Automobile roads of general use. Bridge constructions. Non-destructive testing methods for detection of holidays in dielectric waterproofing coatings at bridge spans
ОКС 93.040
Дата введения - 1 июля 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Профессиональной образовательной организацией частным учреждением "Автомобильно-дорожный колледж"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2021 г. N 360-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на диэлектрические гидроизоляционные покрытия (далее - покрытия) из мастичных, рулонных и полимерных материалов и устанавливает методы неразрушающего контроля их сплошности после устройства на плитах проезжей части из стали или железобетона мостовых сооружений.
Настоящий стандарт не распространяется на покрытия, которые содержат в своем составе токопроводящие пигменты и наполнители, покрытия из полимерных материалов, наносимые в жидком состоянии с применением термореактивных смол с толщиной более 3 мм, покрытия с устроенными на них слоями дорожной одежды, в том числе из литого асфальтобетона.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ Р ИСО 2859-1 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества
ГОСТ Р ИСО 9712 Контроль неразрушающий. Квалификация и сертификация персонала
ГОСТ 33384-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования
ГОСТ 34395-2018 Материалы лакокрасочные. Электроискровой метод контроля сплошности диэлектрических покрытий на токопроводящих основаниях
ГОСТ Р 53697-2009 Контроль неразрушающий. Основные термины и определения
ГОСТ Р 55396 Материалы рулонные битумно-полимерные для гидроизоляции мостовых сооружений. Технические требования
ГОСТ Р 56542 Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33384, ГОСТ 34395, ГОСТ Р 53697, ГОСТ Р 55396, ГОСТ Р 56542, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
неразрушающий контроль, НК: Область науки и техники, охватывающая исследования физических принципов, разработку, совершенствование и применение методов, средств и технологий технического контроля объектов, не разрушающего и не ухудшающего их пригодность к эксплуатации. [ГОСТ Р 53697-2009, статья 2.20] |
3.1.2 сплошность покрытия: Отсутствие дефектов (трещин, разрывов покрытия, пор, кратеров, полостей, недопустимых утонений, инородных включений, проколов и прочих механических повреждений), которые нарушают целостность покрытия.
3.1.3 пролетное строение: Конструкция, которая перекрывает пролет между опорами моста и опирается на них.
3.1.4
мостовое сооружение: Инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения (мосты, путепроводы, пешеходные мосты, виадуки, эстакады, акведуки, селедуки); часто подменяется термином "мост". [ГОСТ 33384-2015, статья 3.7] |
3.1.5 электролитический метод: Метод неразрушающего контроля сплошности проникающими веществами покрытия, требующий увлажнения контролируемой поверхности покрытия жидким электролитом с помощью электрода - губки.
3.1.6
электроискровой метод: Метод неразрушающего контроля, основанный на регистрации возникновения электрического пробоя и изменений его параметров в окружающей среде или на участке контролируемого объекта. [ГОСТ Р 56542-2019, статья 3.2.95] |
3.1.8 контрольное напряжение: Электрическое напряжение, позволяющее выявлять несплошность диэлектрического гидроизоляционного покрытия с максимальной толщиной без его повреждения.
4 Методы контроля
4.1 Электроискровой метод
4.1.1 Метод основан на фиксации дефектоскопом электрического пробоя дефекта диэлектрического покрытия высоким напряжением, приложенным между расположенным на покрытии электродом и токопроводящим основанием (см. ГОСТ 34395-2018, пункт 4).
4.1.2 Электроискровой импульсный метод допустимо применять для контроля сплошности покрытия толщиной не менее 0,5 мм, которое нанесено на плиту проезжей части из стали или железобетона.
4.1.3 При контроле с использованием электроискрового метода на поверхности покрытия допустимо наличие мелкозернистой (например, песчаной) посыпки с размером частиц до 3 мм, используемой в соответствии с инструкцией/регламентом производителя гидроизоляционного материала.
4.1.4 Значение напряжения на электроискровом дефектоскопе следует устанавливать в соответствии с техническим регламентом контроля качества покрытия с учетом материала плиты проезжей части (сталь или железобетон) и средней толщины покрытия.
4.2 Электролитический метод
4.2.1 Метод основан на фиксации электролитическим дефектоскопом протекания электрического тока через дефекты, заполненные жидким электролитом, при приложении напряжения между электродом-губкой, расположенном на покрытии, и стальной плитой проезжей части.
4.2.2 Значение напряжения на электролитическом дефектоскопе следует устанавливать в соответствии с техническим регламентом контроля качества покрытия.
4.2.3 При контроле с использованием электролитического метода наличие мелкозернистой посыпки на поверхности покрытия недопустимо.
