г.Калуга |
|
1 августа 2013 г. |
Дело N А64-6699/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2013.
Постановление изготовленов полном объеме 01.08.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ул. Интернациональная, д. 37, г.Тамбов, 392000, ИНН 6829083507, ОГРН 1126829004554) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от открытого акционерного общества "Тамбовгальванотехника" имени С.И. Лившица (ул. Моршанское шоссе, д. 21, г.Тамбов, 392000, ИНН 6829008806, ОГРН 1046882312168) |
- Горшкова В.В. - представителя по доверенности б/н от 14.02.2011, сроком на три года
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2012 (судья Игнатенко В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (судьи Скрынников В.А., Миронцева Н.Д., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-6699/2012,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Управление, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Тамбовгальванотехника" имени С.И. Лившица (далее - ОАО "Тамбовгальванотехника", Общество) финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицирующего учета, в размере 82412,65 руб.
Решением арбитражного суда от 17.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Управление Пенсионного фонда просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя ОАО "Тамбовгальванотехника", явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка достоверности исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 18.11.2011 N 169.
По материалам проверки заместителем начальника Управления вынесено решение от 14.12.2011 N 46, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальные фонды социального медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 24 827,18 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу начислены пени по состоянию на 14.12.2011 в сумме 16 681 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 124 135 руб. 90 коп.
Пунктом 3.4 решения N 46 от 14.12.2011 Обществу также предложено представить корректирующие формы сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицирующего) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
16.02.2012 Обществом во исполнение данного решения указанные сведения были представлены в Управление Пенсионного фонда.
Данными корректировками были уточнены размеры страховых взносов, подлежащих фактической уплате с учетом доначислений по результатам выездной налоговой проверки, в отношении застрахованных лиц.
По результатам проверки предоставленных корректирующих сведений Управление Пенсионного фонда пришло к выводу о том, что первоначально представленные Обществом сведения за 1 полугодие 2010 года и 2010 год содержали признаки недостоверности в сравнении с корректирующими сведениями, представленными за этот же период.
Изложенное нарушение зафиксировано в соответствующем акте от 22.03.2012 N 9738/9738.
По результатам рассмотрения акта и представленных Обществом возражений Управлением Пенсионного фонда было принято решение от 20.04.2012 N 5903/5903, которым Общество привлечено к ответственности за предоставление в Пенсионный фонд недостоверных сведений индивидуального (персонифицирующего) учета в виде штрафа в размере 82 412,65 рублей, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицирующем учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании указанного решения в адрес Общества направлено требование от 25.05.2012 N 5467/5467, которым ОАО "Тамбовгальванотехника" имени С.И. Лившица предложено уплатить финансовые санкции.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как усматривается из решения Управления Пенсионного фонда N 5903/5903, основанием для привлечения ОАО "Тамбовгальванотехника" к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, послужил вывод Управления о том, что представленные Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 полугодие 2010 и 2010 год являются недостоверными. При этом, как указано в решении, недостоверность данных сведений обусловлено занижением Обществом базы для начисления страховых взносов, выявленного в ходе проведения выездной проверки (акт от 18.11.2011 N 169).
Из указанного следует, что недостоверность индивидуальных сведений установлена Управлением Пенсионного фонда в части представления сведений, производных от базы для начисления страховых взносов. Такими сведениями, как следует из пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, являются в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Сведения об уплачиваемых страховых взносах указываются страхователями на основании данных бухгалтерского учета.
Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.
В частности, первоначально представленные страхователем, сведения содержали данные о суммах включенных Обществом в базу для начисления и фактически начисленных на них страховых взносах. Корректирующие формы указанных сведений были представлены после внесения Обществом соответствующих изменений в данные бухгалтерского учета по результатам выездной проверки.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ у Управления не имелось.
Кроме того, суд кассационной инстанции при оценке заявленных Управлением доводов учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
При этом выявленные в ходе выездной проверки нарушения, в том числе, в отношении предоставленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, должны быть в соответствии с положениями статьи 38 Закона N 212-ФЗ отражены в акте проверки и рассмотрены по правилам статьи 39 Закона N 212-ФЗ с вынесением соответствующего решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Вместе с тем, как следует из представленных материалов, проведенной в отношении Общества выездной проверки, такое нарушение как представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды, входящие в проверяемые, органом Пенсионного фонда установлено не было.
Следовательно, применительно к представленным первоначально индивидуальным сведениям за 1 полугодие 2010 и 2010 год, Управлением Пенсионного фонда не было установлено такого нарушения как их недостоверность, и, соответственно, не были реализованы полномочия по применению соответствующей ответственности в порядке, установленном для такой формы контроля как выездная проверка.
В отношении же представленных Обществом 16.02.2012 корректирующих индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 и 2010 год Управлением не заявлено доводов и не представлено документального подтверждения их недостоверности.
Корректировочные сведения были представлены Обществом по требованию Управления Пенсионного фонда, указанному в принятом по итогам выездной проверки решении N 46 от 14.12.2011 (пункт 3.4) и являющемуся обязательным для страхователя, в связи с чем оно не может нести ответственность за выявленные нарушения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ.
Согласно указанной норме, обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
С учетом изложенного, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 20.04.2012 N 5903/5903 о привлечении ОАО "Тамбовгальванотехника" к финансовой ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 является неправомерным, а поэтому суд обосновано отказал заявителю в удовлетворении требований о взыскании указанного штрафа.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А64-6699/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.