Межгосударственный стандарт ГОСТ EN 397-2020
"Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты головы. Каски защитные. Общие технические требования. Методы испытаний"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2020 г. N 841-ст)
Occupational safety standards system. Personal equipment for head protection. Safety helmets. General technical requirements. Test methods
МКС 13.340.20
Дата введения - 1 октября 2021 г.
Взамен ГОСТ EN 397-2012
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Частным учреждением Федерации Независимых Профсоюзов России "Научно-исследовательский институт охраны труда в г. Екатеринбурге" (ЧУ ФНПР "НИИОТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2020 г. N 132-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2020 г. N 841-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 397-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2021 г.
5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 397:2012 "Каски защитные промышленные" ("lndustrial safety helmets", IDT), включая изменение A1:2012.
Европейский стандарт разработан Техническим комитетом CEN/TC 158 "Защитные каски", секретариатом которого является BSI (Британский институт стандартов).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6) и для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе межгосударственных стандартов.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 Взамен ГОСТ EN 397-2012
7 Некоторые элементы настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие технические и эксплуатационные требования к защитным каскам, методы их испытаний и требования к маркировке. Основные требования предъявляются для всех защитных касок. Дополнительные эксплуатационные требования включены в стандарт для применения только в тех случаях, когда они заявлены изготовителем защитных касок. Защитные каски предназначены для обеспечения защиты пользователя главным образом от падающих предметов, вызывающих черепно-мозговые травмы и переломы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
EN 960:2006, Headforms for use in the testing of protective helmets (Макеты головы для испытания защитных касок)
EN ISO 472, Plastics - Vocabulary (ISO 472:1999) [Пластмассы. Словарь (ИСО 472:1999)]
EN ISO 9185:2007, Protective clothing - Assessment of resistance of materials to molten metal splash (ISO 9185:2007) [Одежда специальная защитная. Метод оценки стойкости материалов к выплеску расплавленного металла (ISO 9185:2007)]
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 защитная каска (industrial safety helmet): Головной убор, далее - каска, предназначенный главным образом для защиты верхней части головы пользователя от повреждений падающими предметами 1).
------------------------------
1)Защитная каска также может обеспечивать защиту головы от воздействия влаги, электрического тока, брызг расплавленного металла, если данные дополнительные защитные свойства заявлены изготовителем защитной каски в эксплуатационных документах и маркировке.
------------------------------
3.2 корпус каски (shell helmet): Твердый, гладко обработанный элемент, образующий общую внешнюю форму каски.
3.3 козырек (peak): Выступающая часть корпуса каски, расположенная над уровнем глаз.
3.4 поля (brim): Отогнутые края корпуса каски.
Примечание - Поля могут иметь сливной желобок.
3.5 внутренняя оснастка (harness): Конструкция в сборе, предназначенная:
a) для обеспечения правильной посадки каски на голове и/или
b) поглощения кинетической энергии, возникающей при ударе.
Примечание - Внутренняя оснастка состоит из несущей и затылочной ленты, а также может включать в себя элементы, указанные в 3.5.3-3.5.6.
3.5.1 несущая лента (headband): Элемент внутренней оснастки, который полностью или частично охватывает голову над уровнем глаз примерно в месте максимального горизонтального обхвата головы.
Примечание - В конструкцию несущей ленты может входить затылочная лента.
3.5.2 затылочная лента (nape strap): Регулируемая по длине лента, расположенная ниже несущей ленты и проходящая по затылку.
Примечание - Затылочная лента может быть неотъемлемой частью несущей ленты.
3.5.3 амортизатор (cradle): Часть внутренней оснастки, контактирующая с головой, за исключением несущей и затылочной лент.
Примечание - Конструкция амортизатора может быть с фиксированными размерами или иметь устройство для их регулирования.
3.5.4 внутренняя обивка (cushioning): Материал, предназначенный для повышения комфорта в процессе ношения каски.
3.5.5 амортизационные ленты (anti-concussion tapes): Поддерживающие ленты, поглощающие кинетическую энергию, возникающую при ударе.
3.5.6 смягчающая или потовпитывающая лента (comfort band or sweatband): Дополнительный элемент, покрывающий по меньшей мере внутреннюю поверхность несущей ленты, предназначенный для повышения комфорта ношения каски.
3.6 защитная прокладка (protective padding): Материал, способствующий поглощению кинетической энергии при ударе.
3.7 вентиляционные отверстия (ventilation holes): Отверстия в корпусе каски, обеспечивающие циркуляцию воздуха внутри каски.
3.8 подбородочный ремень (chin strap): Ремень, располагающийся под подбородком, предназначенный для улучшения фиксации каски на голове.
3.9 крепление подбородочного ремня (chin strap anchorage): Приспособления, с помощью которых подбородочный ремень крепится к каске; они могут включать в себя, например:
a) элементы, прикрепленные для этого к концам подбородочного ремня;
b) элемент корпуса каски или несущей ленты, к которым крепится подбородочный ремень.
