Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Средства визуализации
6.1. Аэродромные огни
6.1.1. Общие требования
6.1.1.1. Огни должны сохранять работоспособность в следующих условиях:
а) температура окружающего воздуха от -50° до +50°С;
б) относительная влажность воздуха до 98% при температуре +25°С.
Огни на твердотельных источниках света должны сохранять работоспособность также при воздействии снега, инея, гололеда, изморози.
6.1.1.2. Огни должны быть устойчивыми к воздействию:
а) воды и динамической пыли (песка);
б) резкого изменения температуры.
Примечание. Как правило, вышеуказанное требование по устойчивости к воздействию воды и пыли будет выполнено, если степень защиты будет не ниже IP 54 для надземных и IP 67 для углубленных огней.
6.1.1.3. Рекомендация. Огни должны быть устойчивыми к воздействию:
а) вибрационных нагрузок в диапазоне частот 20 - 2000 Гц и с ускорением 2 g;
б) соляного тумана.
6.1.1.4. Огни, конструкция которых содержит оборудование управления и/или питания огней (огни на твердотельных источниках света) должны быть работоспособны при атмосферном давлении до 800 гПа.
6.1.1.5. Оборудование управления и питания проблесковых огней (огни, включаемые в подсистемы огней приближения, и огни обозначения порога ВПП) не должно создавать помехи, влияющие на качество работы радиоэлектронного и связного оборудования аэродрома.
Надземные огни
6.1.1.6. Конструкция огней должна обеспечивать их целость и сохранение направления световых пучков в пространстве после воздействия следующей ветровой нагрузки:
а) 50 м/с - для глиссадных и заградительных огней (воздействие указанной ветровой нагрузки не должно приводить к смещению светового пучка глиссадных огней более 6 мм при наблюдении с расстояния 6 м);
б) 100 м/с - для огней приближения и световых горизонтов, боковых огней РД, боковых и ограничительных огней КПТ, надземных огней защиты ВПП, дополнительных стоп-огней, огней мест ожидания на маршруте движения и огней обозначения порога ВПП;
в) 150 м/с - для входных, боковых и ограничительных огней ВПП, фланговых входных огней, огней уширения ВПП и огней знака приземления.
6.1.1.7. Огни ВПП, РД, КПТ, а также огни приближения и световых горизонтов, огни защиты ВПП и дополнительные стоп-огни должны быть ломкими, а их высота не должна превышать 0,36 м.
6.1.1.8. Огни места ожидания на маршруте движения должны быть ломкими, а их высота не должна превышать 0,75 м.
6.1.1.9. Глиссадный огонь должен быть ломким, высотой не более 0,9 м, а его конструкция должна позволять изменение высоты в пределах 0,5 - 0,9 м.
6.1.1.10. Огни обозначения порога ВПП должны быть ломкими, а их высота не должна превышать 0,85 м.
6.1.1.11. Момент излома муфты (стойки) огня в ослабленном сечении должен составлять не более 700 Нм.
Примечание. Функции ломких муфт могут выполнять разрушаемые опорные конструкции огней или сминаемые конусы.
6.1.1.12. Конструкция огней с направленными световыми пучками должна обеспечивать их регулировку в следующих пределах:
- в горизонтальной плоскости не менее °;
- в вертикальной плоскости по крайней мере от 0° до 10° для прожекторных огней и ° для линзовых огней кругового обзора.
6.1.1.13. Конструкция огней и их визирные устройства должны обеспечивать заданное направление световых пучков в вертикальной и горизонтальной плоскостях с погрешностью в пределах:
° (огни высокой интенсивности);
° (огни малой интенсивности и импульсные огни).
6.1.1.14. Конструкция глиссадного огня и его визирное устройство должны обеспечивать:
а) возможность изменения угла возвышения светового пучка (нижней границы белого сектора) в диапазоне от 1,5° до 4,5°;
б) погрешность установки требуемого угла возвышения не более ° в пределах указанного в подпункте а) диапазона.
6.1.1.15. Сопротивление изоляции огней должно быть не менее 50 МОм.
6.1.1.16. Огни и их опорные конструкции должны быть окрашены.
Примечание. Предпочтительным является оранжевый или желтый цвет.
Углубленные огни
6.1.1.17. Высота крышек огней над поверхностью покрытия не должна превышать:
а) 13 мм для осевых огней ВПП, огней зоны приземления и огней РД на ВПП;
б) 25 мм для огней приближения, входных, боковых и ограничительных огней ВПП, осевых огней РД, стоп-огней, огней промежуточных мест ожидания, огней защиты ВПП.
6.1.1.18. Огни должны выдерживать без повреждения:
а) удельную статическую нагрузку 2,5 МПа, приложенную вертикально и распределенную равномерно по всей поверхности крышки;
б) гидравлический удар 1380 кПа (кроме огней РД);
в) кратковременное воздействие струи горячего воздуха с температурой +300°С в течение не менее 10 с.
6.1.1.19. Конструкция крышек огней должна исключать возможность повреждения покрышек колес при наезде ВС на огни.
6.1.1.20. Рекомендация. Конструкция огня должна быть такой, чтобы температура на поверхности крышки в месте контакта с колесом ВС за счет теплопроводности или радиационного нагрева не превышала 160°С в течение 10-ти минутного контакта.
6.1.1.21. Огни должны выдерживать без повреждения усилие сдвига 1360 кг, приложенное к верхней части огня в любом направлении, параллельном поверхности установки.
6.1.1.22. Огни должны быть устойчивыми к воздействию авиационных топлив, масел, противогололедных химических реагентов.
Примечание. Указанное требование не исключает приведенные выше общие требования в части внешних воздействий.
6.1.1.23. Сопротивление изоляции огней должно быть не менее 50 МОм.
6.1.1.24. Огни должны быть выполнены из материала, не подверженного коррозии, или иметь антикоррозийное покрытие, или быть окрашенными.
