г.Брянск |
|
3 декабря 2010 г. |
Дело N А54-1454/2010-С22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.12.2010.
Постановление изготовлено в полном объёме 03.12.2010.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Смолко С.И. Солодовой Л.В. Нарусова М.М. |
от истца |
Диокин А.А. - представитель, дов. от 22.11.2010 N 15/11-10 |
от ответчика от третьих лиц |
не явились не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Эллада", г.Рязань, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2010 (судья Митяева Л.И.) по делу N А54-1454/2010-С22,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эллада" (далее - ООО "Эллада"), г.Рязань, обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Ода" (далее - ООО "Ода"), г.Рязань, об установлении права ограниченного пользования (сервитут) на часть железнодорожного пути от изолированного стыка ИП-11 (границы примыкания железнодорожного пути ООО "Ода" к железнодорожному пути ОАО "Рязанское предприятие "Промжелдортранс") и до стрелки N 75 (границы примыкания железнодорожного пути ООО "Эллада" к железнодорожному пути ООО "Ода") протяжённостью 135,9 м, расположенного по адресу: г.Рязань, ул.Прижелезнодорожная, 3, принадлежащего ООО "Ода", для использования железнодорожного пути, расположенного по адресу: г.Рязань, ул.Прижелезнодорожная, 3а, протяжённостью 432,6 м, принадлежащего ООО "Эллада", бессрочно, возмездно, установив соразмерную плату за сервитут за проезд по данному пути одного железнодорожного вагона для ООО "Эллада" (уточнённые требования).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, по делу выступили Открытое акционерное общество "Рязанское предприятие "Промжелдортранс" (далее - ОАО "РППЖТ"), г.Рязань, Общество с ограниченной ответственностью "Торгпром" (далее - ООО "Торгпром"), г.Рязань, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога (далее - ОАО "РЖД"), г.Москва.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2010 в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Эллада" просит состоявшийся судебный акт отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Ода" и ОАО "РЖД" просят оставить принятый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Ответчик и третьи лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, но в суд округа их представители не явились. Ответчик и третье лицо - ОАО "РЖД" ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст.284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости состоявшийся судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Эллада" является собственником железнодорожного подъездного пути протяжённостью 432,6 м, инв.N 20844, расположенного по адресу: г.Рязань, ул.Прижелезнодорожная, 3а, о чем в ЕГРП 27.07.2007 сделана запись за N 62-62-01/207/2007-199 (свидетельство о государственной регистрации права серии 62-МГ N 884904 от 03.08.2009).
Общество "Ода" является собственником железнодорожного подъездного пути протяжённостью 813,7 м, расположенного по адресу: г.Рязань, ул.Прижелезнодорожная, 3, coop.3, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.08.2008. По договору аренды от 10.07.2008 Общество "Ода" передало железнодорожные подъездные пути протяженностью 813,7 м Обществу "Торгпром" во временное владение и пользование.
Общество "РППЖТ" является собственником железнодорожного пути протяжённостью 4003 м, расположенного по адресу: г.Рязань, ул.Прижелезнодорожная, 1, соор.1.
Согласно имеющемуся в материалах дела плану железнодорожных путей необщего пользования, путь ответчика примыкает к пути истца и к пути третьего лица - ОАО "РППЖТ" и расположен между ними. В свою очередь, железнодорожный путь ОАО "РППЖТ" примыкает к путям общего пользования, находящимся в собственности ОАО "РЖД".
В соответствии с договором от 04.09.2008 N 2-12/7, заключённым между ОАО "РЖД" и ОАО "РППЖТ", последнее осуществляет дальнейшее продвижение вагонов с расстановкой по местам погрузки, выгрузки, то есть является перевозчиком на путях необщего пользования.
30.10.2008 между ОАО "РППЖТ" и ООО "Эллада" заключён договор N 31, в соответствии с которым ОАО "РППЖТ" осуществляет своим локомотивом подачу вагонов со ст.Дягилево, расстановку их на места погрузки, выгрузки Обществу "Эллада" и уборку вагонов обратно на ст.Дягилево.
Подача/уборка вагонов на железнодорожный путь ООО "Эллада" без использования части железнодорожного пути, принадлежащего ООО "Ода", невозможна.
Ссылаясь на то что 24.02.2010 ООО "Эллада" направило Обществу "Ода" с целью подписания договор на эксплуатацию части железнодорожного пути необщего пользования, однако оферта осталась без ответа, ООО "Эллада" обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им правильную юридическую оценку и обоснованно пришел выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска.
В соответствии со ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения проезда через соседний земельный участок, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно ст.277 ГК РФ сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
Между тем, отношения между владельцами путей необщего пользования, связанные с получением доступа к путям общего пользования, не могут возникать как отношения вещно-правовые по своему характеру посредством установления вещного права (сервитута) владельца одного из таких путей на путь, принадлежащий другому владельцу, если действующее законодательство рассматривает и регулирует эти отношения как отношения обязательственные, возникающие из договора между владельцами железнодорожных путей.
Отношения между Обществами "Эллада" и "Ода" по данному спору регулируются специальными нормами транспортного законодательства, а именно, Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Согласно ч.1 ст.1 Устава последний регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
В силу ст.60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путём необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключённым между ними договором.
В соответствии со ст.64 Устава между названными лицами могут заключаться договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.
Согласно разъяснению, данному в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.
Таким образом, ООО "Эллада" может и должно реализовать своё право проезда на принадлежащий ему железнодорожный путь через железнодорожный путь, принадлежащий Обществу "Ода", в порядке, установленном ст.60 Устава, то есть, путем заключения договора на подачу и уборку вагонов или договора на эксплуатацию железнодорожных путей.
Так как истец выбрал ненадлежащий способ защиты своего права, суд обоснованно отказал ему в иске.
Оснований для отмены обжалуемого судебного решения не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2010 по делу N А54-1454/2010-С22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
Л.В.Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.