3.10 компоненты каски (helmet accessories): Все дополнительные приспособления специального назначения, такие как, например, подбородочный ремень, пелерина, стяжная лента, крепежные приспособления для фонаря, кабеля, а также устройства защиты лица и слуха.
3.11 высота ношения (wearing height): Расстояние, измеренное в вертикальном направлении от нижней кромки несущей ленты до верхней точки макета головы, на который надевают каску. Указанное расстояние измеряют спереди (в середине между височными частями макета головы) или сбоку (в середине между лобной и затылочной частями макета головы) в зависимости от того, какое расстояние больше.
3.12 внешнее вертикальное расстояние (external vertical distance): Расстояние, измеренное в вертикальном направлении от верхней точки макета головы, на который надевают каску, до верхней точки на наружной поверхности корпуса каски.
Примечание - Это высота наружной поверхности корпуса над головой, когда каска надета, и имеющая отношение, например, к свободному пространству при низких перекрытиях.
3.13 внутреннее вертикальное расстояние (internal vertical distance): Разница по высоте относительно высшей точки наружной поверхности корпуса, когда каска надета на макет головы:
1) с амортизатором и
2) без амортизатора и защитной прокладки, так что корпус каски опирается на макет головы.
Примечание - Внутреннее вертикальное расстояние характеризует пространство между внутренней поверхностью корпуса и головой при ношении каски и определяет устойчивость положения каски.
3.14 внутренний вертикальный зазор (internal vertical clearance): Разница по высоте высшей точки наружной поверхности корпуса, когда каска надета на макет головы:
1) с амортизатором и
2) без амортизатора, но с защитной прокладкой в области макушки.
Примечание - Внутренний вертикальный зазор характеризует глубину воздушного пространства, находящегося непосредственно над головой при надетой каске, и относится к вентиляции.
3.15 кольцевой зазор (horizontal distance): Горизонтальное расстояние между макетом головы, на котором закреплена каска, и внутренней поверхностью корпуса, измеряемое спереди на уровне нижнего края корпуса (посередине между боковыми сторонами макета головы) и сбоку (посередине между передней и задней частями макета головы).
4 Технические требования
4.1 Материалы и конструкция
Каска должна состоять как минимум из корпуса и внутренней оснастки.
Рекомендации по материалам и конструкции касок приведены в приложении А.
Для изготовления элементов каски, соприкасающихся с кожей, не допускается использовать материалы, которые могут вызвать раздражение кожи или могут быть вредными для здоровья.
Ни на одном элементе каски, ее компонентах или крепежных приспособлениях, которые контактируют или могут контактировать с пользователем, не должно быть острых кромок, шероховатостей или выступов, которые могут привести к травме пользователя. Любой элемент каски, который может быть отрегулирован или снят пользователем с целью замены, должен быть сконструирован и изготовлен таким образом, чтобы облегчить регулировку, снятие и крепление без использования инструментов.
Все регулировочные приспособления внутри каски должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы была исключена возможность изменения регулировки без ведома пользователя в предполагаемых условиях эксплуатации.
4.2 Внешнее вертикальное расстояние
При измерении в соответствии с 6.5 внешнее вертикальное расстояние должно быть не более 80 мм.
4.3 Внутреннее вертикальное расстояние
При измерении в соответствии с 6.5 внутреннее вертикальное расстояние должно быть не более 50 мм (см. рисунок 3).
4.4 Внутренний вертикальный зазор
При измерении в соответствии с 6.5 внутренний вертикальный зазор должен быть не менее 25 мм (см. рисунок 3).
4.5 Кольцевой зазор
При измерении в соответствии с 6.5 расстояние между несущей лентой и корпусом каски (спереди и по бокам) должно быть не менее 5 мм.
4.6 Высота ношения
Необходимо предусмотреть возможность регулирования высоты ношения каски. При измерении с соблюдением условий, указанных в 6.5, высота ношения спереди и по бокам каски должна быть не менее:
- 80 мм - для касок, закрепленных на макете головы с обозначением размера 525 (соответствует кодовому обозначению D, EN 960:1994);
- 85 мм - для касок, закрепленных на макете головы с обозначением размера 555 (соответствует кодовому обозначению G, EN 960:1994);
- 90 мм - для касок, закрепленных на макете с обозначением размера 585 (соответствует кодовому обозначению К, EN 960:1994).
4.7 Внутренняя оснастка
Внутренняя оснастка должна включать в себя несущую и затылочную ленты.
4.7.1 Несущая/затылочная лента
Должна быть предусмотрена возможность регулирования длины несущей или затылочной ленты с шагом не более 5 мм.