Светотехнические характеристики
6.1.1.25. В пределах и на границе эллипса, очерчивающего основной световой пучок на рис. Д.3.1, Д.3.2, Д.3.4 - Д.3.11, или в пределах и на границах прямоугольника, очерчивающего основной пучок на рис. Д.3.12 - Д.3.16, Д.3.19 добавления 3, максимальное значение силы света не должно превышать более, чем в три раза минимальное значение силы света.
6.1.1.26. Цветовые характеристики огней должны соответствовать требованиям, приведенным в добавлении 4.
6.1.1.27. Сила света огней должна изменяться при изменении ступени яркости следующим образом:
Ступени яркости |
Сила света |
5 |
100% |
4 |
30% |
3 |
10% |
2 |
3% |
1 |
1% |
Маркировка
6.1.1.28. Огни должны иметь маркировку.
6.1.1.29. Маркировка должна включать в себя условное наименование и/или обозначение огня, год выпуска, заводской номер, товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.
Срок службы
6.1.1.30. На каждый тип огня должен быть установлен и указан в эксплуатационных документах срок службы.
Эксплуатационные документы
6.1.1.31. Эксплуатационные документы должны содержать необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению огней.
Примечание. Перечень документов приведен в приложении 1.
6.1.2. Огни приближения и световых горизонтов
Огни постоянного излучения
6.1.2.1. Цвет излучения огней должен быть белым (для огней высокой интенсивности - регулируемым белым), боковых огней приближения - красным.
6.1.2.2. Огни высокой интенсивности должны быть однонаправленными, а их кривые светораспределения соответствовать приведенным на рис. Д.3.1 и Д.3.2 добавления 3. Для углубленных огней эти кривые светораспределения должны быть обеспечены при углах возвышения световых пучков от 5,5° до 8° для центральных и от 5,5° до 6,5° для боковых огней приближения.
Примечание. Предполагается, что углы возвышения 5,5°, 6°, 7° и 8° центральных огней приближения соответствуют расстояниям до порога ВПП 0 - 315 м, 316 - 475 м, 476 - 640 м и более 640 м, а углы возвышения 5,5°, 6° и 6,5° боковых огней приближения - 0 - 115 м, 116 - 215 м и более 215 м.
6.1.2.3. Рекомендация. Огни малой интенсивности должны быть огнями кругового обзора с силой света не менее 100 кд для углов в вертикальной плоскости от 0° до 20° и не менее ° в горизонтальной плоскости.
Импульсные огни
Вводное примечание. При включении в конструкцию импульсных огней элементов питания и управления см. п.п. 7.1.10.3 - 7.1.10.5.
6.1.2.4. Огни должны быть однонаправленными огнями прожекторного типа.
6.1.2.5. Цвет излучения огней должен быть белым.
6.1.2.6. Рекомендация. Эффективная сила света огня должна составлять не менее 10000 кд, углы рассеяния - не менее ° в горизонтальной и
° в вертикальной плоскостях.
6.1.2.7. Огни должны иметь аппаратуру для электропитания и управления, обеспечивающую их включение с частотой вспышек от 60 до 120 в минуту.
6.1.3. Глиссадные огни
Вводное примечание. Требования относятся к огням, применяемым в системах ПАПИ и АПАПИ.
6.1.3.1. Глиссадный огонь должен быть многоламповым с горизонтальным расположением ламп.
6.1.3.2. Огонь должен излучать двухцветный (белый, красный) световой пучок с резким цветовым переходом.
6.1.3.3. При наблюдении с расстояния не менее 300 м величина переходной зоны от красного цвета к белому должна быть не более 3' в пределах угла ° в горизонтальной плоскости и не более 5' в пределах углов от - 8° до -15° и от +8° до +15°.
6.1.3.4. Цвет излучения огня в красном секторе при работе источников света в номинальном режиме должен иметь координату Y, не превышающую 0,320 (рис. Д.4.1 добавления 4).
6.1.3.5. Кривые светораспределения огней должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.3 добавления 3.
6.1.4. Боковые огни ВПП
6.1.4.1. Огни высокой интенсивности должны быть однонаправленными или двунаправленными.
6.1.4.2. Цвет излучения должен быть белым, желтым, красным - для однонаправленных огней и белым-белым, белым-желтым, красным-желтым - для двунаправленных огней.
Белый цвет излучения огней высокой интенсивности должен быть регулируемым белым.
6.1.4.3. Кривые светораспределения огней высокой интенсивности должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.4 и Д.3.5 добавления 3.
6.1.4.4. Рекомендация. Огни малой интенсивности должны быть огнями кругового обзора с силой света для белого цвета не менее 50 кд в пределах углов от 0° до 15° в вертикальной плоскости.
Примечание. Для желтого цвета огней это значение умножается на коэффициент 0,4, а для красного - на 0,15.
6.1.5. Огни знака приземления
6.1.5.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.5.2. Цвет излучения огней должен быть белым (для огней высокой интенсивности - регулируемым белым).
6.1.5.3. Кривые светораспределения огней высокой интенсивности должны отвечать требованиям, приведенным в п. 6.1.4.3.
6.1.5.4. Рекомендация. Сила света огней малой интенсивности должна быть не менее 50 кд в пределах углов от 0° до 15° в вертикальной плоскости и не менее ° в горизонтальной плоскости.
6.1.6. Входные огни ВПП и фланговые входные огни
6.1.6.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.6.2. Цвет излучения огней должен быть зеленым.
6.1.6.3. Кривые светораспределения огней высокой интенсивности должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.6 и Д.3.7 добавления 3.
6.1.6.4. Рекомендация. Сила света огней малой интенсивности должна быть не менее 50 кд в пределах углов от 0° до 8° в вертикальной плоскости и не менее ° в горизонтальной плоскости.
6.1.7. Ограничительные огни
6.1.7.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.7.2. Цвет излучения огней должен быть красным.
6.1.7.3. Кривые светораспределения огней высокой интенсивности должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.8 добавления 3.
6.1.7.4. Рекомендация. Сила света огней малой интенсивности должна быть не менее 20 кд в пределах углов от 0° до 8° в вертикальной плоскости и не менее ° в горизонтальной плоскости.
