Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 апреля 2021 г. N 33а-7120/2021
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Куляпина Д.Н., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Р.Э.,
с участием прокурора Халиковой Л.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куляпина Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Тимаковой Светланы Геннадьевны на решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 октября 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Тимаковой Светланы Геннадьевны к исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании постановления от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево" недействующим со дня принятия в части положений, устанавливающих красные линии, проходящие по принадлежащему истице земельному участку, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Халиковой Л.Г., полагавшей решение суда подлежащем отмене, с принятием нового решения, судебная коллегия
установила:
Тимакова С.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево" в части установления красных линий в отношении принадлежащих ей земельного участка и жилого дома.
В обоснование требований указала, что на основании договора купли-продажи от 20 июля 2017 года является собственником земельного участка с кадастровым номером.... и расположенного на нем индивидуального жилого дома, находящихся в границах территории "Аметьево" по адресу: (адрес).
Весной 2018 года административному истцу стало известно о том, что по ее земельному участку и по середине жилого дома, проходит красная линия. Однако, в выписках из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок и жилой дом, равно как и в сведениях публичной кадастровой карты, информация о наличии каких-либо обременений, помимо ипотеки, отсутствует.
Наличие красных линий, проходящих непосредственно по участку и жилому дому административного истца, также подтверждается градостроительным планом земельного участка от 8 февраля 2019 года N RU-16301000-15415.
Тимаковой С.Г. стало известно, что красные линии по ее участку и дому утверждены постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево". Указанное постановление опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
Данным нормативным правовым актом был утвержден проект планировки территории "Аметьево", в состав которого вошли чертежи красных линий.
При этом чертеж с указанием красных линий с координатами поворотных точек не опубликовывался в установленном порядке ни в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, ни на официальном портале органов местного самоуправления г. Казани (www.kzn.ru), о чем прямо указано в пунктах 3 и 4 оспариваемого постановления.
С таким постановлением органа местного самоуправления Тимакова С.Г. не согласна, полагает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы на том основании, что наличие красных линий создает ей препятствия в пользовании земельным участком и постройками, которые невозможно реконструировать. Указывает, что административным ответчиком при установлении красных линий были допущены нарушения градостроительного законодательства, в результате чего осуществлено произвольное установление красных линий. Ссылается на то, что проект планировки территории "Аметьево" не содержит никакого обоснования того, по какой причине красная линия установлена по земельному участку и дому административного истца, не содержит ссылок на какие-либо нормативы, устанавливающие оспариваемую ширину проезда.
На основании изложенного просила признать постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево" недействующим со дня принятия в части положений, устанавливающих красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером.... и жилому дому с кадастровым номером...., расположенным по адресу: (адрес).
Судом первой инстанции принято решение от 16 октября 2019 года об отказе в удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Тимаковой С.Г. ставится вопрос об отмене решения суда от 16 октября 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции надлежащим образом не проверил, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия нормативного правового акта, и объективно не исследовал оспариваемое постановление органа местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Тимакова С.Г. в судебное заседание не явилась.
Административный ответчик исполнительный комитет муниципального образования города Казани, заинтересованное лицо муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани") своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков и зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (части 4 и 6 статьи 41 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (подпункт 1 части 3).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории регламентирован статьями 45, 46 ГрК РФ.
На основании пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в случае, если решение о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории принято до дня вступления в силу данного федерального закона, подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляются в соответствии с положениями ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного федерального закона).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тимакова С.Г. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом, общей площадью 242 кв. м, с кадастровым номером...., расположенного по адресу: (адрес). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 30 июня 2017 года.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, 1962 года постройки, общей площадью 63,9 кв. м, с кадастровым номером...., право собственности Тимаковой С.Г. на который зарегистрировано 30 июня 2017 года.
На обращение Тимаковой С.Г. о корректировке проектной красной линии на земельном участке (адрес), 14 июня 2018 года МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" письмом N 15/02-04-9753 сообщило, что запрашиваемый участок расположен в границах проекта планировки территории "Аметьево", утвержденного постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июля 2012 года N 4533. Красные линии утверждены в составе проекта планировки и изменениям не подлежит. По результатам комиссионного рассмотрения решено сохранить существующий план красных линий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что процедура принятия и опубликования нормативно-правового акта, установленная ГрК РФ, была соблюдена, публичные слушания в оспариваемой части постановления были проведены ранее - 16 декабря 2011 года, информация о слушаниях и постановление от 9 июля 2012 года об утверждении проекта планировки опубликована. Также суд сослался на то, что на территории района "Аметьево" была спроектирована сеть муниципальных дорог, проходящая не только по участку административного истца, но по всему жилому массиву, и предназначена для благоустройства города и оптимальной организации транспортного потока.
