Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Оборудование центров управления воздушным движением
4.1. Общие требования
4.1.1. Оборудование должно сохранять работоспособность в следующих условиях:
- температура воздуха от +5° до +40°С;
- относительная влажность воздуха до 80% при 25°С;
- атмосферное давление до 700 гПа (525 мм рт. ст.).
4.1.2. Оборудование должно быть рассчитано на питание от электросети переменного тока напряжением 220 В % и частотой Гц.
4.1.3. Оборудование не должно выходить из строя и требовать повторного включения при кратковременных бросках напряжения и пропадании напряжения в электросети на время до 15 минут.
4.1.4. Аппаратура отображения центров УВД должна встраиваться в типовые диспетчерские пульты, принятые на оснащение в гражданской авиации.
4.1.5. Сервер обработки радиолокационной, радиопеленгационной, метеорологической и элементов плановой информации КСА УВД должен иметь 100% нагруженный резерв.
4.1.6. Все составные части аппаратуры, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока и более 110 В постоянного тока по отношению к корпусу, должны иметь защиту, обеспечивающую безопасность обслуживающего персонала.
4.1.7. Устройства, имеющие напряжение свыше 1000 В при установившемся значении тока более 5 мА должны быть оборудованы блокирующими устройствами, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала при снятии кожухов этих устройств.
4.1.8. При наличии в составе оборудования вычислительной техники операционная система (системы) должна(ы) иметь лицензию.
4.1.9. На каждый тип оборудования должны быть установлены и приведены в эксплуатационных документах показатели срока службы или ресурса, средней наработки на отказ, среднего времени восстановления и времени переключения на резерв (при его наличии).
4.1.10. Эксплуатационные документы должны быть сброшюрованы и содержать:
- необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению оборудования;
- тип и количество одновременно подключаемых источников информации;
- количество сопровождаемых по первичному и/или вторичному каналам ВС.
Примечание: Перечень документов приведен в приложении 1.
4.2. Программно-аппаратные средства обработки информации
4.2.1. Программно-аппаратные средства (система) обработки радиолокационной и радиопеленгационной информации
4.2.1.1. Система должна сопрягаться с аэродромными, трассовыми и вторичными радиолокаторами по каналам первичной и вторичной аналоговой и цифровой координатной и дополнительной информации.
4.2.1.2. Система должна обеспечивать сопряжение и отображение пеленгационной информации от автоматических радиопеленгаторов.
4.2.1.3. Система должна обеспечивать совмещенное отображение:
а) аналоговой первичной и вторичной координатной информации;
б) цифровой вторичной координатной и дополнительной (полетной) информации;
в) аналоговой первичной и цифровой вторичной координатной информации от двух разнесенных источников радиолокационной информации;
г) картографической, азимутально-дальномерной и пеленгационной информации.
4.2.1.4. Аппаратура и программное обеспечение системы должны обеспечивать следующие функциональные возможности:
4.2.1.4.1. Формирование совмещенного изображения радиально-круговой развертки с координатной сеткой в виде масштабных колец дальности 2, 10, 50, 100 км, азимутальных меток 10, 30, 90 градусов и картографической информации.
4.2.1.4.2. Сопряжение и получение информации от системы единого времени.
4.2.1.4.3. Оперативное включение/выключение:
а) меток дальности;
б) меток азимута;
в) групп элементов картографии.
4.2.1.4.4. Изменение масштаба изображения в диапазоне от 20 до 400 км с дискретностью не более 12,5 км.
4.2.1.4.5. Оперативное смещение центра изображения в произвольную точку экрана.
4.2.1.4.6. Ввод графических данных пользователя.
4.2.1.4.7. Оперативное регулирование яркости раздельно для аналоговой и цифровой информации.
4.2.1.4.8. Сохранение стандартных и индивидуальных настроек режимов работы рабочего места.
4.2.1.4.9. Отображение формуляра с размером 3 строки до 10 знакомест в каждой, оперативный выбор одно, двух или трехстрочных формуляров сопровождения (ФС) для экрана в целом, отдельного сектора или отдельного ВС.
4.2.1.4.10. Выбор размеров символов в формуляре сопровождения.
4.2.1.4.11. Автоматический и ручной разброс формуляров сопровождения на экране.
4.2.1.4.12. Автоматическое вычисление азимута и дальности до ВС.
4.2.1.4.13. Выделение устаревших (не обновившихся за предыдущий обзор) данных.
4.2.1.4.14. Выделение формуляра сопровождения с признаком "Бедствие".
4.2.1.4.15. Отображение пеленгационной информации в виде прямой линии с частотным признаком и числовыми значениями в градусах прямого и обратного пеленга.
4.2.1.5. Система должна обеспечивать:
4.2.1.5.1. Время реакции системы на ввод пультовой операции не более 0,5 с.
Примечание. Под временем реакции системы на ввод пультовой операции понимается промежуток времени между вводом запроса (команды) в систему до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.
4.2.1.5.2. Задержку выдачи на экран монитора радиолокационной информации от момента поступления ее на вход системы не более 0,5 с.
4.2.1.5.3. Наблюдение на экранах мониторов воздушной обстановки в условиях освещенности до 250 люкс в плоскости экрана.
4.2.1.5.4. Отображение радиолокационной, пеленгационной и картографической информации в виде цветного изображения с разрешением не хуже 1024x512 пикселей.
4.2.1.6. Информация, а также программное обеспечение системы должны быть защищены от несанкционированного доступа.
4.2.1.7. Время готовности системы к функционированию должно быть не более 5 минут с учетом времени включения электропитания и контрольного тестирования.
4.2.1.8. Для трансляции информации от одного источника на рабочие места диспетчеров РЦ и ДПП в системе должна быть обеспечена возможность выдачи радиолокационной информации на рабочие места диспетчеров с учетом магнитного склонения.
4.2.1.9. Отображение информации должно осуществляться на мониторах размером экрана по диагонали не менее 51 см.
4.2.1.10. Аппаратура автоматического контроля системы отображения информации должна обеспечивать контроль работоспособности и отображение ее технического состояния.
4.2.2. Программно-аппаратные средства обработки информации автоматического зависимого наблюдения
(Требования подлежат разработке)
4.2.3. Программно-аппаратные средства обработки плановой информации
4.2.3.1. Программно-аппаратные средства обработки плановой информации должны обеспечивать сопряжение по стандартным интерфейсам и взаимодействие со следующими источниками цифровой информации:
- центром (узлом) коммутации сообщений сети АФТН (АНС ПД и ТС);
- аэродромными (аэроузловыми) и районными комплексами автоматизации управления воздушным движением и системами отображения информации;
- автоматизированной системой ППВД ЗЦ (АС ПВД/АНС-ЗЦ);
- автоматизированными системами метеорологического обеспечения;
- аппаратурой единого времени.
4.2.3.2. Программно-аппаратные средства обработки плановой информации должна обеспечивать обработку и отображение:
- информации о планах полетов и сообщений по УВД;
- метеорологической информации;
- аэронавигационной информации и информации об ограничениях использования воздушного пространства (ИВП);
- справочной и вспомогательной информации.