6.1.8. Осевые огни ВПП
6.1.8.1. Огни должны быть двунаправленными или однонаправленными.
6.1.8.2. Цвет излучения огней должен быть белым-белым, белым-красным для двунаправленных огней и белым, красным для однонаправленных огней.
Белый цвет излучения должен быть регулируемым белым.
6.1.8.3. Кривые светораспределения огней должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.9, Д.3.10 добавления 3.
6.1.9. Огни зоны приземления
6.1.9.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.9.2. Цвет излучения огней должен быть регулируемым белым.
6.1.9.3. Кривые светораспределения огней должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.11 добавления 3.
6.1.10. Огни КПТ
6.1.10.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.10.2. Цвет излучения огней должен быть красным.
6.1.10.3. Кривые светораспределения боковых огней высокой интенсивности должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.4, Д.3.5 добавления 3.
6.1.10.4. Рекомендация. Сила света огней малой интенсивности должна быть не менее 7,5 кд в пределах углов от 0° до 15° в вертикальной плоскости и от 0° до 180° в горизонтальной плоскости.
6.1.11. Боковые огни РД
6.1.11.1. Боковые огни РД должны быть огнями кругового обзора.
6.1.11.2. Цвет излучения огней должен быть синим.
6.1.11.3. Сила света огней в вертикальной плоскости должна составлять не менее 2 кд в диапазоне углов 0° - 6° и не менее 0,2 кд при любых вертикальных углах между 6° и 75°.
6.1.12. Осевые огни РД
6.1.12.1. Огни должны быть двунаправленными или однонаправленными.
6.1.12.2. Цвет излучения должен быть зеленым-зеленым, зеленым - желтым для двунаправленных огней и зеленым, желтым для однонаправленных огней.
6.1.12.3. Кривые светораспределения огней малой интенсивности должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.12 - Д.3.16 добавления 3, а высокой интенсивности - на рис. Д.3.17 - Д3.19.
6.1.13. Стоп-огни
6.1.13.1. Стоп-огни должны быть огнями углубленного типа, а дополнительные к ним - однонаправленными огнями надземного типа.
Стоп-огни, предназначенные для установки в местах ожидания у ВПП, должны быть однонаправленными.
6.1.13.2. Цвет излучения огней должен быть красным.
6.1.13.3. Кривые светораспределения огней углубленного типа малой интенсивности должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.12 - Д.3.16 добавления 3, а высокой интенсивности - на рис. Д.3.17 - Д3.19.
6.1.13.4. Рекомендация. Кривые светораспределения дополнительных стоп-огней малой интенсивности должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.12, а высокой интенсивности - на рис. Д.3.18.
6.1.14. Огни промежуточных мест ожидания и выводные огни зоны противообледенительной защиты
6.1.14.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.14.2. Цвет излучения огней должен быть желтым.
6.1.14.3. Кривые светораспределения огней должны быть такими же, как у осевых огней соответствующих РД и соответствовать приведенным на рис. Д.3.12 - Д.3.16 добавления 3.
6.1.15. Огни защиты ВПП
6.1.15.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.15.2. Цвет излучения огней должен быть желтым.
Надземные огни
6.1.15.3. Каждый огонь должен состоять из двух однонаправленных арматур, работающих в проблесковом режиме поочередно с частотой 30 - 60 проблесков в минуту и одинаковой длительностью проблеска и темнового промежутка.
6.1.15.4. Рекомендация. Кривые светораспределения огней малой интенсивности должны соответствовать указанным на рис. Д.3.20, а огней высокой интенсивности - указанным на рис. Д. 3.21 добавления 3.
Углубленные огни
6.1.15.5. Огни должны быть однонаправленными и работать в проблесковом режиме с частотой 30 - 60 проблесков в минуту и одинаковой длительностью проблеска и темнового промежутка.
Для линии огней должна быть предусмотрена аппаратура, обеспечивающая их работу в проблесковом режиме, когда соседние огни включаются поочередно, а огни через один - одновременно.
6.1.15.6. Рекомендация. Кривые светораспределения огней малой интенсивности должны соответствовать указанным на рис. Д.3.12, а огней высокой интенсивности указанным на рис. Д.3.22 добавления 3.
6.1.16. Огни места ожидания на маршруте движения
6.1.16.1. Огни должны быть однонаправленными надземного типа.
6.1.16.2. Огонь должен состоять из:
а) управляемого красного/зеленого светофора; или
б) проблескового красного огня.
Примечание. Предполагается, что сила света и углы рассеяния светового пучка огня будут такими, что огни будут видны водителю транспортного средства, приближающегося к месту ожидания и не будут оказывать на него слепящего действия.
6.1.16.3. Красный проблесковый огонь должен обеспечивать 30 - 60 проблесков в минуту.
6.1.17. Огни уширения ВПП
6.1.17.1. Огни должны быть кругового обзора малой интенсивности с заглушками на 180°.
6.1.17.2. Цвет излучения огней должен быть желтым.
6.1.17.3. Рекомендация. Сила света огней должна быть не менее 20 кд в пределах углов от 0° до 15° в вертикальной плоскости и от 0° до 180° в горизонтальной плоскости.
6.1.18. Огни обозначения порога ВПП
Вводное примечание. При включении в конструкцию импульсных огней элементов питания и управления к ним применяются требования п.п. 7.1.10.3 - 7.1.10.5.
6.1.18.1. Огни должны быть импульсными однонаправленными прожекторного типа.
6.1.18.2. Цвет излучения огней должен быть белым.
6.1.18.3. Рекомендация. Эффективная сила света огня должна составлять не менее 10000 кд, углы рассеивания - не менее ° в горизонтальной и
° в вертикальной плоскостях.
6.1.18.4. Огни должны иметь аппаратуру для электропитания и управления, обеспечивающую их включение с частотой вспышек от 60 до 120 в минуту.
6.1.19. Заградительные огни
Вводное примечание. При включении в конструкцию заградительных огней элементов питания и управления к ним применяются требования п.п. 7.1.1.3, 7.1.1.6, 7.1.1.8, 7.1.1.9.
