Коротко о важном
ПИФы и прибыль
Федеральным законом от 4 октября 2004 г. N 124-ФЗ внесены изменения в ст. 277 Налогового кодекса РФ "Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации". Поправка совсем небольшая: слова " (фонд) организации" заменены словами " (фонд, имущество фонда) ". То есть с уходом слова "организация" ст. 277 НК теперь распространяется и на паевые инвестиционные фонды, а значит, в отношении пайщиков ПИФов действует тот же порядок налогообложения, что и для акционеров АО, участников ООО и пайщиков производственных кооперативов. Федеральный закон опубликован 7 октября, вступит в силу через 1 месяц и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.
С чего начинается... срок
Сразу на два вопроса экспортеров ответило финансовое ведомство Письмом от 24 сентября 2004 г. N 03-04-08/73: с какого момента отсчитывается 180-дневный срок представления документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0% при экспорте и возможно ли вернуть пени, ранее уплаченные за просрочку представления подтверждающих документов?
180-дневный срок предусмотрен ст. 165 НК РФ, при этом Кодекс оговаривает, что 180 дней исчисляются с даты выпуска товаров региональным таможенным органом в режиме экспорта или транзита (п. 9 ст. 165). Что конкретно следует понимать под "датой выпуска"? Минфин считает, что это - дата отметки таможни на грузовой таможенной декларации "Выпуск разрешен". Напомним, что течение срока, исчисляемого днями (в нашем случае), начинается на следующий день после наступления события (ст. 6.1 НК РФ). Что касается представления декларантом подтверждающих документов (п. 1 ст. 165) с опозданием, то ему возвращается уплаченная сумма НДС. Разумеется, с соблюдением правил ст. 176, то есть уплаченный налог может быть засчитан в счет недоимки, санкций и пр., а остаток возвратится к экспортеру по его заявлению (ст. 176 НК РФ). А вот пени возврату не подлежат (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Филиал или подразделение
Перейдя на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2004 г., в III квартале организация открыла несколько заправочных станций, не имеющих самостоятельных балансов и расчетных счетов. Тут же возникла проблема с налоговой инспекцией, потребовавшей от организации перехода на общий режим на том основании, что у организации имеются филиалы, что несовместимо с условиями применения "упрощенки" (п. 3 ст. 346.12).
Вот мнение по этому поводу, высказанное Минфином РФ в Письме от 16 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/14.
Налоговый кодекс понятие "филиал" не определяет, значит, необходимо использовать нормы гражданского законодательства, как того требует п. 1 ст. 11 НК РФ. Если организация открыла заправку, подпадающую под определение филиала из ст. 55 ГК РФ (создание филиала предусмотрено учредительными документами, расположены они вне места нахождения головной организации, осуществляют ее функции, их часть, наделены имуществом организации, действуют на основании утвержденных ею положений), то, конечно, организация не вправе применять "упрощенку".
Однако организация вправе перейти на "упрощенку", если она открыла заправочные станции, соответствующие критериям обособленного подразделения (п. 2 ст. 11 НК РФ). То есть любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (даже хотя бы одно - см. Письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912). Признание такого подразделения обособленным производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных документах, и от полномочий, которыми организация это подразделение наделяет.
Пенсионную планку придется повышать
Любопытный и непопулярный пакет поправок в законодательство подготовлен в недрах Минздравсоцразвития РФ. Чиновники предлагают, чтобы каждый работающий независимо от времени выхода на пенсию получил бы право отчислять 4% годового оклада сверх обязательных взносов. При этом государство станет добавлять к добровольным взносам от 2 до 5,6 тыс. рублей в зависимости от заработка, шкала которого ограничена 100-280 тысячами рублей. На иные категории зарплат схема не распространяется. Добровольные взносы пойдут все в те же ценные бумаги через ПФР, НГПФ, управляющие компании, а надбавка к пенсии из бюджета - записываться на условный страховой счет, вести который будет ПФР. Получить "довесок" от государства можно будет, лишь выйдя на пенсию, причем при условии, что мужчины сделают это не ранее чем в 63 года (сейчас - 60), женщины - в 60 лет (сейчас - 55).
МРОТу не успеть за минимумом
Несмотря на то что Госдума уже приняла в первом чтении закон, согласно которому с 1 января 2005 г. МРОТ возрастет до 750 рублей, правительство продолжает изыскивать возможности его дальнейшего повышения, об этом сообщил премьер-министр А. Жуков. Не исключено, что с 1 июля 2005 г. МРОТ вырастет до 900 рублей, по крайней мере с такой инициативой выступила "Единая Россия". А вот будет ли возможность повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума, величина которого по итогам II квартала текущего года составила 2363 руб., вопрос, пока оставленный без ответа. Как пояснил А. Жуков, все будет зависеть от состояния экономики, а не от правительства, которое "делает определенные шаги в этом направлении". Пока что уровень прожиточного минимума прогнозируется на 2005 год на уровне 2940 руб., а с учетом предполагаемых изменений потребительской корзины может составить 3200 руб.
