г.Калуга |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А54-6110/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Полимерпродукт" (ул. Зубковой, д. 26, кв. 399, г. Рязань, 390048, ИНН 6230040922, ОГРН 1026201106580) |
Ярыгина Н.С. - директора (протокол N 1 от 15.02.2013) и Ярыгина А.Н. - представителя по доверенности б/н от 02.08.2013, сроком на 1 год; |
от Управления земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации города Рязани (ул. Введенская, д. 107, г. Рязань, 390000, ИНН 6227000486, ОГРН 1026200872620)
от Администрации города Рязани (ул. Радищева, д. 28, г. Рязань, 390046, ИНН 6227000292, ОГРН 1026201270260)
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (ул. Дзержинского, д. 14Б, г. Рязань, 390013, ИНН 6234001498, ОГРН 1036238003823)
от Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (ул. Свободы, д. 49, г. Рязань, 390006, ИНН 6231008551, ОГРН 1026201263725) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полимерпродукт" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2012 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Каструба М.В.) по делу N А54-6110/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Полимерпродукт" (далее - ООО "Полимерпродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации города Рязани (далее - Управление), Администрации города Рязани (далее - Администрация) о признании незаконными действий по определению выкупной цены земельного участка и признании недействительным абзаца 2 пункта 1 постановления от 16.05.2012 N 2593, а также о возложении обязанности на орган местного самоуправления установить выкупную цену для земельного участка с кадастровым номером 62:29:008:0081:142 в размере 139 945 рублей 94 копейки, то есть 1% от его кадастровой стоимости.
Решением арбитражного суда от 10.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, ООО "Полимерпродукт" обжаловало их в кассационном порядке.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, Общество просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей ООО "Полимерпродукт" явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как установлено судом, ООО "Полимерпродукт" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - здания: литеры Щ, Щ1, Щ2; назначение - производственное; общей площадью 1 194,1 кв. м, расположенные в корпусе 25 дома 5 по проезду Яблочкова города Рязани, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.03.2003.
18.02.2011 ООО "Полимерпродукт" обратилось в Администрацию города Рязани с заявлением о продаже земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080081:142, на котором расположено вышеперечисленное недвижимое имущество, приложив следующие документы: доверенность представителя, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на принадлежащий Обществу производственный объект и на испрашиваемый земельный участок, кадастровый паспорт на земельный участок и три письма с ответами государственных учреждений по вопросу принадлежности земельного участка.
В течение 2011 года между ООО "Полимерпродукт", Управлением и Администрацией шел процесс переговоров по перечню предоставляемых заявителем документов.
Постановлением Администрации от 16.05.2012 N 2593 "О продаже в собственность ООО "Полимерпродукт" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080081:142 для обслуживания производственного здания" заявителю предоставлен в собственность испрашиваемый земельный участок и установлена цена его продажи в размере 349 864 рубля 85 копеек (из расчета 2,5% от кадастровой стоимости).
Считая, что установленная Администрацией выкупная цена земельного участка завышена, ООО "Полимерпродукт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком в связи с принадлежностью этого участка к федеральной собственности.
Выводы суда в этой части являются ошибочными, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Согласно статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Изложенная норма закона введена Федеральным законом от 14.04.2006 N 53-ФЗ и вступила в силу с 1 июля 2006 года.
До указанной даты правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) определялись нормами Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии со статьей 2 указанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являются, в том числе, если на земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, изначально на спорном земельном участке были расположены объекты недвижимости - здания государственного предприятия - Рязанского завода электронных приборов, приватизация которого состоялась 02.03.1994.
В настоящее время часть указанного недвижимого имущества принадлежит заявителю на праве собственности на основании договора купли-продажи и расположено на сформированном земельном участке с кадастровым номером 62:29:008:0081:142.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, делая вывод об отсутствии у Администрации города Рязани полномочий по распоряжению спорным земельным участком, исходили из того, что этот земельный участок принадлежит Российской Федерации на праве собственности в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ.
Судебная коллегия с указанными выводами не соглашается, так как нормы Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ определяли не только основания возникновения права собственности у соответствующих субъектов, но и процедуры разграничения государственной собственности.
В частности, в соответствии со статьями 6,7 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;
сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.
В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.
Во исполнение требований норм указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 были утверждены Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
Указанным нормативным правовым актом также предусматривалось, что окончание процедуры разграничения государственной собственности на землю завершалось подготовкой и утверждением Правительством Российской Федерации согласованных соответствующих Перечней земельных участков.
Таким образом, в соответствии с требованиями вышеназванных норм действовавшего законодательства право собственности на земельные участки считалось разграничением между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями только после проведения соответствующих процедур по разграничению государственной собственности на землю.
В свою очередь, земельные участки, в отношении которых не проведена процедура разграничения государственной собственности на землю, относятся к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, по земельному участку с кадастровым номером 62:29:008:0081:142 не принималось каких-либо решений по разграничению государственной собственности на землю.
При таких обстоятельствах дела спорный земельный участок относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено, законодательным органом Рязанской области не принимались законы о передаче исполнительному органу государственной власти Рязанской области полномочий по распоряжению земельными участками, к категории которых относится спорный земельный участок.
Учитывая изложенное, полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 62:29:008:0081:142 наделена Администрация города Рязани.
Отменяя обжалуемые судебные акты по вышеизложенным основаниям, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение, так как судом первой и апелляционной инстанций не были исследованы и не дана оценка обстоятельствам и доводам заявителя, связанным с установлением оспариваемым ненормативным правовым актом органа местного самоуправления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 62:29:008:0081:142.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А54-6110/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.