I. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в 2021-2030 годах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации 9 ноября 2020 г. N 2920-р, и определяет правила организации и проведения Всероссийской военно-спортивной игры "Казачий сполох" в 2021-2023 годах.
Цель проведения Всероссийской военно-спортивной игры "Казачий сполох" (далее - Игра) - определение лучших команд общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего основного общего и (или) среднего общего образования с использованием культурно-исторических традиций казачества.
Задачи Игры:
подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе к государственной службе российского казачества;
популяризация здорового образа жизни, гражданское и патриотическое воспитание казачьей молодежи;
увековечение памяти о событиях и героях Великой Отечественной войны.
II. Место и сроки проведения
Игра проводится ежегодно в два этапа: регионально-войсковой и всероссийский.
I этап (регионально-войсковой): сентябрь-октябрь.
Проводится в субъектах Российской Федерации на территории соответствующего войскового казачьего общества.
II этап (всероссийский): октябрь-ноябрь.
Место проведения: Ростовская область.
III. Организаторы игры
Непосредственное проведение I этапа Игры осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования и реализующие государственную политику Российской Федерации в отношении российского казачества, войсковые казачьи общества.
Организатором II этапа Игры является Министерство просвещения Российской Федерации при поддержке постоянной комиссии по содействию развитию системы казачьего образования Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
Для проведения мероприятий Игры, определения победителей и призеров на всероссийском этапе создается главная судейская коллегия (далее - ГСК).
ГСК осуществляет следующие функции:
определяет порядок проведения каждого вида конкурсных испытаний;
оценивает выступления команд в конкурсных испытаниях;
рассматривает апелляции участников.
IV. Требования к участникам игры
4.1. В I этапе Игры принимают участие команды общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего основного общего и (или) среднего общего образования с использованием культурно-исторических традиций казачества (далее - образовательные организации) и расположенные на территории соответствующего войскового казачьего общества (образовательные организации со статусом "казачье" или имеющие в наименовании слова "казачий кадетский корпус").
4.2. К участию во II этапе Игры допускаются победители I этапа Игры - по одной команде от каждого войскового казачьего общества.
В состав команды входят юноши, возраст которых на момент проведения соревнований составляет от 14 до 15 лет (11 обучающихся одной образовательной организации, являющиеся гражданами Российской Федерации, из них один запасной участник (в случае болезни одного из членов команды) с правом замены на любом этапе соревнований), один руководитель команды.
Руководитель команды несет ответственность за выполнение всеми участниками команды правил техники безопасности, соблюдение дисциплины, порядка во время проведения Игры, спортивных и этических норм поведения участников.
4.3. К участию во II этапе Игры допускаются команды при наличии следующих документов:
заявки команды на участие в Игре согласно приложению к настоящему положению;
медицинского допуска на заявленных участников (медицинским допуском является соответствующая отметка в именной заявке команды, заверенная печатью медицинской организации; справка или список, заверенные печатью медицинской организации (для справок) и имеющие угловой штамп, и содержащие четкие указания, что участник(и) допущен(ы) к участию во 2 этапе Игры. Подписи врача, заверенные печатью образовательной организации и иных немедицинских учреждений, не допускаются;
справки о санитарно-эпидемиологическом окружении на каждого участника отдельно, которая содержит информацию о том, что участник не находился в контакте с инфекционными больными по месту жительства и обучения в течение последних 21 дней, в том числе с лицами, у которых подтвержден диагноз COVID-19;
приказа образовательной организации о направлении команды на Игру;
документов, подтверждающих возраст участников (копия паспорта);
заверенной копии или выписки из протокола войскового казачьего общества, подтверждающей статус победителя I этапа Игры и содержащей список участников команды;
информированное добровольное согласие родителя (законного представителя) на виды медицинских вмешательств;
согласие на госпитализацию несовершеннолетнего по медицинским показаниям в медицинскую организацию (при необходимости);
согласие на обработку персональных данных;
договора (оригинала) о страховании от несчастных случаев жизни и здоровья участников команды.
