Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 декабря 2021 г. N 2228-ПП
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории города Москвы
1. Общие положения
1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории города Москвы (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории города Москвы.
1.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории города Москвы (далее - государственный контроль) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (далее - контролируемые лица) обязательных требований:
1.2.1. В области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении дорог общего пользования города Москвы к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования.
1.2.2. В области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог.
1.2.3. Установленных в отношении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города федерального значения Москвы, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок (далее - в области регулярных перевозок).
1.3. Государственный контроль осуществляется:
1.3.1. Московской административной дорожной инспекцией (далее - МАДИ) по предмету государственного контроля, установленного пунктами 1.2.1 и 1.2.3 настоящего Положения.
1.3.2. Объединением административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ) по предмету государственного контроля, установленного пунктом 1.2.2 настоящего Положения.
1.4. МАДИ и ОАТИ (далее - уполномоченные органы) при осуществлении государственного контроля проводят профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия из числа предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и указанных в настоящем Положении.
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются:
1.5.1. Начальник МАДИ, его заместители.
1.5.2. Должностные лица МАДИ, в должностные регламенты которых входит осуществление полномочий по государственному контролю (далее - должностные лица МАДИ).
1.5.3. Начальник ОАТИ, его заместители.
1.5.4. Должностные лица ОАТИ, в должностные регламенты которых входит осуществление полномочий по государственному контролю (далее - должностные лица ОАТИ).
1.6. Принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий:
1.6.1. В МАДИ осуществляет начальник МАДИ.
1.6.2. В ОАТИ осуществляет начальник ОАТИ, его заместители.
1.7. Должностные лица уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля руководствуются:
1.7.1. Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.7.2. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ).
1.7.3. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.7.4. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.7.5. Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
1.8. Права и обязанности должностных лиц уполномоченных органов:
1.8.1. Должностные лица уполномоченных органов при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1.8.1.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением уполномоченных органов о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты контроля, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1.8.1.2. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
1.8.1.3. Требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
1.8.1.4. Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
1.8.1.5. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
1.8.1.6. Выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
1.8.1.7. Обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу соответствующего уполномоченного органа оказывается противодействие или угрожает опасность.
1.8.1.8. Привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
1.8.1.9. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
1.8.1.10. Составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией уполномоченных органов.
1.8.1.11. Выдавать контролируемым лицам, использующим объекты контроля, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков устранения.
1.8.1.12. Носить при исполнении служебных обязанностей форменную одежду установленного образца.
1.8.1.13. Совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом N 259-ФЗ, настоящим Положением.
1.8.2. Должностные лица уполномоченных органов обязаны:
1.8.2.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц.
1.8.2.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений уполномоченных органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
1.8.2.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
1.8.2.4. Не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций.
1.8.2.5. Не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование.
1.8.2.6. Предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.8.2.7. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.8.2.8. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.8.2.9. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.
1.8.2.10. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.8.2.11. Соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
1.8.2.12. Не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также имеющиеся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
1.8.3. Должностные лица уполномоченных органов не вправе:
1.8.3.1. Оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям уполномоченных органов.
1.8.3.2. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением соответствующего уполномоченного органа.
1.8.3.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.8.3.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
1.8.3.5. Требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленных контролируемым лицом или имеющихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
1.8.3.6. Распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.8.3.7. Требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
1.8.3.8. Осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий.
1.8.3.9. Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
1.8.3.10. Препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законодательством Российской Федерации и эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.9. Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля имеет право:
1.9.1. Присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие должностных лиц уполномоченных органов с контролируемыми лицами.
1.9.2. Получать от уполномоченных органов, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
1.9.3. Получать от уполномоченных органов информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
1.9.4. Знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать уполномоченным органам о своем согласии или несогласии с ними.
1.9.5. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц уполномоченных органов, решения уполномоченных органов, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9.6. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных органов с контролируемыми лицами).
1.10. Порядок обмена информацией и документами при проведении профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий:
1.10.1. Обмен информацией и документами между уполномоченными органами и контролируемым лицом о совершаемых ими действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, государственной информационной системе "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль"), иных средств связи.
1.10.2. Для целей информирования контролируемого лица уполномоченными органами может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации контролируемого лица.