Примечание - Может быть предусмотрена возможность регулирования угла, который образует затылочная лента с кромкой каски. Это может осуществляться посредством изменения угла прикрепления несущей ленты к корпусу каски. Благодаря этому можно улучшить фиксацию каски на голове.
4.7.2 Амортизатор
Если амортизатор состоит из текстильных лент, то ширина каждой ленты должна быть не менее 15 мм, а общая ширина лент, исходящих из точки их пересечения, должна быть не менее 72 мм.
Примечание - Дополнительная информация о текстильных лентах приведена в приложении А.
4.7.3 Смягчающая или потовпитывающая лента
Смягчающая лента (при наличии) должна покрывать внутреннюю поверхность несущей ленты на длине не менее 100 мм в каждую сторону от середины лба. Эту длину измеряют измерительной рулеткой по линии, расположенной на (10 1) мм выше нижней кромки несущей ленты. Ширина смягчающей ленты по всей длине должна быть не менее ширины несущей ленты.
Примечание - Рекомендуемые свойства смягчающей ленты приведены в приложении А.
4.8 Подбородочный ремень
Корпус каски или несущая лента должны быть снабжены подбородочным ремнем или элементами для его крепления.
Ширина каждого поставляемого в комплекте с каской подбородочного ремня должна быть в ненатянутом состоянии не менее 10 мм. Подбородочный ремень должен быть закреплен на корпусе каски или на несущей ленте.
4.9 Вентиляция
Если в каске имеются вентиляционные отверстия, то суммарная площадь этих отверстий должна быть не менее 150 мм 2 и не более 450 мм 2.
Примечания
1 Могут быть предусмотрены приспособления для закрывания вентиляционных отверстий.
2 При наличии таких приспособлений отверстия во время выполнения вышеуказанных измерений должны быть полностью открыты.
3 На момент разработки настоящего стандарта не существовало признанного метода определения вентиляционной способности каски. Но изготовителям рекомендуется принять к сведению рекомендации в отношении конструкции вентиляции, приведенные в приложении А.
4.10 Компоненты
Для крепления компонентов, указанных в информации, прилагаемой к каске, в соответствии с 7.2.3, изготовителем должны быть предусмотрены необходимые крепежные приспособления или соответствующие отверстия в корпусе каски.
5 Требования к эксплуатационным характеристикам
5.1 Основные требования
5.1.1 Амортизация
При испытании каски по методу в соответствии с 6.6 сила, передаваемая макету головы, должна быть не более 5,0 кН. Этому требованию должны соответствовать каски, подвергнутые предварительной обработке по методам, указанным в 6.2, в соответствии с перечнем основных испытаний, приведенным в 6.1.
5.1.2 Сопротивление перфорации
При испытании каски по методу в соответствии с 6.7 острие бойка не должно касаться поверхности макета головы. Этому требованию должны соответствовать каски, подвергнутые предварительной обработке по методам, указанными в 6.2, в соответствии с перечнем основных испытаний, приведенным в 6.1.
5.1.3 Огнестойкость
При испытании каски по методу в соответствии с 6.8 материал, из которого изготовлен корпус каски, не должен гореть с образованием пламени через 5 с после отвода пламени горелки.
5.1.4 Крепление подбородочного ремня
При испытании в соответствии с 6.9 искусственная челюсть должна высвобождаться только вследствие отказа крепления подбородочного ремня при усилии не менее 150 Н и не более 250 Н.
5.2 Дополнительные требования
5.2.1 Очень низкие температуры (минус 20 °С или минус 30 °С)
При испытании на амортизацию в соответствии 6.6 одна каска, предварительно обработанная по 6.2.7, должна соответствовать требованию 5.1.1.
При испытании на сопротивление перфорации в соответствии с 6.7 вторая каска, предварительно обработанная по 6.2.7, должна соответствовать требованию 5.1.2.
На маркировке, наносимой на каски, которые по данным изготовителя соответствуют этому требованию, должна быть указана информация в соответствии с 7.2.2.
5.2.2 Очень высокие температуры (150 °С)
При испытании на амортизацию в соответствии с 6.6 каска, предварительно обработанная по 6.2.8, должна соответствовать требованию 5.1.1.
При испытании на сопротивление перфорации в соответствии с 6.7 вторая каска, предварительно обработанная по 6.2.8, должна соответствовать требованию 5.1.2.
На маркировке, наносимой на каски, которые по данным изготовителя соответствуют этому требованию, должна быть указана информация в соответствии с 7.2.2.
5.2.3 Электрическая изоляция
При испытании по всем трем методам в соответствии с 6.10 ток утечки должен быть не более 1,2 мА.
Примечания
1 При соблюдении этого требования обеспечивается защита пользователя от случайного контакта с токоведущими электрическими проводниками под напряжением до 440 В переменного тока.
2 При испытании 1 должна быть наиболее реалистично смоделирована ситуация, при которой ток утечки передается на пользователя каски от находящегося под напряжением проводника, соприкасающегося с корпусом каски.