4.4. К участию во II этапе Игры не допускаются команды:
сформированные из обучающихся разных образовательных организаций;
включившие в состав команды обучающихся, не участвовавших в I этапе (замена участников допускается в случае: физической невозможности участия члена команды по состоянию здоровья с представлением соответствующей справки медицинской организации; изменения места жительства вне пределов субъекта Российской Федерации);
представившие заявку на участие позднее установленного срока;
представившие документы, указанные в п. 4.3 данного положения не в полном объеме.
4.5. Команды образовательных организаций, принимающие участие во 2 этапе Игры, должны иметь знамя войскового казачьего общества.
Все участники команд должны иметь:
парадную казачью форму одежды;
спортивную форму одежды с эмблемой команды на груди или рукаве;
комплект нагрудных номеров с 1 до 10.
V. Формат и программа проведения всероссийской военно-спортивной игры "Казачий сполох"
Формат проведения Игры в 2021 году предусматривает проведение конкурсной, образовательной и культурной программ.
Конкурсная программа
N |
Наименование вида спорта/дисциплины/мероприятия |
Число участников в команде |
Форма участия |
1. |
"Полоса разведчика" (соревнования в военно-прикладных видах спорта) |
10 |
Командная |
2. |
Конкурсное выступление "Визитная карточка команды" и конкурс казачьей песни "У походного костра" |
10 |
Командное |
3. |
Казачий триатлон |
10 |
Командная |
4. |
Шахматы |
1 |
Командная |
5. |
Мини-футбол |
5 |
Командная |
6. |
Строевая подготовка |
10 |
Командная |
Каждая команда должна принять участие во всех конкурсных испытаниях.
За пропуск одного из видов конкурсных испытаний команде присваивается место, следующее за командой, получившей самый низкий результат по итогам прохождения соответствующего вида конкурсного испытания.
Организаторы оставляют за собой право внести изменения в программу соревнований на основании погодных условий, обеспечения безопасности участников, а также иных непредвиденных обязательств.
5.1. "Полоса разведчика"
Участвует команда в полном составе. Форма одежды походная (колени и локти должны быть закрыты). Протяженность маршрута "Полоса разведчика" до 3 000 метров.
Без разрешения ГСК запрещается нахождение в зоне дистанции представителей команды и тех участников, которые в данный момент еще не стартовали или уже финишировали. В случае вышеуказанного нарушения, команды могут быть сняты с соревнований.
На старте команды получают:
пакет с картой (схемой движения), на которой нанесены контрольные пункты (далее - КП) прохождения маршрута;
маршрутный лист, в который судьи на этапах вписывают результаты прохождения КП маршрута.
На каждом КП участники выполняют конкурсные задания.
Минимальный перечень группового снаряжения (проверяется на предстартовой проверке):
компас - 1 шт.;
часы - 1 шт.;
планшет для карты - 1 шт.
За 10 минут до старта участники проходят предстартовую проверку, на которой проверяется снаряжение. Участники не выпускаются на дистанцию до полного выполнения всех требований.
Этапы соревнований "Полоса разведчика"
5.1.1. КП "Оказание первой помощи пострадавшему"
Командные соревнования. Участвует команда в полном составе. Форма одежды участников - походная.
Конкурс состоит из двух частей:
1. Команда получает карточку с ситуационным заданием по оказанию первой помощи (возможные варианты: открытый перелом голени, открытый перелом предплечья, артериальное кровотечение, ожог 2-3-й степени и другое), определяет условно пострадавшего из своего состава и по команде судьи начинает выполнять задание. По истечении контрольного времени, отведенного на выполнение задания (определяется организаторами), судья определяет правильность и оценивает действия команды.
2. Задача команды - изготовить носилки из представленного материала (жерди, веревка и прочее) и выполнить транспортировку условно пострадавшего. Расстояние транспортировки - до 150 метров.
