Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 сентября 2021 г. N 1495-ПП
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)
1. Общие положения
1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления Департаментом экономической политики и развития города Москвы регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории города Москвы (далее - региональный государственный контроль (надзор).
1.2. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) в отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы (далее - контролируемые лица).
1.3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
1.3.1. Соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
1.3.2. Соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и (или) применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации.
1.3.3. Соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.
1.3.4. Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации.
1.3.5. Соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
1.3.6. Соблюдение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых Департаментом, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации.
1.4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Департаментом в соответствии с:
1.4.1. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
1.4.2. Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
1.4.3. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
1.4.4. Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
1.4.5. Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
1.4.6. Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.4.7. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
1.4.8. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
1.4.9. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.4.10. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
1.4.11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
1.4.12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
1.4.13. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
1.4.14. Постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
1.4.15. Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. N 210-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы".
1.4.16. Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2020 г. N 2384-ПП "О государственной информационной системе "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль".
1.4.17. Настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
1.5. Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления ими регулируемых видов деятельности, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
1.6. Учет объектов контроля осуществляется Департаментом с использованием государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль") и иных государственных информационных систем.
1.7. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:
1.7.1. Руководитель Департамента.
1.7.2. Первый заместитель руководителя Департамента, заместители руководителя Департамента, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного контроля (надзора).
1.7.3. Начальники структурных подразделений Департамента и их заместители, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного контроля (надзора).
1.7.4. Начальники отделов структурных подразделений Департамента и их заместители, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного контроля (надзора).
1.7.5. Государственные гражданские служащие города Москвы ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты", младшей группы должностей категории "обеспечивающие специалисты" отделов структурных подразделений, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора).
1.8. Должностными лицами Департамента, уполномоченными для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель Департамента, первый заместитель руководителя Департамента, заместители руководителя Департамента, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного контроля (надзора).
1.9. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.10. Должностное лицо при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1.10.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Департамента о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты контроля, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1.10.2. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
1.10.3. Требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
1.10.4. Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
1.10.5. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
1.10.6. Выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
1.10.7. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
1.10.8. Выдавать контролируемым лицам, использующим объекты контроля, предписания об устранении выявленных правонарушений с указанием сроков устранения.
1.10.9. Привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.
1.10.10. Совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
1.11. Должностное лицо обязано:
1.11.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц.
1.11.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Департамента вплоть до подготовки предложения об обращении в суд с требованиями о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
1.11.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
1.11.4. Не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование.
1.11.5. Предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.11.6. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.11.7. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, в случае поступления соответствующего запроса от контролируемого лица.
1.11.8. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.
1.11.9. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.11.10. Соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
1.12. Должностное лицо не вправе:
1.12.1. Оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Департамента.
1.12.2. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Департамента.
1.12.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.12.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
1.12.5. Требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, ранее представленных контролируемым лицом.
1.12.6. Распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления регионального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.12.7. Требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
1.12.8. Осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий.
1.12.9. Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
1.12.10. Препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законодательством Российской Федерации и эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.13. Права контролируемых лиц:
1.13.1. Права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с организацией и осуществлением регионального контроля, устанавливаются Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.13.2. Взаимодействие контролируемого лица с Департаментом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично или через представителя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.13.3. Контролируемое лицо при осуществлении регионального контроля имеет право:
1.13.3.1. Присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие должностных лиц Департамента с контролируемыми лицами.
1.13.3.2. Получать от Департамента, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
1.13.3.3. Получать от Департамента информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
1.13.3.4. Знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать Департаменту о своем согласии или несогласии с ними.
1.13.3.5. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Департамента, решения Департамента, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении регионального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.13.3.6. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Департамента с контролируемыми лицами).
1.13.4. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации в Департамент о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, поскольку оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, в случае если контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.14. Обмен информацией и документами между Департаментом и контролируемым лицом о совершаемых ими действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством ГИС "Открытый контроль", иных средств связи.
1.15. Для целей информирования контролируемого лица Департаментом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации контролируемого лица.
1.16. Документы, направляемые контролируемым лицом Департаменту в электронном виде, могут быть подписаны:
1.16.1. Простой электронной подписью.
1.16.2. Усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.16.3. Простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. При осуществлении регионального контроля в соответствии с системой оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям установлены три категории риска:
2.2.1. Средний риск.
2.2.2. Умеренный риск.
2.2.3. Низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется приказом Департамента в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) (далее - критерии риска), предусмотренными приложением 1 к настоящему Положению.
2.4. При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска Департаментом используются сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов государственного контроля (надзора), от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.
2.5. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска осуществляются без взаимодействия с контролируемыми лицами.
2.6. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями риска.
2.7. Первоначальное присвоение категории риска осуществляется Департаментом на основании оценки данных о размере необходимой валовой выручки, установленной для контролируемого лица по регулируемому виду деятельности на первый период регулирования исходя из годового значения.