3 Результаты испытания 2 определяются только сопротивлением корпуса каски (его толщиной). Тем самым абсолютно исключается использование металлического корпуса каски и металлических крепежных элементов или вентиляционных отверстий, проходящих через корпус каски.
4 Результаты испытания 3 определяются только сопротивлением корпуса каски и абсолютно исключают применение корпусов с токопроводящей поверхностью (например, с гальваническим металлическим покрытием). Это испытание считается необходимым для исключения опасности в случае, если пользователь каски попытается снять каску, соприкасающуюся с проводником, находящимся под напряжением.
На маркировке, наносимой на каски, которые по данным изготовителя соответствуют этому требованию для всех трех испытаний, должна быть указана информация в соответствии с 7.2.2.
5.2.4 Боковая деформация
При испытании в соответствии с 6.11 максимальная боковая деформация каски должна быть не более 40 мм, а остаточная боковая деформация должна быть не более 15 мм.
На маркировке, наносимой на каски, которые по данным изготовителя соответствуют этому требованию, должна быть указана информация в соответствии с 7.2.2.
5.2.5 Брызги расплавленного металла
При испытании в соответствии с 6.12 не допускаются:
a) проникновение расплавленного металла сквозь каску;
b) деформация более 10 мм, измеряемая под прямым углом к базисной плоскости каски;
с) горение каски с образованием пламени через 5 с после прекращения литья на каску расплавленного металла.
На маркировке, наносимой на каски, которые по данным изготовителя соответствуют этому требованию, должна быть указана информация в соответствии с 7.2.2.
6 Требования к проведению испытаний
6.1 Образцы
Каски следует предоставлять на испытание в том состоянии, в котором они поступают в продажу, со всеми необходимыми отверстиями в корпусе и другими крепежными приспособлениями для всех компонентов, указанных изготовителем касок.
Каска, подвергнутая испытанию, не должна поступать в продажу.
Минимальное количество образцов и условия испытания для одной серии испытаний:
Основные испытания:
- одна каска для испытаний на амортизацию при температуре минус 10 °С;
- одна каска для испытаний на амортизацию после погружения в воду;
- одна каска для испытаний на амортизацию при температуре плюс 50 °С, а затем для испытания на огнестойкость;
- одна каска для испытаний на амортизацию после искусственного старения;
- одна каска для испытаний на сопротивление перфорации при температуре минус 10 °С;
- одна каска для испытаний на сопротивление перфорации после погружения в воду;
- одна каска для испытаний на сопротивление перфорации при температуре плюс 50 °С, а затем для испытания крепления подбородочного ремня;
- одна каска для испытаний на сопротивление перфорации после искусственного старения. Дополнительные испытания:
- две каски: по одной для испытаний на амортизацию и сопротивление перфорации после выдержки при очень низкой температуре (минус 20 °С или минус 30 °С в зависимости от предназначения);
- две каски: по одной для испытаний на амортизацию и сопротивление перфорации после выдержки при очень высокой температуре;
- одна каска для каждого из трех испытаний на электрическую изоляцию;
- одна каска для испытаний на боковую деформацию;
- одна каска для испытаний на брызги металла.
6.2 Предварительная обработка перед испытанием
6.2.1 Камера для климатических испытаний
Размер камеры для климатических испытаний должен обеспечивать такое размещение касок, при котором они не будут касаться ни стенок камеры, ни друг друга. Камера для климатических испытаний должна быть оборудована вентиляционной установкой для обеспечения достаточной циркуляции воздуха. Эти требования распространяются на камеры, используемые для предварительной обработки при температурах 50 °С/20 °С/минус 10 °С/минус 20 °С/минус 30 °С.
6.2.2 Предварительная обработка перед испытанием
Перед проведением испытаний каждую каску в зависимости от метода испытания подвергают одному из следующих видов предварительной обработки в соответствии с 6.2.3-6.2.8.
6.2.3 Низкие температуры
Каску выдерживают в течение 4-24 ч при температуре минус (10 2) °С.
6.2.4 Высокие температуры
Каску выдерживают в течение 4-24 ч при температуре (50 2) °С.
6.2.5 Погружение в воду
Каску полностью погружают в воду и выдерживают в течение 4-24 ч при температуре (20 2) °С.
6.2.6 Искусственное старение
Примечание - Альтернативный метод предварительной обработки приведен в приложении В.
6.2.6.1 Оборудование
Ксеноновая лампа высокого давления с колбой из кварцевого стекла номинальной мощностью 450 Вт, эксплуатируемая в соответствии с инструкциями изготовителя.
Примечание - Подходящими лампами являются лампы типа ХВО-450 W/4 и CSX-450 W/4.
Приспособления для такого размещения касок, при котором они подвергаются облучению и при этом не касаются друг друга и стенок камеры.