При прохождении этапа возможно получение штрафных баллов: 1 штрафной балл равен 5 секундам.
Команда-победитель определяется по наименьшему суммарному времени, затраченному на выполнение задания.
5.1.2. КП "Метание ножей"
Командные соревнования. Участвует команда в полном составе. Форма одежды участников - походная.
Необходимо выполнить броски ножей (ножи предоставляются ГСК). Участники делают 1 зачетный бросок по мишени "П" из положения "стоя". Расстояние до мишени - 5 метров.
5.1.3. КП "Преодоление казачьей полосы препятствий"
Командные соревнования. В конкурсе участвует команда в полном составе. Форма одежды участников - походная.
Преодоление полосы препятствий начинается с отметки "СТАРТ".
Этапы полосы
5.1.3.1. Этап "Болото"
Участвует вся команда. Из автомобильных шин выложена переправа. С помощью 2 досок необходимо, перекладывая ее с шины на шину, переправиться через "болото", не касаясь земли.
Штраф: за каждое касание земли добавляется штрафное время (60 секунд) к общекомандному времени.
5.1.3.2. Этап "Тоннель"
Участие принимает вся команда. Необходимо преодолеть препятствие: накрытый деревянными настилами тоннель. Во время преодоления данного препятствия один из участников команды транспортирует ящик с гранатами.
5.1.3.3. Этап "Разведка боем"
Принимает участие вся команда. На этапе стоит стена высотой 1,5-2 метра. Задача - преодолеть стену каждому участнику команды (возможна помощь других участников команды при преодолении препятствия).
Штраф: добавляется 60 секунд к общекомандному времени за каждого участника команды, который не смог преодолеть препятствие.
После преодоления стены необходимо выполнить броски ножей (ножи предоставляются ГСК) по условному вражескому часовому. Каждый участник команды делает по 1 броску (за каждое попадание в цель вычитывается 30 секунд от общекомандного времени).
5.1.3.4. Этап "Атака"
В ходе соревнования необходимо пробежать дистанцию всей командой. Время финиша определяется по последнему участнику команды.
Общее место команды определяется общим временем команды, затраченным на прохождение полосы препятствий.
Итоговое место команды в конкурсе "Преодоление казачьей полосы препятствий" определяется наименьшим временем преодоления дистанции с наименьшим количеством ошибок (штрафных баллов) на этапах. Время каждой команды фиксируется на старте и финише. Штрафные баллы, полученные на всех этапах, суммируются и прибавляются к общему времени команды. Один штрафной балл равен 5 секундам.
5.1.4. КП "Метание гранаты"
Командные соревнования. Участвует команда в полном составе. Участники выполняют метание спортивного снаряда весом 500 грамм на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 10-15 метров. Метание гранаты выполняется с прямого разбега способом "из-за спины через плечо". На подготовку к выполнению задания участнику выделяется 1 минута.
У каждого участника есть три попытки на выполнение задания, лучшая попытка идет в зачет. Победителем считается команда, участники которой в сумме показали наилучший результат.
5.1.5. КП "Ориентирование на местности"
Участвует вся команда.
По "легенде" (значение азимута в градусах и указанное расстояние между КП), полученной на старте, команда проходит маршрут из пяти КП. Победитель определяется по наименьшему суммарному времени, затраченному командой на выполнение этапа.
5.1.6. Каждая команда должна пройти все КП соревнования "Полоса разведчика". За пропуск одного из КП этапов команде присваивается место, следующее за командой, получившей самый низкий результат по итогам прохождения соответствующего КП соревнования.
Организаторы оставляют за собой право внести изменения в программу соревнований на основании погодных условий, обеспечения безопасности участников, а также иных непредвиденных обстоятельств.
5.2. "Конкурсное выступление "Визитная карточка команды" и конкурс казачьей песни "У походного костра"
5.2.1. В конкурсе "Визитная карточка команды" принимает участие вся команда. Форма одежды участников - казачья.