4.2.3.3. Аппаратура и программное обеспечение программно-аппаратных средств обработки плановой информации должны обеспечивать следующие функциональные возможности:
4.2.3.3.1. Взаимодействие с ЦКС сети АФТН по низкоскоростным или среднескоростным каналам передачи данных в соответствии с действующими международными и национальными правилами и процедурами, включающее:
- прием и передачу сообщений в соответствии с Табелем сообщений и неформализованных сообщений;
- анализ принимаемых сообщений и распределение их внутри системы в соответствии с обозначениями адресатов;
- формирование очередей и извещений операторам системы;
- поддержка протокола взаимодействия с ЦКС АФТН;
- контроль состояния и управление техническими средствами;
- формирование архивов входящих и исходящих сообщений и возможность многокритериального поиска информации в архивах.
4.2.3.3.2. Взаимодействие с АС ПВД/АНС-ЗЦ по среднескоростным каналам передачи данных, включающее:
- прием информации о повторяющихся планах полетов (РПЛ), утверждений планов полетов вне расписания (ПЛН) и соответствующих корректив к ним;
- прием информации об ограничениях ИВП;
- прием справочной информации о воздушных судах, авиакомпаниях и структуре воздушного пространства;
- передачу плановой информации в соответствии с Табелем сообщений в части, касающейся АС ПВД/АНС-ЗЦ;
- передачу в АС ПВД/АНС-ЗЦ информации об обслуженных ВС и других данных.
4.2.3.3.3. Взаимодействие с комплексами автоматизации управления воздушным движением и системами отображения информации, включающее:
- прием информации об обслуженных ВС;
- передачу информации о текущих планах полетов.
4.2.3.3.4. Взаимодействие с автоматизированными системами метеорологического обеспечения, включающее:
- прием информации о фактической, прогнозируемой погоде и состоянии своего аэродрома в темпе ее обновления станцией АМИС;
- прием информации о фактической и прогнозируемой погоде на аэродромах назначения;
- прием информации о штормовых предупреждениях и оповещениях;
- передачу запросов на представление информации о фактической и прогнозируемой погоде на аэродромах назначения.
4.2.3.3.5. Прием и обработку сообщений, поступающих по каналу (линии) связи (АТФН, ЛВС взаимодействующих систем и комплексов), архивирование и хранение архивов обработанных сообщений.
4.2.3.3.6. Администрирование комплекса (конфигурация и настройки), формирование статических и динамических баз данных, обработку входящей и исходящей информации, подготовку данных для передачи сообщений по внешним линиям связи и абонентам сети.
4.2.3.3.7. Программным функциональным модулем планирования полетов на аэродроме (автоматизированное рабочее место диспетчера АДП):
- формирование и ведение суточного плана полетов на основании хранимых РПЛ и поступивших из АС ПВД/АНС-ЗЦ, утвержденных планов полетов в соответствии с технологией работы или должностными обязанностями диспетчера АДП;
- формирование и подача исходящих сообщений;
- формирование выходных форм;
- печать сообщений и выходных форм;
- контроль наличия разрешений ПЛН на выполнение полетов.
4.2.3.3.8. Программным функциональным модулем планирования полетов по трассам (автоматизированное рабочее место диспетчера по планированию):
- формирование и ведение суточного плана полетов на основании хранимых РПЛ и поступивших из АС ПВД/АНС-ЗЦ, утвержденных планов полетов в соответствии с технологией работы или должностными обязанностями диспетчера по планированию;
- формирование и подача исходящих сообщений;
- формирование выходных форм;
- печать сообщений и выходных форм;
- контроль наличия разрешений ПЛН на выполнение полетов в районе УВД;
- расчет прогнозируемой загрузки секторов и района УВД;
- расчет и представление в визуальном виде планируемых маршрутов полетов;
- составление отчетов о фактических полетах ВС;
- подготовку и передачу в АС ПВД/АНС-ЗЦ сообщений о фактически выполненных полетах.
4.2.3.3.9. Обработку и анализ баз данных по обслуженным полетам по статистическим параметрам (количество, интенсивность).
4.2.3.3.10. Обработку и анализ баз данных по обслуженным полетам по экономическим параметрам (выставление счетов, составление реестров, экономическая и финансовая статистика).
4.2.3.3.11. Автоматизированное формирование формализованных сообщений по УВД в соответствии с требованиями Табеля сообщений, Руководства по связи ГА и документом N 4444 ИКАО при корректировке суточного плана полетов и возможность ручного ввода подобных сообщений для последующей передачи по сети АФТН или взаимодействующим системам и средствам.
4.2.3.3.12. Форматно-логический контроль вводимых вручную и принимаемых от взаимодействующих систем и средств сообщений. Возможность автоматизированной обработки сообщений по УВД с ошибками и неформализованных сообщений.
4.2.3.3.13. Документирование всех событий, связанных с созданием, изменением состояния, модификацией и отменой плана полета. Регистрироваться должны:
- содержание исходного плана полета и время его создания;
- содержание плана полета после изменения его состояния;
- информация по модификации плана полета, ее источник и время;
- содержание плана полета после модификации;
- причина и время отмены плана полета.
4.2.3.3.14. Хранение документированной информации в течение требуемого действующими нормативными документами времени и обеспечение возможности ее просмотра и печати.
4.2.3.3.15. Реализацию человеко-машинного интерфейса на базе использования оконных технологий.
4.2.3.4. Аппаратура и программное обеспечение программно-аппаратных средств обработки плановой информации должны обеспечивать:
- время реакции системы на ввод пультовой операции не более 0,5 с;
- наблюдение на экранах аппаратуры отображения в условиях освещенности до 250 люкс в плоскости экрана.
4.2.3.5. Отображение информации должно осуществляться на мониторах размером экрана по диагонали не менее 43 см с разрешением не хуже 1024x768 пикселей.
4.2.3.6. Информация и программное обеспечение программно-аппаратных средств обработки плановой информации должны быть защищены от несанкционированного доступа.
4.2.3.7. Время готовности программно-аппаратных средств обработки плановой информации к функционированию должно быть не более 5 минут с учетом времени включения электропитания и контрольного тестирования.
4.2.3.8. Система автоматического контроля программно-аппаратных средств обработки плановой информации должна обеспечивать:
- контроль работоспособности и отображение текущего технического состояния комплекса и каналов передачи данных;
- выдачу звукового сигнала при переходе на работу от источника бесперебойного питания.
4.3. Аппаратура документирования и воспроизведения информации
4.3.1. Аппаратура документирования звуковой и радиолокационной информации должна состоять из аппаратуры записи и аппаратуры воспроизведения.
4.3.2. Аппаратура документирования должна иметь два комплекта аппаратуры записи (основной и резервный). Переключение на резервный комплект должно происходить без потери информации (без прерывания записи).
4.3.3. Время готовности аппаратуры к функционированию должно быть не более 5 минут с учетом времени включения электропитания и контрольного тестирования.
4.3.4. Основным носителем для хранения информации должен быть съемный носитель (магнито-оптический диск, накопитель на магнитном диске, твердотельный накопитель).
4.3.5. В цифровой аппаратуре документирования должна быть предусмотрена возможность хранения записанной информации не менее 30 суток.
4.3.6. Информация, а также программное обеспечение должны быть защищены от несанкционированного доступа.
4.3.7. Аппаратура документирования и воспроизведения информации должна обеспечивать:
4.3.7.1. Не менее 15 каналов записи звуковой информации.
4.3.7.2. Возможность наращивания количества каналов записи звуковой информации.