Огни малой интенсивности
Типы А и В
Примечание. Требования к устанавливаемым на транспортных средствах огням малой интенсивности типов С и D приводятся в томе II АП-139 "Сертификационные требования к аэродромам".
6.1.19.1. Огни должны быть огнями кругового обзора постоянного излучения.
6.1.19.2. Цвет излучения огней должен быть красным.
6.1.19.3. Сила света огней в пределах углов возвышения от 6° до 10° должна составлять не менее 10 кд для огней типа А и не менее 32 кд для огней типа В.
6.1.19.4. Рекомендация. Следует предусматривать:
- угол рассеяния огней в вертикальной плоскости 10°;
- силу света огней не менее 4 кд в пределах углов от -6° до +50° в вертикальной плоскости.
Огни средней интенсивности
Типы А и В
6.1.19.5. Огни должны быть огнями проблескового типа с частотой 20 - 60 проблесков в минуту.
6.1.19.6. Цвет излучения огней должен быть белым для огней типа А и красным для огней типа В.
6.1.19.7. Эффективная сила света огней типа А должна иметь два уровня: % кд и
% кд. Эффективная сила света огней типа В составляет
% кд.
6.1.19.8. Огни типа А должны иметь устройство коррекции эффективной силы света, обеспечивающее переход на уровень % кд при яркости фона 50
и более.
6.1.19.9. Рекомендация. Угол излучения огней должен составлять 360° в горизонтальной плоскости и не менее 3° в вертикальной плоскости.
6.1.19.10. Рекомендация. Распределение интенсивности эффективной силы света в вертикальной плоскости должно быть для огней типа А:
100% при 0°;
50% - 75% в пределах от 0° до минус 1°;
не более 3% при минус 10°,
а для огней типа В:
100% при 0°;
75% - 50% в пределах от 0° до минус 1°.
Тип С
6.1.19.11. Огни должны быть огнями постоянного излучения.
6.1.19.12. Цвет излучения огней должен быть красным.
6.1.19.13. Эффективная сила света огней должна быть не менее % кд.
6.1.19.14. Рекомендация. Угол излучения огней должен составлять 360° в горизонтальной плоскости и не менее 3° в вертикальной плоскости.
6.1.19.15. Рекомендация. Распределение интенсивности эффективной силы света огней в вертикальной плоскости должно быть следующим:
100% при 0°;
50% - 75% в пределах от 0° до минус 1°.
Огни высокой интенсивности
Типы А и В
6.1.19.16. Огни должны быть огнями проблескового типа с частотой 20 - 60 проблесков в минуту.
6.1.19.17. Цвет излучения огней должен быть белым.
6.1.19.18. Эффективная сила света огней должна иметь три фиксированных уровня: % кд,
% кд и
% кд для огней типа А и
% кд,
% кд и
% кд для огней типа В.
6.1.19.19. Огни должны иметь устройство коррекции эффективной силы света в зависимости от яркости фона, обеспечивающее включение максимального уровня при яркости фона более 500 , среднего при яркости фона от 500 до 50
и минимального уровня при яркости фона менее 50
.
6.1.19.20. Рекомендация. Угол излучения огней должен составлять 360° в горизонтальной плоскости и 3 - 7° в вертикальной плоскости.
6.1.19.21. Рекомендация. Распределение интенсивности эффективной силы света огней в вертикальной плоскости должно быть следующим:
100% при 0°;
50% - 75% в пределах от 0° до минус 1°;
не более 3% при минус 10°.
6.1.20. Огни указателя РД скоростного схода
6.1.20.1. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.20.2. Цвет излучения огней должен быть желтым.
6.1.20.3. Кривые светораспределения огней должны соответствовать приведенным на рис. Д.3.9 и Д.3.10 добавления 3.
6.1.21. Огни управления маневрированием на месте стоянки
Примечание. Огни управления маневрированием на месте стоянки включают огни для обозначения линий заруливания, разворота и выруливания, а также огни места остановки.
Огни линий заруливания, разворота и выруливания
6.1.21.1. Огни должны быть однонаправленными, двунаправленными или всенаправленными.
6.1.21.2. Цвет излучения огней должен быть желтым.
6.1.21.3. Рекомендация. Сила света огней управления маневрированием ВС на месте стоянки должна составлять в диапазоне углов от 5° до 20° в вертикальной плоскости не менее 10 кд.
Для огней, предназначенных для использования при дальности видимости на ВПП равной 50 м, сила света в указанных углах должна составлять не менее 60 кд.
Огни места остановки
6.1.21.4. Огни должны быть однонаправленными.
6.1.21.5. Цвет излучения огней должен быть красным.
6.1.21.6. Рекомендация. Сила света огней обозначения места остановки должна составлять в диапазоне углов от 5° до 20° в вертикальной плоскости не менее 10 кд.
Для огней, предназначенных для использования при дальности видимости на ВПП равной 50 м, сила света в указанных углах должна составлять не менее 60 кд.
Огни средней интенсивности
(Требования подлежат разработке)
Огни высокой интенсивности
(Требования подлежат разработке)
6.2. Аэродромные светомаяки
6.2.1. Общие требования
6.2.1.1. Светомаяки должны сохранять работоспособность в следующих условиях:
а) температура окружающего воздуха от -50° до +50°С;
б) относительная влажность воздуха до 98% при температуре +25°С.
6.2.1.2. Светомаяки должны быть устойчивыми:
а) к воздействию воды и динамической пыли (песка);
Примечание. Как правило, вышеуказанное требование по устойчивости к воздействию воды и пыли будет выполнено, если степень защиты будет не ниже IP54.
б) к резкому изменению температуры.
6.2.1.3. Рекомендация. Светомаяки должны быть устойчивыми к воздействию:
а) вибрационных нагрузок в диапазоне частот 20 - 2000 Гц и с ускорением 2 g;
б) соляного тумана.
6.2.1.4. Конструкция светомаяков должна обеспечивать:
а) их целость и сохранение направления световых пучков в пространстве после воздействия ветровой нагрузки 50 м/с;
б) возможность регулировки их основания в пределах ° в вертикальной плоскости;
в) заданное направление светового пучка в вертикальной плоскости с погрешностью не более °.
