город Калуга |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А68-9043/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего: Козелкина И.И.
судей: Сладкопевцевой Н.Г.
Толкачевой И.Ю.
от истца: от ответчика: от третьего лица: |
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Тульские пассажирские перевозки", г. Тула, на решение Арбитражного суда Тульской области от 21 января 2013 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года по делу N А68-9043/2012,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее - министерство, истец), ИНН 7107099179, ОГРН 1077107000596, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Тульские пассажирские перевозки" (далее - общество, ответчик), ИНН 7107506191, ОГРН 1087154009887, об обязании прекратить заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 263 "Алексин-Тула".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21 января 2013 года (судья Л.Д. Тажеева) исковые требования удовлетворены, суд обязал общество прекратить заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 263 "Алексин-Тула".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года (судьи Сентюрина И.Г., Дайнеко М.М., Токарева М.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Тульские пассажирские перевозки" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что им в материалы дела представлены паспорта спорных маршрутов, которые содержат схемы маршрутов и расписание движения; паспорта маршрутов согласованы с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, ввиду чего заявитель жалобы полагает, что требования по безопасности перевозки пассажиров выполнены надлежащим образом. Также у заявителя жалобы имеется лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Кроме того, на основании Закона Тульской области от 24.07.2006 N 728 "Об обслуживании населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах Тульской области" допускается осуществление перевозок пассажиров и багажа без проведения конкурса. Заявитель жалобы считает, что факт осуществления деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем, не доказан и истец не имеет установленных законом полномочий по обращению в суд в защиту публичных интересов на основании ст. 1065 ГК РФ. Кроме того, резолютивная часть постановления не ясна для заявителя жалобы, в ней не установлен срок, в течении которого ответчику запрещается заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 263 "Алексин-Тула".
Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и пояснений к ней, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, общество осуществляет регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту N 263 "Тула-Алексин" на основании лицензии от 08.05.2008 N АСС-71-110238 и паспорта маршрута N 263 "Тула-Алексин", утвержденного департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области 01.07.2008, внесенного в реестр Тульской области 11.12.2009 за N 81.
В соответствии с указом губернатора Тульской области от 15.09.2011 N 1 "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области" департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области был переименован в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
Из содержания указанного паспорта маршрута следует, что конечной станцией в городе Туле является станция "Южная", а конечной станцией в городе Алексине - дом 29 по улице Тульской.
Факт осуществления обществом указанной деятельности без заключения договора с уполномоченным органом подтвержден материалами дела и не оспаривается.
Вместе с тем, такой договор N 22-01-30/07-12 заключен 10.05.2012 между министерством и ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие (перевозчик) об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (при проведении конкурса лоты N 3, 28), в соответствии с которым министерство на основании постановления администрации Тульской области от 09.02.09 N 51 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" и результатов проведения конкурса (протокол от 24.04.2012) поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, указанных в приложении N 1, в том числе по маршруту N 263 "Алексин (автовокзал) - Тула (автовокзал)".
В приложении N 1 к договору указаны время начала/окончания работы, количество рейсов, количество и вместимость автобусов.
Паспорт маршрута N 263 "Алексин (автовокзал) - Тула (автовокзал)" был утвержден 06.09.2012, сведения о нем внесены в реестр Тульской области 06.09.2012 за N 81.
Министерство, полагая, что деятельность общества создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, обратилось с настоящим иском в суд.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции, решать вопросы безопасности дорожного движения.
На территории Тульской области принят закон N 728-ЗТО, в соответствии с которым, как в действующей на момент вынесения судом решения по настоящему делу редакции (ст. 3.1), так и в ранее действовавших редакциях (пункт 3 статьи 3 в редакции закона N 854-ЗТО от 03.07.2007, пункт 4 статьи 3 в редакции закона N 1175-ЗТО от 15.12.2008), привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов.
Постановлением N 409 были утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области, которые как в ранее действовавших редакциях (от 03.08.2007, от 25.02.2009), так и в ныне действующей редакции (от 27.12.2011), предусматривают в качестве основания для осуществления перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах наличие заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом договора (раздел III "Организация регулярных перевозок" постановления в редакции от 03.08.2007 и 25.02.2009, пункт 20.22 постановления в редакции от 27.12.2011).
Постановлением администрации Тульской области от 09.02.2009 N 51 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" был утвержден "Порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области".
Вышеперечисленные документы в качестве основания для допуска перевозчика к деятельности по перевозке пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах предусматривали наличие заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом договора, заключаемого на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров межмуниципального маршрута пассажирским автотранспортом осуществляется лишь на основании заключенного договора по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, который является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.
Ответчик не оспаривал результаты проведенного министерством конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, по результатам которого между министерством и ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие" был заключен договор от 10.05.2012 N 22-01-30/07-12 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, в том числе по маршруту N 263 "Алексин-Тула", ссылаясь на то, что наличие у него лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом и утвержденного департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области паспорта маршрута N263 "Тула-Алексин", дает ему право осуществлять перевозки пассажиров и багажа по этому маршруту без участия в конкурсе.
Данный вывод правомерно не принят судами, поскольку наличие указанной маршрутной документации не дает обществу права осуществлять потенциально опасную для неопределенного круга лиц деятельность и перевозить пассажиров автомобильным транспортом на регулярных межмуниципальных маршрутах на территории субъекта без заключения соответствующего договора в установленном порядке. Также наличие у общества лицензии не означает само по себе право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляло деятельность по пассажирским перевозкам в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора. Указанный факт является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что данное обстоятельство создает опасность причинения вреда в будущем, которая в силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно обязали общество прекратить заниматься потенциально опасной деятельностью, создающей опасность причинения вреда по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по спорным маршрутам.
Довод кассатора о нарушении судом процессуального права, выразившемся в неясности принятого решения, а также довод заявителя о том, что судом не установлен конкретный срок на запрет спорного вида деятельности, были предметом рассмотрения апелляционного суда и этим доводам дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованное решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного с уда Тульской области от 21 января 2013 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года по делу N А68-9043/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.