1.10.3. Документы, направляемые контролируемым лицом в уполномоченные органы в электронном виде, подписываются:
1.10.3.1. Простой электронной подписью.
1.10.3.2. Простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
1.10.3.3. Усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ или настоящим Положением.
1.10.4. Гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами соответствующего уполномоченного органа действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес соответствующего уполномоченного органа уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у соответствующего уполномоченного органа сведений об адресе электронной почты контролируемого лица.
Указанный гражданин вправе направлять соответствующему уполномоченному органу документы на бумажном носителе.
1.10.5. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
1.11. Взаимодействие контролируемого лица с соответствующим уполномоченным органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.12. Объектами государственного контроля (далее - объекты контроля) являются:
1.12.1. Деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим свою деятельность:
1.12.1.1. При эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования.
1.12.1.2. При использовании полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
1.12.1.3. При производстве работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог.
1.12.1.4. В области регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
1.12.2. Результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования:
1.12.2.1. Дорожно-строительные материалы, указанные в приложении 1 к Техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (далее также - Технический регламент).
1.12.2.2. Дорожно-строительные изделия, указанные в приложении 2 к Техническому регламенту.
1.12.3. Объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования:
1.12.3.1. Автомобильные дороги общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения и искусственные дорожные сооружения на них.
1.12.3.2. Примыкания к дорогам (участкам улично-дорожной сети) города Москвы, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса.
1.12.3.3. Объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
1.12.3.4. Транспортные средства.
1.12.3.5. Придорожные полосы и полосы отвода дорог (участков улично-дорожной сети) города Москвы.
1.13. Учет объектов контроля осуществляется уполномоченными органами по категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) на основании данных аналитической системы контрольной деятельности Главного контрольного управления города Москвы, Единой информационной системы Объединения административно-технических инспекций города Москвы, ГИС "Открытый контроль", обеспечивающих деятельность уполномоченных органов при планировании и осуществлении мероприятий государственного контроля, на основании информации, представляемой уполномоченными органами в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
2.1. Уполномоченные органы используют систему оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (далее - система индикаторов риска), при которой относит объекты контроля к одной из категорий риска.
2.2. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется уполномоченными органами на основании сопоставления его характеристик с критериями риска согласно приложениям 1-3 к настоящему Положению.
2.3. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований должны осуществляться уполномоченными органами без взаимодействия с контролируемыми лицами. При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.
2.4. Уполномоченные органы размещают и поддерживают в актуальном состоянии на страницах уполномоченных органов на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.mos.ru/madi/ (МАДИ), www.mos.ru/oati/ (ОАТИ) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
2.5. Решение об отнесении объекта контроля к определенной категории риска принимает руководитель соответствующего уполномоченного органа. Решение об изменении категории риска принимается руководителем, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением контролируемому лицу указанного решения и сведений, на основании которых оно было принято, в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
2.6. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
Решение об отнесении объектов контроля к определенной категории риска принимается ежегодно до 1 сентября текущего года для их применения в следующем календарном году.
2.7. Отнесение объекта контроля к категории риска выше или ниже присвоенной осуществляется до формирования ежегодного плана проверок по результатам контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченных органов. В течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска соответствующий уполномоченный орган принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
2.8. Контролируемое лицо вправе подать в уполномоченные органы заявление об изменении категории риска объекта контроля в случае его соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска. Уполномоченные органы принимают решение об изменении категории риска указанного объекта контроля в порядке, предусмотренном пунктами 2.5 и 2.7 настоящего Положения.
2.9. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска устанавливаются с учетом положений частей 5 и 6 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.10. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении критерия тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований и индикатора риска (вероятности несоблюдения обязательных требований) согласно приложениям 1-3 к настоящему Положению.
2.11. Для целей оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида контрольного (надзорного) мероприятия объекты контроля разделяются на категории риска, предусмотренные приложениями 1-3 к настоящему Положению.
2.12. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
2.13. Плановыми контрольными (надзорными) мероприятиями при осуществлении государственного контроля являются:
2.13.1. Контрольная закупка
2.13.2. Выборочный контроль.
2.13.3. Инспекционный визит.
2.13.4. Рейдовый осмотр.