2.8. Перечень объектов контроля с присвоенными категориями риска ежегодно утверждается Департаментом и размещается не позднее 1 сентября в открытом доступе на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в ГИС "Открытый контроль".
2.9. Категория риска объекта контроля может быть изменена по результатам проведенных Департаментом контрольных (надзорных) мероприятий.
2.10. Департамент в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
2.11. Контролируемое лицо вправе подать в Департамент заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска. Департамент рассматривает такое заявление в порядке, установленном пунктом 2.10 настоящего Положения.
2.12. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) планирование проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля проводится с применением риск-ориентированного подхода на основании критериев риска.
2.13. Включение в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, определяемой категорией риска.
2.14. Для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, устанавливается частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в 6 лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в 4 года.
2.15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
2.16. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Департамент использует индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории города Москвы, предусмотренные приложением 2 к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее программа профилактики рисков) путем проведения профилактических мероприятий.
3.2. Программа профилактики рисков ежегодно утверждается Департаментом не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации программы профилактики, и размещается на странице Департамента на официальном сайте Мэра Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в ГИС "Открытый контроль" в течение 5 дней со дня утверждения.
3.3. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
3.3.1. Информирование.
3.3.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.3.3. Объявление предостережения.
3.3.4. Консультирование.
3.3.5. Профилактический визит.
3.4. Информирование осуществляется посредством размещения и поддерживания в актуальном состоянии сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на странице Департамента на официальном сайте Мэра Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, через личные кабинеты контролируемых лиц в ГИС "Открытый контроль", в средствах массовой информации и в иных формах.
3.5. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, должен быть подготовлен не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, утвержден приказом руководителя Департамента до 1 мая года, следующего за отчетным годом, и размещен на официальном сайте Мэра Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее трех дней со дня его утверждения.
3.6. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктами 1.14 и 1.16 настоящего Положения, содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3.8. Составление и оформление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется по типовой форме в срок не позднее 10 рабочих дней с момента наступления события, предусмотренного пунктом 3.6 настоящего Положения.
3.9. При отсутствии возражений контролируемое лицо в срок не позднее 60 рабочих дней со дня получения предостережения направляет в Департамент уведомление об исполнении предостережения в порядке, предусмотренном пунктами 1.14 и 1.16 настоящего Положения.
3.10. В уведомлении об исполнении предостережения указываются следующие сведения:
3.10.1. Наименование контролируемого лица (наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) для физического лица и индивидуального предпринимателя).
3.10.2. Идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица.
3.10.3. Дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица.
3.10.4. Сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.11. Контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения.
3.12. Возражения направляются в порядке, установленном пунктами 1.14 и 1.16 настоящего Положения.
3.13. Возражение должно содержать:
3.13.1. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ.
3.13.2. Сведения о предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований и должностном лице, направившем такое предостережение.
3.13.3. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
3.14. В случаях невозможности установления из представленных заявителями документов должностного лица, направившего предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, возражение возвращается заявителю без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.
3.15. Возражения рассматриваются должностными лицами Департамента в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
3.16. По итогу рассмотрения Департаментом возражения принимается одно из следующих решений:
3.16.1. Оставление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований без изменения.
3.16.2. Отмена предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
3.17. Результаты рассмотрения возражений используются для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.
3.18. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Департамент возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения.
3.19. Должностное лицо Департамента осуществляет консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) без взимания платы по предварительной записи на основании обращения контролируемого лица и (или) его представителя, поданного в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего Положения, или в ходе устного обращения при проведении профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий.
Консультирование может осуществляться должностным лицом Департамента по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.20. Должностные лица осуществляют консультирование по следующим вопросам:
3.20.1. Применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения.
3.20.2. О необходимых организационных и (или) технических мероприятиях, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований.
3.20.3. Особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора).
3.21. Контролируемое лицо вправе получить консультацию не позднее 20 рабочих дней с момента подачи соответствующего обращения.
3.22. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
В случае, если во время консультирования решение поставленных вопросов невозможно, контролируемому лицу рекомендуется представить письменное обращение для подготовки ответа в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.23. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.24. При осуществлении консультирования должностное лицо Департамента обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.25. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, не предоставляется.
3.26. Информация, ставшая известной должностному лицу Департамента в ходе консультирования, не подлежит использованию Департаментом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.27. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в ГИС "Открытый контроль" письменного разъяснения, подписанного руководителем Департамента (первым заместителем руководителя Департамента, заместителем руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы, в ведении которых находятся вопросы государственного регулирования тарифов).
3.28. Профилактический визит и обязательный профилактический визит проводятся Департаментом в следующем порядке:
3.28.1. Уполномоченным должностным лицом Департамента принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видеоконференц-связи, определяются дата, время и должностные лица Департамента, уполномоченные на его проведение.
