г. Калуга |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А14-3813/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "11" июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
А.Н. Маненкова, |
судей |
О.В. Киселевой, Л.В. Солодовой, |
при участии в заседании: | |
от истца (заявителя): Правительство Воронежской области (ОГРН 1043600176168) |
Сизенев Р.В. - представитель по доверенности от 01.10.2012 N19-31/0197 Калабухов В.С. - представитель по доверенности от 22.03.2013 N19-20/263 |
от ответчика: Швейцарский фонд поддержки экономических реформ (ОГРН 1033600076080) |
Юрова Н.М. - представитель по доверенности от 01.07.2013 Nб/н, удостоверение адвоката N1645 от 20.12.2005, р/н 36/922, |
от третьих лиц: Швейцарский фонд поддержки экономических реформ "Калуга" (ОГРН 1024001187099) Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области |
Терникова Е.В. - директор (протокол от 31.05.2013 N1), Мирончук В.А. - представитель по доверенности от 04.02.2013 N19-ШФ представитель не явился, 3-е лицо о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Воронежской области, г. Воронеж, на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 (судьи Владимирова Г.В., Андреещева Н.Л., Маховая Е.В.) по делу N А14-3813/2011,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Швейцарскому фонду поддержки экономических реформ, г. Воронеж, о признании недействительными:
- протокола совместного заседания советов Швейцарских фондов поддержки экономических реформ "Воронеж" и "Калуга" от 13.12.2006;
- протокола решений второго заседания объединённого попечительского совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ (фонд "Калуга" и фонд г. Воронежа) от 29.03.2007;
- протокола заседания попечительского совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ от 03.11.2007;
- устава Швейцарского фонда поддержки экономических реформ (новая редакция), утверждённого решением попечительского совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ от 03.11.2007.
Определением арбитражного суда от 21.06.2011 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.02.2012 решение суда первой инстанции по делу N А14-3813/2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2012 исковые требования Правительства Воронежской области удовлетворены.
Определением от 07.12.2012 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Швейцарский фонд поддержки экономических реформ "Калуга".
В уточненном исковом заявлении, поданном в арбитражный апелляционный суд, истец просил признать недействительными:
- протокол совместного заседания советов Швейцарских фондов поддержки экономических реформ "Воронеж" и "Калуга" от 13.12.2006, в части касающейся решений, принятых в отношении Швейцарского поддержки экономических реформ г. Воронежа;
- протокол решений второго заседания объединённого попечительского совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ (фонд "Калуга" и фонд г. Воронежа) от 29.03.2007, в части касающейся решений, принятых в отношении Швейцарского поддержки экономических реформ г. Воронежа;
- протокола заседания попечительского совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ от 03.11.2007;
- устава Швейцарского фонда поддержки экономических реформ (новая редакция), утверждённого решением попечительского совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ от 03.11.2007.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2012 по делу N А14-3813/2011 отменено.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Правительство Воронежской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А14-3813/2011 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Швейцарский фонд поддержки экономических реформ в представленном отзыве на кассационную жалобу указал, что Правительство Воронежской области является ненадлежащим истцом, поскольку им не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми решениями; статуса учредителя и право Правительства Воронежской области на участие в управление Фондом не возникло, в связи с неисполнением обязанности по внесению имущественного взноса в Фонд. Ответчик просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А14-3813/2011 - без изменения.
Швейцарский фонд поддержки экономических реформ "Калуга" в своем отзыве указал, что заявителем жалобы, в нарушение положений части 4 пункта 2 статьи 277 АПК РФ, не приведены основания для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции, отсутствуют ссылки на статьи АПК РФ в обоснование необходимости отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений на сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечило.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанного лица в порядке статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителей истца, ответчика и 3-го лица, которые изложили и поддержали свои доводы и возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 30.05.1994 Администрацией Воронежской области и Воронежской областной ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов "Нива" с российской стороны, Швейцарской Конфедерацией и Союзом кооперативов "Мигрос" со швейцарской стороны был подписан Учредительный акт с целью создания "Российско-швейцарского Фонда поддержки сельского хозяйства и экономических реформ".
Постановлением Администрации Воронежской области от 30.05.1994 N 681 зарегистрировано юридическое лицо - Российско-Швейцарский фонд поддержки сельского хозяйства и экономических реформ, утверждён Устав Фонда.
В соответствии с Уставом, утверждённым решением Совета Фонда 28.01.1999 и зарегистрированным постановлением Администрации Воронежской области N 925 от 16.09.1999, указанная организация переименована в Швейцарский Фонд поддержки экономических реформ.
Также установлено, что Распоряжением Администрации Калужской области N 730-р от 22.09.1994 зарегистрирована некоммерческая организация под первоначальным наименованием "Калужский Фонд поддержки экономических реформ".
Решением Совета Фонда от 28.01.1999 его наименование было изменено на Швейцарский Фонд поддержки экономических реформ "Калуга" - Швейцарский Фонд "Калуга".
Учредительным документом Фонда является устав.
Фонд является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Фонд имеет самостоятельный баланс. Фонд создан без ограничения срока деятельности (ст. 4 Устава).
Высшим органом Фонда является Попечительский Совет Фонда (именуемый в уставе "Совет Фонда") (ст. 9 Устава).
