г. Калуга |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А09-8224/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "17" июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
А.Н. Гриднев, |
|
судей | ||
при участии в заседании: | ||
от истца (заявителя): Общества с ограниченной ответственностью "Корнеевское" (ОГРН 10740004001983) |
Балакаева Р.В. - представителя по доверенности от 25.07.2012 N 02-Д; |
|
от ответчика: Администрации муниципального района "Медынский район" Калужской области |
Антропова С.В. - представителя по доверенности от 09.01.2013 N 1; |
|
от третьего лица: Министерства лесного хозяйства Калужской области (ОГРН 1064027046071) |
Левовой И.В. - представителя по доверенности 28.12.2012 N ВМ-1746-12; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Корнеевское", г. Обнинск Калужской области, на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (судьи Байрамова Н.Ю., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу N А09-8224/2010,
УСТАНОВИЛ:
25.01.2011 Арбитражным судом Брянской области принято решение по делу N А09-8224/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Корнеевское" (далее - ООО "Корнеевское", Общество, истец) к Администрации муниципального района "Медынский район" 3-е лицо: Министерство природных ресурсов Калужской области о признании незаконным отказа в заключении договоров купли-продажи земельного участков.
Данным решением заявление Общества с ограниченной ответственностью "Корнеевское" удовлетворено; признан незаконным отказ Администрации муниципального района "Медынский район" в заключении договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых лесом, общей площадью 1786 га, расположенных в границах СПК "Корнеевский" Медынского района Калужской области и обязать Администрацию муниципального района "Медынский район"осуществить подготовку договоров купли-продажи данных земельных участков и направить их ООО "Корнеевское" с предложением об их заключении; признан незаконным отказ Администрации муниципального района "Медынский район" в заключении договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, не занятых лесом, общей площадью 65 га, расположенных в границах СПК "Корнеевский" Медынского района Калужской области, суд обязал Администрацию муниципального района "Медынский район" осуществить подготовку договоров купли-продажи данных земельных участков согласно скорректированной карты-схемы, являющейся приложением к заявлению от 14.07.2008 года и направить их ООО "Корнеевский" с предложением об их заключении.
Администрация муниципального района "Медынский район" (далее - Администрация, ответчик) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о пересмотре вышеуказанного судебного решения по новым обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2012 (судья Малюгов И.В.) по делу N А09-8224/2010 в удовлетворении данного заявления администрации отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 определение отменено. Дело N А09-8224/2010 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, считая его необоснованным и незаконным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, ООО "Корнеевское" обратилось в суд округа с кассационной жалобой. Заявитель жалобы просит отменить постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А09-8224/2010, оставив в силе определение Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2012 по делу N А09-8224/2010.
Ответчик в представленном отзыве на кассационную жалобу просил постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А09-8224/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Министерство лесного хозяйства Калужской области в своем отзыве указало, что всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, была дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции; на спорном земельном участке произрастают леса, что установлено в результате натурального осмотра, подтверждается экспертным заключением и картой схемой лесных участков. Министерство лесного хозяйства Калужской области просило постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А09-8224/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представители истца, ответчика и третьего лица поддержали свои правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, администрация, обращаясь с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылалась на решение Арбитражного суда Калужской области от 31.08.2011 г. по делу N А23-1435/2011, которым в удовлетворении заявленных требований Министерства лесного хозяйства Калужской области об исправлении кадастровой ошибки отказано, при этом в решении указано, что основание для указания в реестре категории земельного участка как земли сельхозназначения не подтверждено соответствующими документами.
Кроме того, заявитель ссылается на кадастровую выписку N 40/11-96858 от 23.08.2011 о земельном участке с кадастровым номером 40:14:000000:106, согласно которой категория земельного участка площадью 18960000 кв.м., находящегося в пользовании ООО "Корнеевское" не установлена, а также на постановление Администрации муниципального района "Медынский район" от 12.03.2012 об отнесении земельного участка с кадастровым номером 40:14:000000:106 к категории земель лесного фонда.
Согласно кадастровой выписке N 40/12-39042 от 04.04.2012, земельный участок с кадастровым номером 40:14:000000:106 площадью 18960000 кв.м. отнесен к категории "земли лесного фонда".
