Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 09 июля 2021 г. N 16-1-8
Рекомендации
по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
1. Общие положения
1.1. Вопросы организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях на территории Российской Федерации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
1.2. Вопросы единообразного применения норм законодательства Российской Федерации о выборах, регулирующих организацию голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, регламентируются Методическими рекомендациями по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2018 года N 174/1414-7 (с изменениями).
1.3. Голосование избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, может проводиться по разрешению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ) досрочно, но не ранее чем за 20 дней до последнего дня голосования (не ранее 29 августа и не позднее 16 сентября 2021 года).
1.4. В случае создания руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации рабочей группы по оказанию содействия в организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (далее - выборы депутатов Государственной Думы) ИКСРФ может вносить предложения о включении в ее состав руководителей объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, либо их представителей.
1.5. ИКСРФ во взаимодействии с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, может разработать план организационных мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в таких местностях, и возложить контроль за выполнением данного плана на одного из членов ИКСРФ с правом решающего голоса.
2. Представление сведений об избирателях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. Определение транспортных маршрутов для доставки избирательной документации, организации и проведения голосования. Планирование расходов на оказание транспортных услуг
2.1. ИКСРФ заблаговременно определяет сроки и объем информации, необходимой для организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях запрашиваемой от территориальных избирательных комиссий (далее - ТИК), глав администраций муниципальных образований, руководителей организаций, имеющих объекты, на которых работают избиратели в труднодоступных или отдаленных местностях, руководителей транспортных организаций.
2.2. Запрашиваемая информация должна содержать следующие сведения:
о местах нахождения избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях, включая наименования населенных пунктов либо объектов и их месторасположение;
об избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, и количестве избирателей;
планируемое время пребывания на маршруте (время в пути и время стоянки);
цены и (или) тарифы на перевозки, стоимость одного часа эксплуатации транспортного средства;
о необходимости образования новых избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях и примерном количестве избирателей;
о наименовании населенного пункта (либо объекта с указанием его месторасположения), в котором планируется образовать избирательный участок;
о наличии помещений участковых избирательных комиссий (далее - УИК) и помещений для голосования;
о расстоянии между населенным пунктом, в котором находится ТИК, и населенным пунктом (объектом), в котором находится избирательный участок либо планируется его образование;
об используемых видах транспорта для организации и проведения досрочного голосования и (или) доставки избирательной документации;
о наличии регулярного транспортного сообщения или его отсутствии;
о местах дислокации (базирования) транспортных средств;
о видах технической связи между ТИК и УИК, между ТИК и населенными пунктами (объектами), в том числе в которых планируется образование избирательных участков;
об отдельных группах избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (далее - отдельные группы избирателей), с указанием описания таких мест и их месторасположения, в которых планируется проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей;
о планируемом количестве избирателей в каждой отдельной группе избирателей;
о роде (виде) деятельности избирателей, входящих в каждую отдельную группу избирателей;
о возможных видах транспорта для обеспечения проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, планируемых датах проведения досрочного голосования, времени нахождения в пути;
другие сведения.
Примерная форма запроса в ТИК приведена в приложении N 1.
2.3. ИКСРФ проводит анализ поступивших сведений на предмет эффективности расходования бюджетных средств и при разработке транспортных маршрутов должна изучить возможность:
оптимизации транспортных маршрутов, в том числе использования постоянных транспортных маршрутов;
проведения досрочного голосования избирателей в помещении избирательной комиссии;
образования в труднодоступных или отделенных местах временных избирательных участков;
использования технических средств связи, в том числе для передачи протоколов об итогах голосования;
самостоятельного изготовления УИК избирательной документации;
использования на указанных маршрутах альтернативных (менее затратных) видов транспорта;
проведения голосования избирателей, ведущих кочевой образ жизни, работающих вахтово-экспедиционным методом, в удобных и доступных для избирателей местах, определенных избирательной комиссией (с обеспечением обязательного предварительного оповещения избирателей о дате, месте и времени проведения голосования);
оказания содействия в обеспечении на безвозмездной основе транспортными средствами:
находящимися в ведении МЧС России в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов от 27 февраля 2009 года;
органов военного управления Минобороны России, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, на основании Соглашения о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 19 августа 2014 года.
В целях оптимизации расходов при проведении досрочного голосования необходимо изучить возможность:
использования транспорта совместно с иными заказчиками, проводящими полеты (поездки) в период, совпадающий с периодом проведения досрочного голосования;
организации досрочного голосования избирателей, работающих вахтовым методом, перед выездом на вахту (в случае совпадения периода).