2.13.5. Документарная проверка.
2.13.6. Выездная проверка.
2.13.7. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
2.13.8. Выездное обследование.
2.14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся МАДИ со следующей периодичностью:
2.14.1. Для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - раз в три года.
2.14.2. Для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - раз в четыре года.
2.14.3. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся ОАТИ со следующей периодичностью:
2.15.1. Для объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - раз в три года.
2.15.2. Для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - раз в 4 года.
2.15.3. Для объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - раз в 6 лет.
2.15.4. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) путем проведения профилактических мероприятий в соответствии с главой 10 Федерального закона N 248-ФЗ.
Программа профилактики утверждается и размещается уполномоченными органами в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации программы профилактики, на страницах уполномоченных органов на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.mos.ru/madi/ (МАДИ), www.mos.ru/oati/ (ОАТИ), в ГИС "Открытый контроль".
3.2. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
3.2.1. Информирование.
3.2.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.2.3. Объявление предостережения.
3.2.4. Консультирование.
3.2.5. Самообследование.
3.2.6. Профилактический визит.
3.3. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
3.4. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо соответствующего уполномоченного органа незамедлительно предоставляет информацию руководителю соответствующего уполномоченного органа в соответствии с компетенцией для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
3.5. Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии соответствующих сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на страницах уполномоченных органов на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.mos.ru/madi/ (МАДИ), www.mos.ru/oati/ (ОАТИ), через личные кабинеты контролируемых лиц в ГИС "Открытый контроль", в средствах массовой информации и в иных формах.
3.6. Обобщение правоприменительной практики:
3.6.1. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
3.6.2. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя соответствующего уполномоченного органа и размещается на страницах уполномоченных органов на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.mos.ru/madi/ (МАДИ), www.mos.ru/oati/ (ОАТИ) в течение трех рабочих дней со дня его утверждения.
3.7. Объявление предостережения:
3.7.1. В случае наличия у соответствующего уполномоченного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соответствующий уполномоченный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7.2. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3.7.3. В случае принятия соответствующим уполномоченным органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
3.7.4. Составление и оформление предостережения осуществляется по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", не позднее 10 рабочих дней со дня получения соответствующим уполномоченным органом сведений, предусмотренных пунктом 3.7.1 настоящего Положения.
3.7.5. При отсутствии возражений в отношении предостережения (далее - возражение) контролируемое лицо не позднее 30 календарных дней со дня получения предостережения направляет в соответствующий уполномоченный орган уведомление об исполнении предостережения в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
3.7.6. В уведомлении об исполнении предостережения указываются следующие сведения:
3.7.6.1. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) для физического лица и индивидуального предпринимателя.
3.7.6.2. Идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица.
3.7.6.3. Дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица.
3.7.6.4. Сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7.7. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения могут быть поданы в уполномоченные органы возражения.
3.7.8. Подача и рассмотрение контролируемым лицом возражения осуществляются в следующем порядке:
3.7.8.1. Возражения подаются (направляются) контролируемым лицом в уполномоченные органы в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
3.7.8.2. В возражениях указываются:
3.7.8.2.1. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица и индивидуального предпринимателя.
3.7.8.2.2. Идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица.
3.7.8.2.3. Дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица.
3.7.8.2.4. Обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.7.8.3. Уполномоченное лицо соответствующего уполномоченного органа рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражений письменный ответ.
3.7.8.4. Результаты рассмотрения возражений используются уполномоченными органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.
3.7.9. По результатам рассмотрения возражения соответствующий уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
3.7.9.1. Удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения.
3.7.9.2. Отказывает в удовлетворении возражения.
3.7.10. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 3.7.9 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
3.7.11. Уполномоченные органы осуществляют учет объявленных ими предостережений и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8. Консультирование:
3.8.1. Должностное лицо уполномоченных органов по поступившим в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.
3.8.2. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
3.8.3. Консультирование с использованием видео-конференц-связи осуществляется посредством направления уполномоченными органами не позднее 5 рабочих дней с момента получения обращений контролируемых лиц и их представителей ссылки на проведение видео-конференции по адресу электронной почты, указанному в обращении контролируемого лица о необходимости проведения видео-конференц-связи или в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
3.8.4. Уполномоченные органы осуществляют учет консультирований.