6.2.1.5. Цветовые характеристики светомаяков должны отвечать требованиям, приведенным на рис. Д.4.1 добавления 4.
6.2.1.6. На каждый тип светомаяков должен быть установлен и указан в эксплуатационных документах срок службы.
6.2.1.7. Эксплуатационные документы должны содержать необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению светомаяков.
Примечание. Перечень документов приведен в приложении 1.
6.2.2. Аэродромный светомаяк
6.2.2.1. Маяк должен быть проблесковым или импульсным и излучать проблески (вспышки) либо поочередно зеленого и белого цвета, либо только белого цвета с частотой 20 - 30 проблесков (вспышек) в минуту.
6.2.2.2. Эффективная сила света маяка должна быть не менее 2000 кд во всех направлениях в горизонтальной плоскости, а в вертикальной плоскости, начиная от угла возвышения не более 1°.
Примечание. Если маяк предназначен для применения в условиях с высокой яркостью фона, его эффективная сила света должна быть больше указанной, по крайней, мере в 10 раз.
6.2.2.3. Рекомендация. Пределы излучения маяка в вертикальной плоскости следует принимать от 1° до 10°.
6.2.3. Опознавательный светомаяк
6.2.3.1. Маяк должен излучать проблески зеленого цвета.
6.2.3.2. Эффективная сила света маяка должна быть не менее 2000 кд во всех направлениях в горизонтальной плоскости.
Примечание. Если маяк предназначен для применения в условиях с высокой яркостью фона, его эффективная сила света должна быть больше указанной, по крайней мере, в 10 раз.
6.2.3.3. Рекомендация. Пределы излучения маяка в вертикальной плоскости следует принимать от 0 ° до 45°.
6.2.3.4. Опознавательные сигналы маяка должны передаваться кодом Морзе.
6.2.3.5. Рекомендация. Скорость передачи сигналов должна составлять от 6 до 8 слов в минуту при соответствующей длительности передачи одной точки от 0,15 до 0,2 с.
6.3. Аэродромные знаки
6.3.1. Общие требования
Знаки с внутренней подсветкой
6.3.1.1. Знаки должны сохранять работоспособность в следующих условиях:
а) температура окружающего воздуха от - 50° до + 50°С;
б) относительная влажность воздуха до 98% при температуре +25°С.
в) атмосферные конденсированные осадки (иней, гололед) и атмосферные выпадающие осадки (снег);
г) солнечная радиация.
6.3.1.2. Знаки должны быть устойчивыми к воздействию:
а) воды;
б) динамической пыли (для знаков с внутренней подсветкой);
Примечание. Как правило, требования по устойчивости знаков с внутренней подсветкой к воздействию воды и пыли будут выполнены, если степень защиты будет не ниже IP 54.
в) резкого изменения температуры (для знаков с внутренней подсветкой).
6.3.1.3. Рекомендация. Знаки должны быть устойчивыми к воздействию:
а) вибрационных нагрузок в диапазоне частот 20 - 2000 Гц и с ускорением 2 g;
б) соляного тумана.
Знаки со светоотражающим покрытием
6.3.1.4. Знаки должны сохранять работоспособность в следующих условиях:
- температура воздуха от -50° до +50°С;
- повышенная относительная влажность воздуха до 98% при 25°С;
- атмосферные конденсированные осадки (иней; гололед) и атмосферные выпадаемые осадки (дождь, снег);
- вибрация (рекомендуемый диапазон частот 20 - 2000 Гц с ускорением 2g);
- соляной туман;
- солнечная радиация.
Цветовые характеристики и яркость
6.3.1.5. Цветовые характеристики и коэффициенты яркости знаков должны соответствовать требованиям, приведенным в добавлении 4.
6.3.1.6. Яркость знаков с внутренним подсветом должна быть не менее:
10 для красного цвета;
50 для желтого цвета;
100 для белого цвета,
а для условий видимости на ВПП менее 800 м - не менее:
30 для красного цвета;
150 для желтого цвета;
300 для белого цвета.
6.3.1.7. Соотношение яркости красных и белых элементов знака с внутренним подсветом должно составлять не менее 1:5 и не более 1:10.
6.3.1.8. Соотношение яркости в соседних точках с шагом 15 см должно составлять не более 1,5:1. Соотношение между максимальным и минимальным значением яркости на всей лицевой стороне знака должно составлять не более 5:1.
Требования к конструкции
6.3.1.9. Знаки должны быть ломкими.
6.3.1.10. Рекомендация. Момент излома муфты в ослабленном сечении или опорной конструкции должен составлять не более 1400 Нм.
6.3.1.11. Конструкция знаков должна обеспечивать их целость и сохранение положения в пространстве после воздействия ветровой нагрузки 50 м/с.
6.3.1.12. Лицевые стороны знаков должны иметь форму прямоугольников, вытянутых по горизонтали.
6.3.1.13. Высота условных обозначений на знаках должна соответствовать приведенным в таблице 6.1.
6.3.1.14. Размеры лицевых панелей и высота установленных знаков должны соответствовать приведенным в таблице 6.2 и на рис. Д.5.1 добавления 5.
6.3.1.15. Стрелки должны иметь следующие размеры:
Высота условного обозначения, мм |
Ширина линии, мм |
200 |
32 |
300 |
48 |
400 |
64 |
Таблица 6.1.
Минимальная высота условных обозначений (Н), мм | ||
Знак, содержащий обязательные для исполнения инструкции |
Указательный знак |
|
Знак схода с ВПП и освобожденной ВПП |
Другие знаки* |
|
400 |
400 |
300 |
300 |
300 |
200 |
------------------------------
* Знак местоположения, предназначенный для установки со знаками, содержащими обязательные для исполнения инструкции, должен иметь высоту условного обозначения (Н), соответствующую высоте условного обозначения этих знаков.
------------------------------
Примечание: Предполагается, что большие размеры относятся к знакам, предназначенных для установки на ВПП классов А, Б, В, Г, меньшие - Д и Е.