13.12.2006 состоялось совместное заседание Советов Фондов "Воронеж" и "Калуга", на котором были приняты решения об осуществлении в дальнейшем деятельности обоих швейцарских Фондов "Воронеж" и "Калуга" под контролем совместного Совета, о недопустимости присутствия в новом Наблюдательном Совете представителей государственных исполнительных органов, об избрании членами нового объединенного Наблюдательного Совета Фондов Девлетукаева Н.А., Григорьевскую Т.И., Розанову Т.Г., Мирончук В.А.
Согласно протоколу второго заседания объединенного Попечительского Совета Фондов "Воронеж" и "Калуга" от 29.03.2007 были утверждены протоколы заседаний Совета Фонда "Калуга" и Объединенного Совета Фондов от 13.12.2006, принято ряд совместных решений, в частности, о выплате директорам Фондов "Калуга" и "Воронеж" премиального вознаграждения за 2006 год, об одобрении годовых отчетов за 2006 год, об одобрении и утверждении новой редакции Устава Фонда, утверждении внутренних нормативных документов, были подтверждены полномочия членов Совета, избраны члены Кредитного Комитета, Комитета по внутреннему контролю и Комитета по стратегии, сняты полномочия с предыдущего Президента и новым Президентом Фондов избран Девлетукаев Н.А. (т.2 л.д. 21-25).
На заседании Совета Фонда 03.11.2007, прошедшем с участием указанных выше лиц, был утвержден протокол заседания Совета Фонда от 29.03.2007 в исправленной редакции и утверждена новая редакция Устава Фонда.
Устав Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ в редакции, утвержденный протоколом от 03.11.2007, зарегистрирован 26.05.2008.
Истец в своем уточненном исковом заявлении просил признать недействительными протокол совместного заседания советов Швейцарских фондов поддержки экономических реформ "Воронеж" и "Калуга" от 13.12.2006 и протокол решений второго заседания объединённого попечительского совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ (фонд "Калуга" и фонд г. Воронежа) от 29.03.2007, в части, касающейся решений, принятых в отношении Швейцарского поддержки экономических реформ г. Воронежа.
При этом, какие именно решения, оформленные указанными протоколами, он просит признать недействительными, истец в иске не конкретизировал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 50, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 7 Федерального закона РФ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, будучи юридическими лицами, могут создаваться в форме благотворительных и иных фондов. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами, преследующая социальные, благотворительные или иные общественно полезные цели.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяется уставом, утверждаемым учредителями. Органом фонда, осуществляющим надзор за его деятельностью, соблюдение фондом законодательства и принятием другими органами фонда решений, является попечительский совет фонда.
В силу ст.119 ГК РФ, ст.14, 28 Федерального закона РФ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческой организацией является устав, которым определяется структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, а также порядок управления, в том числе, фондом. Изменение в устав фонда могут быть изменен его высшим органом управления, если уставом фонда предусмотрена возможность такого изменения.
В соответствии с первоначальным уставом Фонда, зарегистрированным 30.05.1994, одним из учредителей Фонда являлась администрация Воронежской обл. (в настоящее время - правительство Воронежской обл.).
Высшим органом управления Фонда являлся Совет Фонда. Члены Совета Фонда назначаются учредителями, как правило, на 2 года и могут переназначаться учредителями. Совет Фонда имеет право изменить или дополнить устав Фонда.
Согласно ст. 6 Учредительного акта Фонда, принятого 30.05.1994 от администрации Воронежской обл. назначен член Совета Фонда.
В соответствии с новой редакцией устава Фонда, зарегистрированной 16.09.1999, высшим органом Фонда признавался Попечительский совет.
Члены Совета Фонда, являвшегося высшим органом управления Фонда в соответствии с первоначальным уставом Фонда, приобретали статус членов Попечительского совета с момента государственной регистрации новой редакции устава Фонда и сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
К исключительной компетенции Попечительского совета относилось внесение изменений и дополнений в Устав Фонда.
Попечительский Совет Фонда, принимавший решения, оформленные протоколом от 03.11.2007, был сформирован на основании решений, оформленных протоколами совместных заседаний Швейцарского фонда г. Воронеж и Швейцарского фонда "Калуга", которыми Девлетукаев Н.А., Григорьевская Т.И., Розанова Т.Г. и Мирончук В.А. были включены в состав Наблюдательного Совета (протокол от 13.12.2006) и протоколом от 29.03.2007, которым полномочия указанных лиц были подтверждены как членов Попечительского Совета Швейцарского фонда поддержки экономических реформ.
Протоколом заседания Совета Фонда от 13.12.2006 было принято решение о недопустимости членства в Наблюдательном Совете представителей государственных исполнительных органов и избрании новых членов Наблюдательного Совета. При этом из содержания указанного протокола следует, что на Наблюдательный Совет возлагаются функции высшего органа управления Фонда. Указанные решения связаны с вопросами, регулируемыми положениями устава Фонда.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия считает верным вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Из материалов дела следует, что истец ходатайства о привлечении Швейцарского Фонда "Калуга" в качестве соответчика не заявил. Своего согласия на привлечение его в качестве соответчика не дал, против удовлетворения ходатайства, поданного самим Швейцарским Фондом "Калуга" о привлечении его в качестве соответчика, возражал. В связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительными совместных решений обоих Фондов с учетом неделимости предмета иска.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судам и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А14-3813/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Маненков |
Судьи |
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.