Решение Приморского краевого суда от 20 апреля 2021 г. по делу N 3а-109/2021
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца Ракович Е.Е. - Чагиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ракович Елены Евгеньевны к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация Артемовского городского округа Приморского края, Балфин Андрей Михайлович об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень объектов на 2019 год).
Данное распоряжение 26 декабря 2018 года размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 марта 2021 года N 128-ри.
В Перечень объектов на 2019 год включены объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 5657), объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 5658).
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год).
Данное распоряжение 30 декабря 2019 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 14 апреля 2021 года N 206-ри.
В Перечень объектов на 2020 год включены объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 5548), объект недвижимости с кадастровым номером с кадастровым номером N (пункт 5549), расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>.
Ракович Е.Е. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ей на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое помещение площадью 129,5 кв. м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, нежилое помещение, площадью 2130,5 кв. м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>,
Указанные объекты недвижимости включены в Перечень объектов на 2019 год (пункты 5658 и 5657 соответственно) и в Перечень объектов на 2020 год (пункты 5549 и 5548 соответственно).
Включение указанных объектов недвижимости в соответствующие Перечни объектов на 2019 и 2020 годы влечет за собой оплату налога на имущество физических лиц в размере, исчисляемом из их кадастровой стоимости. Полагает, что принадлежащие ей объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N уполномоченным органом не проводились, в график обследования в 2018 и 2019 годах данные объекты недвижимости не включались.
Техническими документами в отношении спорных объектов недвижимости и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости не подтверждается нахождение в объектах недвижимости помещений, общей площадью более 20% от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером N, в границах которого находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, имеет вид разрешенного использования: коммунально-складские и производственные предприятия V класса вредности различного профиля, данный вид разрешенного использования не предполагает размещение административно-деловых и торговых центров (комплексов), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Полагает, что административным ответчиком нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, что влечет их недействительность.
Просит: признать недействующими пункт 5657 и пункт 5658 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, со дня принятия указанного распоряжения;
признать недействующими пункт 5548 и пункт 5549 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, со дня принятия указанного распоряжения.
До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Артемовского городского округа Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, Балфин А.М., из числа заинтересованных лиц исключена администрация города Владивостока.
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края.
В судебное заседание представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, представители заинтересованных лиц Правительства Приморского края, министерства экономического развития Приморского края, администрации Артемовского городского округа Приморского края, заинтересованное лицо Балфин А.М. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение спорных помещений - нежилое помещение, наименование нежилого здания, в котором находятся спорные помещения - Административно-бытовой корпус. В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее по тексту отзыва - Постановление 105-па) (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и направлять ежегодно не позднее 1 ноября в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края перечень административно-деловых центров и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов. Согласно данному Порядку органам местного самоуправления рекомендовано оказывать содействие в определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости с последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень. На момент формирования и утверждения Перечней на 2019 и 2020 годы, при отсутствии предложений от членов Комиссии, собственника объектов, органов исполнительной власти Приморского края, администрации Артемовского городского округа Приморского края о проведении обследования объектов недвижимости, у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края отсутствовали основания инициировать обследование данных объектов. Считают, что на основании сведений, содержащихся в ЕГРН в соответствии с пунктами 6, 7 Постановления N 105-па, объекты с кадастровыми номерами N, N, расположенные по адресу: Приморский край, г. <адрес>, были обоснованно включены в Перечни объектов на 2019 и 2020 годы. Распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, утвердившие указанные Перечни приняты и опубликованы в установленном порядке. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (по тексту отзыва - Перечень). До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство экономического развития Приморского края), о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечни офисных объектов на 2019, 2020 годы; в представленных Перечнях отсутствуют данные об объектах недвижимости с кадастровыми номерами N, N. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Заинтересованным лицом администрацией Артемовского городского округа Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому техническим паспортом на нежилое здание, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, назначение помещений в нем определено как конторское. Осуществление в данных помещениях иной деятельности не свидетельствует о невозможности применения к спорным объектам недвижимости положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку собственник объекта недвижимости праве использовать его в любых, не запрещенных законом, целях.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Ракович Е.Е. - Чагина А.Д. на удовлетворении заявленных требований настаивала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях, пояснила, что налог на недвижимое имущество исчислен исходя из кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, основания для включения нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности Ракович Е.Е., в Перечни объектов на 2019 и 2020 годы отсутствовали.
Выслушав пояснения представителя административного истца Ракович Е.Е. - Чагиной А.Д., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней объектов на 2019 и 2020 годы недействующими со дня принятия соответствующих распоряжений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подпункту 2 статьи 15, абзацу первому пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 2 августа 2005 года
N 159 "Об установлении налога на имущество физических лиц" (в редакции решения Думы Артемовского городского округа Приморского края от 23 августа 2018 года N 140).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечней редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), департамент земельных и имущественных отношений являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ракович Е.Е. является собственником объектов недвижимости:
нежилого помещения площадью 129,5 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
<адрес> (этаж N 1), о чем в Едином государственном реестре недвижимости 30 октября 2018 года сделана регистрационная запись N N-25/006/2018-2;
нежилого помещения, площадью 2130,5 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес> (подвал N 1, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 3), о чем в Едином государственном реестре недвижимости 30 октября 2018 года сделана регистрационная запись N N-25/006/2018-2;
Согласно сведениям технического паспорта данные нежилые помещения находятся в 4-этажном нежилом здании - Административно-бытового корпуса с кадастровым номером N, общая площадь которого составляет 3207,7 кв. м (в здании образованы помещения, на которые зарегистрированы права собственности, в том числе два помещения находятся в собственности Ракович Е.Е.).