Длительность выступления не более 10 минут. Выступление должно состоять из трех тематических блоков:
1-й блок. Информация о войсковом казачьем обществе: история войска, символы и знаки войска, традиции и заповеди казаков региона.
2-й блок. Информация о команде: эмблема и девиз команды, участники команды, приветствия и пожелания соперникам.
3-й блок. Показательные выступления ("шермиции"). "Шермиции" представляют собой командные выступления, во время которых участники должны продемонстрировать уровень владения казачьим традиционным оружием, а также слаженность своих действий. Принимает участие вся команда.
В 1-м и 2-м блоках могут быть использованы различные творческие элементы (песня, чтение стихов, танец, театральные миниатюры, демонстрация элементов военного искусства и так далее).
Критерии оценки 1-го и 2-го блоков:
1) соблюдение тематики;
2) оригинальность, творческий подход;
3) музыкальное и художественное оформление;
4) отражение духа казачества в повседневной деятельности образовательной организации;
5) соблюдение регламента выступления.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются от 0 до 5 баллов.
В 3-м блоке конкурсного выступления принимает участие вся команда. Блок по возможности имеет общую смысловую направленность (театрализованность выступления), проводится под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение по своему содержанию должно соответствовать казачьей традиции. Допускаются исторические, танцевальные и тому подобные произведения. Каждая команда привозит с собой запись музыкального сопровождения на флеш-носителях.
Базовыми элементами "шермиций" являются защитно-атакующие действия клинком (как минимум три разноплоскостных колоброда с прямым и обратным ходом), сопровождаемые защитными движениями корпуса, а также как индивидуально, так и слаженное коллективное передвижение выступающих по площадке, посады, кувырки и тому подобное. Допускается использование прыжков и традиционной казачьей техники ударов ногами.
Допускаются различные произвольные вариации выступлений вплоть до использования любых видов казачьего исторического оружия: нагайка, кинжал, нож, пика и др.).
Критерии оценки 3-го блока:
1) техническое мастерство: максимальное наличие в выступлении различных технических элементов. Учитывается способность добавлять к работе клинком прыжки, кувырки и другие сложные боевые элементы, традиционную боевую работу ногами;
2) традиционная казачья практика: присутствие в выступлении как танцевальных, так и боевых телодвижений, умение органично передвигаться в пространстве, не прекращая работу клинком. Особое внимание обращается на отсутствие в выступлении пластики восточных единоборств (фиксированных стоек, ударов с концентрацией и тому подобное);
3) артистичность: умение донести до зрителей и судей общий смысл выступления;
4) техничность: полнота демонстрации различных технических элементов из арсенала казачьего боевого искусства.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются от 0 до 5 баллов.
Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам оценки всех трех блоков.
5.2.2. Конкурс казачьей песни "У походного костра"
Конкурс предполагает участие всей команды. Форма одежды участников - казачья.
Формат: исполнение казачьей песни на военную тематику (исполняемая песня обязательно должна быть взята из исторически достоверного песенного репертуара казаков, должна быть исполнена коллективно в традиционной манере казачьей песенной культуры).
Регламент выступления: не более 7 минут.
Критерии оценки:
1) вокальные данные участников, слаженность исполнения;
2) оригинальность, творческий подход;
3) музыкальное и художественное оформление песни;
4) соблюдение регламента выступления.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются от 0 до 5 баллов.
Победителем признается команда, набравшая большее количество баллов.
5.3. "Казачий триатлон"
Командные соревнования. В конкурсе участвует команда в полном составе. Требования к форме одежды участников: походная форма одежды, спортивная обувь без шипов.
Дистанция оборудована судейским снаряжением.
Без разрешения ГСК запрещается нахождение в зоне дистанции представителей команд и тех участников, которые в данный момент еще не стартовали или уже финишировали. В случае вышеуказанного нарушения команда может быть снята с соревнований.