Таблица 6.2.
Высота условного обозначения (Н), мм |
Высота лицевой панели, мм (не менее) |
Высота установленного знака, мм (не более) |
400 |
800 |
1100 |
300 |
600 |
900 |
200 |
400 |
700 |
6.3.1.16. Буквы должны иметь следующие размеры:
Высота условного обозначения, мм |
Ширина линии, мм |
200 |
32 |
300 |
48 |
400 |
64 |
6.3.1.17. Ширина линий рамок должна составлять:
а) ~ 0,7 ширины линии условного обозначения для вертикальной разграничительной линии черного цвета между смежными знаками направления движения;
б) ~ 0,5 ширины линии условного обозначения для желтой линии окантовки устанавливаемого отдельно знака местоположения.
6.3.1.18. Форма букв, цифр, стрелок и символов, а также ширина букв, цифр и расстояний между ними должны соответствовать рис. Д.5.2 и таблице 5.1 добавления 5.
6.3.1.19. Сопротивление изоляции знаков должно быть не менее 50 МОм.
6.3.1.20. Корпуса знаков и их опорные конструкции должны быть окрашены.
Примечание. Предпочтительными цветами являются оранжевый или желтый.
Маркировка
6.3.1.21. Знаки должны иметь маркировку.
6.3.1.22. Рекомендация. Маркировка должна включать условное наименование и/или обозначение знака, год выпуска, заводской номер, товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.
Срок службы
6.3.1.23. Для знаков должен быть установлен и указан в эксплуатационных документах срок службы.
Эксплуатационные документы
6.3.1.24. Эксплуатационные документы должны содержать необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению знаков.
Примечание. Перечень документов приведен в приложении 1.
6.3.2. Знаки, содержащие обязательные для исполнения инструкции
Вводное примечание. Примеры знаков, содержащих обязательные для исполнения инструкции приведены на рис.6.1.
6.3.2.1. Надписи на знаках должны состоять из условных обозначений белого цвета на красном фоне.
6.3.2.2. Надпись на знаке обозначения ВПП должна состоять из цифр с обозначением магнитного(ых) курса(ов) ВПП, а при наличии параллельных ВПП цифр и букв "R", "L" или "C", обозначающих один или оба ПМПУ ВПП, на знаке места ожидания у ВПП - из буквы и/или цифры обозначения РД.
6.3.2.3. Знак "Въезд запрещен" должен быть выполнен в соответствии с рис. 6.1.
6.3.2.4. На знаках места ожидания надписи должны состоять из обозначения ВПП и обозначений, соответствующих категории ИЛС I, II, III категории: "CAT I", "CAT II", "CAT III", включая "CAT I/II" и "CAT I/II/III".
6.3.3. Указательные знаки
Вводное примечание. Примеры указательных знаков приведены на рис.6.2.
Рис. 6.1. Знаки, содержащие обязательные для исполнения инструкции (примеры).
6.3.3.1. Надписи на указательных знаках должны состоять из условных обозначений черного цвета на желтом фоне кроме условного обозначения местоположения, которое должно быть желтого цвета на черном фоне или желтого цвета на черном фоне с окантовкой желтого цвета.
Примечание. Окантовка желтого цвета предусматривается только для знаков, которые будут устанавливаться отдельно.
6.3.3.2. Надпись на знаке схода с ВПП должна состоять из условного обозначения соединительной РД и стрелки, указывающей направление движения.
6.3.3.3. Надпись на знаке освобожденной ВПП должна состоять из условного обозначения (изображения) маркировки места ожидания у ВПП.
6.3.3.4. Надпись на знаке места назначения должна состоять из буквенного, буквенно-цифрового или цифрового обозначения, указывающего место назначения, и стрелки, указывающей направление движения.
6.3.3.5. Надпись на знаке направления движения должна состоять из буквенного, буквенно-цифрового или цифрового обозначения РД и соответствующим образом ориентированной стрелки (ориентированных стрелок).
6.3.3.6. Надпись на знаке местоположения должна состоять из обозначения РД, ВПП или другой части аэродрома, на котором находится или на которое выходит ВС.
6.3.3.7. Надпись на знаке обозначения РД должна состоять из цифры (буквы) или сочетания цифр и букв.
6.3.4. Знак аэродромного пункта проверки ВОР
6.3.4.1. Надписи на знаке должны быть черного цвета на желтом фоне.
6.3.4.2. На знаке должны быть предусмотрены следующие надписи:
- радиочастота данной системы ВОР;
- пеленг системы ВОР с округлением до градуса, который должен быть указан на пункте проверки ВОР;
- расстояние до ДМЕ, расположенного совместно с системой ВОР.
Примечание. Варианты размещения надписей на знаке приведены на рис. 6.3
Рис. 6.2. Указательные знаки (примеры).
Рис. 6.3. Знак аэродромного пункта проверки ВОР.
6.4. Маркеры со светоотражающим покрытием
6.4.1. Общие требования
6.4.1.1. Маркеры должны сохранять работоспособность в условиях, указанных в п. 6.3.1.4.
6.4.1.2. Маркеры должны быть ломкими.
6.4.1.3. Момент излома стойки маркера в ослабленном сечении должен составлять не более 700 Нм.
6.4.1.4. Конструкция маркеров должна быть рассчитана для крепления на грунте, уплотненном снегу или на поверхности с искусственным покрытием.
6.4.1.5. Конструкция маркеров должна обеспечивать их целость и сохранение положения в пространстве после воздействия ветровой нагрузки 100 м/с.
6.4.1.6. Цветовые характеристики и коэффициенты яркости маркеров должны соответствовать приведенным на рис. Д.4.3 и в п. 3.1 добавления 4.
6.4.1.7. Стойка маркера из подверженного коррозии материала должна быть окрашена.
Примечание. Предпочтительным является оранжевый или желтый цвет.
6.4.1.8. Рекомендация. Цветовые характеристики окраски стойки маркера из подверженного коррозии материала должны соответствовать требованиям, приведенным в добавлении 4.
