Практика учета бюджетных обязательств в органах федерального казначейства
Главной целью учета бюджетных обязательств является повышение эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами, направленными бюджетополучателям на оплату коммунальных услуг. При этом должны выполняться следующие основные задачи:
1. Установление элементов платежного процесса, предшествующих кассовому расходу (доведение уведомления о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, принятие бюджетополучателями денежных обязательств, их учет в органах федерального казначейства и оплата).
2. Недопущение роста кредиторской задолженности при наличии выделенных на эти цели денежных средств. Основной проблемой первого этапа развития органов федерального казначейства (1994-1997 гг.) являлась кредиторская задолженность. Огромная часть средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование текущих бюджетных проблем, направлялась на покрытие долгов прошлых лет. Этот процесс происходил из-за отсутствия постоянного контроля над процессом принятия бюджетных обязательств со стороны бюджетополучателя. Имела место практика подписания контрактов всеми бюджетными организациями вне зависимости от реального состояния бюджетного кармана - доходов и источников средств финансирования дефицита, которыми располагала федеральная казна.
Регулирование объемов кредиторской задолженности на стадии выдачи денежных средств не позволяло эффективно управлять бюджетными денежными средствами.
Поскольку были уже заключены контракты и осуществлена поставка, то государство обязано было признать, что действительно, поставщики исполнили свои обязательства, а бюджетополучатели - нет. Именно поэтому с 1999 г. введена процедура, которая предполагает осуществлять учет в органах федерального казначейства принятых бюджетными учреждениями денежных обязательств на оплату коммунальных услуг.
Во-первых, ставится задача налаживания постоянного и действенного контроля за процессом принятия бюджетных обязательств.
Во-вторых, в тот период на квартал вперед даются лимиты бюджетных обязательств. В их пределах можно принимать те или иные решения и брать на себя денежные обязательства.
В-третьих, ни один контракт федеральной бюджетной организации на оказание коммунальных услуг не может быть заключен без регистрации в соответствующем казначейском органе.
В-четвертых, вводится регистрация договоров.
Без осуществления учета обязательств, принятых за счет бюджета, орган, исполняющий бюджет, не в состоянии эффективно проводить анализ исполнения бюджета, так как не располагает достаточной информацией о предстоящих расходах, вытекающих из заключенных договоров бюджетополучателями на поставку товаров и услуг. Наличие такой информации чрезвычайно важно в условиях роста задолженности, поскольку только полный учет принятых обязательств позволяет взять ситуацию под контроль.
Порядок учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, установлен в следующих основных нормативных документах:
1. Приказе Минфина России от 13.08.1999 N 55н "Об утверждении Правил учета территориальными ОФК обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета";
2. Постановлении Правительства РФ N 806 от 15.07.1999 "О порядке учета территориальными ОФК обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета".
Введение в действие указанных документов стало первым шагом по исполнению ст. 119 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 г." (Статья 119. Установить, что заключение организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им ассигнований из федерального бюджета) и ст. 250 Бюджетного кодекса РФ (Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств ФБ в текущем финансовом году, не должен превышать ЛБО).
Остановимся на основных положениях Порядка учета бюджетных обязательств.
Ежегодно Правительством РФ принимается закон о мерах по реализации федерального закона на соответствующий финансовый год, в котором определяются коды экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, договора по которым подлежат учету в территориальных органах федерального казначейства.
Так, согласно постановлению Правительства РФ от 10.02.2003 N 85 в 2003 г. подлежали учету договора на поставку продукции (работ, услуг) по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 110721 "Оплата отопления и технологических нужд", 110722 "Оплата потребления газа", 110723 "Оплата потребления котельно-печного топлива", 110730 "Оплата потребления электрической энергии" и 110740 "Оплата водоснабжения помещений".
Такая же норма заложена в постановлении Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 "О мерах по реализации федерального бюджета на 2004 год" (см. ст. 10).
Учет договоров на поставку продукции осуществляется органом федерального казначейства, в котором учреждению открыт лицевой счет.
