г.Калуга |
|
30 августа 2013 г. |
Дело N А09-9925/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2013.
Постановление изготовленов полном объеме 30.08.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Смолко С.И |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Ритейл" (пр-д Московский, д. 12, г. Брянск, 241020, ИНН 3254004420, ОГРН 1063254003174)
от Главного управления МЧС России по Брянской области (ул. Дуки, д. 59, г. Брянск, 241050, ИНН 3250056989, ОГРН 1043244020280) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
|
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритейл" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2013 (судья Копыт Ю.Д.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 (судьи Тимашкова Е.Н., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-9925/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Ритейл" (далее - ООО"Ритейл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Брянской области (далее - ГУ МЧС России по Брянской области, административный орган) о признании недействительным предписания от 07.09.2012 N 26/4/1-1.
Решением арбитражного суда от 15.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ООО "Ритейл" просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как установлено судом, на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Брянской области от 01.08.2012 N 26 проведена плановая проверка на предмет соблюдения Обществом требований действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По результатам проверки составлен акт от 07.09.2012 N 26, в котором зафиксированы допущенные Обществом нарушения.
В частности, по мнению проверяющих, ООО "Ритейл" не выполнило свою обязанность по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с изложенными обстоятельствами в адрес Общества направлено предписание от 07.09.2012 N 26/4/1-1, которым на юридическое лицо возложена обязанность разработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 09.09.2013.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Ритейл" оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что ООО "Ритейл" является звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а поэтому Общество обязано планировать и осуществлять действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выводы арбитражного суда в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Статьей 14 Закона N 68-ФЗ на организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возложена обязанность, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, предписание в адрес ООО "Ритейл" было направлено ГУ МЧС России по Брянской области в связи с неисполнением Обществом требований, предусмотренных статьей 14 во взаимосвязи со статьей 4 Закона N 68-ФЗ.
Вместе с тем, указанным органом власти не представлены суду доказательства, свидетельствующие об отнесении ООО "Ритейл" по каким-либо критериям к единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), в силу пункта 2 которого Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ.
Согласно пункту 3 Положения N 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В ходе судебного разбирательства ГУ МЧС России по Брянской области также не обосновало отнесение ООО "Ритейл" к какому-либо уровню единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Применение судом первой и апелляционной инстанций норм Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" при разрешении настоящего спора является ошибочным, так как полномочия и обязанности организаций, входящих в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определены Законом N 68-ФЗ.
Учитывая изложенное, обжалуемые решение и постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с принятием нового судебного акта о признании недействительным предписания ГУ МЧС России по Брянской области от 07.09.2012 N 26/4/1-1.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 по делу N А09-9925/2012 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области от 07.09.2012 N 26/4/1-1.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ритейл" из федерального бюджета 1000 рублей уплаченной платежным поручением N 196 от 21.05.2013 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.