Решение Приморского краевого суда от 22 апреля 2021 г. по делу N 3а-65/2021
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Моисеевой ... к Правительству Приморского края, Губернатору Приморского края об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
Губернатором Приморского края принято постановление от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг).
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22 (1756), 24 марта 2020 года.
29 апреля 2020 года Губернатором Приморского края принято постановление N 52-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
Данным нормативным правовым актом, в том числе, пункт 2 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг дополнен абзацем следующего содержания: "использовать при посещении мест приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством, иных общественных мест, а также при пользовании транспортом общего пользования, в том числе такси, средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)".
Постановлением Губернатора Приморского края от 12 октября 2020 года N 147-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" пункт 7 дополнен абзацами следующего содержания:
"Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, не допуская посетителей в торговые объекты, места оказания услуг, выполнения работ и не осуществляя продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ при отсутствии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным, внеуличным, городским наземным электрическим, автомобильным транспортом, в том числе легковым такси, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, исключая нахождение пассажиров в транспортных средствах при отсутствии у них средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)".
Постановлением Губернатора Приморского края от 12 ноября 2020 года N 160-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" по тексту постановления слова "средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)" заменены словами "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы)" в соответствующих падежах; слова "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)" - словами "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы)";
абзац четвертый пункта 7 постановления дополнен словами: "а также исключить проведение торжественных, корпоративных, траурных (поминальных) мероприятий с общей численностью участников более 20 человек".
Постановлением Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", в том числе пункт 7 дополнен абзацами следующего содержания:
"организациям общественного питания, в том числе ресторанам, барам, кафе, обеспечить в период с 24.00 часов до 6.00 часов обслуживание граждан без посещения ими помещений указанных организаций (за исключением расположенных в здании аэровокзального комплекса международного аэропорта Владивосток);
исключить проведение торжественных, корпоративных, траурных (поминальных) мероприятий с общей численностью участников более 20 человек".
Вышеуказанные постановления Губернатора Приморского края опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 апреля 2020 года, 12 октября 2020 года, 27 октября 2020 года, 12 ноября 2020 года, 30 декабря 2020 года; в печатном издании "Приморская газета", N 34 (1768) от 07 мая 2020 года, N 82 (1816) от 15 октября 2020 года, N 86 (1820) от 29 октября 2020 года, спецвыпуск, N 91 (1825) от 17 ноября 2020 года, спецвыпуск, N 1 (1840) от 12 января 2021 года.
В настоящее время постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг действует в редакции постановления Губернатора Приморского края от 5 февраля 2021 года N 7-пг, не оспариваемой административным истцом.
Моисеева О.П. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просила признать недействующими:
- абзац 4 пункта 2, абзацы 2, 3, 5, 6 пункта 7 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в редакции от 30 декабря 2020 года;
- пункт 1.2 постановления Губернатора Приморского края от 29 апреля 2020 года N 52-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- постановление Губернатора Приморского края от 12 октября 2020 года N 147-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- постановление Губернатора Приморского края от 27 октября 2020 года N 155-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- абзацы 3, 4, 6 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 12 ноября 2020 года N 160-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- абзацы 7, 8 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг "О внесении изменения в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- возложить на Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. обязанность принять новый нормативный правовой акт, определяющий порядок обеспечения населения Приморского края средствами индивидуальной защиты (масками, респираторами и иными средствами защиты органов дыхания) и источник финансирования.
В обоснование заявленных требований Моисеева О.П. указала, что установленные Губернатором Приморского края ограничительные меры противоречат Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", Постановлению Правительства от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", нарушают ее конституционные права на свободу передвижения и на жизнь, поскольку запрет на посещение без маски предприятий торговли, транспорта и сферы услуг, фактически обязывает административного истца приобретать маски за счет собственных средств либо отказываться от покупки продуктов, необходимых для жизнедеятельности.
Полагает, что Правительство Приморского края обязано обеспечить граждан средствами индивидуальной защиты либо обеспечить финансирование реализации программ по защите населения на получение средств индивидуальной защиты, обязательность использования которых установлена Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг.
По мнению административного истца, изменения, предусматривающие самостоятельное изготовление средств индивидуальной защиты органов дыхания, создают неопределенность относительно качества самостоятельно изготовленных изделий и их безопасности.