3.8.5. Должностные лица уполномоченных органов предоставляют консультирование по следующим вопросам:
3.8.5.1. Наличие и (или) содержание обязательных требований.
3.8.5.2. Периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8.5.3. Порядок выполнения обязательных требований.
3.8.5.4. Выполнение предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
3.8.6. Должностные лица уполномоченных органов предоставляют письменное консультирование по вопросу, предусмотренному пунктом 3.8.5.4 настоящего Положения.
3.8.7. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев поступления запроса о предоставлении письменного ответа, а также в случае, предусмотренном пунктом 3.8.6 настоящего Положения, в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.8.8. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения письменного разъяснения, подписанного соответствующим уполномоченным должностным лицом, по изложенным в обращениях вопросам, на страницах уполномоченных органов на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.mos.ru/madi/ (МАДИ), www.mos.ru/oati/ (ОАТИ), в ГИС "Открытый контроль".
3.9. Самообследование:
3.9.1. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований может проводиться самообследование в порядке, указанном в методических рекомендациях уполномоченных органов, размещенных на страницах уполномоченных органов на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.mos.ru/madi/ (МАДИ), www.mos.ru/oati/ (ОАТИ), в ГИС "Открытый контроль", в средствах массовой информации.
3.9.2. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на страницах уполномоченных органов на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.mos.ru/madi/ (МАДИ), www.mos.ru/oati/ (ОАТИ).
3.9.3. Самообследование может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных принадлежащих ему объектов.
3.10. Профилактический визит:
3.10.1. Профилактический визит проводится должностными лицами уполномоченных органов в форме профилактической беседы по месту осуществления и контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его виду деятельности либо принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.10.2. Обязательные профилактические визиты проводятся:
3.10.2.1. В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
3.10.2.2. В отношении контролируемых лиц, которые приступили к осуществлению деятельности на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в городе Москве не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
3.10.3. Обязательные профилактические визиты проводятся не реже одного раза в год.
3.10.4. В ходе профилактического визита должностными лицами уполномоченных органов может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
3.10.5. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
3.10.6. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом уполномоченные органы не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
3.10.7. При проведении профилактического визита контролируемому лицу не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.10.8. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо соответствующего уполномоченного органа незамедлительно информирует об этом руководителя соответствующего уполномоченного органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
3.10.9. Срок проведения профилактического визита не может превышать 8 часов.
3.10.10. В течение трех рабочих дней после завершения профилактического визита должностное лицо уполномоченных органов составляет акт проведения профилактического визита в двух экземплярах, в котором указываются:
3.10.10.1. Наименование контролируемого лица.
3.10.10.2. Дата, время, место составления акта профилактического визита.
3.10.10.3. Реквизиты решения, на основании которого проводился профилактический визит.
3.10.10.4. Фамилии, имена, отчества (при наличии), наименование должностей должностных лиц уполномоченных органов, проводивших профилактический визит.
3.10.10.5. Дата, время, продолжительность и место проведения профилактического визита.
3.10.10.6. Сведения о результатах проведения профилактического визита.
3.10.10.7. Перечень прилагаемых документов и материалов (при наличии).
3.10.10.8. Подписи лиц, проводивших профилактический визит.
4. Осуществление государственного контроля
4.1. Государственный контроль осуществляется в порядке, определенном главами 12-14 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. При осуществлении государственного контроля уполномоченные органы проводят следующие плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
4.2.1. Контрольная закупка.
4.2.2. Выборочный контроль.
4.2.3. Инспекционный визит.
4.2.4. Рейдовый осмотр.
4.2.5. Документарная проверка.
4.2.6. Выездная проверка.
4.2.7. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.2.8. Выездное обследование.
4.3. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
4.5. Взаимодействие должностных лиц уполномоченных органов с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
4.5.1. Контрольная закупка.
4.5.2. Выборочный контроль.
4.5.3. Инспекционный визит.
4.5.4. Рейдовый осмотр.
4.5.5. Документарная проверка.
4.5.6. Выездная проверка.
4.6. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
4.6.1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.6.2. Выездное обследование.
4.7. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, является:
4.7.1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
4.7.2. Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий.