12.04.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 18 960 000 кв.м. с кадастровым номером 40:14:000000:106.
Полагая, что указанные обстоятельства, возникшие после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2011 по делу N А09-8224/2010 новые, существенные и являются основанием для постановки вопроса о пересмотре решения Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-8224/2010 по новым обстоятельствам, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2012 в удовлетворении данного заявления администрации отказано, поскольку вышеперечисленные обстоятельства не относятся к основаниям для пересмотра судебного акта в порядке части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ссылаясь на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 (опубликованное на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 23.02.2012) по делу N А46-131112/2010 Арбитражного суда Омской области, в силу п. 5 ч.3 ст.311 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменил указанное определение суда первой инстанции и направил "вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области".
Суд апелляционной инстанции сослался на то, что спорный земельный участок в настоящее время относится к землям лесного фонда, в связи с чем, исполнить решение суда невозможно. Кроме того, судом было отмечено, что судами (в момент рассмотрения дела по существу) не исследовался вопрос фактического использования спорного земельного участка и его соответствие сведениям, внесенным в кадастр, что имеет правовое значение для разрешения существующего спора, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать установленной категории и виду разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Суд кассационной инстанции не может признать выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и принятыми на основании исследования всех обстоятельств дела.
Согласно ст. 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37.
В соответствии с ч. 1 ст. 311 АПК РФ основаниями пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются: 1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу; 2) новые обстоятельства - указанные в части 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ вновь открывшимися обстоятельствами являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов новым или вновь открывшимся обстоятельствам" существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения.
Исходя из принципов окончательности и стабильности решений, вступивших в законную силу, ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания и получения нового решения.
Указывая на то, что спорный земельный участок в настоящее время относится к землям лесного фонда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в период исполнения решения Арбитражного суда Брянской области от 25.01.2011 по делу N А09-8224/2010 выяснилось, что на испрашиваемом земельном участке располагается лес, собственником которого является Российская Федерация.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, указанный вывод не является верным, поскольку данное обстоятельно было известно и в период рассмотрения основного спора по делу N А09-8224/2010.
Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Следовательно, нахождение лесной растительности не является основанием для отнесения земель к категории лесного фонда.
Не является верным утверждение суда апелляционной инстанции со ссылкой на положения ч. 1 ст. 69 АПК РФ о том, что категория земельного участка, отнесение его к землям лесного фонда или сельскохозяйственного назначения является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в доказывании.
Как следует из положений ч. 1 ст. 69 АПК РФ обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Однако судом апелляционной инстанции не было указано никаких аргументов, подтверждающих общеизвестность указанного факта, равно как не указана форма признания данного факта общеизвестным.
Так же судом было указано на то, что управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии спорному земельному участку присвоена неправильная категория земли - "сельскохозяйственной назначение", однако данный вывод не основан на доказательствах, представленных в дело.
Отменяя определение Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2012, суд апелляционной инстанции ссылался на положения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 (опубликованного на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 23.02.2012) по делу N А46-131112/2010 Арбитражного суда Омской области.
Вместе с тем, из содержания указанного судебного акта следует, что предметом рассмотрение суда было определение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимость от которого поставлена его кадастровая стоимость.
Следовательно, ссылка на положения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 как на дело схожее по фактическим обстоятельствам не является верным.
С учетом указанных обстоятельств, оспариваемый судебный акт не может считаться обоснованным и законным, и подлежит отмене.
Учитывая, что Арбитражный суд Брянской области подробно исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им надлежащую правовую оценку, суд кассационной инстанции считает необходимым оставить в силе определение суда первой инстанции.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что проверка вступивших в законную силу судебных актов означает, по существу, возможность преодоления окончательности этих судебных актов, институциональные и процедурные условия их пересмотра должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, прозрачности осуществления правосудия, исключать возможность затягивания или необоснованного возобновления судебного разбирательства и тем самым обеспечивать правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений, их неопровержимости, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов.
Руководствуясь п.5 ч.1 ст. 287, ч.1, ч.2 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А09-8224/2010 отменить, оставив в силе определение Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2012 по делу N А09-8224/2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Гриднев |
Судьи |
А.Н. Маненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.