4.3.7.3. Не менее 2-х каналов записи радиолокационной информации.
4.3.7.4. Время одновременной записи на один накопитель всех звуковых каналов и каналов радиолокационной информации не менее 24 часов при среднем коэффициенте загрузки не менее 0,5 на один канал.
4.3.7.5. Возможность воспроизведения информации одним комплектом оборудования одновременно не менее 2-х звуковых каналов и радиолокационной информации, поступающей от 2-х источников в реальном масштабе времени.
4.3.7.6. Время перехода на резервный комплект не более 1 с.
4.3.8. Аппаратура записи/воспроизведения системы должна обеспечивать:
4.3.8.1. Непрерывную и синхронную запись переговоров, ведущихся по проводным и радиоканалам связи (включая шумы и помехи), радиолокационной информации.
Запись радиолокационной информации, отображаемой на мониторах рабочих мест диспетчеров, должна производиться на входе сервера или из локальной сети систем обработки и отображения радиолокационной информации или комплекса средств автоматизации УВД.
4.3.8.2. Синхронное воспроизведение звуковой и радиолокационной информации.
4.3.8.3. Перекрытие по времени для каждого канала при переходе записи с одного съемного носителя на другой не менее 5 минут.
4.3.8.4. Сопряжение и получение информации от системы единого времени.
4.3.8.5. Запись и воспроизведение звуковой информации в диапазоне частот 300 - 3400 Гц.
4.3.8.6. Регулировку уровня входного сигнала каждого звукового канала в диапазоне не менее 40 дБ.
4.3.8.7. Возможность непосредственного аудиоконтроля записи по каждому из звуковых каналов и контроля записи по каждому из каналов радиолокационной информации без прерывания записи.
4.3.8.8. Шум свободного канала не более минус 38 дБ.
4.3.8.9. Межканальную изоляцию не менее 38 дБ.
4.3.8.10. Запись сигналов амплитудой на входе звуковых каналов от 20 мВ.
4.3.8.11. Входное сопротивление не менее 10 кОм.
4.3.8.12. Время доступа к записи фрагмента звуковой и радиолокационной информации - не более 1 мин.
4.3.8.13. Нелинейность частотной характеристики звуковых каналов не более дБ.
4.3.8.14. Слоговую разборчивость при воспроизведении записанной речевой информации не менее 93%.
4.3.8.15. Возможность регулировки уровня громкости воспроизводимого сигнала на громкоговорителе и головных телефонах.
4.3.9. Система автоматического контроля должна обеспечивать:
4.3.9.1. Контроль работоспособности системы и отображение ее технического состояния.
4.3.9.2. Контроль каналов записи информации.
4.3.9.3. Выдачу звукового сигнала в случае отказа аппаратуры записи, переходе на резерв, заполнении информацией носителя, переключение на работу от источника бесперебойного питания.
4.4. Диспетчерские пульты и средства отображения
4.4.1. Диспетчерские пульты
Вводное примечание. В разделе 4.4.1 изложены требования к конструктивам пультов для размещения в них аппаратуры комплексов и средств отображения воздушной обстановки, а также другого оборудования, используемого для выполнения технологических операций специалистами УВД при решении задач организации, контроля и управления воздушным движением.
Общие требования к конструктивам пультов (далее - пультам) приведены в п.п. 4.1.1 (в части температуры воздуха и относительной влажности), 4.1.9 (в части срока службы или ресурса), 4.1.10 (в части необходимой информации по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению оборудования).
4.4.1.1. Диспетчерские пульты должны быть унифицированы.
4.4.1.2. Цветовая гамма покрытий лицевых поверхностей пультов не должна утомлять глаза оператора и вызывать блики, отражая свет. Рекомендуемые цвета покрытий: серо-голубой, бежевый, кремовый.
4.4.1.3. Лицевая поверхность пультов должна быть гладкой. Кромки и углы пультов должны быть закруглены.
4.4.1.4. Диспетчерские пульты должны обеспечивать (в зависимости от типа пульта и требований по встраиваемому оборудованию) возможность монтажа и размещения на них:
- оборудования дистанционного управления радиостанциями авиационной воздушной связи ОВЧ диапазона;
- оборудования дистанционного управления радиостанциями авиационной воздушной связи ВЧ диапазона;
- оборудования наземной громкоговорящей и телефонной диспетчерской связи;
- оборудования дистанционного управления радиостанциями внутриаэропортовой радиосвязи;
- индикаторов воздушной обстановки с диаметром экрана не менее 37 см;
- мониторов отображения информации размером от 38 см до 53 см;
- оборудования аппаратуры отображения (системных блоков, клавиатуры, манипуляторов, аудиколонок);
- аппаратуры бесперебойного электроснабжения потребителей пульта (UPS);
- панели оперативного управления и сигнализации светосигнального оборудования аэродрома;
- панели управления работой ДПРМ в радиотелефонном режиме;
- панели сигнализации работоспособности инструментальных систем посадки;
- панели сигнализации работоспособности ОСП;
- панели управления ПРЛ;
- индикатора автоматического радиопеленгатора;
- панели индикатора табло аппаратуры занятости ВПП;
- панели системы аварийного оповещения;
- распределительного электрощита;
- распределительной колодки линий связи;
- устройств индивидуального освещения.
4.4.1.5. Конструкция диспетчерских пультов должна обеспечивать:
4.4.1.5.1. Тождественное расположение однотипных органов управления на всех типах пультов.
4.4.1.5.2. Возможность наращивания секций и размещение в них средств управления радио и проводной связи, аппаратуры отображения информации, коммутационной аппаратуры управления радиосвязью и дополнительного оборудования с целью организации двух или нескольких рабочих мест.
4.4.1.5.3. Конвективное охлаждение встроенного оборудования.
4.4.1.5.4. Возможность визуального контроля работы дежурной смены, а также внесения корректив в процесс управления воздушным движением (пульт руководителя полетов).
4.4.1.5.5. Возможность визуального контроля диспетчером взлетно-посадочных полос и воздушных судов, перрона, стоянок воздушных судов, рулежных дорожек и маршрутов движения воздушных судов и спецавтотранспорта, за которые он несет ответственность (пульты диспетчеров СДП, ДПР и КДП).
4.4.1.5.6. Возможность разделки подводимых к пультам кабелей связи в специальных распределительных колодках с закрывающимися клеммами и внутрипультовую укладку кабелей с помощью держателей.
4.4.1.5.7. Возможность внутрипультового освещения в пульте консольного типа с применением переносной лампы.
4.4.1.5.8. Ввод и распределение напряжения электропитания (постоянного и переменного тока) через размещенный в пульте распределительный щит, обеспечивающий подключение основного и резервного фидеров электропитания.
4.4.1.5.9. Возможность включения аварийного освещения от встроенного источника гарантированного электропитания переменного тока при пропадании напряжения в основной электросети для подсвета рабочей поверхности стола и органов управления.
4.4.1.5.10. Размер столешницы в глубину не менее 300 мм и шириной не менее 600 мм.
4.4.1.5.11. Высоту рабочей поверхности в пределах 680 - 800 мм от пола.
4.4.1.5.12. Размеры пространства для ног не менее 630 мм от пола, не менее 580 мм в ширину, не менее 450 мм на уровне колен в глубину и не менее 650 мм в глубину на уровне пола.