4.7.3. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
4.7.4. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4.7.5. Истечение срока исполнения решения соответствующего уполномоченного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в отношении объектов контроля по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57, части 1 и части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.9. При принятии уполномоченными органами решений о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий используется система индикаторов риска.
4.10. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в форме контрольной закупки, выборочного контроля, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры в соответствии с частью 4 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случаев их проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.11. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами уполномоченных органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц уполномоченных органов, включая задания, содержащиеся в планах работы уполномоченных органов, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
4.12. Для фиксации должностными лицами уполномоченных органов и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
4.12.1. Контрольной закупки.
4.12.2. Выборочного контроля.
4.12.3. Инспекционного визита.
4.12.4. Рейдового осмотра.
4.12.5. Выездной проверки.
4.12.6. Выездного обследования.
4.13. Лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий в соответствии с главой 7 Федерального закона N 248-ФЗ являются свидетель, эксперт, экспертная организация, специалист, отвечающие требованиям, предусмотренным статьями 32-34 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.14. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иных способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) мероприятия включает в себя:
4.14.1. Принятие должностными лицами уполномоченных органов, осуществляющими контрольные (надзорные) мероприятия, решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иных способов фиксации доказательств.
4.14.2. Извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случае осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
4.14.3. Внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия соответствующей информации о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иных способов фиксации доказательств.
4.14.4. Обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иных способов фиксации доказательств.
4.15. Материалы фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи объекта контроля должны обеспечить наглядную фиксацию объекта контроля и события, обладающего признаками нарушений обязательных требований.
4.16. Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
4.17. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в уполномоченные органы информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится уполномоченными органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя в уполномоченные органы в следующих случаях:
4.17.1. Временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя, гражданина.
4.17.2. Нахождения индивидуального предпринимателя, гражданина в служебной командировке в ином населенном пункте.
4.18. Контрольная закупка:
4.18.1. Контрольная закупка может проводиться с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (далее - дистанционная контрольная закупка).
4.18.2. Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) проводится в присутствии двух свидетелей или двух должностных лиц соответствующего уполномоченного органа либо с применением видеозаписи. В случае необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись.
4.18.3. В ходе контрольной закупки проводится осмотр.
4.18.4. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
4.18.5. После объявления о проведении контрольной закупки денежные средства возвращаются должностному лицу соответствующего уполномоченного органа, проводившему контрольную закупку, путем незамедлительного принятия представителями контролируемого лица необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата выполненной работы или оказанной услуги в ходе контрольной закупки.
4.18.6. Срок непосредственного личного взаимодействия должностных лиц уполномоченных органов и контролируемого лица в рамках проведения внеплановой контрольной закупки не может превышать один рабочий день.
4.19. Выборочный контроль:
4.19.1. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.19.1.1. Осмотр.
4.19.1.2. Получение письменных объяснений.
4.19.1.3. Истребование документов.
4.19.1.4. Отбор проб (образцов).
4.19.1.5. Инструментальное обследование.
4.19.1.6 Испытание.
4.19.1.7. Экспертиза.
4.19.2. Срок непосредственного личного взаимодействия должностных лиц уполномоченных органов и контролируемого лица в рамках проведения внепланового выборочного контроля не может превышать один рабочий день.
4.20. Рейдовый осмотр:
4.20.1. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.20.1.1. Осмотр.
4.20.1.2. Досмотр.
4.20.1.3. Опрос.
4.20.1.4. Получение письменных объяснений.
4.20.1.5. Истребование документов.
4.20.1.6. Отбор проб (образцов).
4.20.1.7. Экспертиза.
4.20.1.8. Инструментальное обследование.
4.20.2. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
4.21. Документарная проверка:
4.21.1. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.21.1.1. Получение письменных объяснений.
4.21.1.2. Истребование документов.
4.21.1.3. Экспертиза.
4.21.2. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
4.22. Выездная проверка:
4.22.1. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4.22.1.1. Осмотр.
4.22.1.2. Досмотр.
4.22.1.3. Опрос.
4.22.1.4. Получение письменных объяснений.
4.22.1.5. Истребование документов.
4.22.1.6. Отбор проб (образцов).
4.22.1.7. Инструментальное обследование.
4.22.1.8. Экспертиза.
4.22.2. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации.