6.2.6.2 Проведение испытания
Каску закрепляют таким образом, чтобы вертикальная ось, проходящая через вершину каски (в положении ношения), была перпендикулярна к оси лампы, а расстояние между вершиной каски и осью лампы составляло (150 5) мм.
Каску подвергают облучению в течение (400 4) ч. После этого ее извлекают из камеры и приводят к условиям окружающей среды лаборатории.
6.2.7 Очень низкие температуры
Каску выдерживают в течение 4-24 ч при температуре минус (20 2) °С или минус (30 2) °С в зависимости от соответствия.
6.2.8 Очень высокие температуры
6.2.8.1 Оборудование
Упрощенная схема оборудования представлена на рисунке 1.
Термокамера
Термокамера представляет собой теплоизолированный корпус с металлическим основанием толщиной 1 мм, в котором вырезано отверстие, размеры которого указаны на рисунке 2. Внутреннее пространство камеры нагревают до температуры (150 5) °С (в пространственном и временном отношении).
Термомакет головы
Термомакет головы представляет собой полый корпус из медного листа толщиной 1,5 мм, размеры которого соответствуют размерам макета головы с обозначением размера 555 (соответствует кодовому обозначению G, EN 960:1994). Внутреннюю поверхность термомакета охлаждают при помощи вводимой в него охлаждающей среды (например, воздуха или воды).
На основании термомакета головы установлено кольцо, которое соединено с подъемным устройством. Внутреннее пространство термомакета головы нагревают (во времени) до температуры (50 2,5) °С. Температуру во внутреннем пространстве термомакета измеряют термопарой, установленной в области макушки макета.
Подъемное устройство
Подъемное устройство предназначено для ввода термомакета головы в термокамеру через отверстие в ее основании. Термомакет головы вводят в термокамеру до тех пор, пока края образца не коснутся основания камеры.
6.2.8.2 Проведение испытания
Каску нагревают в вышеописанном устройстве в течение (60 2) мин.
6.3 Условия окружающей среды при испытаниях
Испытание касок проводят при температуре (22 5) °С и относительной влажности воздуха (55 30) %.
6.4 Макеты головы
6.4.1 Конструкция
Макеты головы, применяемые для испытаний, должны соответствовать следующим требованиям EN 960:2006:
- материалы - по 3.1.1 или по 3.1.2;
- размеры - по 2.2 и 3.2;
- маркировка - по 3.3.1 d) и 3.3.1 е).
6.4.2 Выбор размера
В настоящем стандарте определены три размера макета головы: 525, 555 и 585 (соответствуют кодовым обозначениям D, G и К по EN 960:1994).
За исключением случаев, указанных в 6.5, каски должны испытываться на макете головы соответствующего размера (из обозначений размеров 525, 555 и 585), который выбирается путем установки длины несущей/затылочной ленты в среднее положение диапазона регулирования.
6.5 Измерение зазора, расстояний и высоты ношения
Измерение безопасного и кольцевого зазора, вертикального расстояния, а также высоты ношения проводят на каске, последовательно закрепляемой на макете максимального и минимального размеров (из размеров 525, 555, 585), подходящих для диапазона регулирования.
Положение каски на каждом макете головы фиксируют посредством приложения силы 50 Н, действующей вдоль вертикальной оси.
Для измерения высоты ношения и кольцевого зазора несущую ленту устанавливают по вертикали на самую верхнюю позицию внутри каски.
6.6 Амортизация
6.6.1 Сущность метода
Амортизацию определяют непосредственным измерением максимальной силы, передаваемой на жестко закрепленный макет головы, на который надета каска.
6.6.2 Испытательный стенд
Фундамент испытательного стенда должен быть монолитным и достаточно большим, чтобы в полной мере противостоять воздействию удара. Он должен иметь массу не менее 500 кг и должен быть установлен таким образом, чтобы поглощать обратную ударную волну.
Макет головы жестко закрепляют на фундаменте в вертикальном положении.
Боек массой 5,0 +0,1 кг и сферической ударной поверхностью радиусом (50 1) мм должен быть так расположен над макетом, чтобы его ось совмещалась с центральной вертикальной осью макета головы и чтобы было возможно его свободное или управляемое падение. В случае управляемого падения измеряют скорость бойка на расстоянии не более 60 мм до точки приложения удара, при этом отклонение скорости, которая могла быть достигнута в свободном падении, должно быть не более 0,5 %.
Силу удара измеряют безынерционным датчиком силы, жестко закрепленным на фундаменте и расположенным так, чтобы его ось была соосна с траекторией падения бойка. Датчик силы должен выдерживать без повреждения воздействие силы до 40 кН.
Измерительная система, включающая в состав макет головы и элементы его крепления, должна иметь частотную характеристику, соответствующую классу частотности канала 600 по ISO 6487:2002.
