г. Калуга |
|
8 августа 2013 г. |
Дело N А09-5684/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Толкачевой И.Ю. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "Брянскэнергосбыт" |
не явился
|
от ответчика ООО "Жилкомхоз" |
не явился |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Жилкомхоз" на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А09-5684/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Брянскэнергосбыт", ОГРН 1043244012437, (далее - ОАО "Брянскэнергосбыт, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомхоз", ОГРН 1083254000851, (далее - ООО "Жилкомхоз", ответчик) о взыскании 222 429 руб. 41 коп. задолженности за потребленную электроэнергию (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено общество с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт" (далее - ООО "Стройэксперт").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.11.2012 (судья Терешин А.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 (судьи Можеева Е.И., Игнашина Г.Д., Дайнеко М.М.) решение Арбитражного суда Брянской области от 30.11.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Жилкомхоз" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 30.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение, считая, что обжалуемые судебные акты являются незаконными в силу нарушения судами обеих инстанций единообразия в толковании и применении норм материального и процессуально права.
Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец по электрическим сетям ООО "СтройЭксперт" отпустил в жилищный фонд, обслуживанием которого занимается ООО "Жилкомхоз", электрическую энергию для энергоснабжения мест общего пользования (освещение межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), в количестве 91 913 кВт/ч.
Сетевой организацией ООО "СтройЭксперт" зафиксирован факт отсутствия общедомовых приборов учета электрической энергии и составлены акты от 16.12.2011 о неучетной электрической энергии за период с июля по декабрь 2011.
Выставленная к оплате счет-фактура N 32263/50097/09 от 30.04.2012 на общую сумму 222 429 руб. 41 коп. оставлена ответчиком без оплаты, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В силу п. 92 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящего документа, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила (далее - Правила N 307) предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В силу п. 3 указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договор или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям предусмотрена пп. "в" п. 49 Правил N 307.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из пунктов 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Согласно разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации о порядке применения пунктов 3 и 49 Правил N 307, изложенным в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
При вынесении судебных актов суды пришли к правильному выводу о правовом положении ответчика - ООО "Жилкомхоз" как получателя электроэнергии по отношению к ресурсоснабжающей организации и как исполнителя коммунальных услуг по отношению к населению, проживающему в обслуживаемых им домах.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, на ответчике, имеющем статус управляющей компании, в силу закона лежит обязанность по оплате электроэнергии, потребленной собственниками помещений многоквартирных домов, в том числе потребленной местами общего пользования.
Ответчик возражений относительно произведенного истцом расчета задолженности, исходя из утвержденных в установленном законом порядке нормативов потребления и с учетом произведенной населением оплаты, не представил.
Таким образом, поскольку доказательства оплаты потребленного энергоресурса в материалах дела отсутствуют, суды правомерно удовлетворили требование истца о взыскании 222 429 руб. 41 коп. задолженности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Арбитражный суд полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 30.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А09-5684/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.