г. Калуга |
|
30 июля 2013 г. |
Дело N А68-8684/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2013.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Ключниковой Н.В.
Судей Стрегелевой Г.А., Ивановой Н.Н.
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства Тульской области (ОГРН 1037101129163, ИНН 7107032488, г. Тула, ул. Оборонная, 114а, 300045);
- Юдина Ю.В. - представителя по доверенности от 12.07.2013 N 23-01-03/2592;
от общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" (ОГРН 1117154007740, ИНН 7129500348, Тульская область, Курскинский район, д. Шаховское, ул. Центральная, 19, 301952);
- Носкова С.А. - представителя по доверенности от 23.11.2012;
- Чубаровой Е.Н. - генерального директора, действующей на основании протокола от 14.03.2011 N 1;
от третьего лица
Министерства финансов Тульской области (г. Тула, пр. Ленина, 2)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2013 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 (судьи Еремичева Н.В., Тиминская О.А., Заикина Н.В.) по делу N А68-8684/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стретинское" (далее - Общество, ООО "Стретинское") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным отказа Министерства сельского хозяйства Тульской области (далее - Министерство) в предоставлении ООО "Стретинское" субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, выраженного в письме от 03.07.2012 N 23-01-03/2016; обязании Министерства предоставить ООО "Стретинское" субсидию на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тульской области.
Решением суда от 25.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2013 решение суда от 25.02.2013 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт.
Общество считает, что суд незаконно отказал в удовлетворении требований, не учтя то обстоятельство, что Общество осуществляет свою деятельность с марта 2011 года, а не с начала календарного года, который в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской федерации (далее - БК РФ) исчисляется с 1 января по 31 декабря. Суды, указывает податель жалобы, не учли, что Общество создано и зарегистрировано 22.03.2011.
Общество указывает, что выполнило все предусмотренные Порядком условия, которые необходимы для получения субсидий, а следовательно, соответствовало всем критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя и поэтому имело право на получение сельскохозяйственных субсидий.
Общество полагает, что применительно к статье 78 БК РФ выплата субсидии для сельскохозяйственных производителей является не мерой их поощрения за работу в течение предыдущего календарного года, а мерой государственной поддержки в целях своевременного (в текущем году) возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом возможность переноса субсидий за текущий календарный год на следующий календарный год законодательством не предусмотрена.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Министерства, Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 22.03.2011 г. Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ООО "Стретинское".
В 2012 году Общество произвело сельскохозяйственные работы по посеву яровой пшеницы, рапса и ячменя с применением средств химизации.
09.06.2012 г. ООО "Стретинское" обратилось в Министерство с заявкой за получение субсидий на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации из бюджета Тульской области 2012 г. в сумме 84 000 руб., из федерального бюджета 2012 г. в сумме 447 300 руб.
Письмом от 03.07.2012 г. N 23-01-03/2016 Министерство отказало ООО "Стретинское" в получении указанной субсидии в связи с отсутствием данных о наличии у Общества статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Не согласившись с указанным отказом, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд исходил из того, что поскольку ООО "Стретинское" в июне-июле 2012 г. не обладало статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя, то право на получение соответствующей субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель у него отсутствовало и, соответственно, Министерство обоснованно отказало заявителю в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон - N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв сельскохозяйственными товаропроизводителями, производящими сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 7 данного Закона финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
"Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" утверждены постановлением администрации Тульской области от 07.04.2009 N 206 "О предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области на государственную поддержку мероприятий в сельском хозяйстве в Тульской области". Согласно пункту 2 данных правил субсидии предоставляются только сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Постановление администрации Тульской области N 206 разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области от 14 декабря 2005 года N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства" (далее - Закон N659-ЗТО).
В соответствии со статьей 3 Закона N 659-ЗТО государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется субъектам государственной поддержки.
В соответствии со статьей 1 Закона N 659-ЗТО субъекты государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области это организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признанные в соответствии с Законом N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями и состоящие на учете в налоговых органах на территории Тульской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Под сельскохозяйственными производителями в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ понимаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря.
Исходя из фактических обстоятельств дела и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу, что подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя ООО "Стретинское" на момент подачи заявления не могло по определению, так как финансовый (календарный) год не был закончен, тем самым Общество не могло соответствовать требованиям, содержащимся в вышеназванном федеральном и областном законодательстве.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным Обществом по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней по существу заявитель повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А68-8684/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.