г. Калуга |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А62-1290/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2013.
Постановление изготовленов полном объеме 13.08.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей |
|
Смолко С. И. Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
|
от индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича ОГРН 311673229000023, ИНН 673101430310 г. Смоленск, ул. Рыленкова, 32, 134
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526 г. Смоленск, пл. Ленина, 1 |
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Администрации города Смоленска ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070 г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, 1/2 |
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 (судьи Рыжова Е.В., Каструба М.В., Волкова Ю.А.) по делу N А62-1290/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Николаевич (далее - ИП Уткин В.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) в осуществлении процедуры выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м, местоположением г. Смоленск, ул. Кирова, возле дома N 22-б, изложенного в письме от 31.01.2012 N 1134/08.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Смоленска.
Решением арбитражного суда от 11.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Департамент просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, Предприниматель 29.12.2011 обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м, местоположением по улице Кирова в г. Смоленске возле дома N 22-б и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания. Земельный участок испрашивался на правах аренды.
Письмом от 31.01.2012 N 1134/08 Департамент отказал заявителю в осуществлении процедуры выбора земельного участка, сославшись на то, что органом власти принято решение о формировании испрашиваемого земельного участка для предоставления его заинтересованным лицам путем проведения торгов.
Наряду с изложенным, Департамент также сослался на наличие судебного акта, которым установлен запрет на совершение каких-либо действий по формированию спорного земельного участка.
Не согласившись с указанными действиями государственного органа исполнительной власти, ИП Уткин В.Н. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлению администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленск возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (п. 5.1).
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка. В течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п. 5.3).
Из изложенного следует, что решение вопросов, связанных с определением местоположения земельного участка, установлением характеристик заявленного к строительству объекта недвижимости, выбора вариантов его размещения на испрашиваемом земельном участке, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта строительства может быть принят уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления сведений об отсутствии вариантов размещения объекта, либо о запрете строительства такого объекта на испрашиваемой территории.
Как установлено судом и уполномоченным органом не оспаривается, претензий к оформлению Предпринимателем заявления об осуществлении процедуры выбора земельного участка и приложенным к заявлению документам не имеется.
Вместе с тем, в материалы дела Департаментом не представлены доказательства, свидетельствующие о направлении соответствующего обращения в орган местного самоуправления по заявлению ИП Уткина В.Н. от 29.12.2011.
Учитывая изложенное, действия уполномоченного органа, связанные с отказом в проведении процедуры выбора испрашиваемого заявителем земельного участка, обоснованно признаны арбитражным судом не соответствующими требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по делу N А62-1290/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С. И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.