Административный истец, как собственник указанных выше нежилых помещений, несет обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Данное распоряжение 26 декабря 2018 года размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В пункт 5657 Перечня объектов на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, в пункт 5658 - объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенные по адресу: Приморский край, г. <адрес>, принадлежащие Ракович Е.Е. на праве собственности.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В пункт 5548 Перечня объектов на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, в пункт 5549 - объект недвижимости с кадастровым номером N.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия, опубликования и к введению их в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Принадлежащие Ракович Е.Е. объекты недвижимости - нежилое помещение площадью 129,5 кв. м, с кадастровым номером N, нежилое помещение, площадью 2130,5 кв. м, с кадастровым номером N, расположенные по адресу: Приморский край, г. <адрес>, имеют наименование: "нежилое помещение", назначение: "нежилое помещение". Данные о виде разрешенного использования каждого из указанных нежилых помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанные объекты недвижимости находятся в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N N, площадью
2 775 кв. м, имеющего вид разрешенного использования: коммунально-складские и производственные предприятия V класса вредности различного профиля, который не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов).
Согласно техническому паспорту объекты недвижимости, расположенные по адресу: Приморский край, г. <адрес>, имеют помещения: кабинеты, комнаты, кладовые, коридоры, душевая, нежилые помещения, библиотека, лестничные клетки.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца было представлено заключение специалиста об определении фактической площади использования нежилых помещений здания с кадастровым номером N для размещения офисов и торговых помещений, выполненное Поповой М.А., кадастровым инженером ООО "ПИК ГеодезДВ" 26 февраля 2021 года, согласно которому в данном 4-этажном здании согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в собственности у Ракович Е.Е. находятся два помещения с кадастровыми номерами N, N, занимающие часть 1 и 2 этажей, весь 3 этаж и подвал. Площадь торговых и офисных помещений по 1 этажу, находящихся в собственности у Ракович Е.Е., составляет 276,4 кв. м, площадь помещений, принадлежащих другому собственнику и используемых в качестве торговых и офисных составляет 250,4 кв. м. Площадь помещений во всем здании, которая используется в качестве торговых и офисных помещений составляет 526,8 кв. м, что от площади всего здания составляет 16,4%.
В свою очередь, каких-либо допустимых доказательств того, что нежилое помещение с кадастровым номером N, с кадастровым номером N имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, площадь которых составляет не менее 20 процентов общей площади здания, стороной административного ответчика суду не представлено.
Само по себе наименование здания - административное, не свидетельствует о размещении в нем офисных помещений делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов) либо о размещении в нем помещений, указанного назначения, в установленном статьей 378.2 НК РФ размере площади помещений для отнесения к объектам налогообложения. Кроме этого, принадлежащие административному истцу помещения, включенные в Перечни объектов налогообложения на 2019 год, 2020 год, как отдельные объекты недвижимости, самостоятельных наименований, указанных в статье 378.2 НК РФ не имеют.
При таких обстоятельствах для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N в Перечни уполномоченному органу необходимо было определять вид их фактического использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерству имущественных и земельных отношений Приморского края). Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерством имущественных и земельных отношений Приморского края). на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов нормативных правовых акта не принималось.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Доводы административного ответчика, что здание, в котором находятся спорные помещения, поименовано исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости административным, не могут быть приняты во внимание, поскольку наименование здания не является достаточным основанием для отнесения, находящихся в нем объектов недвижимости - нежилых помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.
Представленные в материалы административного дела представителем административного ответчика акт обследования нежилого помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Дзержинского, дом 2, с кадастровым номером N, площадью 129,5 кв. м, и акт обследования нежилого помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Дзержинского, дом 2, с кадастровым номером N, площадью 2130,5 кв. м, составленные 20 февраля 2021 года должностными лицами краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", не свидетельствует о соблюдении установленного постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па Порядка определения вида фактического использования зданий, помещений, поскольку данный осмотр с последующим составлением акта проведен не во исполнение предусмотренного законом порядка мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда, а в рамках рассмотрения административного дела 3а-109/2021.
При этом из текста данных актов обследования не следует, что указанные объекты недвижимости подлежали включению в оспариваемые Перечни объектов, так в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N в акте указано, что помещения объекта используются для размещения иных видов фактического использования. Расчет доли вида фактического использования не производился в связи с отсутствием видов фактического использования подлежащих расчету; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N в акте указано, что доля нежилых помещений, используемых для размещения торговых объектов, составляет 11,9% от общей площади объекта осмотра, доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 1,04% от общей площади объекта осмотра.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 5657 и пункт 5658 Перечня объектов на 2019 год; пункт 5548 и пункт 5549 Перечня объектов на 2020 год подлежат признанию недействующим со дня принятия вышеуказанных распоряжений (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Ракович Елены Евгеньевны к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация Артемовского городского округа Приморского края, Балфин Андрей Михайлович об оспаривании нормативных правовых актов в части, - удовлетворить.
Пункт 5657 и пункт 5658 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт 5548 и пункт 5549 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 20 апреля 2021 г. по делу N 3а-109/2021
Текст решения опубликован не был