3.28.2. Контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита в порядке, установленном пунктами 1.14 и 1.16 настоящего Положения, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профилактического визита.
3.28.3. В день проведения профилактического визита должностные лица Департамента осуществляют выезд к контролируемому лицу либо осуществляют взаимодействие с контролируемым лицом с использованием видеоконференц-связи. Порядок и способ организации видеоконференц-связи указывается в уведомлении о проведении профилактического визита.
3.29. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
3.30. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
3.31. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:
3.31.1. Содержание применяемых к деятельности контролируемого лица либо принадлежащим ему объектам контроля (надзора) новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенные изменения в действующие нормативные правовые акты, а также сроки и порядок вступления их в силу.
3.31.2. Применение сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, а также обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям.
3.31.3. Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10 процентов контрольных (надзорных) мероприятий.
3.32. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, письменно уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
3.33. Департамент обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
3.34. При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
4.2. Взаимодействие должностных лиц Департамента с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
4.2.1. Документарная проверка.
4.2.2. Выездная проверка.
4.3. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.4. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий Департамента осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.4.1. Осмотр.
4.4.2. Получение письменных объяснений.
4.4.3. Истребование документов.
4.4.4. Экспертиза.
4.5. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пунктах 4.2.1 и 4.2.2 настоящего Положения, может быть:
4.5.1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
4.5.2. Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий.
4.5.3. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
4.5.4. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4.5.5. Истечение срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами Департамента на основании заданий уполномоченных должностных лиц, включая задания, содержащиеся в планах работы Департамента.
4.7. Для проведения иных контрольных (надзорных) мероприятий принимается решение руководителем Департамента (первым заместителем руководителя, заместителем руководителя) (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия), в котором указываются:
4.7.1. Дата, время и место принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.2. Кем принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.3. Основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.4. Вид контроля.
4.7.5. Фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц Департамента, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия.
4.7.6. Объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.7.7. Адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.7.8. Фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.7.9. Вид контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.10. Перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.11. Предмет контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.12. Проверочные листы, если их применение является обязательным.
4.7.13. Дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом).
4.7.14. Перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено предоставление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).
4.8. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пунктах 4.2.1 и 4.2.2 настоящего Положения, с целью фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут проводиться должностными лицами с применением фотосъемки, аудио- и видеозаписи в порядке, установленном разделом 7 настоящего Положения.
4.9. При проведении видов контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения, и совершении контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 4.27 настоящего Положения, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
4.10. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом Департаменту информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Департамент документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
4.11.1. Заболевания, связанного с утратой трудоспособности.
4.11.2. Препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
4.12. По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
4.13. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностные лица Департамента составляют акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин и письменно информируют контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае должностные лица Департамента вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
4.14. В случае, указанном в пункте 4.18 настоящего Положения, руководитель Департамента (иное уполномоченное должностное лицо) вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
4.15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры, в виде документарных и выездных проверок.
4.16. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся:
4.16.1. При осуществлении контроля устранения выявленных нарушений и по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.16.2. При принятии Департаментом решений о назначении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий на основании системы индикаторов риска в соответствии с пунктом 2.16 настоящего Положения.
4.17. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в форме документарной или выездной проверки. Проведение внепланового контрольного мероприятия в форме выездной проверки может осуществляться в исключительных случаях только в случае обоснованной необходимости.
4.18. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в форме выездной проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры.
4.19. Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется Департаментом в форме документарной проверки.
4.20. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксаций# правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
4.21. При наблюдении за соблюдением обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
4.22. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департаментом могут быть приняты следующие решения:
4.22.1. Решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.22.2. Решение об объявлении предостережения.
4.23. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента.
4.24. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
4.25. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.26. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
4.27. В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.27.1. Получение письменных объяснений.
4.27.2. Истребование документов.
4.28. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.29. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
4.30. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется и информируется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в соответствии с пунктом 1.15 настоящего Положения.
4.31. В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.31.1. Осмотр.
4.31.2. Получение письменных объяснений.
4.31.3. Истребование документов.
4.31.4. Экспертиза.
4.32. Осмотр осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
4.33. По результатам осмотра составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных объектов контроля, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов контроля, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.34. Письменные объяснения (далее - объяснения) оформляются путем составления письменного документа в свободной форме. Должностное лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что должностное лицо Департамента, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
4.35. Под истребованием документов понимается требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.
4.36. Истребуемые документы направляются в Департамент в порядке, установленном пунктами 1.14 и 1.16 настоящего Положения. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Департамент. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка в Департамент осуществляются за счет контролируемого лица. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
4.37. В случае представления заверенных копий истребуемых документов уполномоченное лицо вправе ознакомиться с подлинниками документов.