Чиновники подбираются к неприятным статьям
Попытки исполнительной власти "усовершенствовать" ст. 20 и 40 НК РФ не прекращались с самого момента их появления. Недавно в ходе международной конференции "Налоговая стратегия в современных условиях: вызов времени и новые возможности" замминистра финансов РФ Сергей Шаталов озвучил будущие новации. В рамках предложений по ужесточению контроля за трансфертными ценами Минфин предлагает включить в перечень взаимозависимых лиц так называемые сестринские компании, являющиеся сейчас формально независимыми, и компании, совершающие сделки с фирмами-однодневками. Если предложение пройдет, то упомянутые компании автоматически попадут в сферу особого внимания налоговых органов - сейчас же приходится признавать их взаимозависимость через суд.
Но это еще не все. Минфин нацелился также на бартерные сделки и сделки по уступке права требования - налогоплательщикам, их совершившим, придется защищать, подтверждать документально используемые цены. А вот если документов не будет (продолжая мысль: или их сочтут неубедительными), налоговые органы получат неограниченные возможности для контроля (напомним: сейчас перечень сделок, цены в которых контролируются налоговиками, является закрытым).
Предложения по ужесточению контроля за трансфертным ценообразованием в настоящее время согласовываются с заинтересованными ведомствами и должны быть представлены в правительство до 1 ноября текущего года.
Нет органа - нет регистрации. Есть только проблема
Закон "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация", образованных на их основе слов и словосочетаний" появился еще в 1993 г. (от 2 апреля 1993 г. N 4737-1).
Дабы организациям и предприятиям было неповадно при всяком удобном случае использовать в своих наименованиях данные слова, правительство выпустило Постановление от 7 декабря 1996 г. N 1463, где было указано, что в названиях различных структур подобные слова могут использоваться лишь в соответствии с актами Президента, правительства либо с разрешения Правительственной комиссии, образованной Постановлением от 18 мая 1992 г. N 334. При этом органам, осуществляющим госрегистрацию предприятий и организаций, предписали руководствоваться данным положением при регистрации различных структур, а Инструкцию о порядке взимания соответствующего сбора за "святые" слова должно было разработать МНС РФ (что оно в свое время и сделало).
Но в ходе перестройки органов государственного управления Правительственная комиссия сначала была переименована в Правительственную комиссию по выдаче разрешений (Постановление Правительства РФ от 21 июля 1992 г. N 502), а затем и вовсе упразднена - Постановлением от 16 апреля 2004 г. N 215, то есть незадолго до появления главного "структурного" Закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ.
Сам Закон "О сборе за наименования "Россия" не отменен, но вот его п. 6 теперь гласит, что Инструкция о порядке применения данного Закона издается Министерством финансов РФ. На сегодня прежняя Инструкция МНС (утверждена Приказом МНС РФ от 29 июля 2000 г. N БГ-3-02/246) уже не действует, а новой инструкции нет как нет.
В связи с такими почти детективными обстоятельствами 27 августа 2004 г. МНС РФ выпустило Письмо N 09-1-03/3458, в котором отметило, что налоговикам необходимо регистрировать предприятия с "громкими" именами" с учетом требований Постановления N 1463 - силу-то оно не утратило! Однако этому мешают сами предприятия, то и дело необоснованно норовя присвоить себе общероссийский статус. В самом деле желание зарегистрировать "Федеральную контору рогов и копыт деревни Клопово" может привести к грубым нарушениям законодательства. А поэтому если документа, подтверждающего согласованность вопроса о названии с соответствующим госорганом нет - то и регистрации не будет. Но поскольку взамен упраздненной комиссии другого органа пока не создали, то налоговая инспекция откажет в регистрации в любом случае использования "высоких" слов.
Где крупнейшим зарегистрировать ККТ
Закон о применении ККТ (от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ) гласит, что при ведении налично-денежных расчетов или расчетов пластиковыми картами ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета организации (индивидуального предпринимателя). Но это вовсе не означает, что если плательщик относится к крупнейшим, соответственно стоит на учете в специализированной Межрегиональной районной инспекции, то ему придется ехать именно туда вместе с кассовым аппаратом. Дело в том, что налогоплательщики встают на учет по ряду оснований (п. 1 ст. 83 НК РФ), в том числе и по месту нахождения обособленного подразделения, и по "иным основаниям". Да и налоговым органам сподручнее контролировать исполнение требований закона по территориальному признаку, то есть там, где наличные расчеты при реализации товаров, услуг, работ непосредственно производятся (Письмо МНС РФ от 1 октября 2004 г. N 33-0-11/608).
Аудиторских стандартов прибавилось
Перечень российских стандартов аудиторской деятельности пополнился пятью новыми стандартами - 7 октября они были утверждены правительством (процедура появления аудиторских стандартов предусмотрена ст. 9 Закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ).
Среди "новичков" следует выделить стандарт N 13, посвященный обязанностям аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита, и N 14, затрагивающий требований нормативных актов. Именно эти два документа подчеркивают, что ответственность за соблюдение Закона в полной мере несет руководство организации, а аудитор лишь высказывает независимое мнение о бухгалтерской отчетности компании, которое не является ни гарантией, ни какой-либо страховкой. Еще три стандарта имеют отношение к правильной организации аудита - согласование условий аудита (N 12), понимание деятельности аудируемого лица (N 15), аудиторская выборка (N 16).
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 44, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.