинской области, отдельных направлений социально-экономической политики Челябинской области, стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области и других документов стратегического планирования.
Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Челябинской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Челябинской области, разработкой и реализацией приоритетных проектов, осуществляет Региональный стратегический комитет, созданный Губернатором Челябинской области.
Реализация отдельных мероприятий и государственных программ Челябинской области, предусмотренных в рамках Стратегии и плана мероприятий по реализации Стратегии, должна координироваться на уровне ведомственных проектных офисов в органах исполнительной власти Челябинской области.
Ответственность за достижение целей и выполнение задач Стратегии, реализацию приоритетных проектов и мероприятий, достижение основных и целевых показателей Стратегии распределяется между органами исполнительной власти Челябинской области. Управление и общую координацию реализации Стратегии осуществляет Минэкономразвития.
Условием успешной реализации Стратегии является высокий профессионализм государственных гражданских служащих. В связи с этим одним из мероприятий по повышению эффективности государственного управления Челябинской области является внедрение современных инструментов кадровой политики, отвечающих задачам развития, закрепленным в Стратегии. В частности, необходимо развивать систему мотивации и привлечения высококвалифицированных специалистов на государственную службу.
В целях повышения эффективности государственного управления должна быть решена задача по вовлечению в процесс управления развитием Челябинской области широкого круга заинтересованных участников. Для этого предусмотрена реализация следующих мероприятий:
переход от прямого субсидирования к организационным формам поддержки. Возможными формами поддержки могут выступать: введение режима наибольшего благоприятствования инвесторам, снижение административных барьеров, предоставление широкого перечня государственных услуг, в том числе в электронном виде, расширение кооперации, создание и развитие кластеров;
расширение участия граждан, проживающих на территории Челябинской области, в управлении Челябинской областью (опросы населения, общественные советы, институт гражданской законодательной инициативы, молодежные объединения, политические партии и т.д.);
развитие института ГЧП и МЧП;
расширение использования информационных технологий для коммуникаций с гражданами, субъектами предпринимательской деятельности, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
взаимодействие с отраслевыми ассоциациями и институтами развития, естественными монополиями и государственными корпорациями, в том числе для участия в федеральных проектах;
подготовка обращений с инициативами в федеральные органы исполнительной власти по вопросам реализации Стратегии.
Развитие указанных направлений реформирования региональной системы управления в сочетании с предложениями по изменению системы управления отдельных его сфер позволит достичь в перспективе максимальных результатов, ожидаемых от реализации Стратегии.
Информационно-методическое обеспечение.
Участники стратегического планирования в процессе реализации Стратегии должны быть обеспечены актуальной, достоверной и достаточной информацией, а также методической поддержкой для подготовки и принятия управленческих решений, в связи с чем необходимым является ее всестороннее публичное обсуждение и информирование представителей бизнеса и общественности о:
целях, задачах, приоритетных направлениях Стратегии и механизмах их достижения;
решениях и действиях, принимаемых субъектами экономической деятельности для реализации Стратегии;
ходе и результатах реализации Стратегии и степени эффективности принимаемых решений.
Финансовое обеспечение.
Успешная реализация настоящей Стратегии невозможна без наличия соответствующих финансово-инвестиционных ресурсов. Практическое достижение намеченных целей возможно при эффективном использовании финансового блока инструментов реализации Стратегии, направленных на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, достижение результата. Финансовая база будет определяться денежными средствами консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, предприятий, организаций и населения Челябинской области, эффективностью использования механизмов ГЧП, а также состоянием и развитием банковской системы. Большое значение в социально-экономическом развитии Челябинской области будут иметь привлекаемые финансовые ресурсы национального и международного рынков капитала. Предполагается активизация усилий по представлению интересов Челябинской области на федеральном уровне и включению объектов, расположенных на территории Челябинской области, и мероприятий, реализуемых в Челябинской области, в государственные программы Российской Федерации.
Мониторинг и контроль за ходом реализации Стратегии.
Механизм реализации Стратегии предполагает наличие действенной системы мониторинга и контроля, осуществляемых на основе комплексного анализа достижения целевых показателей и ориентиров социально-экономического развития Челябинской области, степени выполнения запланированных мероприятий. Мониторинг даст возможность сверять реальные результаты с предусмотренными и при необходимости уточнять траекторию развития Челябинской области.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется на основе оценки достижения целей Стратегии и выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии. Минэкономразвития ежегодно готовит отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии на основе материалов, полученных от органов исполнительной власти Челябинской области, в том числе данных по основным и целевым показателям, используемых при мониторинге реализации Стратегии. Мониторинг достижения целей приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Челябинской области, а также реализации приоритетных проектов осуществляет Региональный стратегический комитет, созданный Губернатором Челябинской области.
Результаты мониторинга реализации Стратегии отражаются в ежегодном отчете Губернатора Челябинской области о результатах деятельности Правительства Челябинской области и сводном годовом докладе о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Челябинской области.
Корректировка Стратегии осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области с учетом других документов стратегического планирования Челябинской области, а также предложений участников стратегического планирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.