4.23. Наблюдение за соблюдением обязательных требований:
4.23.1. При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляется сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся в распоряжении уполномоченных органов, в том числе данных, предоставленных контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных государственных реестров, данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе камер государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ГИС "ЕЦХД"), видеорегистраторов должностных лиц уполномоченных органов, камер, расположенных на технических средствах уполномоченных органов, в том числе на транспортных средствах уполномоченных органов и беспилотных летательных аппаратах.
4.23.2. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется на основании задания о проведении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением обязательных требований (далее - задание), содержащего информацию о:
4.23.2.1. Сроке и (или) периоде проведения наблюдений за соблюдением обязательных требований (период и (или) срок осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований определяется исходя из необходимого объема проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований и необходимого срока получения сведений).
4.23.2.2. Категории риска.
4.23.2.3. Видах деятельности контролируемых лиц или объектах контроля, по которым необходимо проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований.
4.23.3. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований сведения о несоответствии деятельности и (или) результатов деятельности контролируемых лиц требованиям, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора), направляются уполномоченному должностному лицу соответствующего уполномоченного органа для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.24. Выездное обследование:
4.24.1. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
4.24.1.1. Осмотр.
4.24.1.2. Отбор проб (образцов).
4.24.1.3. Инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
4.24.1.4. Экспертиза.
4.24.2. Выездное обследование осуществляется на основании задания, содержащего информацию о:
4.24.2.1. Правовых основаниях проведения выездного обследования, в том числе подлежащие проверке обязательные требования.
4.24.2.2. Сроке и (или) периоде проведения выездного обследования.
4.24.2.3. Месте нахождения объекта контроля (территория проведения выездного обследования).
5. Специальные режимы государственного контроля
5.1. При осуществлении государственного контроля применяется мониторинг, который заключается в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности граждан и организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, должностными лицами уполномоченных органов в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.2. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется в случаях, установленных настоящим Положением, по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и уполномоченными органами (далее - Соглашение о мониторинге).
5.3. Мониторинг осуществляется на основании решения соответствующего уполномоченного органа, выпускаемого по результатам проведения оценки соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, технической готовности контролируемого лица и уполномоченных органов к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и заключения Соглашения о мониторинге. Форма Соглашения о мониторинге утверждается соответствующим уполномоченным органом.
5.4. Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга:
5.4.1. Объекты контроля контролируемого лица находятся в зоне наблюдения автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, работающих в автоматическом режиме, специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, позволяющей определить соблюдение обязательных требований (далее - система мониторинга).
5.4.2. Контролируемым лицом обеспечивается доступ должностных лиц уполномоченных органов к системам мониторинга.
5.4.3. Объекты надзора, контролируемые лица отнесены к категории высокого, среднего или низкого риска.
5.5. В качестве элемента системы мониторинга может быть использована ГИС "ЕЦХД".
5.6. В Соглашении о мониторинге, в том числе указываются информационная система (раздел информационной системы), содержание передаваемой информации, порядок приостановления или прекращения доступа контролируемого лица к информационной системе, характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, места их установки, их количество, требования к программному обеспечению, требования по обеспечению защиты информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
5.7. Для участия в мониторинге контролируемое лицо в письменной форме или электронном виде подает в уполномоченные органы заявление в свободной форме.
Уполномоченные органы обеспечивают рассмотрение заявления в целях оценки соответствия контролируемого лица требованиям для участия в мониторинге и технической готовности к информационному взаимодействию в рамках мониторинга.
5.8. По результатам рассмотрения заявления уполномоченные органы принимают решение о возможности применения мониторинга и в течение 14 календарных дней уведомляют заявителя о возможности его включения в мониторинг и заключения Соглашения о мониторинге.
5.9. Подключение контролируемого лица (объекта) к автоматизированным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора и фиксации информации осуществляется на основании заключенного Соглашения о мониторинге в соответствии с разрабатываемым для каждого случая проектом, который утверждается контролируемым лицом и руководителем уполномоченных органов.
5.10. Решение о прекращении осуществления мониторинга принимается руководителем соответствующего уполномоченного органа в случаях:
5.10.1. Выявления несоответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, в том числе к технической оснащенности и сопровождению мониторинга.
5.10.2. Неисполнения контролируемым лицом положений соглашения о мониторинге.
