г.Калуга |
|
06 августа 2013 г. |
Дело N А62-5813/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ивановой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной овтетственностью "ПИЛОТ" (ул. Кирова, д. 31, г. Смоленск, 214004, ИНН 6730045661, ОГРН 1026701424199)
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ул. Николаева, д. 12-а г. Смоленск, 214004, ИНН 6730042526, ОГРН 1026701437212)
от Администрации города Смоленска (ул. Октябрьской революции, д. ?, г. Смоленск, 214000. ИНН 6730012070, ОГРН 1026701449719)
от общества с ограниченной ответственностью Складской комплекс "Миловидово" (ул. Октябрьской революции, д. 13А, г. Смоленск, 214018, ИНН 6730078321, ОГРН 1086731011168)
от общества с ограниченной ответственностью "Караван" (ул. Крупской, д. 64а, г. Смоленск, 214019, ИНН 6730067305, ОГРН 1066731118123)
от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-МК" (ул. Рыленкова, д. 32, блок секция 2, офис 3, г. Смоленск, 214036, ИНН 6731039068, ОГРН 1026701438477) |
- Петросян Н.А. - представителя по доверенности б/н от 12.01.2012, сроком на три года;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Колосовой С.Ю. - представителя по доверенности N 1-90 от 14.01.2013, сроком до 31.12.2013;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
|
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИЛОТ" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2012 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 (судьи Каструба М.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А62-5813/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИЛОТ" (далее - ООО "ПИЛОТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - физкультурно-оздоровительного здания на испрашиваемом Обществом земельном участке площадью 4685 кв. м по Краснинскому шоссе в городе Смоленске, изложенного в письме от 20.08.2012 N 14289/08, и обязании Департамента принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Решением арбитражного суда от 18.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Общество просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, Общество 13.01.2010 обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 4685 кв. м, расположенного в городе Смоленске по Краснинскому шоссе, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - здания коммерческого назначения. Позже было уточнено назначение объекта - физкультурно-оздоровительное здание. К заявлению были приложены необходимые документы.
В порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент направил в Администрацию города Смоленска письмо от 11.06.2010 N 712800/08 об обеспечении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка.
Администрация города Смоленска отказала ООО "ПИЛОТ" в осуществлении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2011 по делу N А62-3114/2011 указанный отказ органа местного самоуправления признан незаконным.
При этом на Администрацию города Смоленска суд возложил обязанность осуществить процедуру выбора испрашиваемого Обществом земельного участка.
Во исполнение решения суда проведена процедура выбора земельного участка и органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане.
О предстоящем предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка было размещено соответствующее информационное сообщение в средствах массовой информации.
В адрес Департамента из Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (вх. N 5746 от 12.07.2012) поступили материалы по результатам выбора испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 20.08.2012 N 14289/08 Департамент отказал в предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного здания на испрашиваемом Обществом земельном участке по Краснинскому шоссе.
Как следует из содержания указанного документа, основанием для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства послужил факт подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, а также наличие заявлений от других лиц, претендующих на земельные участки на данной территории.
Не согласившись с указанными действиями Департамента, ООО "ПИЛОТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлению администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленск возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Как следует из материалов дела, отказывая в предоставлении земельного участка, Департамент сослался на то, что земельный участок площадью 4685 кв. м, в отношении которого осуществлен выбор для размещения физкультурно-оздоровительного здания, расположен в границах территории, в отношении которой на основании муниципального контракта подготовлены проект планировки и проект межевания территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе) (2-я очередь) города Смоленска. Решением Главы города Смоленска от 27.07.2012 N 15 на 11.09.2012 назначены публичные слушания по проекту планировки данной территории (решение опубликовано в газете "Рабочий путь от 31.07.2012 N 165).
Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими доказательствами, представленными в материалы дела.
Судом также установлено, что по результатам публичных слушаний от 11 сентября 2012 года проект планировки территории Западного II жилого микрорайона (Краснинское шоссе) (2-я очередь) в городе Смоленске направлен на доработку.
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии с действующим земельным законодательством сформированные земельные участки могут предоставляться только по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из материалов дела, до осуществления проекта планировки и межевания территории квартала, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, фактически данный земельный участок в установленном порядке сформирован не был.
Наличие подготовленного проекта планировки и межевания территории исключает возможность формирования и предоставления земельного участка по правилам, предусмотренным статьями 31,32 ЗК РФ.
Кроме того, отказывая в предоставлении земельного участка, Департамент сослался на то, что поступили заявления от нескольких лиц об осуществлении выбора земельного участка на спорной территории для размещения на нем объектов капитального строительства.
В подтверждение данного факта представлены заявление ООО "Складской комплекс "Миловидово" от 20.07.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 10 238 кв. м в районе Краснинского шоссе и предварительном согласовании места размещения здания торгового центра и заявление ООО "Караван" от 03.07.2012 и от 07.08.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 60 000 кв. м в районе ул. Кловской для строительства спортивного комплекса без трибун для зрителей.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Таким образом, при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок, предоставление данного земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
С учетом изложенного, арбитражный суд отказ Департамента имущественных и земельных ношений Смоленской области в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке в целях его предоставления ООО "ПИЛОТ" для строительства объекта недвижимости обоснованно признал правомерным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А62-5813/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПИЛОТ" из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной по чек-ордеру СБ8609/031 от 16.05.2013 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.