Бюджетная организация (институт), имеющая в оперативном управлении федеральную собственность, предоставляет по решению уполномоченного органа Мингосимущества РФ по договору ссуды государственной организации недвижимое имущество (помещение), используемое для образовательной деятельности.
Нарушает ли ссудодатель бюджетное законодательство в части ст. 28 Закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ?
Является ли плательщиком НДС ссудодатель (балансодержатель) в данном случае?
В случае признания ссудодателя налоговым агентом НДС уплачивается с рыночной стоимости аренды указанной площади или с передаваемого имущества?
Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетной организации (ссудодержателя) указанные операции?
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним и приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК РФ). Однако это правило не распространяется на научные организации и на высшие учебные заведения.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ научные организации Российской академии наук имеют право передачи в аренду без права выкупа временно не используемого ими и находящегося в федеральной собственности имущества, в том числе недвижимого. Такая передача осуществляется на основании решения Академии наук, которое должно быть согласовано с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования, содержания и развития их материально-технической базы. Аналогичное положение об использовании доходов от сдачи имущества в аренду содержится в ст. 28 Закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, уполномоченным на то законом или самим собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ).
В связи с тем, что указанными выше законодательными актами предусмотрена передача имущества научными организациями только по договорам аренды, а возможность передачи его в безвозмездное пользование не оговорена, институт, в оперативном управлении которого находится недвижимое имущество, не вправе передавать его в безвозмездное пользование (даже если его пользователем будет государственное учреждение).
Если все-таки передача имущества в безвозмездное пользование вашим учреждением будет осуществлена, то оно, как ссудодатель, будет обязано исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Эта обязанность вытекает из положений главы 21 НК РФ, относящих для целей налогообложения НДС операции по передаче имущества в аренду к операциям по оказанию услуг (подп. 4 п. 1 ст. 148, п. 1 и подп. 14 и 20 п. 2 ст.149, п. 3 ст. 161 НК РФ).
Поскольку согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются наряду с прочими также и операции по оказанию услуг на безвозмездной основе, передача ссудодателем имущества по договору безвозмездного пользования должна облагаться указанным налогом. Эту позицию разделяют и арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2001 г. N А56-24227/00.
При этом стоимость услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование определяется в порядке, установленном ст. 40 НК РФ исходя из рыночных цен на услуги по сдаче аналогичного имущества в аренду.
Ссудодатель в данном случае рассматривается в качестве плательщика НДС, а не налогового агента.
Налоговыми агентами признаются арендаторы имущества, предоставляемого им по договорам аренды органами государственной власти или местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В вашем случае государственное имущество передается вашим учреждением, а не органом государственной власти (Агентства по управлению имуществом РАН) другому учреждению.
Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ (до 30% от суммы неуплаченного налога), а за неуплату налога - ст. 122 НК РФ (до 40% от суммы неуплаченного налога).
Ю. Подпорин,
ведущий эксперт "БП"
1 октября 2004 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 43, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.