Учреждение представляет в орган федерального казначейства следующие документы:
1. Оригинал договора на поставку продукции и его копию.
2. Расшифровку, указывающую сумму договора в структуре кодов бюджетной классификации Российской Федерации (с указанием главы, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода и кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации).
При осуществлении процедуры проверки представленных документов орган федерального казначейства производит сопоставление указанной в договоре суммы с ее расшифровкой. В случае несоответствия суммы по договору сумме, указанной в расшифровке, органы федерального казначейства могут отказать учреждению в приеме на учет бюджетного обязательства.
Договоры на поставку продукции учитываются в пределах остатка лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. При этом лимиты бюджетных обязательств не препятствуют заключению договоров на поставку продукции на срок, превышающий пределы финансового года. Кроме того, органы казначейства проверяют соответствие заложенных в договоре тарифов по оплате коммунальных услуг действующему на момент заключения договоров законодательству.
Например, в Хабаровском крае с 01.01.2004 Региональной энергетической комиссией - Комитетом цен Правительства Хабаровского края постановлением от 20.12.2003 N 39 введены новые тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Хабаровскэнерго" потребителям. Тарифы на услуги водоснабжения и канализации, оказываемые унитарным предприятием "Водоканал" г. Хабаровска, утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии - Комитетом цен Правительства Хабаровского края от 26.12.2003 N 41/1.
После завершения процедуры проверки представленных документов ответственный исполнитель органа федерального казначейства проставляет на договоре дату учета договора и персональный штамп и подпись, а также указывает учетные номера бюджетных обязательств.
В УФК по Хабаровскому краю учет бюджетных обязательств осуществляется в программном комплексе "ЦентрКС". Каждому обязательству присваивается свой уникальный номер, состоящий из 10 разрядов:
Номер разрядов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Здесь 1-5 - код организации согласно Реестру бюджетополучателей;
6-8 - последние 3 знака кода экономической классификации расходов бюджетов РФ (например, 730 - "Оплата потребления электрической энергии");
9-10 - порядковый номер.
В Расшифровке к договору также указывается уникальный номер, присвоенный бюджетному обязательству, и проставляется регистрационный номер из Журнала учета договоров на принятие бюджетных обязательств.
Оригинал договора возвращается учреждению, а его копия с расшифровкой остается в органе федерального казначейства. Они являются объектами бухгалтерского учета.
В случае заключения договора на поставку продукции по нескольким кодам бюджетной классификации Российской Федерации, что следует из расшифровки к договору, такой договор учитывается органами федерального казначейства с присвоением нескольких учетных номеров обязательств. При этом стоимость каждого вида продукции не должна превышать неиспользованный учреждением лимит бюджетных обязательств отдельно по каждому коду бюджетной классификации Российской Федерации.
В случае расторжения договора на поставку продукции или внесения в него изменений, связанных с изменением срока исполнения договора и уменьшением стоимости поставляемой продукции, в орган федерального казначейства представляются оригинал договора и копии документов, послуживших основанием для таких изменений.
Дополнительное соглашение к договору на поставку продукции учитывается в пределах суммы неисполненного лимита бюджетного обязательства.
Дополнительные соглашения к договору на поставку продукции учитываются в порядке, в котором производится учет основного договора.
Оплата обязательства по учтенному договору на поставку продукции осуществляется в установленном порядке при наличии на лицевом счете учреждения, открытом в органе федерального казначейства, достаточной суммы финансирования по коду бюджетной классификации Российской Федерации.
Для обеспечения учета исполнения бюджетного обязательства в платежных поручениях в поле "Назначение платежа" учреждением дополнительно указывается учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный органом федерального казначейства. (Пример: БО 3425472102 Гл189 Рз0506 Вд602 Ст615 Эк110721:750=) оплата отопления за март 2004 г. согласно сч/ф N 15 от 31.03.2004, договор N 201 от 01.01.2004, НДС 11436).
По окончании финансового года формируется Ведомость контроля неисполненных бюджетных обязательств по каждому учреждению. Принятые на учет и неисполненные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимитов нового года.