Вместе с тем суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 ГрК РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Согласно частям 5 и 6 статьи 46 ГрК РФ, (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
На основании частей 12, 13 и 14 статьи 46 ГрК РФ, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
Согласно пунктам 3.3-3.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации N РДС 30-201-98 (утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30), красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.
Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.
В соответствии с пунктом 4.6 указанной выше Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
На основании статьи 41 Градостроительного устава города Казани (утвержден решением Казанского совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, в редакции решения Казанской городской Думы от 8 октября 2010 года N 5-54, действующий на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани", будучи уполномоченным исполнительным комитетом муниципального образования города Казани субъектом, осуществляет ведение дежурного плана красных линий, в котором отображаются все красные линии, существующие в городе Казани, как утвержденные в установленном порядке (в составе проектов планировки территории), так и проектные (вошедшие в какие-либо проектные материалы, но не получившие статус утвержденных).
В муниципальном образовании город Казань порядок проведения публичных слушаний (в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта планировки территории), определялась решением Казанской городской Думы от 8 июня 2006 года N 7-9 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани".
Из материалов административного дела следует, что постановлением Мэра города Казани от 27 августа 2015 года N 117 назначены публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной улицами Новая, Калинина, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный. Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 3 сентября 2015 года N 34.
18 сентября 2015 года состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной улицами Новая, Калинина, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный, по результатам слушаний составлен протокол.
Постановлением от 31 декабря 2015 года N 4666 был утвержден проект планировки территории "Аметьево". Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 1 от 21 января 2016 года, также оно опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
Таким образом, на публичных слушаниях обсуждался только проект планировки территории, ограниченной улицами Новая, Калинина, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный, куда улица Сборная не входит.
При этом довод административного ответчика о том, что публичные слушания по проекту планировки территории района "Аметьево", куда входит и улица Сборная, проводились ранее на основании постановления Мэра города Казани от 17 ноября 2011 года N 440, в результате которых вынесено постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июля 2012 года N 4533 об утверждении проекта планировки территории "Аметьево", признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку пунктом 2 оспариваемого постановления вышеуказанное постановление от 9 июля 2012 года N 4533 признано утратившим силу.
Следовательно, поскольку органом местного самоуправления нарушена процедура принятия постановления от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево", оно не может быть признано законным, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Кроме того, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу приведенных выше положений градостроительного законодательства для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. При этом планировочные решения определяются с учетом функционального зонирования, определенного генеральным планом, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером.... и на расположенный на данном земельном участке жилой дом 1962 года постройки возникло у Тимаковой С.Г. на основании договора купли-продажи от 20 июня 2017 года и зарегистрировано в установленном законом порядке 30 июня 2017 года.
Учитывая изложенное, следует признать заслуживающим внимания довод административного истца о том, что при принятии оспариваемого постановления у административного ответчика отсутствовали правовые основания не учитывать названный земельный участок и расположенный на нем жилой дом 1962 года постройки при разработке проекта планировки территории "Аметьево".
Данных о том, что при разработке проекта планировки территории "Аметьево" планировалось изъятие земельного участка с кадастровым номером.... из частной собственности в целях его использования в качестве территорий общего пользования, также не имеется.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при вынесении постановления от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево" в части, касающейся места расположения земельного участка и жилого дома, принадлежащих административному истцу, не были учтены ни сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, ни права и законные интересы правообладателя земельного участка.
При таких обстоятельствах, решение суда от 16 октября 2019 года не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска Тимаковой С.Г. и признании постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево" недействующим с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу в части положений, устанавливающих красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером.... и жилому дому с кадастровым номером...., расположенным по адресу: (адрес).
Достаточных оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Тимаковой С.Г. о признании оспариваемого постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани недействующим со дня его принятия, судебная коллегия, исходя из фактических обстоятельств дела, не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила:
Решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 октября 2019 года по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Тимаковой Светланы Геннадьевны к исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании постановления от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево" недействующим со дня принятия в части положений, устанавливающих красные линии, проходящие по принадлежащему административному истцу земельному участку и жилому дому, удовлетворить частично.
Признать постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4666 "Об утверждении проекта планировки территории "Аметьево" недействующим с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу в части положений, устанавливающих красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером.... и жилому дому с кадастровым номером...., расположенным по адресу: (адрес).
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Тимаковой Светланы Геннадьевны отказать.
Апелляционное определение по данному делу или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан и на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 апреля 2021 г. N 33а-7120/2021
Вступает в законную силу с 30 апреля 2021 г.
Текст определения официально опубликован не был
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда Республики Татарстан (http://vs.tat.sudrf.ru)