4.4.1.5.13. Расположение горизонтальной плоскости обзора на высоте 1130 - 1220 мм от уровня пола.
4.4.1.5.14. Расстояние наблюдения для основных средств отображения (мониторов, индикаторов воздушной обстановки) в пределах от 500 до 800 мм, для индикаторов касания не менее 300 мм.
4.4.1.5.15. Наклон лицевых панелей для установки основных средств отображения информации (мониторов, индикаторов воздушной обстановки) в пределах 0° - 20°.
4.4.1.5.16. Размещение органов управления в соответствии с зоной досягаемости моторного поля.
4.4.2. Средства отображения
4.4.2.1. Средства отображения должны обеспечивать сопряжение со следующими источниками информации:
- первичными аэродромными и трассовыми радиолокаторами;
- вторичным радиолокатором;
- автоматическим радиопеленгатором;
- аппаратурой первичной обработки информации;
- аппаратурой единого времени.
4.4.2.2. Средства отображения должны обеспечивать совмещенное отображение:
4.4.2.2.1. Аналоговых радиолокационных координатных отметок воздушных судов.
4.4.2.2.2. Цифровых радиолокационных отметок воздушных судов в виде символов различной конфигурации, определяющих источник РЛИ.
4.4.2.2.3. Координатной и знаковой динамической информации по сопровождаемым радиолокационным отметкам в виде полных и сокращенных формуляров.
4.4.2.2.4. Пеленгационной информации в виде прямой линии от места установки радиопеленгатора до ВС.
4.4.2.2.5. Списков прилета и потерь.
4.4.2.2.6. Векторов экстраполяции при сопровождении ВС по первичному и вторичному каналам.
4.4.2.2.7. Картографической информации.
4.4.2.2.8. Меток дальности и азимута.
4.4.2.3. Средства отображения должны обеспечивать:
4.4.2.3.1. Время реакции на ввод пультовой операции не более 0,5 с.
Примечание. Под временем реакции на ввод пультовой операции понимается промежуток времени между вводом запроса (команды) до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.
4.4.2.3.2. Задержку выдачи на экран индикатора РЛИ от момента поступления ее на вход изделия не более 0,5 с.
4.4.2.3.3. Время готовности аппаратуры к функционированию не более 5 минут с учетом времени включения электропитания и контрольного тестирования.
4.4.2.4. Наблюдение на экранах индикаторов воздушной обстановки в условиях освещенности до 250 люкс в плоскости экрана, а для рабочих мест, размещенных на вышке КДП - до 350 люкс в плоскости экрана.
4.4.2.5. Отображение информации должно осуществляться на мониторах размером экрана по диагонали не менее 53 см с разрешением 1280x1024 пикселей.
Допускается отображение информации на монохромных индикаторах воздушной обстановки с диаметром экрана не менее 40 см, размером сфокусированного пятна не более 0,8 мм и геометрическим искажением изображением не более 3%.
4.4.2.6. Информация, а также программное обеспечение аппаратуры отображения должны быть защищены от несанкционированного доступа.
4.4.2.7. Средства отображения не должны допускать искажений дополнительной информации.
4.4.2.8. Система автоматического контроля должна обеспечивать:
- контроль работоспособности изделия и отображение его технического состояния;
- выдачу звукового сигнала при переходе на работу от источника бесперебойного питания.
4.5. Комплексы средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД)
4.5.1. КСА УВД первого уровня (в районе аэродрома)
Вводное примечание. В разделе 4.5.1 изложены требования к КСА УВД первого уровня (в районе аэродрома) с низкой и средней интенсивностью воздушного движения. Требования к КСА УВД первого уровня (в районе аэродрома) с высокой интенсивностью воздушного движения состоят из требований раздела 4.5.1 и пунктов раздела 4.5.2 для КСА УВД второго уровня (в районе аэроузла), отмеченных знаком)).
4.5.1.1. КСА УВД должен обеспечивать сопряжение со следующими источниками информации:
- аэродромными радиолокаторами и радиолокационными комплексами;
- автоматическими радиопеленгаторами;
- автоматизированными метеорологическими радиолокационными комплексами (АМРК);
- АМИС;
- АИС;
- системой единого времени.
4.5.1.2. КСА УВД должен обеспечивать отображение:
4.5.1.2.1. Координатной информации:
- цифровой первичной и вторичной координатной информации;
- объединенной первичной и вторичной координатной информации;
- цифровой дополнительной (полетной) информации вторичного канала;
- радиопеленгационной информации;
- предыстории движения ВС;
- формуляров сопровождения (ФС);
- вектора-измерителя;
- вектора экстраполяции;
- линии-связки.
4.5.1.2.1.1. Отображаемые ФС должны содержать:
- признак отсутствия ответчика УВД;
- код ответчика;
- текущую высоту;
- номер рейса;
- путевую скорость;
- азимут/дальность;
- заданный эшелон;
- коды бедствия;
- сигнализацию об опасных ситуациях.
4.5.1.2.2. Картографической информации:
- воздушных трасс;
- границ коридоров воздушных трасс;
- границ секторов;
- приводных радиостанций;
- ВПП;
- продолжений осей ВПП;
- маршрутов (схем) выхода и захода на посадку;
- географических объектов;
- пунктов обязательных донесений (ПОД);
- обозначений ПОД;
- маршрутов полетов в зонах ожидания;
- границ временных и постоянных зон ограничений воздушного пространства;
- вспомогательных линий для управления ВС в маневренных зонах;
- карт справочной информации;
- аэродромов;
- азимутально-дальномерной сетки.
4.5.1.2.3. Метеорологической информации:
- штормоповещения/штормпредупреждения о наличии/возникновении в зоне ответственности опасных для полетов явлений погоды;
- информации о контурах зон опасных для полетов явлений погоды (при наличии АМРК);
- индекса действующей информации АТИС;
- текущих погодных условий по ВПП, включая состояние ВПП и коэффициент сцепления;
- давления по рабочему курсу ВПП с сигнализацией об изменении.
4.5.1.2.4. Сигнализации об опасных ситуациях:
- достижения граничных значений норм эшелонирования;
- возможности опасного сближения ВС в воздухе;
- возможности снижения ВС ниже минимальной безопасной высоты;
- специальных сигналах об аварийности, отказе радиосвязи, нападении на экипаж, не назначенном коде ответчика ВРЛ;
- формуляра ограничений воздушного пространства.
4.5.1.2.4.1. Отображаемый формуляр ограничений воздушного пространства должен содержать:
- символьное обозначение зоны;
- номер зоны;
- время начала и окончания действия ограничения;
- нижний и верхний предел в сотнях метров.
4.5.1.2.5. Системной и справочной информации:
- табло времени (UTC);
- обозначение кода сектора УВД;
- режима работы (рабочий, воспроизведение, имитация);
- выбранного масштаба отображения;
- аэродромного давления и давления приведенного к уровню моря;
- обозначение рабочей ВПП;
- информации об аварийном оповещении;
- выбранной РЛС.
4.5.1.3. КСА УВД должен обеспечивать:
4.5.1.3.1. Зону обработки информации:
- по площади - 400x400 км;
- по высоте - (0 - 6000) м.
4.5.1.3.2. Максимальное количество одновременно сопровождаемых ВС по сигналам РЛК (первичный, вторичный, первичный и вторичный радиолокаторы) - не менее 75.
