Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Средства контроля состояния аэродромных покрытий
9.1. Измеритель коэффициента сцепления аэродромных покрытий
Вводное примечание. Измеритель коэффициента сцепления (ИКС) предназначен для измерения сцепления на поверхностях, покрытых уплотненным снегом или льдом, оценки новых или послеремонтных поверхностей, а также технического обслуживания поверхности рабочей площади аэродрома и связанных с ней сооружений.
9.1.1. Общие требования
9.1.1.1. Оборудование должно быть сконструировано таким образом, чтобы оно было способно выдерживать следующие неблагоприятные условия эксплуатации, сохраняя при этом свои параметры для обеспечения получения достоверных результатов:
- атмосферное давление от 700 до 1070 гПа;
- температура наружного воздуха от -50° до +50°С;
- относительная влажность воздуха до 98% при +25°С;
- атмосферные осадки (дождь, снег) интенсивностью не менее 5 мм/мин.
9.1.1.2. Результаты измерений КС, полученные с использованием ИКС, должны быть коррелируемыми с нормативными значениями КС.
Примечание. Под нормативными понимаются среднестатистические величины из значений, полученных с использованием нескольких измерителей коэффициента торможения, принятых в национальной практике.
9.1.1.3. В состав ИКС должны входить измерительные приборы и устройства, используемые при техническом и метрологическом обслуживании и градуировке измерительной аппаратуры.
9.1.1.4. Эксплуатационные документы должны быть сброшюрованы и содержать необходимую информацию по использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению ИКС.
Примечание. Перечень документов приведен в приложении 1.
9.1.2. Требования к измерительной аппаратуре
9.1.2.1. ИКС должен обеспечивать непрерывное автоматическое определение:
а) коэффициента сцепления в диапазоне от 0 до 1,0 с погрешностью не более ;
б) скорости движения при измерениях КС с погрешностью не более км/ч;
в) пройденного расстояния при измерениях КС в диапазоне от 0 до 10 км с погрешностью не более %.
Примечания: 1. Соответствие ИКС вышеуказанным требованиям определяется при метрологической поверке.
2. Под погрешностью в подпункте а) понимается погрешность измерительного тракта ИКС (собственно измерительной системы, состоящей из датчиков и специализированного компьютера).
9.1.2.2. Рекомендация. ИКС должен обеспечивать непрерывное автоматическое определение доли мгновенных значений величин КС, меньших заданной критической величины, от общего количества мгновенных значений на оцениваемом участке покрытия.
9.1.2.3. Рекомендация. При измерениях КС должна обеспечиваться привязка ИКС к любой точке искусственного покрытия аэродрома с точностью не хуже 5 м.
9.1.2.4. При наличии в составе ИКС оборудования дистанционной передачи данных не должны создаваться помехи, влияющие на качество работы радиоэлектронного оборудования аэродрома.
9.1.2.5. При измерениях КС должна обеспечиваться визуальная индикация текущих значений КС, скорости движения, пройденного расстояния.
9.1.2.6. Блок управления аппаратурой ИКС должен иметь органы управления с визуальной индикацией:
а) включения электропитания;
б) проверки работоспособности (пригодности для измерений) всего комплекса аппаратуры ИКС перед началом измерений;
в) начала и конца измерений;
г) задания следующих данных:
- даты, номера месяца, двух цифр года проведения измерений КС;
- времени суток в часах и минутах проведения измерений КС (желательно, чтобы это время определялось автоматически);
- обозначения наименования элемента летного поля аэродрома, на котором намечается провести измерение КС, и его номер;
- длины участка покрытий или всей ВПП, на которых предполагается провести измерение КС;
- кода лица, выполняющего измерение.
9.1.2.7. Рекомендация. Блок управления аппаратурой ИКС должен иметь визуальную индикацию величины критического значения КС.
9.1.2.8. Аппаратура ИКС должна обеспечивать регистрацию:
- результатов проверки работоспособности аппаратуры;
- данных, указанных в п. 9.1.2.6 г);
- измеренного КС;
- средних значений фактических скоростей и КС по пройденным участкам длиной 100 - 200 м;
- средних значений измеренных КС для каждой третьей части заданной длины ИВПП по результатам проезда по ней в прямом и обратном направлениях.
9.1.2.9. Рекомендация. Аппаратура ИКС должна обеспечивать регистрацию доли мгновенных значений величин КС, меньших критической величины, для каждой третьей части заданной длины ИВПП по результатам проезда по ней в прямом и обратном направлениях.
9.1.2.10. Рекомендация. Аппаратура ИКС должна обеспечивать:
- непрерывную запись информации о результатах измерений параметров, указанных в п.п. 9.1.2.8 и 9.1.2.9 и ее хранение при использовании промежуточных носителей;
- перезапись вышеуказанной информации при заполнении промежуточных носителей и возможность их ручной замены;
- возможность сохранения указанной выше информации за период не менее 24 часов и ее воспроизведения на отдельных специальных технических средствах.
9.1.2.11. ИКС должен обладать способностью обеспечивать стабильность результатов измерений КС для участка покрытия любой длины, достаточной для регистрации КС, при любом состоянии покрытия, определяемом описательной характеристикой.