5.10.3. Подачи контролируемым лицом заявления о прекращении осуществления мониторинга.
5.10.4. Выявления несоответствия контролируемого лица требованиям, указанным в пункте 5.4 настоящего Положения.
6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий оформляются в порядке, определенном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
6.3. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
6.4. К акту контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются оригиналы документов или их копии, предписания об устранении выявленных нарушений и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, связанные с результатами контрольных (надзорных) мероприятий.
7. Обжалование решений уполномоченных органов, действий (бездействия) их должностных лиц
7.1. Правом на обжалование решений уполномоченных органов, действий (бездействия) их должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в пунктах 1.6, 6.4 настоящего Положения.
С 1 января 2023 г. судебное обжалование решений уполномоченных органов, действий (бездействия) их должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
7.2. Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
7.3. Не требуется нотариального удостоверения копий документов, представляемых в уполномоченные органы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченные органы на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
7.5. Досудебный порядок подачи жалобы:
7.5.1. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченные органы в порядке, предусмотренном пунктами 1.10.1-1.10.3 настоящего Положения.
7.5.1.1. Жалоба гражданина должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью.
7.5.1.2. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
7.5.2. Жалоба рассматривается начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) соответствующего уполномоченного органа в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
7.5.3. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
7.5.3.1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
7.5.3.2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
7.5.3.3. Действий (бездействия) должностных лиц уполномоченных органов в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
7.5.4. Жалоба на решение соответствующего уполномоченного органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
7.5.5. Жалоба на предписание соответствующего уполномоченного органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
7.5.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) соответствующего уполномоченного органа.
7.5.7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
7.5.8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения уполномоченных органов.
7.5.9. Соответствующий уполномоченный орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
7.5.9.1. О приостановлении исполнения обжалуемого решения уполномоченного органа.
7.5.9.2. Об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения уполномоченного органа.
7.5.10. Информация о решении по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
7.5.11. Жалоба должна содержать:
7.5.11.1. Наименование соответствующего уполномоченного органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуются.
7.5.11.2. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней.
7.5.11.3. Сведения об обжалуемых решении соответствующего уполномоченного органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу.
7.5.11.4. Основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением соответствующего уполномоченного органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
7.5.11.5. Требования лица, подавшего жалобу.
7.5.11.6. Учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
7.5.12. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц соответствующего уполномоченного органа либо членам их семей.
7.5.13. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права.
7.5.14. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве направляется соответствующим уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
7.5.15. Начальник (первый заместитель начальника, заместитель начальника) соответствующего уполномоченного органа принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
7.5.15.1. Жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, указанного в пунктах 7.5.4 и 7.5.5 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано.
7.5.15.2. Жалоба передана в ненадлежащий уполномоченный орган.
7.5.15.3. До принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы.
7.5.15.4. Имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе.
7.5.15.5. Ранее в соответствующий уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям.
7.5.15.6. Нарушены требования, предусмотренные пунктом 7.5.12 настоящего Положения.
7.5.15.7. Ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
7.5.16. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 7.5.15.2-7.5.15.7 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений соответствующего уполномоченного органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
7.5.17. Соответствующий уполномоченный орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
7.5.18. Соответствующий уполномоченный орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их соответствующим уполномоченным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
7.5.19. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на соответствующий уполномоченный орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
7.5.20. По итогам рассмотрения жалобы начальник (первый заместитель начальника, заместитель начальника) соответствующего уполномоченного органа принимает одно из следующих решений:
7.5.20.1. Оставляет жалобу без удовлетворения.
7.5.20.2. Отменяет решение уполномоченного органа полностью или частично.
7.5.20.3. Отменяет полностью решение уполномоченного органа и принимает новое решение.
7.5.20.4. Признает действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
7.5.21. Решение начальника (первого заместителя начальника, заместителя начальника) соответствующего уполномоченного органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 1.10.1 настоящего Положения, в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
8. Ключевые показатели государственного контроля и их целевые значения для государственного контроля (надзора)
8.1. Оценка результативности и эффективности деятельности уполномоченных органов по осуществлению государственного контроля осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
8.2. Ключевой показатель государственного контроля утвержден постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2019 г. N 1849-ПП "Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти города Москвы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.