4.38. Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить Департамент о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.39. Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в Департамент, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления Департамента о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
4.40. Экспертиза осуществляется в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона N 248-ФЗ. Департамент вправе привлекать к осуществлению экспертизы в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия экспертов и экспертные организации.
4.41. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
4.42. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
5. Специальные режимы государственного контроля (надзора)
Специальные режимы государственного контроля (надзора) в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) не реализуются.
6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, представление возражений в отношении контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в порядке, установленном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Предписание, предусмотренное статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ, выдается руководителем Департамента (первым заместителем руководителя Департамента, заместителем руководителя Департамента).
6.3. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия, могут выдаваться рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводятся мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.4. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица Департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
6.4.1. Выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.4.2. Незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения.
6.4.3. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
6.4.4. Принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
6.4.5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.5. В предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предусмотренном пунктом 6.4.1 настоящего Положения, указываются:
6.5.1. Фамилии, имена, отчества (при наличии) должностных лиц Департамента, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, проводивших контрольное (надзорное) мероприятие.
6.5.2. Дата выдачи.
6.5.3. Адрес нахождения объекта контроля.
6.5.4. Наименование лица, которому выдается предписание.
6.5.5. Ссылки на нормативные правовые акты, в которых содержатся нарушенные обязательные требования.
6.5.6. Описание нарушения обязательных требований, которое требуется устранить.
6.5.7. Срок устранения нарушения обязательных требований.
7. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств
7.1. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические, программные и электронные средства измерения и фиксации, в том числе принадлежащие контролируемому лицу (далее - технические средства).
7.2. Решение об осуществлении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается должностным лицом самостоятельно.
7.3. При отсутствии возможности осуществления видеозаписи применяется аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) действия.
7.4. Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
7.5. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и видеозаписи:
7.5.1. Для фиксации хода и результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись.
7.5.2. Фотосъемка, аудио- и видеофиксация проводятся должностным лицом Департамента, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, назначенным ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия, посредством использования видеорегистраторов, беспилотных летательных аппаратов, фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты).
7.5.3. Оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени.
7.5.4. Аудиозапись ведет должностное лицо Департамента, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, назначенное ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
7.5.5. При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
7.5.5.1. Необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта контроля.
7.5.5.2. Следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля.
7.6. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация.
7.7. Зафиксированные с помощью фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, технических средств доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются в виде приложения к акту контрольного (надзорного) мероприятия, в котором делается отметка об осуществлении фотосъемки, аудио-, видеозаписи, использовании технических средств для фиксации доказательства выявленных нарушений обязательных требований.
8. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
8.1. Правом на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в разделах 4 и 6 настоящего Положения.
С 1 января 2023 г. судебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суде решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
8.2. Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
8.3. Не требуется нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Департамент, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
8.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Департамент на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
8.5. Жалоба подается контролируемым лицом в Департамент в порядке, предусмотренном пунктами 1.14 и 1.16 настоящего Положения.
8.6. Жалоба гражданина должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью.
8.7. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
8.8. Жалоба рассматривается руководителем Департамента (первым заместителем руководителя, заместителем руководителя) в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
8.9. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
- решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
- действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
8.10. Жалоба на решение Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 20 рабочих дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
8.11. Жалоба на предписание Департамента может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
8.12. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем (первым заместителем руководителя, заместителем руководителя) Департамента.
8.13. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
8.14. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.15. Департамент в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.16. Информация о решении по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
8.17. Жалоба должна содержать:
8.17.1. Наименование Департамента, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуются.
8.17.2. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней.
8.17.3. Сведения об обжалуемых решении Департамента и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу.
8.17.4. Основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Департамента и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
8.17.5. Требования лица, подавшего жалобу.
8.17.6. Учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
8.18. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Департамента либо членов их семей.
8.19. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права.
8.20. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве направляется Департаментом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
8.21. Руководитель (первый заместитель руководителя, заместитель руководителя) Департамента принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
8.21.1. Жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано.
8.21.2. Жалоба передана в ненадлежащий уполномоченный орган.
8.21.3. До принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы.
8.21.4. Имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе.
8.21.5. Ранее в Департамент была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям.
8.21.6. Нарушены требования, предусмотренные настоящим разделом.
8.21.7. Ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
8.22. Отказ в рассмотрении жалобы не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
8.23. Департамент при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
8.24. Департамент вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Департаментом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
8.25. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Департамент, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
8.26. По итогам рассмотрения жалобы руководитель (первый заместитель руководителя, заместитель руководителя) Департамента принимает одно из следующих решений:
- оставляет жалобу без удовлетворения;
- отменяет решение Департамента полностью или частично;
- отменяет полностью решение Департамента и принимает новое решение;
- признает действия (бездействие) должностных лиц Департамента незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
8.27. Решение руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) Департамента, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется контролируемому лицу в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
9. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для регионального государственного контроля (надзора)
Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2019 г. N 1849-ПП "Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти города Москвы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.