Стабильность обеспечивается, если отклонение регистрируемых результатов измерений КС, выполненных в одинаковых условиях (место и состояние покрытия, скорость измерения), не превышает % от величины измеряемого КС или не превышает для КС менее 0,4 (для вероятности 0,95).
9.1.2.12. Операционная система общего применения ИКС должна иметь лицензию.
9.1.2.13. Информация, а также программное обеспечение ИКС должны быть защищены от несанкционированного доступа.
9.1.2.14. Конструкция ИКС, поставляемые с ИКС устройства для метрологической поверки и методика метрологической поверки должны обеспечивать поверку указанных в п. 9.1.2.1 параметров с указанной точностью.
9.1.2.15. На каждый тип ИКС должны быть установлены и указаны в эксплуатационных документах диапазон и допустимая погрешность измерения давления в пневматиках измерительного колеса и колес основного шасси.
9.1.3. Требования к конструкции
9.1.3.1. Конструкция ИКС должна быть рассчитана на производство измерений на постоянных скоростях 40 - 45 км/ч и/или км/ч, за исключением участков разгона и торможения длиной не более 200 м.
9.1.3.2. ИКС должен иметь в своей конструкции измерительное колесо и обеспечивать измерение коэффициента продольного сцепления шины с поверхностью покрытия, равного отношению сил продольной касательной к нормальной, действующих на измерительное колесо со стороны покрытия в месте контакта колеса с покрытием при движении измерительного колеса с проскальзыванием в диапазоне от 10% до 20%.
В эксплуатационной документации на ИКС должна быть указана используемая при измерениях величина проскальзывания измерительного колеса.
9.1.3.3. Шина измерительного колеса ИКС должна иметь:
- гладкий протектор с продольными канавками;
- конструкцию, позволяющую инструментально определять степень износа протектора и необходимость замены шины.
9.1.3.4. В процессе эксплуатации ИКС должна обеспечиваться возможность:
- измерения давления во всех шинах;
- замены любой из шин ИКС без нарушения градуировки измерительной аппаратуры.
9.1.3.5. Рекомендация. Конструкция ИКС должна обеспечивать возможность подъема измерительного колеса над покрытием при транспортных проездах.
9.1.3.6. Конструкция ИКС должна исключать возникновение незатухающих вертикальных колебаний амортизированных и неамортизированных масс (особенно измерительного колеса) при движении по аэродромным покрытиям во всем диапазоне скоростей измерения.
9.1.3.7. ИКС должен иметь приспособление для смачивания оцениваемой поверхности, чтобы обеспечить измерение характеристик сцепления на ней при регулируемой толщине слоя воды не менее 1 мм.
9.1.3.8. ИКС в виде самоходного средства должен быть окрашен с преобладанием желтого цвета, оснащен проблесковым огнем желтого цвета с эффективной силой света не менее 40 и не более 400 кд с частотой вспышек от 60 до 90 в минуту и иметь средство радиосвязи или возможность для его установки.
9.1.3.9. ИКС в виде прицепа должен иметь:
- путевую устойчивость при поворотах в процессе движения;
- возможность буксировки легковым автомобилем со стандартным буксировочным устройством.
9.1.3.10. Рекомендация. ИКС в виде прицепа должен иметь стандартные огни габарита, поворота и заднего хода в задней части прицепа с подключением их через стандартный разъем к электросистеме автомобиля-тягача.
9.2. Средства определения состояния искусственных покрытий и прогнозирования образования гололеда на покрытии
9.2.1. Общие требования
9.2.1.1. Оборудование, устанавливаемое на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, должно быть работоспособно при:
- температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С;
- относительной влажности воздуха 100% при температуре +25°С.
9.2.1.2. Оборудование, устанавливаемое в отапливаемых помещениях, должно быть работоспособно при:
- температуре окружающего воздуха от +5° до +40°С;
- относительной влажности воздуха 80% при температуре +25°С.
9.2.1.3. Оборудование должно быть работоспособно в диапазоне атмосферного давления 700 - 1080 гПа.
9.2.1.4. Оборудование, устанавливаемое на открытом воздухе и/или в неотапливаемых помещениях, должно быть устойчиво к воздействию воды, пыли, инея и росы.
9.2.1.5. Оборудование должно быть работоспособно после воздействия на него:
- транспортной тряски с ускорением 30 м/с при частоте ударов от 80 до 120 в минуту или 15000 ударов с тем же ускорением;
- температуры от -60° до +50°С;
- относительной влажности воздуха при температуре +35°С;
- вибрации частотой до 25 Гц с амплитудой не более 0,1 мм.
9.2.1.6. Оборудование, устанавливаемое на открытом воздухе, должно быть работоспособно при воздействиях воздушного потока со скоростью до 55 м/с, снежных отложений, загрязнений и гололеда, характеризуемого скоростью намерзания льда до 12 мм/ч, и иметь соответствующую защиту.
9.2.1.7. Оборудование должно быть работоспособно при электропитании переменным током напряжением 220 В % и частотой Гц.