4.5.1.3.3. Время реакции системы на выполнение пультовых операций диспетчером - не более 0,5 с.
Примечание. Под временем реакции системы понимается промежуток времени между вводом запроса (команды) в систему до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.
4.5.1.4. Аппаратура и программное обеспечение КСА УВД должны обеспечивать:
4.5.1.4.1. Автоматический прием радиолокационной координатной и дополнительной информации о ВС, оборудованных и не оборудованных ответчиками.
4.5.1.4.2. Автоматическое сопровождение ВС по данным первичного радиолокатора, вторичного радиолокатора, радиолокационного комплекса (РЛК).
4.5.1.4.3. Автоматический ввод в сопровождение ВС, оборудованных ответчиками ВРЛ.
4.5.1.4.4. Ручной ввод ВС в сопровождение (ввод в формуляр) и ручной сброс сопровождения ВС.
4.5.1.4.5. Автоматический процесс приема/передачи управления между диспетчерами смежных секторов УВД.
4.5.1.4.6. Ручную прием/передачу управления из списков зоны ожидания и потерь.
4.5.1.4.7. Автоматический сброс автосопровождения и снятие ВС с управления при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации.
4.5.1.4.8. Ручное снятие ВС с управления.
4.5.1.4.9. Автоматизированный расчет вектора экстраполяции.
4.5.1.4.10. Автоматическое оповещение диспетчеров о неполучении координатной и дополнительной информации от РЛК.
4.5.1.4.11. Автоматический перевод ФС в список потерь при непоступлении информации от РЛК.
4.5.1.4.12. Автоматическое восстановление автосопровождения ВС, оборудованных ответчиками и находящихся в списке потерь при поступлении информации от РЛК.
4.5.1.4.13. Ручное восстановление привязки ВС, не оборудованных ответчиками, при возобновлении поступления информации по данному ВС.
4.5.1.4.14. Автоматический расчет и отображение азимута и дальности ВС относительно заранее выбранной координаты (контрольной точки аэродрома, точки установки РСБН или ВОР/ДМЕ).
4.5.1.4.15. Измерение азимута и дальности между двумя точками (географическими координатами или/и треками) с помощью функции "вектор-измеритель".
4.5.1.4.16. Возможность просмотра формуляров сопровождения ВС ("быстрый просмотр"), находящихся на управлении в соседних секторах УВД.
4.5.1.4.17. Автоматический отброс ФС при их наложении, ручной отброс ФС.
4.6.1.4.18. Автоматизированный прием и обработку пеленгационной информации от АРН и отображение линии пеленга и цифровых значений прямого и обратного пеленгов.
4.5.1.4.19. Автоматический расчет и отображение географических координат любой выбранной точки, указанной маркером.
4.5.1.4.20. Автоматический расчет и отображение скоростей ВС.
4.5.1.4.21. Автоматический пересчет и отображение в ФС высоты полета ВС относительно уровня порога ВПП (аэродромного давления).
4.5.1.4.22. Ручной сброс информации из списка потерь.
4.6.1.4.23. Перевод информации из ФС в список зоны ожидания и обратно.
4.5.1.4.24. Перевод информации из списка потерь в список зоны ожидания и обратно.
4.5.1.4.25. Автоматический контроль прохождения поворотных пунктов маршрута.
4.5.1.4.26. Формирование списков ожидания и потерь.
4.5.1.4.27. Ввод данных, отображение, хранение, отмена и коррекция информации об ограничениях воздушного пространства.
4.5.1.4.28. Автоматическое обнаружение и сигнализацию о достижении граничных значений норм эшелонирования между ВС.
4.5.1.4.29. Автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера об угрозе возникновения конфликтных ситуаций между ВС.
4.5.1.4.30. Автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера о возможном снижении ВС ниже минимальной высоты.
4.5.1.4.31. Автоматическое документирование всей радиолокационной, радиопеленгационной, метеорологической информации, поступающей в систему, текущего времени и информации об ограничениях воздушного пространства.
4.5.1.4.32. Документирование информации о воздушной обстановке (радиолокационной, радиопеленгационной и метеорологической информации и информации об ограничениях воздушного пространства) каждого сектора УВД (группы секторов).
4.5.1.4.33. Документирование информации о выполняемых диспетчером функций, связанных с установлением/изменением ответственности за управлением ВС.
4.5.1.4.34. Архивацию записанной информации с обеспечением ее хранения в течение времени, установленного нормативными документами.
4.5.1.4.35. Документирование состояния и конфигурации КСА УВД.
4.5.1.4.36. Воспроизведение воздушной обстановки каждого сектора.
4.5.1.4.37. Воспроизведение информации в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени.
4.5.1.4.38. Воспроизведение информации о состоянии и конфигурации системы на момент начала интервала воспроизведения.
4.5.1.4.39. Воспроизведение (распечатка) состояния и конфигурации КСА УВД за выбранный интервал времени.
4.5.1.4.40. Обучение, подготовку и тренировку диспетчерского персонала:
- отработку и поддержание практических навыков управления воздушным движением с использованием имитируемой и реальной воздушной обстановки;
- подготовку упражнений для тренировки;
- имитацию воздушной обстановки с отображением координатной, картографической и метеорологической обстановки;
- проведение упражнений;
- обеспечение управления имитируемыми ВС при подыгрыше за смежные секторы УВД;
- изменение режимов проведения упражнений;
- проверку усовершенствованных и модифицированных алгоритмов и программ с использованием имитируемой и реальной воздушной обстановки.
4.5.1.4.41. Автоматический прием от АМИС, обработку и отображение на ИВО метеорологической информации о фактической погоде на аэродроме.
4.5.1.4.42. Прием от АИС информации о фактической и прогнозируемой погоде по основным и запасным аэродромам района УВД.
4.5.1.4.43. При отсутствии АИС прием, обработку и отображение метеоинформации от:
- АМИС;
- ЦКС сети АФТН (АНС ПД и ТС);
- выносного рабочего места метеооператора АМСГ.
4.5.1.4.44. Обеспечение масштабирования изображения на ИВО (25 - 400 км) и смещение центра.
Должно обеспечиваться отображение окна "Лупа".
4.5.1.4.45. Отображение состояния КСА УВД.
4.5.1.4.46. Прием и индикацию результатов аппаратного контроля.
4.5.1.4.47. Защиту КСА УВД от несанкционированного доступа.
4.5.1.4.48. Запуск и перезапуск комплекса, подсистем, отдельных модулей и рабочих мест.
4.5.1.4.49. Запуск тестов КСА УВД, прием и индикацию результатов обработки тестов.
4.5.1.4.50. Отображение общей радиолокационной обстановки в зоне ответственности УВД
4.5.1.5. В качестве индикатора воздушной обстановки (ИВО) в КСА УВД должен использоваться цветной индикатор с диагональю не менее 53 см и с разрешающей способностью не менее 1280 х 1024 пикселей.
4.5.1.6. В качестве средств ввода информации должны использоваться функциональная клавиатура и "мышь".
4.5.1.7. Индикаторные устройства, входящие в состав КСА УВД, должны обеспечивать наблюдение воздушной обстановки и отображение информации в условиях освещенности в плоскости экрана до 250 люкс.