1 - термокамера; 2 - образец для испытаний; 3 - термоэлемент; 4 - термомакет головы; 5 - подъемное устройство
Рисунок 1 - Схематичное изображение оборудования
Рисунок 2 - Размеры отверстия в основании термокамеры
6.6.3 Проведение испытания
Каждую каску, указанную в 6.1, с установленной максимальной высотой ношения подвергают предварительной обработке в соответствии с 6.2.
В течение 1 мин после окончания предварительной обработки необходимо:
a) закрепить образец на соответствующем макете головы (см. 6.4.2) так, как каска должна быть надета на голову, при этом нужно обеспечить минимальный зазор между несущей лентой и макетом головы;
b) сбросить боек в центр верхней части каски с высоты (1000 5) мм, измеряемой от точки удара по каске до нижней поверхности подвешенного бойка.
Примечание - Это соответствует номинальной энергии удара 49 Дж.
При испытании регистрируют максимальную силу, переданную на макет головы.
6.7 Сопротивление перфорации
6.7.1 Сущность метода
Испытательный боек сбрасывают на жестко закрепленный макет головы, на который надета каска. При этом определяют факт касания бойком макета головы и наличие видимых повреждений на поверхности макета головы.
6.7.2 Испытательный стенд
Фундамент испытательного стенда должен быть монолитным и достаточно большим, чтобы противостоять воздействию удара.
Макет головы должен быть жестко закреплен на фундаменте в вертикальном положении.
Контактирующая поверхность макета головы должна быть выполнена из металла, что позволяет безошибочно установить факт касания бойком макета головы, и после касания при необходимости может быть восстановлена в исходное состояние.
Боек имеет следующие параметры:
- масса - 3,0 +0,05 кг;
- угол острия бойка - 60,0° 0,5°;
- радиус острия бойка - (0,5 0,1) мм;
- минимальная высота конуса - 40 мм;
- твердость острия бойка - 50-45 по шкале С Роквелла.
Боек должен быть расположен над макетом головы так, чтобы его ось совмещалась с вертикальной осью макета и чтобы было возможно его свободное или управляемое падение. При управляемом падении скорость бойка, которую измеряют на расстоянии не более 60 мм до точки приложения удара, должна отличаться не более 0,5 % от скорости падения бойка, которая могла быть достигнута при свободном падении.
6.7.3 Проведение испытания
Каждую каску, указанную в 6.1, с установленной максимальной высотой ношения подвергают предварительной обработке в соответствии с 6.2.
В течение 1 мин после окончания предварительной обработки необходимо:
a) закрепить образец на соответствующем макете головы (см. 6.4.2), при этом нужно обеспечить (минимальный) зазор между несущей лентой и макетом головы;
b) сбросить боек на каску с высоты (1 000 5) мм, измеряемой от точки удара до острия подвешенного бойка. Точка удара должна находиться внутри круга с радиусом 50 мм, центр которого расположен в верхней точке корпуса каски. Каску при необходимости перемещают на макете головы;
c) по каждой каске, указанной в 6.1, удары наносят по новому месту.
После испытания определяют, коснулся ли боек макета головы и имеются ли на поверхности соприкосновения видимые повреждения. Перед началом нового испытания при необходимости контактирующую металлическую поверхность макета головы приводят в исходное состояние.
6.8 Огнестойкость
6.8.1 Сущность метода
Каску подвергают воздействию стандартного пламени.
6.8.2 Испытательный стенд
Горелка должна быть рассчитана на использование газообразного пропана и должна иметь отверстие диаметром 10 мм, регулятор подачи воздуха и сопло соответствующего размера. Система должна включать в себя устройство регулирования давления, манометр и запорный вентиль.
В качестве газа следует использовать пропан чистотой не менее 95 %.
6.8.3 Проведение испытания
Устанавливают давление газа (3430 50) Па [(350 5) мм вод. ст.].
Пламя факела регулируют потоком воздуха таким образом, чтобы голубой конус был четко очерчен при допустимом колебании пламени и имел длину (45 5) мм.
Испытание проводят на каске, использованной для испытания на амортизацию при температуре 50 °С.
Каску устанавливают верхней частью вниз под таким углом, чтобы касательная плоскость находилась в горизонтальном положении относительно контрольной точки, а горелку направляют вверх под углом 45° к вертикальной оси. Вершина пламени должна в течение 10 с соприкасаться с внешней поверхностью корпуса каски в удобной точке, отстоящей от вершины каски на расстоянии от 50 до 100 мм.
Через 5 с после отвода пламени проверяют, нет ли на корпусе каски горящих мест.
6.9 Крепление подбородочного ремня
6.9.1 Сущность метода
Каску надевают на макет головы, а к подбородочному ремню прикладывают растягивающее усилие.