6.4.1.9. Для маркеров должен быть установлен и указан в эксплуатационных документах срок службы.
6.4.1.10. Эксплуатационные документы должны содержать необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению маркеров.
Примечание. Перечень документов приведен в приложении 1.
6.4.2. Маркеры края РД
6.4.2.1. Маркеры должны быть синего цвета.
6.4.2.2. Форма маркеров должна обеспечивать их видимость со всех направлений.
6.4.2.3. Видимая пилотом площадь отражающей поверхности маркера должна быть не менее 150 .
6.4.2.4. Конструкция маркеров должна позволять изменение их высоты по меньшей мере от 0,35 м до 0,75 м.
6.5. Ветроуказатели
6.5.1. Ветроуказатель должен нормально функционировать при температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С.
6.5.2. Ветроуказатель должен быть устойчивым к воздействию воды и снега.
6.5.3. Конструкция ветроуказателя должна обеспечивать его работоспособность после воздействия ветровой нагрузки 50 м/с.
6.5.4. Конструкция ветроуказателя должна обеспечивать указание направления приземного ветра и общее представление о его скорости.
6.5.5. Ветроуказатель должен иметь форму усеченного конуса длиной не менее 2,4 м и диаметром большего и меньшего оснований не менее 0,6 м и 0,3 м соответственно.
6.5.6. Ветроуказатель должен быть изготовлен из ткани.
6.5.7. Окраска конуса ветроуказателя должна быть выполнена в виде чередующихся полос оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым цветов так, чтобы первая и последняя полосы не должны быть белого цвета.
6.5.8. Ширина темных полос должна составлять не менее 0,4 м, светлых - не менее 0,6 м. Число полос должно быть не менее пяти.
6.5.9. Эксплуатационные документы должны содержать необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению ветроуказателя, а также показатели срока службы.
6.6. Системы визуальной стыковки с телескопическим трапом
6.6.1. Общие требования
6.6.1.1. Оборудование, предназначенное для использования на открытом воздухе, должно быть работоспособно в следующих условиях:
а) температура воздуха от -50° до +50°С;
б) повышенная относительная влажность воздуха до 98% при 25°С;
в) пониженное атмосферное давление до 800 гПа;
г) воздушный поток со скоростью до 30 м/с и устойчиво к воздействию:
д) воды;
е) инея;
ж) снега;
з) гололеда;
и) динамической пыли (песка);
к) резкого изменения температуры.
Примечание. Как правило, вышеуказанное требование по устойчивости к воздействию воды и пыли будет выполнено, если степень защиты будет не ниже IP 44.
6.6.1.2. Рекомендация. Оборудование, устанавливаемое на открытом воздухе, должно быть устойчиво к воздействию:
а) вибрационных нагрузок в диапазоне частот 20 - 2000 Гц и с ускорением 2 g;
б) соляного тумана.
6.6.1.3. Оборудование, устанавливаемое в отапливаемых помещениях, должно быть защищено от попадания посторонних тел и работоспособно в следующих условиях:
- температура окружающего воздуха от +5° С до +40°С;
- относительная влажность воздуха 80% при температуре +25°С;
- пониженное атмосферное давление до 800 гПа.
Примечание. Вышеуказанное требование по защите от попадания посторонних тел будет выполнено, если степень защиты будет не ниже IP 20.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.6.1.5. Оборудование должно быть рассчитано на питание от электросети переменного тока напряжением 220 В % и частотой 50 Гц
Гц.
6.6.1.6. Рекомендация. Оборудование не должно выходить из строя и требовать повторного включения при кратковременных бросках напряжения и пропадании напряжения в электросети на время до 15 минут.
6.6.1.7. Все составные части оборудования, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока и более 110 В постоянного тока по отношению к корпусу, должны иметь защиту, обеспечивающую безопасность обслуживающего персонала.
6.6.1.8. Устройства, имеющие напряжение свыше 1000 В при установившемся значении тока более 5 мА, должны быть оборудованы блокирующими устройствами, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала при снятии кожухов этих устройств.
6.6.1.9. Системы должны обеспечивать как азимутальное наведение, так и указание места, где должно останавливаться воздушное судно.
6.6.1.10. Системы должны выдавать сигналы наведения для обеспечения непрерывности перехода от режима визуального руления как по прямолинейным, так и по криволинейным линиям следования, задаваемым маркировкой и/или огнями управления маневрированием на месте стоянки, к режиму стыковки с телескопическим трапом.
6.6.1.11. Системы не должны оказывать на пилотов слепящего воздействия.
6.6.1.12. Рекомендация. Системы должны быть пригодны для использования в дневное и в ночное время при:
а) солнечном освещении (в том числе лучами заходящего солнца в условиях освещенности до 40 000 люкс в плоскости информационного табло) и электрическом освещении перрона;
б) яркости фона (освещенности) в диапазоне 40 - 15000 ;
в) метеорологической оптической дальности видимости 20 м и более.
6.6.1.13. Системы должны обеспечивать:
а) выдачу указания о необходимости немедленного останова воздушного судна в процессе маневрирования при стыковке;
б) выдачу указания о том, что она не эксплуатируется или неработоспособна и не должна использоваться.
При отказе системы не должна отображаться никакая другая информация.
Примечание. Возможность инициировать немедленный останов процедуры стыковки должна предоставляться персоналу, отвечающему за эксплуатационную безопасность на месте стоянки.
6.6.1.14. Системы должны обеспечивать выдачу информации для наведения при стыковке на всех скоростях руления воздушного судна, имеющих место в процессе маневрирования при стыковке.
6.6.1.15. Цвета условных обозначений, используемых при отображении информации, должны соответствовать требованиям, приведенным в добавлении 4 п. 2.1.
6.6.1.16. Рекомендация. Системы должны обеспечивать возможность как централизованного, так и автономного (с панели оператора на выходе) режима работы.