4.5.1.8. В состав программно-технологического обеспечения КСА УВД должны входить:
- общее (системное) программное обеспечение;
- специальное (прикладное) программное обеспечение, реализующее решения прикладных функциональных задач;
- сервисное программное обеспечение, используемое в режиме адаптации КСА УВД к конкретному району аэродрома, а также в процессе эксплуатации для изменения картографической информации, изменяемых констант и параметров.
4.5.1.9. Человеко-машинный интерфейс должен быть разработан с учетом особенностей технологии управления воздушным движением и реализован с использованием букв латинского алфавита или кириллицы.
Примечание. Предполагается, что человеко-машинный интерфейс должен быть разработан на основе документов "COPS", "ODID-IV" и "REFGHMI" Евроконтроля.
4.5.2. КСА УВД второго уровня (в районе аэроузла)
4.5.2.1. КСА УВД должен обеспечивать сопряжение со следующими источниками информации:
- трассовыми радиолокаторами и трассовыми радиолокационными комплексами;
- аэродромными радиолокаторами и аэродромными радиолокационными комплексами;
- автоматическими радиопеленгаторами;
- автоматизированными системами планирования воздушного движения зональных центров (АС ПВД ЗЦ);
- смежными аэродромными и районными АС (КСА) УВД;
- АМРК;
- АМИС;
- АИС;
- ЦКС сети АФТН (АНС ПД и ТС);
- системой единого времени.
4.5.2.2. КСА УВД должен обеспечивать отображение:
4.5.2.2.1. Координатной информации:
- цифровой первичной и вторичной координатной информации;
- объединенной первичной и вторичной координатной информации;
- цифровой дополнительной (полетной) информации вторичного канала;
- радиопеленгационной информации;
- плановой информации *);
- "трека по плану"*);
- предыстории движения ВС;
- формуляров сопровождения (ФС);
- вектора-измерителя;
- вектора экстраполяции;
- линии - связки.
4.5.2.2.1.1. Отображаемые ФС должны содержать:
- признак отсутствия ответчика ВРЛ;
- код ответчика;
- текущую высоту;
- признак аэродромного давления*);
- номер рейса;
- аэропорт назначения*);
- весовую категорию*);
- путевую скорость;
- азимут/дальность;
- заданный эшелон;
- эшелон передачи управления*);
- коды бедствия;
- сигнализацию об опасных ситуациях.
------------------------------
* ) Здесь и далее требование к КСА УВД с высокой интенсивностью воздушного движения.
------------------------------
4.5.2.2.2. Картографической информации:
- воздушных трасс;
- границ коридоров воздушных трасс;
- границ секторов;
- приводных радиостанций;
- ВПП;
- продолжений осей ВПП*);
- маршрутов (схем) выхода и захода на посадку*);
- географических объектов;
- пунктов обязательных донесений (ПОД);
- обозначений ПОД;
- маршрутов полетов в зонах ожидания*);
- границ временных и постоянных зон ограничений воздушного пространства;
- вспомогательных линий для управления ВС в маневренных зонах*);
- карт справочной информации;
- аэродромов;
- азимутально-дальномерной сетки;
- схем перрона и мест стоянок*).
4.5.2.2.3. Плановой информации:
- форм для ввода, корректировки и просмотра плана полета, повторяющегося плана полетов (РПЛ), ограничения воздушного пространства*);
- форм для ввод критериев поиска плана полета, повторяющегося плана полетов (РПЛ), ограничения воздушного пространства*);
- форм АЦТ для активизации плана полета*);
- форм для ввода, просмотра и корректировки сообщений по УВД и со свободным текстом;
- форм для ввода, корректировки и отмены параметров подсистемы обработки планов полетов*);
- форм суточного плана полета;
- таблиц или схем расположения стоянок на аэродроме*);
- списков входа, вылета, по аэродрому*).
4.5.2.2.4. Метеорологической информации:
- штормоповещения/штормпредупреждения о наличии/возникновении в зоне ответственности опасных для полетов явлений погоды;
- информации о контурах зон опасных для полетов явлений погоды (при наличии АМРК);
- расчетных траекторий радиозондов с формулярами*);
- индекса действующей информации АТИС*);
- фактической и прогнозируемой погоды*);
- текущих погодных условий по ВПП, включая состояние ВПП и коэффициент сцепления*);
- прогнозов особых явлений погоды, предупреждений, информации SIGMET, АГОМЕТ*);
- прогнозов ветра и температуры по маршрутам полетов и коррективов к ним*);
- давления по рабочему курсу ВПП с сигнализацией об изменении*).
4.5.2.2.5. Сигнализации об опасных ситуациях:
- достижения граничных значений норм эшелонирования;
- возможности опасного сближения ВС в воздухе;
- возможности снижения ВС ниже минимальной безопасной высоты;
- минимум командира ВС ниже минимума аэродрома*);
- специальных сигналов об аварийности, отказе радиосвязи, нападении на экипаж, не назначенном коде ответчика ВРЛ;
- формуляра ограничений воздушного пространства.
4.5.2.2.5.1. Отображаемый формуляр ограничений воздушного пространства дол-жен содержать:
- символьное обозначение зоны;
- номер зоны;
- время начала и окончания действия ограничения;
- нижний и верхний предел в сотнях метров.
4.5.2.2.6. Системной и справочной информации:
- табло времени (UTC);
- обозначение кода сектора УВД;
- режима работы (рабочий, воспроизведение, имитация);
- выбранного масштаба отображения;
- аэродромного давления и давления приведенного к уровню моря*);
- обозначение рабочей ВПП;
- информации об аварийном оповещении;
- выбранной РЛС.
4.5.2.3. КСА УВД должен обеспечивать:
4.5.2.3.1. Зону обработки информации:
- по площади - 700x700 км;
- по высоте - (0 - 20000) м.
4.5.2.3.2. Максимальное количество одновременно сопровождаемых ВС по сигналам РЛК (первичный, вторичный, первичный и вторичный радиолокаторы) - не менее 100 (200*).
4.5.2.3.3. Время реакции системы на выполнение пультовых операций диспетчером - не более 0,5 с.
Примечание. Под временем реакции системы понимается промежуток времени между вводом запроса (команды) в систему до получения результатов решения и открытия доступа для ввода следующей команды.
4.5.2.4. Аппаратура и программное обеспечение КСА УВД должны обеспечивать:
4.5.2.4.1. Автоматический прием радиолокационной координатной и дополнительной информации о воздушных судах, оборудованных и не оборудованных ответчиками.
4.5.2.4.2. Объединение (третичную обработку) радиолокационной информации от нескольких РЛК*).
4.5.2.4.3. Автоматическое сопровождение ВС по данным первичного радиолокатора, вторичного радиолокатора, РЛК.
4.5.2.4.4. Автоматический ввод в сопровождение ВС, оборудованных ответчиками ВРЛ.
4.5.2.4.5. Автоматический ввод ВС в сопровождение не оборудованных ответчиками ВРЛ*).
4.5.2.4.6. Автоматическую привязку информации текущего плана полета к треку по ВС, оборудованным ответчиками ВРЛ*).
4.5.2.4.7. Ручной ввод ВС в сопровождение (ввод в формуляр) и ручной сброс сопровождения ВС.
4.5.2.4.8. Ручную привязку информации текущего плана полета к треку по ВС, не оборудованным ответчиками ВРЛ*).