9.2.1.8. Оборудование должно быть электромагнитно совместимо с визуальными и невизуальными навигационными средствами аэродромов.
9.2.1.9. Оборудование должно быть обеспечено возможностью заземления.
9.2.1.10. Рекомендация. В оборудовании должна быть предусмотрена сигнализация о неисправностях, аварийных режимах и выходе из строя основных частей.
9.2.1.11. Рекомендация. В оборудовании должна быть обеспечена возможность передачи сигналов от первичного измерительного преобразователя до пульта управления (указателя) или входа ЭВМ на расстоянии не менее 8 км, а от пульта управления (указателя) до выносных индикаторов не менее 10 км.
9.2.1.12. Эксплуатационные документы должны содержать необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому и метрологическому обслуживанию, транспортированию и хранению оборудования.
Примечание. Перечень документов приведен в приложении 1.
9.2.1.13. На оборудование должны быть установлены и указаны в эксплуатационных документах показатели срока службы, ресурса, средней наработки на отказ и среднего времени восстановления.
9.2.1.14. Датчики, устанавливаемые в искусственных покрытиях, должны быть устойчивы к механическому воздействию ВС (деформации, сотрясения, вибрация), снегоуборочной техники, а также к кратковременному воздействию струи выхлопных газов двигателей ВС (+300°С до 10 с) и воздействию авиационных топлив, масел, а также противогололедных химических реагентов.
9.2.2. Технические требования
9.2.2.1. Система должна в режиме реального времени обеспечивать выдачу информации о состоянии поверхности ВПП (сухое, влажное, мокрое, наличие льда, инея, снега, воды).
9.2.2.2. Рекомендация. Оборудование должно определять следующие виды осадков, каждый из которых характеризуется следующей описательной характеристикой:
- чисто и сухо (код NIL);
- влажно (код 1);
- мокро или отдельные участки стоячей воды (код 2);
- иней или изморозь (код 3);
- сухой снег (код 4);
- мокрый снег (код 5);
- слякоть (код 6);
- уплотненный или укатанный снег (код 8);
- мерзлый снег (код 9).
9.2.2.3. Рекомендация. АИИС должна обеспечивать измерение толщины слоя осадков, указанных в п. 9.2.2.2, на поверхности ВПП.
9.2.2.4. Оборудование должно обеспечивать возможность подключения дополнительных датчиков для измерения метеопараметров, которые могут использоваться в обеспечении эксплуатации аэродрома.
9.2.2.5. Рекомендация. Толщина слоя жидких осадков на поверхности покрытий должна определяться оборудованием с точностью не хуже 0,25 мм, "твердых" осадков (в том числе снега и слякоти) - не хуже 1 мм.
9.2.2.6. Информация об осадках, а также о всех измеряемых метеопараметрах должна выдаваться на средства отображения (индикации). Должна быть обеспечена световая и (или) звуковая сигнализация о начале образовании гололеда.
9.2.2.7. Оборудование должно постоянно, в реальном времени осуществлять замеры состояния искусственных покрытий. После включения оборудование должно постоянно передавать данные на блок индикации с задержкой по времени не более 3 минут.
9.2.2.8. Рекомендация. Оборудование должно обладать возможностью сигнализации о текущих параметрах состояния покрытия, установленных оператором.
Примечание. Такими параметрами могут быть появление (изменение) вида осадков (в первую очередь, появление гололеда), изменение толщины слоя осадков со времени последнего опроса для сухого снега на 20 мм, мокрого снега на 10 мм, слякоти на 1,8 мм, для слоя воды на 1 мм.
9.2.2.9. Рекомендация. Конструкцией и программным обеспечением оборудования должна быть предусмотрена возможность получения по запросу оператора информации о состоянии покрытия и другой определяемой оборудованием информации.
9.2.2.10. Оборудование должно иметь режим тестирования, который должен включаться при включении оборудования и по запросу оператора.
9.2.2.11. Оборудование должно обеспечивать автоматическое прогнозирование образования гололеда на искусственном покрытии и выдачу в линии связи прогнозируемого времени наступления льдообразования.
9.2.2.12. Информация о прогнозируемом времени наступления гололеда должна выдаваться на средства отображения (индикации) и регистрации. Должна обеспечиваться световая и (или) звуковая сигнализация о вероятном случае наступления гололеда.
9.2.2.13. Рекомендация. Оборудование должны обеспечивать выдачу информации о возможности льдообразования:
- не менее чем за 3 часа до наступления события;
- за 30 минут с вероятностью не менее 0,86 и за 15 минут с вероятностью не менее 0,96.
9.2.2.14. В документации на оборудование должна быть указана оправдываемость прогноза образования гололеда.
9.2.2.15. Конструкцией и программным обеспечением оборудования должна быть предусмотрена возможность получения информации о прогнозе относительно образования гололеда по запросу оператора.
9.2.2.16. Рекомендация. Должна быть предусмотрена возможность ввода оператором данных, необходимых для расчета прогнозирования образования гололеда, и его инициализации.
9.3. Средства измерения ровности аэродромных покрытий
(Требования подлежат разработке)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.