6.9.2 Испытательный стенд
Испытательный стенд состоит из подходящего макета головы (см. 6.4.2), закрепленного соответствующим образом, а также из искусственной челюсти, образованной двумя цилиндрическими валиками диаметром (12,5 0,5) мм, продольные оси которых разнесены на (75 2) мм. Кроме того, требуется устройство для приложения известного изменяемого усилия к искусственной челюсти.
Примечание - В качестве подбородочного ремня используют ремень, обычно поставляемый изготовителем каски для применения вместе с каской, или подходящую для этого ленту, если изготовитель каски не включает подбородочный ремень в стандартный комплект поставки.
6.9.3 Проведение испытания
Испытание следует проводить на каске, использовавшейся при испытании на сопротивление перфорации при температуре 50 °С.
Каску закрепляют на макете головы, а подбородочный ремень пропускают вокруг искусственной челюсти.
К искусственной челюсти прикладывают растягивающее усилие 150 Н. Усилие увеличивают на (20 2) Н через каждую минуту до момента высвобождения искусственной челюсти исключительно вследствие отказа элемента(ов) крепления.
Регистрируют максимальное измеренное усилие, при котором происходит отказ крепления.
6.10 Электрическая изоляция
6.10.1 Испытание 1
6.10.1.1 Сущность метода
На каске, закрепленной на металлическом макете головы при заданном напряжении, измеряют ток утечки между наружной и внутренней поверхностями каски и подбородочным ремнем (поставляемым изготовителем касок).
6.10.1.2 Проведение испытания
Образец каски и подбородочный ремень полностью погружают на (15 2) мин в свежую водопроводную воду комнатной температуры. Затем извлекают каску из воды и дают возможность воде стечь в течение не более 2 мин.
Образец каски крепят вершиной кверху на алюминиевом макете головы соответствующего размера, подбородочный ремень должен быть при этом туго затянут.
Между алюминиевым макетом головы и соответствующим образом изолированным металлическим щупом диаметром 4 мм с концом полусферической формы прикладывают испытательное напряжение переменного тока с номинальной частотой 50 или 60 Гц.
Щуп прикладывают к наружной поверхности каски в любой точке или над ее нижним краем. Измерения проводят в нескольких контрольных точках.
В каждой контрольной точке переменное напряжение повышают до (1200 25) В и поддерживают на этом уровне в течение 15 с. При этом регистрируют значение тока утечки и любой признак электрического пробоя.
6.10.2 Испытание 2
6.10.2.1 Сущность метода
При заданном напряжении измеряют ток утечки между наружной и внутренней поверхностями каски.
6.10.2.2 Проведение испытания
Перед испытанием каску помещают на (24,0 0,5) ч в раствор хлорида натрия с концентрацией (3 0,2) г/дм 3 при температуре (20 2) °С. Затем каску извлекают из раствора, вытирают и кладут в перевернутом состоянии в контейнер подходящего размера. После этого в контейнер и внутрь каски заливают раствор хлорида натрия до уровня, расположенного на 10 мм ниже полей перевернутой каски.
Между электродом, погруженным в раствор внутри каски, и электродом, находящимся в контейнере вне каски, прикладывают испытательное напряжение переменного тока частотой 50 или 60 Гц.
Переменное напряжение повышают до (1200 25) В и поддерживают на этом уровне в течение 15 с. При этом регистрируют значение тока утечки и любой признак электрического пробоя.
Примечание - При необходимости положение каски в растворе хлорида натрия для проведения испытания изменяют так, чтобы учесть наличие касок с нижним краем непрямолинейной формы.
6.10.3 Испытание 3
6.10.3.1 Сущность метода
При заданном напряжении измеряют ток утечки между любыми двумя точками на поверхности каски.
6.10.3.2 Проведение испытания
Перед испытанием необходимо обеспечить, чтобы каска была в сухом состоянии.
Испытательное напряжение переменного тока частотой 50 или 60 Гц прикладывают между двумя соответствующим образом изолированными металлическими щупами диаметром 4 мм с концами полусферической формы.
Щупы прикладывают в любых двух точках на поверхности каски (внутри и/или снаружи), находящихся на расстоянии не менее 20 мм друг от друга. Испытание повторяют в нескольких контрольных точках.
В каждой контрольной точке напряжение переменного тока повышают до (1200 25) В и поддерживают на этом уровне в течение 15 с. При этом регистрируют значение тока утечки и любой признак электрического пробоя.
6.11 Боковая деформация
6.11.1 Сущность метода
Каску подвергают сжатию в поперечном направлении и измеряют деформацию.
6.11.2 Проведение испытания
Каску размещают в поперечном направлении между двумя параллельными плитами с номинальным размером 300 250 мм, нижние кромки которых скруглены до (10 0,5) мм. Поля каски должны быть за пределами плит, но в максимальной близости от них. У касок без полей нижняя кромка каски должна находиться между плитами.
К плитам прилагают вертикально действующее усилие 30 Н так, чтобы каска подвергалась воздействию боковой силы. Через 30 с измеряют расстояние между плитами (размер X).