4.5.2.4.9. Автоматический процесс приема/передачи управления между диспетчерами смежных секторов УВД.
4.5.2.4.10. Ручную прием/передачу управления из зоны ожидания*).
4.5.2.4.11. Ручную прием/передачу управления из списка потерь.
4.5.2.4.12. Автоматический сброс автосопровождения и снятие ВС с управления при выходе ВС за пределы зоны обработки координатной информации.
4.5.2.4.13. Ручное снятие ВС с управления.
4.5.2.4.14. Автоматизированный расчет вектора экстраполяции.
4.5.2.4.15. Автоматическое оповещение диспетчеров о неполучении координатной и дополнительной радиолокационной информации.
4.5.2.4.16. Автоматический перевод ФС в список потерь при непоступлении радиолокационной информации.
4.5.2.4.17. Автоматическое восстановление автосопровождения ВС, оборудованных ответчиками и находящихся в списке потерь при поступлении информации от РЛК.
4.5.2.4.18. Ручное восстановление привязки ВС, необорудованных ответчиками, при возобновлении поступления информации по данному ВС.
4.5.2.4.19. Автоматический расчет и отображение азимута и дальности ВС относительно заранее выбранной координаты (контрольной точки аэродрома, точки установки
РСБН или ВОР/ДМЕ).
4.5.2.4.20. Измерение азимута и дальности между двумя точками (географическими координатами или/и треками) с помощью функции "вектор-измеритель".
4.5.2.4.21. Возможность просмотра формуляров сопровождения ВС ("быстрый просмотр"), находящихся на управлении в соседних секторах УВД.
4.5.2.4.22. Автоматический отброс ФС при их наложении, ручной отброс ФС.
4.5.2.4.23. Автоматизированный прием и обработку пеленгационной информации от АРП и отображение линии пеленга и цифровых значений прямого и обратного пеленгов.
4.5.2.4.24. Автоматический расчет и отображение географических координат любой выбранной точки, указанной маркером.
4.5.2.4.25. Автоматический расчет и отображение скоростей ВС.
4.5.2.4.26. Автоматический пересчет и отображение в ФС высоты полета ВС относительно уровня порога ВПП (аэродромного давления).
4.5.2.4.27. Ручной сброс информации из списка потерь.
4.5.2.4.28. Перевод информации из ФС в список зоны ожидания и обратно.
4.5.2.4.29. Перевод информации из списка потерь в список зоны ожидания и обратно.
4.5.2.4.30. Автоматический контроль прохождения поворотных пунктов маршрута (ППМ).
4.5.2.4.31. Формирование списков ожидания и потерь.
4.5.2.4.32. Прием, обработку, хранение и отображение долгосрочных и суточных планов полетов, поступающих от АС ПВД ЗЦ и введенных вручную.
4.5.2.4.33. (Автоматическое*) и ручное формирование на рабочих местах диспетчеров формализованных сообщений по УВД, их ввод и передачу по сети АФТН АНСПД и ТС.
4.5.2.4.34. Прием, (автоматическую*) и ручную обработку формализованных сообщений УВД в национальном формате и формате ИКАО, корректировку планов полетов по поступившим сообщениям.
4.5.2.4.35. Прием, обработку, хранение и отображение корректирующих сообщений по конкретному плану полета.
4.5.2.4.36. Печать (по команде диспетчеров) суточных планов полетов по различным критериям.
4.5.2.4.37. Корректировку, отмену, копирование (по команде диспетчеров), хранение и печать (по различным критериям) планов полетов.
4.5.2.4.38. Автоматическую и ручную активизацию планов полетов вылетающих ВС*).
4.5.2.4.39. Автоматический расчет пространственно-временных траекторий полета ВС в зависимости от типа полета, структуры воздушного пространства и организации УВД с учетом характеристик ВС, ветра, температуры)).
4.5.2.4.40. Автоматическое и ручное распределение плановой информации по рабочим местам диспетчеров в соответствии с расчетом траектории, рядом критериев полета ВС и параметров КСА УВД*).
4.5.2.4.41. Автоматическую коррекцию плановой информации по данным автосопровождения от системы наблюдения)).
4.5.2.4.42. Автоматическую коррекцию плановой информации по введенным вручную сообщениям*).
4.5.2.4.43. Отображение (по запросу) маршрута по плану полета*).
4.5.2.4.44. Ручную инициацию "трека по плану" при пропадании координатной информации*).
4.5.2.4.45. Ввод данных, отображение, хранение, отмену и коррекцию информации об ограничениях воздушного пространства.
4.5.2.4.46. Корректировку информации ФС по данным модификации активного плана полета*).
4.5.2.4.47. Автоматическое обнаружение и сигнализацию о достижении граничных значений норм эшелонирования.
4.5.2.4.48. Автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера об угрозе возникновения конфликтных ситуаций между ВС.
4.5.2.4.49. Автоматическое обнаружение и предупреждение диспетчера о возможном снижении ВС ниже минимальной безопасной высоты.
4.5.2.4.50. Контроль движения ВС по линии заданного пути согласно плану полета, предупреждение диспетчера в случае недопустимых отклонений и обеспечение санкционирования диспетчером отклонений ВС от маршрута полета*).
4.5.2.4.51. Автоматическое обнаружение "среднесрочных" конфликтов между ВС на основе расчета пространственно-временных траекторий полета ВС по планам полета*).
4.5.2.4.52. Автоматический контроль соответствия фактических метеоусловий допустимым для каждого ВС и командира ВС*).
4.5.2.4.53. Автоматический контроль за использованными кодами ВРЛ в режиме RBS и выдачу очередного свободного кода*).
4.5.2.4.54. Автоматический контроль за использованными кодами ВРЛ в режиме RBS и выдачу диспетчеру соответствующей сигнализации*).
4.5.2.4.55. Периодическую синхронизацию с системой единого времени*).
4.5.2.4.56. Автоматическое документирование всей радиолокационной, радиопеленгационной, метеорологической и (плановой*) информации, поступающей в систему, текущего времени и информации об ограничениях воздушного пространства.
4.5.2.4.57. Документирование информации о воздушной обстановке (радиолокационной, радиопеленгационной и метеорологической информации и информации об ограничениях воздушного пространства) каждого сектора УВД (группы секторов).
4.5.2.4.58. Документирование информации о выполняемых диспетчером функций, связанных с:
- взаимодействием со смежными секторами*);
- установлением/изменением ответственности за управлением ВС.
4.5.2.4.59. Архивацию записанной информации с обеспечением ее хранения в течение времени, установленного нормативными документами.
4.5.2.4.60. Документирование состояния и конфигурации КСА УВД.
4.5.2.4.61. Воспроизведение воздушной обстановки каждого сектора.
4.5.2.4.62. Воспроизведение документированной информации о воздушной обстановке синхронно с речевой (при наличии соответствующего оборудования) информацией по любому рабочему месту за выбранный интервал времени на резервных и выделенных (не связанных с КСА УВД) для этого рабочих местах*).
4.5.2.4.63. Воспроизведение информации в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени.
4.5.2.4.64. Воспроизведение информации о состоянии и конфигурации системы на момент начала интервала воспроизведения.
4.5.2.4.65. Воспроизведение (распечатка) состояния и конфигурации КСА УВД за выбранный интервал времени.