6.6.1.17. При централизованном режиме управления системы должны:
а) формировать графический интерфейс пользователя;
б) осуществлять непрерывный контроль технического состояния системы и ее элементов;
в) обеспечивать автоматическую индикацию текущей конфигурации системы, изменений технического состояния и режимов работы оборудования;
г) обеспечивать отображение сообщений о неисправностях на экране или их распечатку на принтере.
6.6.1.18. Индикаторные устройства, входящие в состав оборудования систем при наличии централизованного управления, должны обеспечивать качественное отображение информации при освещенности в плоскости экрана до 300 люкс.
В качестве индикаторов должны использоваться цветные индикаторы с диагональю не менее 48 см (19 дюймов) и с разрешающей способностью не менее 1280x1024 пикселей.
Примечание. Качественное отображение означает: высококонтрастное, безбликовое, без различимых оператором "мельканий", "плавания", "дрожания" и искажения конфигурации и линейности по всему полю экрана изображение.
6.6.1.19. При наличии централизованного управления:
а) операционная система (системы) должна (должны) иметь лицензию;
б) информация, а также прикладное программное обеспечение систем должны быть защищены от несанкционированного доступа;
в) программное обеспечение систем должно обеспечивать корректировку изменяемых параметров систем и обеспечивать возможность адаптации к конкретному аэропорту оснащения;
г) системы должны обеспечивать непрерывную автоматическую регистрацию (документирование) всей поступающей информации, в том числе:
- действий операторов, связанных с процессом наведения ВС;
- текущего времени.
6.6.1.20. В эксплуатационных документах на системы должны быть указаны условия ее использования, типы воздушных судов и телескопических трапов, для которых она предназначена.
6.6.1.21. Эксплуатационные документы должны содержать необходимую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению системы.
Примечание. Перечень документов приведен в приложении 1.
6.6.2. Простая система визуальной стыковки с телескопическим трапом
6.6.2.1. Система должна выдавать следующую информацию для наведения на соответствующем этапе маневрирования при стыковке:
а) направление азимутальной коррекции, необходимой для устранения смещения относительно осевой линии места стоянки;
б) индикацию расстояния до места остановки.
6.6.2.2. Система должна предоставлять информацию о расстоянии, оставшемся до позиции остановки с удаления не менее 10 м и о боковом смещении воздушного судна с удаления не менее 20 м от остановки.
6.6.2.3. Рекомендация. Система должна предоставлять информацию о скорости ВС с удаления не менее 10 м от остановки.
6.6.2.4. Точность системы должна соответствовать требованиям, определяемым типами трапов, с которыми ей надлежит использоваться.
6.6.2.5. Рекомендация. При наличии централизованного управления система должна:
а) иметь технические возможности для сопряжения:
- с системой управления аэропортом или базой данных аэропорта;
- с системой единого времени;
б) производить автоматическое обновление текущей информации от системы управления аэропортом или от базы данных аэропорта;
в) обеспечивать внесение изменений типа воздушного судна, маршрутов приближения к позиции остановки и позиций остановки с центрального рабочего пункта.
6.6.3. Усовершенствованная система визуальной стыковки с телескопическим трапом
6.6.3.1. Система должна выдавать следующую информацию для наведения на соответствующем этапе маневрирования при стыковке на специальном блоке индикации:
а) указание об аварийной остановке;
б) тип воздушного судна, наведение которого осуществляется;
в) идентификацию ВС и выдачу предупреждающего сигнала при несоответствии приближающегося ВС ожидаемому типу;
г) индикацию бокового смещения воздушного судна относительно осевой линии места стоянки;
д) направление азимутальной коррекции, необходимой для устранения смещения относительно осевой линии места стоянки;
е) индикацию расстояния до места остановки;
ж) указание о том, что воздушное судно достигло правильного места остановки;
з) предупреждающее указание о том, что воздушное судно выходит за соответствующее место остановки.
6.6.3.2. Рекомендация. В случае необходимости немедленного прекращения маневрирования при стыковке должно отображаться красными буквами слово "СТОП".
6.6.3.3. Система должна предоставлять информацию о расстоянии, оставшемся до позиции остановки с удаления не менее 15 м и о боковом смещении воздушного судна с удаления не менее 25 м от остановки.
6.6.3.4. Система должна предоставлять информацию о скорости ВС с удаления не менее 15 м от остановки.
6.6.3.5. Рекомендация. Информация о расстоянии, оставшемся до позиции остановки, должна представляться в виде цифровых значений. На расстоянии более 3 м от места остановки информация должна выдаваться в целых метрах, на расстоянии 3 м и менее от места остановки информация должна выдаваться с точностью до 1 десятичного знака.
6.6.3.6. Рекомендация. Информация о смещении воздушного судна относительно осевой линии места стоянки и расстоянии до места остановки, когда она отображается, должна предоставляться с точностью, указанной в таблице:
Информация для наведения |
Максимальное отклонение от места остановки (зона остановки) |
Максимальное отклонение на расстоянии 9 м от места остановки |
Максимальное отклонение на расстоянии 15 м от места остановки |
Максимальное отклонение на расстоянии 25 м от места остановки |
Азимут |
|
|
|
|
Расстояние |
|
|
|
Не определяется |
6.6.3.7. Отображаемая информации для наведения (символы, обозначения) должна соответствовать интуитивному представлению о требуемых действиях по управлению ВС.
Примечание. При использовании цветов предполагается учитывать правила сигнализации, т.е. красный, желтый и зеленый цвета означают соответственно опасность, предупреждение и нормальный режим работы, а также влияние контрастности цвета.
6.6.3.8. Рекомендация. При наличии централизованного управления система должна:
а) иметь технические возможности для сопряжения:
- с системой управления аэропортом или базой данных аэропорта;
- с системой единого времени;
б) обеспечивать контроль наведения в реальном масштабе времени;
в) отображать в реальном масштабе времени занятость позиций остановки ВС и информацию об этапах наведения (готовность к наведению, наведение, остановка и стоянка);
г) производить автоматическое обновление текущей информации от системы управления аэропортом или от базы данных аэропорта;
д) обеспечивать внесение изменений типа воздушного судна, маршрутов приближения к позиции остановки и позиций остановки с центрального рабочего пункта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.