Соревнования начинаются с отметки "СТАРТ".
Этапы казачьего триатлона
5.3.1. Этап 1. "Казачья верста"
Дистанция бега - 1067 метров. Время команды рассчитывается по времени последнего члена команды, пришедшего к финишу. За отказ члена команды от участия в кроссе без уважительной причины команде начисляются штрафные секунды (30 секунд за каждого участника команды).
5.3.2. Этап 2. "Рубка шашкой лозы"
На этапе размещены казачьи шашки и лозины. Необходимо срубить одну лозину из трех, в случае отсутствия результата команде начисляются штрафные секунды (по 5 секунд за каждого члена команды).
Результатом выполнения этапа является время, затраченное командой на выполнение задания.
По результатам выполнения каждого этапа конкурса команде присваивается место (число мест соответствует количеству команд). Победитель "Казачьего триатлона" определяется по наименьшей сумме мест, занятых командами в этапах состязания.
5.3.3. Этап 3. "Огневая подготовка"
В конкурсе участвует команда в полном составе. Форма одежды участников походная.
Стрельба проводится из однозарядных пневматических винтовок массой не более 3 кг с открытым прицелом и пеньковой мушкой типа ИЖ-22, ИЖ-38 и МР-512 различных модификаций.
Участники делают по 2 пробных и 3 зачетных выстрела по мишени "П" из положения "стоя". Расстояние до мишени - 10 метров.
Победитель определяется по наибольшей сумме очков всех участников. В случае получения равного количества очков результаты должны определяться по наибольшему количеству попаданий в зоны "10", "9", "8".
ГСК должна организовать не менее одного учебно-тренировочного занятия по ознакомлению с судейским оружием.
5.4. "Шахматы"
Командные соревнования. Игровой состав команды - 1 человек. Формат проведения - командный турнир на 4 досках по круговой системе.
Рекомендуемый контроль времени - 15 минут на всю партию каждому участнику при применении механических часов или 10 минут + 3 секунды на ход, начиная с первого хода для электронных программируемых часов. Места команд определяются по суммарному количеству очков, набранных всеми игроками команды: выигрыш участника - 2 очка, ничья - 1 очко, поражение - 0 очков).
5.5. "Мини-футбол"
Командные соревнования. В составе каждой команды - 5 человек: 4 полевых игрока и вратарь. Таким образом, на поле одновременно присутствуют 10 футболистов. В ходе матча разрешается неограниченное число замен, в том числе обратные замены.
Соревнование проводится по круговой системе. Продолжительность игр 1-2 этапов - 2 тайма по 10 минут (перерыв 5 минут). Продолжительность игр на 3 этапе - 2 тайма по 15 минут (перерыв 5 минут).
Места командам определяются по наибольшей сумме очков: за победу начисляется 3 очка, за ничью - 1 очко, за поражение - 0 очков.
Образовательная программа
N |
Наименование мероприятия |
Форма участия |
1 |
Выставка "Казачья воинская доблесть" |
Командная |
2 |
Исторический квест |
Командная |
5.6. Выставка "Казачья воинская доблесть"
Формат проведения: электронная презентация, рассказывающая об участии казаков в Великой Отечественной войне (с использованием фотографий, писем, статей и других материалов, связанных с событиями Великой Отечественной войны), и устное выступление - представление материалов.
Регламент выступления: не более 7 минут.
Критерии оценки конкурсного испытания:
1) содержательность презентации (информативность представленных материалов, степень разработанности выбранной темы и другое);
2) визуальное представление материалов (художественное оформление, творческий подход, оригинальность, оптимальное соотношение текстового и иллюстративного материала, расположение материалов, доступность восприятия и другое);
3) устное представление (культура речи, ораторские навыки, обращение к материалам во время выступления, внешний вид и культура поведения и другое).
Все критерии являются равнозначными и оцениваются от 0 до 5 баллов.
Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Организаторы вправе изменять тематику проведения выставки ежегодно.
5.7. "Исторический квест"
Формат проведения: командная интеллектуальная игра, нацеленная на актуализацию знаний участников Игры о Великой Отечественной войне по темам:
1) основные сражения Великой Отечественной войны;
2) казаки - герои Великой Отечественной войны;
3) награды Великой Отечественной войны;
4) техника и вооружение, разработанные в годы Великой Отечественной войны;
5) полководцы Великой Отечественной войны.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Организаторы вправе изменять тематику проведения квеста ежегодно.
Культурная программа
5.8. Содержание культурной программы связано с событиями Великой Отечественной войны, происходившими на территории субъекта Российской Федерации, который является площадкой проведения соревнований.
Культурная программа предполагает посещение музеев и мемориальных комплексов.
VI. Условия подведения итогов
Победители и призеры всероссийского этапа Игры определяются в командном зачете.
Победители и призеры Игры в командном зачете определяются по каждому виду испытаний конкурсной и образовательной программы.
Победитель всероссийского этапа Игры в общекомандном зачете определяется по наименьшей сумме мест, занятых командой во всех видах испытаний конкурсной программы.
В случае, если две и более команд набрали равное количество очков (наименьшую сумму мест), победитель определяется по наибольшему количеству занятых 1-х, 2-х, 3-х и так далее мест во всех видах испытаний конкурсной программы.
VII. Награждение
7.1. Победитель всероссийского этапа Игры в общекомандном зачете награждается кубком, дипломом 1 степени и ценным подарком.
Призеры всероссийского этапа Игры в общекомандном зачете награждаются дипломами 2 и 3 степени и ценными подарками.
Все члены команд образовательных организаций, занявших в общекомандном зачете 1, 2 и 3 место, награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени соответственно и памятными призами.
7.2. Победители и призеры всероссийского этапа Игры в командном зачете по видам конкурсных испытаний награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени.
7.3. В конкурсах "Визитная карточка команды" и "У походного костра" дополнительно может присуждаться приз зрительских симпатий.
7.4. Все члены команд образовательных организаций, принимающих участие во 2 этапе, получают свидетельство участника Игры.
Руководители команд образовательных организаций, ставших победителями и призерами Игры в общекомандном зачете, награждаются дипломами.
7.5. Вручение кубков, дипломов и ценных подарков проводится в торжественной обстановке.
VIII. Условия финансирования
Финансирование 1 этапа Игры осуществляется организаторами этапа.
Расходы по командированию команд и сопровождающих (руководителей команд) для участия во 2 (всероссийском) этапе Игры (проезд до места проведения и обратно, суточные в пути, страхование жизни и здоровья участников, проживание и питание сопровождающих (руководителей команд) несут командирующие организации).
IX. Обеспечение безопасности участников и зрителей
Спортивные мероприятия проводятся на объектах спорта, отвечающих требованиям соответствующих нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности участников и зрителей, при наличии актов готовности объектов спорта к проведению физкультурных мероприятий, утвержденных в установленном порядке.
X. Страхование участников
Участие во всероссийском этапе Игры осуществляется при наличии договора (оригинала) страхования жизни и здоровья от несчастных случаев, который представляется в комиссию по допуску участников на каждого участника Игры в день приезда на соревнования.
Страхование участников Игры производится как за счет средств командирующих организаций, так и за счет внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
XI. Подача заявок на участие
Заявка на участие в Игре оформляется согласно приложению к настоящему положению и направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования и реализующим государственную политику Российской Федерации в отношении российского казачества по адресу электронной почты sevryukova-ev@edu.gov.ru в срок до 30 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о проведении Всероссийской военно-спортивной игры "Казачий сполох" (одобрено протоколом заседания постоянной комиссии по содействию развитию системы казачьего образования Совета при Президенте РФ по делам казачества от 22 апреля 2021 г. N 1)
Текст положения опубликован не был