Изменения, внесенные постановлением N 160-пг от 12 ноября 2020 года, ограничивают ее права и права 21 участника торжественного мероприятия на его посещение, ограничивают время предоставления комплекса услуг организациями общественного питания с 24 до 6 часов и право административного истца на отдых (проведение досуга).
До рассмотрения административного дела по существу судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Губернатор Приморского края.
В судебном заседании административный истец Моисеева О.П., имеющая высшее юридическое образование, на удовлетворении уточненных требований настаивала, по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнениях к ним. Суду пояснила, что она оспаривает постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг в редакциях постановлений, указанных в уточненных требованиях.
Представитель административных ответчиков Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края - Булейко А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, суду пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с предоставленным Губернатору Приморского края полномочиями, законных прав административного истца не нарушают. Доводы административного истца о наличии у исполнительной власти края обязанности обеспечить население средствами индивидуальной защиты органов дыхания не основаны на законе.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7 статьи 213 КАС РФ). При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий (п. "з" части 1).
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Отношения, возникающие в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, урегулированы специальным Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ), принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1); предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
Согласно положениям подпунктов "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в редакции от 30 июля 2019 года N 544-КЗ), определена система органов государственной власти Приморского края.
Согласно части 4 указанной статьи высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.
Губернатор Приморского края осуществляет, в том числе, полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Приморского края (пункт 14 статьи 36 Устава Приморского края).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Устава Приморского края Губернатор Приморского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Приморского края издает правовые акты. Правовые акты Губернатора Приморского края, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений.
Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 4 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края" текст постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22 (1756), 24 марта 2020 года, а вышеуказанные постановления, которыми внесены изменения в данное постановление Губернатора Приморского края, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 апреля 2020 года, 12 октября 2020 года, 27 октября 2020 года, 12 ноября 2020 года, 30 декабря 2020 года; в печатном издании "Приморская газета", N 34 (1768) от 07 мая 2020 года, N 82 (1816) от 15 октября 2020 года, N 86 (1820) от 29 октября 2020 года, спецвыпуск, N 91 (1825) от 17 ноября 2020 года, спецвыпуск, N 1 (1840) от 12 января 2021 года, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Губернатора Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.
В силу подпунктов "а", "г", "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, которые обязаны соблюдать граждане в соответствии со статьей 19 данного закона; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
В Конституции Российской Федерации закреплены основные права граждан, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23), на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (статья 27), на защиту частной собственности (статья 35). В то же время в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности со статьей 2 Протокола N 4 "Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней", подписанным 16 сентября 1963 года, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
30 января 2020 года Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения определил вспышку коронавирусного заболевания (COVID-19) как чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
Данный термин в Международных медико-санитарных правилах определяется как экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать координированных международных ответных мер.
Ввиду дальнейшего развития вспышки заболевания государства - члены Всемирной организации здравоохранения должны предусмотреть варианты предотвращения проникновения болезни на новые территории или сокращения передачи вируса от человека человеку на тех территориях, где уже имеет место распространение COVID-19. К числу мер, которые для достижения этих целей могут быть приняты системой общественного здравоохранения, относится ограничение передвижения и отделение здоровых граждан, возможно подвергавшихся воздействию вируса, от остального населения в целях наблюдения за симптомами и раннего выявления случаев заболевания. Ограничения должны вводиться в рамках комплексного пакета мер реагирования системы общественного здравоохранения и мер сдерживания распространения заболевания в соответствии с нормами Международных медико-санитарных правил.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу о том, что вспышка COVID-19 может быть охарактеризована как пандемия.
В соответствии с законом Приморского края от 02 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер" при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении регионального уровня реагирования Губернатор Приморского края может с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Приморского края или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом "а(2)" статьи 10 Федерального закона, устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом "а(1)" статьи 10 Федерального закона режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленные Федеральным законом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, в связи с угрозой распространения в Приморском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Губернатор Приморского края Постановлением от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" ввел на территории Приморского края режим повышенной готовности.
2 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
При этом установлено, что ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного Указом Президента Российской Федерации (пункт 3).
Во исполнение вышеназванных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее также - Правила), в числе прочего предусматривающие, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
В условиях введения режима повышенной готовности на территории Приморского края постановлениями Губернатора Приморского края от 29 апреля 2020 года N 52-пг и от 12 ноября 2020 года N 160-пг в Постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг внесены изменения, согласно которым гражданам, проживающим и временно находящимся на территории Приморского края, постановлено использовать при посещении мест приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством, иных общественных мест, а также при пользовании транспортном общего пользования, в том числе такси, средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы).
На юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, возложена обязанность обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, не допуская посетителей в торговые объекты, места оказания услуг, выполнения работ и не осуществляя продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ при отсутствии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным, внеуличным, городским наземным электрическим, автомобильным транспортом, в том числе легковым такси, постановлено обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, исключая нахождение пассажиров в транспортных средствах при отсутствии у них средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы).
Административный истец полагает, что требования об обязательном ношении средств индивидуальной защиты без определения порядка обеспечения ими граждан, проживающих и временно находящихся на территории Приморского края, создают правовую неопределенность, которой пользуются организации, индивидуальные предприниматели, возлагая несение расходов на приобретение средств индивидуальной защиты на граждан и не допуская их обслуживания в отсутствие средств защиты.
Между тем, оспариваемые положения постановления Губернатора Приморского края не противоречат вышеуказанным нормам федерального закона и Правилам поведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, так как ограничительные меры введены при наличии к тому правовых и фактических оснований, предусмотренных законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе в части ношения средств индивидуальной защиты (гигиенических масок).
Так, согласно подпункту "в" пункта 3 указанных выше Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом, из буквального толкования указанной нормы следует, что обязанность по использованию средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствующей ситуации возложена на граждан безотносительно от источника их предоставления.
Таким образом, утверждение административного истца о том, что оспариваемым нормативным правовым актом на нее и иных граждан возложена имущественная обязанность по приобретению средств индивидуальной защиты, признается судом несостоятельным, так как указанное правило поведения направлено на предотвращение передачи коронавирусной инфекции, не возлагая имущественной обязанности и не устанавливая способа получения этих средств.
Вопреки доводам административного истца, судом также не установлено противоречия оспариваемых норм положениям пунктов "е" и "ж" части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 и иными нормами, имеющими большую юридическую силу, на органы государственной власти, в том числе субъекта Федерации, не возложена обязанность по обеспечению граждан средствами индивидуальной защиты.
В период рассмотрения дела судом положения постановления Губернатора Приморского края от 18 марта N 21-пг в оспариваемой административным истцом редакции абзаца 7, 8 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг исключены на основании постановления Губернатора Приморского края от 05 февраля 2021 года N 7-пг.
Данные обстоятельства не являются препятствием для оспаривания нормативного правого акта в порядке главы 21 КАС и рассмотрения судом дела в указанной части по существу по требованиям Моисеевой О.П., поскольку введенные постановлением Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг ограничения длительное время применялись в отношении граждан.
При этом введением постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта N 21-пг в редакции абзаца 7, 8 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года ограничений по количеству лиц (20 человек) и времени предоставления комплекса услуг организациями общественного питания, в том числе ресторанам, барам, кафе без посещения помещений гражданами указанных организаций (с 24 до 6 часов), нарушения прав Моисеевой О.П. как потребителя во взаимосвязи с установленными правилами поведения, обязательными при введении режима повышенной готовности, не допускалось.
Вступая в правоотношения, возникающие в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, граждане обязаны соблюдать такие правила, с тем, чтобы не нарушать права других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. С другой стороны, юридические лица и организации, оказывающие услуги, должны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Положения оспариваемого постановления, в том числе предусматривающие самостоятельное изготовление средств индивидуальной защиты органов дыхания, вопреки доводам Моисеевой О.П. являются ясными и определенными. Какого-либо противоречия положения нормативного правового акта не содержат.
Таким образом, установленные оспариваемым нормативным правовым актом ограничительные меры обусловлены сложившейся на территории Приморского края эпидемиологической обстановкой, направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости, вызванной новой коронавирусной инфекцией, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований Моисеевой О.П. не имеется.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях исполнительного органа государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Моисеевой ... к Правительству Приморского края, Губернатору Приморского края о признании недействующим в части постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в редакции пункта 1.2 постановления Губернатора Приморского края от 29 апреля 2020 года N 52-пг, постановлений Губернатора Приморского края от 12 октября 2020 года N 147-пг, от 27 октября 2020 года N 155-пг, абзаца 3, 4, 6 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 12 ноября 2020 года N 160-пг, абзацев 7, 8 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг, которыми внесены изменения в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", возложении обязанности - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета" - официальное издание органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 2 апреля 2021 года.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 апреля 2021 г. по делу N 3а-65/2021
Текст решения опубликован не был