При реорганизации или ликвидации учреждения неисполненные бюджетные обязательства должны быть урегулированы соответственно правопреемником или вышестоящим распорядителем бюджетных средств.
В соответствии со ст. 250 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетов обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
Письмом Министерства финансов РФ от 16.12.2002 N 03-01-01/18-469 разъяснено, что бюджетное законодательство РФ не ограничивает права получателей средств по частоте оплаты поставленных товаров, работ (услуг).
Учитывая специфику потребления коммунальных услуг и топливно-энергетических ресурсов, а так же необходимость своевременной их оплаты, кассовые расходы получателей средств федерального бюджета в этой части могут осуществляться чаще, чем один раз в календарный месяц, что должно быть предусмотрено договором. При этом расходы бюджетополучателей в части оплаты коммунальных услуг и топливно-энергетических ресурсов должны осуществляться с учетом фактически поставленных услуг.
Итак, проводимый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, а также действенным механизмом управления финансовыми потоками бюджетных средств.
В случае недостаточности выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета бюджетополучатели вправе заключать дополнительные соглашения к договорам за потребление электрической и тепловой энергии и газа, подлежащих оплате за счет внебюджетных источников. Данная норма предусмотрена постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 296 "Об утверждении порядка взаимодействия главных распорядителей, распорядителей и получателей средств Федерального бюджета, российского акционерного общества "ЕЭС России", российского акционерного общества "Газпром" и их дочерних и зависимых обществ по осуществлению контроля за своевременной оплатой потребления электрической и тепловой энергии и газа". Органы федерального казначейства на основании представленных выписок из дополнительных соглашений к договорам, подлежащих исполнению за счет доходов от предпринимательской деятельности, осуществляют накопительный учет принятых обязательств по соответствующим кодам экономической классификации расходов в разрезе ведомственной принадлежности получателей средств Федерального бюджета.
При этом в письме Минфина России от 26.07.2000 N 3-01-12/12-335 определено, что действующим законодательством РФ не предусмотрено возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.
Динамика принятия бюджетных обязательств по оплате коммунальных услуг за счет внебюджетных средств организаций, обслуживающихся в ОФК Хабаровского края, к объему финансирования из федерального бюджета выглядит следующим образом (в млн руб.)
"Рисунок 1"
Анализ работы по учету бюджетных обязательств по оплате коммунальных услуг организаций, обслуживающихся в органах федерального казначейства Хабаровского края в 2001-2003 гг., выглядит следующим образом (в млн руб.).
"Рисунок 2"
За 2002 г. принято на учет бюджетных обязательств за счет оплаты из федерального бюджета перед поставщиками коммунальных услуг на сумму 2 588,1 млн руб., в том числе по организациям МО РФ - на сумму 1 993 млн руб., что составляет 97% утвержденных лимитов бюджетных обязательств на год на эти цели, по организациям других силовых министерств и ведомств - на сумму 351,3 млн руб. (97,6% выделенных лимитов), по гражданским организациям - на сумму 244 млн руб. (94,1% выделенных лимитов). Исполнение принятых к учету обязательств составило 99,9%.
По сравнению с 2001 г. объем принятых на учет бюджетных обязательств увеличился на 655,4 млн руб. (или на 33,9%). Основное увеличение (491,7 млн руб.) произошло по организациям МО РФ.
В 2003 г. практически все принятые к учету обязательства были оплачены (процент исполнения - 99,9%).
Таким образом, основная цель введения контроля над обязательствами, принимаемыми за счет бюджета, это стабилизация задолженности бюджета, а затем и полная ликвидация этой задолженности, правильное и эффективное использование вы деленных средств на оплату коммунальных услуг и, как следствие, оздоровление бюджетной ситуации, что в конечном итоге и является первоочередной задачей бюджетной политики.
А.В. Кузьмин,
начальник отдела УФК по Хабаровскому краю
Е.А. Король,
старший казначей УФК по Хабаровскому краю
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).