Усилие увеличивают на 100 Н через каждую минуту до 430 Н. Это значение удерживают в течение 30 с. После этого снова измеряют расстояние между плитами (размер Н).
Усилие уменьшают до 25 Н, а затем сразу же увеличивают до 30 Н. Это значение удерживают в течение 30 с. После этого снова измеряют расстояние между плитами (размер 2).
Измерения проводят с точностью до миллиметра и регистрируют размер возможного повреждения.
Максимальная боковая деформация - разность между размерами Х и Н.
Остаточная боковая деформация - разность между размерами Х и Z.
6.12 Брызги расплавленного металла
6.12.1 Сущность метода
Расплавленный металл выливают на каску, после чего каску проверяют на наличие повреждений.
6.12.2 Испытательный стенд
Испытательный стенд представляет собой устройство, описанное в EN ISO 9185:2007, которое должно быть модифицировано путем применения соответствующего макета головы и замены испытуемого ПВХ-кожзаменителя на испытуемую каску. В качестве металла используют железо в соответствии с требованиями EN ISO 9185:2007 (приложение А).
6.12.3 Проведение испытания
В соответствии с EN ISO 9185:2007 применяют метод с использованием железа массой (150 10) г.
Каску надевают на макет головы таким образом, чтобы расплавленный металл попадал в круг радиусом 50 мм с центром в верхней части каски.
После окончания выливания расплавленного металла на каску проверяют:
a) не просочился ли металл через корпус каски;
b) степень деформации корпуса каски;
c) не будет ли спустя 5 с корпус каски гореть с образованием пламени.
7 Маркировка
7.1 Маркировка на каске
Каждая каска, соответствующая требованиям настоящего стандарта, должна иметь литую или тисненую маркировку, в которой должны содержаться следующие данные:
a) обозначение настоящего стандарта;
b) наименование или идентификатор изготовителя;
c) год и квартал изготовления;
d) тип каски (обозначение, присвоенное изготовителем). Этот тип должен быть указан как на корпусе, так и на внутренней оснастке;
e) размер или диапазон размеров (в сантиметрах). Эта информация должна быть указана как на корпусе, так и на внутренней оснастке;
f) сокращенное название материала корпуса каски в соответствии с EN ISO 472 (например, ABS, PC, HDPE и т.д.).
7.2 Дополнительная информация
7.2.1 Каждая каска должна иметь маркировку со следующими данными, излагаемыми точно и полно на языке страны, где осуществляется продажа:
"Для обеспечения надежной защиты каска должна подходить по размеру или должна быть отрегулирована по размеру головы пользователя каски.
За счет частичного разрушения или повреждения корпуса и внутренней оснастки каска должна поглотить энергию удара, и любая каска, подвергшаяся сильному удару, подлежит замене, даже если на ней отсутствуют явные признаки повреждения.
Пользователи касок должны быть проинформированы об опасности, которая может возникнуть при изменении или изъятии фирменных компонентов вопреки рекомендациям изготовителя. Каски не должны приспосабливаться к установке дополнительных элементов каким-либо способом, не рекомендованным изготовителем касок.
Красящие вещества, растворители, клеи или самоклеящиеся этикетки могут наноситься или наклеиваться только в соответствии с инструкциями изготовителя касок".
7.2.2 На каждой каске должна быть дополнительная литая или тисненая маркировка или наклеена долговечная маркировка, информирующая о соответствии дополнительным требованиям:
Дополнительное требование |
Маркировка |
Очень низкая температура |
- 20 °С или - 30 °С (в зависимости от соответствия) |
Очень высокая температура |
+ 150 °С |
Электрическая изоляция |
440 В |
Боковая деформация |
LD |
Брызги металла |
ММ |
7.2.3 К каждой каске следует прилагать следующие точные и полные сведения на языке страны, в которой продают каски:
a) наименование и адрес изготовителя;
b) инструкции или рекомендации по регулировке, надеванию, применению, очистке, дезинфекции, обслуживанию, поддержанию в рабочем состоянии и хранению. Вещества, рекомендуемые для очистки, поддержания в рабочем состоянии или дезинфекции, не должны неблагоприятным образом воздействовать на каску или обладать каким-либо известным потенциально вредным действием на пользователя при применении в соответствии с инструкциями изготовителя;
c) сведения о подходящих дополнительных принадлежностях и соответствующих запасных частях;
d) значение маркировки дополнительных требований в соответствии с 7.2.2, а также сведения об ограничении использования каски ввиду тех или иных неблагоприятных факторов;
e) сведения о сроке эксплуатации каски и ее компонентов;
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ EN 397-2020 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты головы. Каски защитные. Общие технические требования. Методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2020 г. N 841-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 октября 2021 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2022 г., N 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка (ИУС 2023 г., N 8)
Изменения вступают в силу с 28 июля 2023 г.