4.5.2.4.66. Документирование (архивацию) плановой информации, входящих и исходящих сообщений с обеспечением долговременного их хранения*).
4.5.2.4.67. Распечатку библиотеки РПЛ*).
4.5.2.4.68. Обучение, подготовку и тренировку диспетчерского персонала:
- отработку и поддержание практических навыков управления воздушным движением с использованием имитируемой и реальной воздушной обстановки;
- подготовку упражнений для тренировки;
- имитацию воздушной обстановки с отображением координатной, картографической, (плановой)) и метеорологической обстановки;
- проведение упражнений;
- обеспечение управления имитируемыми ВС при подыгрыше за смежные секторы УВД;
- одновременное использование оборудования для параллельного решения задач подготовки упражнения и его проведения*);
- изменение режимов проведения упражнений;
- проверку усовершенствованных и модифицированных алгоритмов и программ с использованием имитируемой и реальной воздушной обстановки.
4.5.2.4.69. Сбор информации по использованию воздушного пространства*).
4.5.2.4.70. Формирование суточной справки по аэронавигационному обслуживанию в виде файла и сброс его на сменные носители для обработки вне КСА УВД или передачи в АС ПВД*).
4.5.2.4.71. Автоматический ввод, корректировку, хранение, распределение и отображение на рабочих местах КСА УВД справочной информации*).
4.5.2.4.72. Ввод, корректировку и отображение данных по аэронавигационной структуре воздушного пространства района*).
4.5.2.4.73. Ввод, корректировку и отображение данных, связанных с описанием действий диспетчеров при выполнении УВД в особых условиях*).
4.5.2.4.74. Определение возможности посадки конкретного типа ВС*).
4.5.2.4.75. Хранение и ведение нормативно-справочной информации, включая информацию об аэронавигационной инфраструктуре контролируемого воздушного пространства и пропускной способности элементов организации воздушного движения*).
4.5.2.4.76. Автоматический прием от АМИС, обработку и отображение на ИВО метеорологической информации о фактической погоде на аэродроме.
4.5.2.4.77. Прием от АИС информации о фактической и прогнозируемой погоде по основным и запасным аэродромам района УВД.
4.5.2.4.78. При отсутствии АИС прием, обработку и отображение метеоинформации от:
- АМИС;
- ЦКС сети АФТН (АСН ПД и ТС);
- выносного рабочего места метеооператора АМСГ.
4.5.2.4.79. Масштабирование изображения на ИВО (25 - 700 км) и смещение центра. Должно обеспечиваться отображение окна "Лупа".
4.5.2.4.80. Отображение состояния КСА УВД.
4.5.2.4.81. Прием и индикацию результатов аппаратного контроля.
4.5.2.4.82. Изменение функциональной конфигурации КСА УВД.
4.5.2.4.83. Управление подсистемами документирования и тренажа*).
4.5.2.4.84. Управление подсистемой единого времени*).
4.5.2.4.85. Защиту КСА УВД от несанкционированного доступа.
4.5.2.4.86. Запуск и перезапуск комплекса, подсистем, отдельных модулей и рабочих мест.
4.5.2.4.87. Запуск тестов КСА УВД, прием и индикацию результатов обработки тестов.
4.5.2.4.88. Отображение общей радиолокационной обстановки в зоне ответственности УВД.
4.5.2.5. В качестве индикатора воздушной обстановки (ИВО) в КСА УВД должен использоваться цветной индикатор с диагональю не менее 53 см и с разрешающей способностью не менее 1280x1024 (1600x1200*) пикселей.
4.5.2.6. В качестве средств ввода информации должны использоваться функциональная клавиатура и "мышь".
4.5.2.7. Индикаторные устройства, входящие в состав КСА УВД, должны обеспечивать наблюдение воздушной обстановки и отображение информации в условиях освещенности в плоскости экрана до 250 люкс.
4.5.2.8. В состав программно-технологического обеспечения КСА УВД должны входить:
- общее (системное) программное обеспечение;
- специальное (прикладное) программное обеспечение, реализующее решения прикладных функциональных задач;
- сервисное программное обеспечение, используемое в режиме адаптации КСА УВД к конкретному району аэродрома, а также в процессе эксплуатации для изменения картографической информации, изменяемых констант и параметров.
4.5.2.9. Человеко-машинный интерфейс должен быть разработан с учетом особенностей технологии управления воздушным движением и реализован с использованием букв латинского алфавита или кириллицы.
Примечание. Предполагается, что человеко-машинный интерфейс должен быть разработан на основе документов "COPS", "ODID-IV", "REFGHMI" и "CATALOGUE" Евроконтроля.
4.5.2.10. В КСА УВД должна быть обеспечена возможность адаптации к конкретному району оснащения.
4.6. Наземная система единого времени
4.6.1. Аппаратура системы единого времени должна обеспечивать:
4.6.1.1. Формирование шкалы времени и ее привязку к шкале всемирного координированного времени UТС при сопряжении с внешними приемниками сигналов ГЛОНАСС и/или GPS.
4.6.1.2. Выдачу шкалы времени в локальную вычислительную сеть и внешним потребителям по последовательным интерфейсам RS-232, RS-422, RS-485.
4.6.1.3. Формирование шкалы поясного декретного времени, содержащей текущие величины следующих параметров: год, месяц, число, час, минута, секунда и день недели.
4.6.1.4. Абсолютная погрешность формируемой шкалы времени не более 0,1 секунды в любой произвольный момент времени.
4.6.1.5. Подключение не менее 20 абонентов при их удалении до 1000 м.
4.6.1.6. Время готовности к функционированию не более 10 минут.
4.6.2. Средство отображения времени для служебных помещений должно обеспечивать:
4.6.2.1. Отображение в цифровом виде информации о текущем времени при поступлении на его вход сигналов от аппаратуры системы единого времени.
4.6.2.2. Возможность уверенного считывания информации с расстояния 8 м при освещенности индикационного поля изделия не более 100 люкс и при допустимом угле обзора не более °.
4.6.2.3. Отображение времени в автономном режиме и обеспечение абсолютного ухода шкалы времени в автономном режиме не более 2 секунд за 1 час работы.
4.6.2.4. Время готовности к функционированию при наличии входных сигналов не более 2 секунд.
4.6.3. Средство отображения времени для залов должно обеспечивать:
4.6.3.1. Отображение буквенно-цифровой информации в режиме коллективного пользования при поступлении на его вход сигналов от аппаратуры системы единого времени.
4.6.3.2. Отображение:
- текущего времени (часы, минуты, секунды);
- даты (число, номер месяца и номер года в столетии);
- буквенно-цифровой информации.
4.6.3.3. Уверенное считывание информации с удаления от 3 до 20 метров при освещенности индикационного поля изделия не более 100 люкс и допустимом угле обзора не более °.
4.6.3.4. Погрешность синхронизации от аппаратуры системы единого времени не более 0,1 секунды.
4.6.3.5. Возможность установки текущего времени и даты.
4.6.3.6. Время готовности к функционированию при наличии входных сигналов не более 2 секунд.
4.6.4. Средство отображения времени для залов должно иметь в своем составе часы-календарь реального времени с автономным батарейным питанием.
4.6.5. Абсолютная погрешность хода часов в автономном режиме (без внешней синхронизации) должна составлять не более 2 секунд за 1 час работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.