5 Общие требования
5.1 Контролю электроискровым и электролитическим методами подвергают уложенные на плитах проезжей части покрытия, соответствующие области применения настоящего стандарта, при условии, если такой контроль предусмотрен технической и технологической документацией разработчика гидроизоляционной системы.
5.2 Контроль электроискровым и электролитическим методами выполняют после завершения формирования (высыхания, полимеризации) покрытия в соответствии с технической и технологической документацией разработчика гидроизоляционной системы.
5.3 Контроль электроискровым и электролитическим методами проводят на новых и ранее нанесенных покрытиях после проведения визуального осмотра.
5.4 Контроль электроискровым и электролитическим методами проводят по покрытию без уложенного на него слоя дорожной одежды.
5.5 Поверхность покрытия должна быть сухой, не иметь масляных и других загрязнений.
6 Требования к условиям контроля
6.1 Общие условия
6.1.1 Условия применения электроискрового и электролитического методов неразрушающего контроля (НК) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
6.1.2 НК следует проводить в условиях, допустимых инструкцией по эксплуатации применяемого дефектоскопа.
6.1.3 Проведение НК электроискровым и электролитическим методами не допускается во время грозы и выпадения осадков (дождя, тумана, снега, града, инея).
6.1.4 Лаборатории, привлекаемые для выполнения НК, должны иметь соответствующую аккредитацию на применение электроискрового либо электролитического метода НК.
6.1.5 Персонал, привлекаемый для выполнения НК, должен пройти подготовку и сертификацию на первый либо более высокий уровень квалификации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9712 по применяемому методу НК.
6.1.6 При проведении проверочного контроля и при смене дефектоскопа должна быть обеспечена идентичность приложенного контрольного напряжения для электроискрового метода либо применяемого электролита и приложенного контрольного напряжения для электролитического метода.
6.2 Электроискровой метод
6.2.1 Электроискровой метод применим для контроля поверхностей с любым уклоном (включая стыки, примыкания, выступающие над основной поверхностью плиты проезжей части).
6.2.2 Контроль электроискровым методом целесообразно проводить при температуре наружного воздуха от минус 5 °С (при температуре плиты проезжей части более 0 °С) до плюс 40 °С.
6.3 Электролитический метод
6.3.1 Электролитический метод применим для контроля поверхностей с уклоном, обеспечивающим приток электролита в зону контакта электрода-губки и покрытия.
6.3.2 Контроль электролитическим методом целесообразно проводить при температуре более 0 °С до плюс 40 °С.
7 Требования к средствам контроля
7.1 Электроискровые и электролитические дефектоскопы являются испытательным оборудованием и подлежат аттестации в установленном порядке (первичной - на заводе изготовителе, при утрате аттестата, капитальном ремонте, периодической и внеочередной - при нарушении правил эксплуатации).
7.2 Структурная схема дефектоскопа и внешний вид электродов приведены в пунктах 6.1.1 и 6.1.3 ГОСТ 34395-2018 (рисунки 1 и 2). Конструкция дефектоскопов должна обеспечивать подачу звукового и светового сигнала при обнаружении несплошности в покрытии. Дефектоскопы должны иметь автономное питание.
7.3 Характеристики электроискровых и электролитических дефектоскопов приведены в приложении А.
7.4 Дефектоскоп следует проверять на чувствительность перед первым использованием и далее с определенной периодичностью, согласно инструкциям производителя оборудования.
8 Порядок подготовки к проведению контроля
8.1 До начала контроля следует убедиться в высыхании (отверждении, полимеризации) гидроизоляционного материала на поверхности плиты проезжей части.
8.2 До начала контроля с поверхности покрытия необходимо удалить все предметы.
8.3 Толщину покрытия проверяют по методике, предусмотренной в технической и технологической документации разработчика покрытия.
8.4 Для обеспечения полноты проведения контроля перед его началом необходимо провести разметку поверхности покрытия вдоль либо поперек оси сооружения на полосы с шириной на 100 мм меньше, чем ширина электрода дефектоскопа.
8.5 Перед началом контроля необходимо обеспечить соединение дефектоскопа через заземляющий провод с плитой проезжей части и периодически проверять его.
При контроле сплошности покрытия на железобетонной плите заземляющий провод дефектоскопа достаточно соединить со стальным конструктивным элементом, заглубленным в железобетонную плиту (анкер, дорожное ограждение и т.п.).
Перед началом контроля покрытия на железобетонной плите следует провести проверку электрического контакта по мере удаления от места подсоединения с шагом до 5 м до максимально удаленного места контроля на участках без покрытия.
8.6 Перед началом контроля необходимо убедиться в отсутствии электрического пробоя бездефектных участков покрытия выбранным напряжением.
8.7 Контроль сплошности покрытия следует осуществлять на основе многоступенчатых выборочных методов контроля по ГОСТ Р ИСО 2859-1. Планы контроля, устанавливающие объемы выборки на ступенях контроля, критерии приемки и контрольный уровень качества, должны быть согласованы всеми заинтересованными сторонами (представителями генерального подрядчика, субподрядчика, технического надзора и разработчика гидроизоляционной системы).
9 Порядок проведения контроля
9.1 Контроль электроискровым и электролитическим методами необходимо проводить непосредственно перед укладкой следующего за покрытием слоя дорожной одежды либо после проверки сплошности покрытия необходимо исключить перемещение по его поверхности техники, инструмента и оборудования, кроме как для устранения выявленных дефектов в покрытии (без риска его повреждения), а также исключить производство иных работ, кроме устройства дорожной одежды.
9.2 На первом этапе выборочного контроля сплошности покрытия рекомендуется проведение контроля на проблемных (конструктивно-сложных) местах: вблизи деформационных швов, воронок водоотводных трубок, нахлестов слоев гидроизоляции, сопряжения с цоколями дорожных ограждений, у стыков с бортовым камнем и сменных укладок, в объеме, не превышающем 10 % всей площади покрытия. Решение о качестве покрытия и последующих мероприятиях по его контролю следует принимать с учетом соответствия зафиксированного качества установленному контрольному уровню.
9.3 Электрод дефектоскопа последовательно перемещают по поверхности покрытия вдоль разметки таким образом, чтобы была обеспечена проверка сплошности покрытия по всей поверхности. Скорость перемещения электрода по поверхности покрытия не должна превышать 0,3 м/с.
При применении электролитического метода контроль каждого участка покрытия должен быть проведен два раза, при использовании электроискрового метода - один раз.
Значения контрольного напряжения для электроискрового метода в зависимости от толщины покрытия приведены в приложении А (в таблице А.1 для бетонной плиты, в таблице А.2 для стальной плиты).
9.4 Зоны выявленных несплошностей в покрытии должны быть надежно обозначены краской (цветом).
9.5 Устранение несплошностей покрытия должно быть выполнено в соответствии с действующими техническими регламентами, а также инструкциями/рекомендациями разработчика обследуемой гидроизоляционной системы.
9.6 После восстановления сплошности покрытия необходимо провести итоговый инструментальный контроль. Этот контроль необходимо проводить локально по всем восстановленным местам после высыхания и/или отверждения материала гидроизоляционной системы.
10 Правила обработки и оформления результатов контроля
10.1 По итогам проведения НК оформляют протокол (приложение Б).
10.2 По завершении итогового контроля необходимо внести в протокол (приложение Б) данные о контрольной проверке сплошности покрытия на проверенных участках. Протокол должен быть подписан всеми заинтересованными лицами (представителями генерального подрядчика, субподрядчика и технического надзора заказчика и разработчика гидроизоляционной системы).
10.3 После проведения итогового контроля и подтверждения соответствия покрытия критериям приемки необходимо оформить акт (приложение В), который должен быть подписан всеми заинтересованными лицами.
11 Точность методов контроля
11.1 Электроискровой и электролитический методы обладают высокой точностью определения места расположения и границ локализации несплошностей в покрытии, так как в месте дефекта образуется искровой разряд или протекает ток, что фиксирует прибор и подает звуковой и световой сигнал.
Примечание - Причину образования несплошности покрытия, ее размеры (для принятия решения о ремонте) целесообразно определять при визуальном осмотре в соответствии с техническим регламентом контроля качества покрытия.
11.2 Точность результата контроля обеспечивают соблюдением требований настоящего стандарта и инструкции к используемому дефектоскопу.
12 Требования безопасности
12.1 Во время контроля сплошности покрытия на его поверхности и вблизи него должны отсутствовать легковоспламеняющиеся, взрывоопасные жидкости и газы. Наличие в покрытии остатка неотвержденного растворителя недопустимо по причине повышения риска возгорания.
12.2 Во время контроля оператор должен выполнять общие требования по электробезопасности по ГОСТ 12.1.019, а также требования правил техники безопасности, технических регламентов, инструкций по охране труда и эксплуатации дефектоскопа. Оператор дефектоскопа должен иметь группу по электробезопасности не ниже второй.
12.3 При использовании электролитического метода необходимо применять электролит, указанный в инструкции по эксплуатации используемого дефектоскопа.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59181-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Методы неразрушающего контроля сплошности диэлектрических гидроизоляционных покрытий на пролетных строениях" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2021 г. N 360-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 июля 2021 г.