Кроме того, ИКСРФ необходимо проанализировать фактические расходы на транспортные услуги в период проведения предыдущих выборов.
При проведении досрочного голосования избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные комиссии могут использовать различные виды транспорта: наземный (автомобильный, железнодорожный, гужевой и др.); водный (маломерные суда), воздушный (самолет, вертолет).
2.4. После проведения анализа с учетом сведений, указанных в пункте 2.2. Рекомендаций, ИКСРФ должна обобщить представленные сведения, при необходимости провести дополнительное уточнение маршрутов, определить объемы транспортных услуг и их примерную стоимость.
2.5. Расходы на приобретение транспортных услуг, аренду транспортного средства с экипажем, связанных с перевозкой оборудования, избирательной документации, обеспечением работы избирательных комиссий в дни голосования при проведении досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, производятся в пределах средств, выделенных на проведение выборов, в соответствии с Порядком осуществления закупок товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, участковыми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, утвержденным постановлением ЦИК России от 3 февраля 2021 года N 282/2070-7.
К контракту на оказание услуг воздушным транспортом на проведение голосования (завоз и вывоз избирательной документации) по нескольким транспортным маршрутам, на оказание транспортных услуг по каждому транспортному маршруту могут прилагаться заявки на оказание транспортных услуг по каждому транспортному маршруту по форме приложения N 2.
3. Особенности образования избирательных участков и формирования участковых избирательных комиссий в труднодоступных или отдаленных местностях
3.1. Избирательные участки в труднодоступных или отдаленных местностях могут образовываться ТИК по согласованию с ИКСРФ и по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, не позднее чем за 30 дней до последнего дня голосования (не позднее 19 августа 2021 года), а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 13 сентября 2021 года). Примерная форма решения ТИК приведена в приложении N 3. Указанные избирательные участки образовываются на срок, установленный ТИК.
Согласование с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, осуществляется в письменной форме. При этом ТИК необходимо предварительно согласовать с руководителями таких объектов вопрос о предоставлении помещений для работы УИК и проведения голосования и запросить необходимые сведения о таких помещениях: адрес, общая площадь, этаж, количество выходов, наличие средств связи.
3.2. Информация об избирательных участках, образованных в порядке и сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, должна быть опубликована (обнародована) непосредственно после образования избирательного участка, но не позднее чем за два дня до первого дня голосования (не позднее 14 сентября 2021 года).
3.3. В случае образования избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, УИК формируются в порядке, установленном частью 2 статьи 23 Федерального закона N 20-ФЗ, в сроки, обеспечивающие организацию и проведение досрочного голосования избирателей на соответствующих избирательных участках.
3.4. Срок полномочий УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, устанавливается сформировавшей ее ТИК, но не может истекать ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов избирателей либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой УИК прекращаются со дня, следующего за днем исполнения УИК решения вышестоящей избирательной комиссии либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Полномочия УИК могут быть прекращены досрочно решением сформировавшей ее ТИК в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.
4. Особенности составления и уточнения списков избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях
4.1. Список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 10 дней до последнего дня голосования (не позднее 8 сентября 2021 года), а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования УИК.
В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частями 1 и 2 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 21 день до последнего дня голосования (не позднее 28 августа 2021 года).
Список избирателей составляется и уточняется в порядке, установленном Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/108-8.
4.2. В случае включения избирателя в список избирателей на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, УИК, принявшая такое решение, незамедлительно передает в вышестоящую ТИК уведомление о включении избирателя в список избирателей на данном избирательном участке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса его места жительства, номера избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей в труднодоступной или отдаленной местности. Примерная форма уведомления приведена в приложении N 4.
5. Обеспечение участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, избирательной документацией
5.1. ТИК в соответствии с утвержденным ИКСРФ графиком (примерная форма графика приведена в приложении N 5) организует доставку и передачу в УИК избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, в частности:
избирательных бюллетеней для голосования по федеральному и одномандатному избирательным округам;
бланков списков избирателей;
бланков протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования и их увеличенных форм;
информационных материалов (плакатов) обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, о каждом зарегистрированном кандидате, внесенном в избирательный бюллетень по соответствующему одномандатному избирательному округу, о фактах представления кандидатами сведений, оказавшихся недостоверными, сведений о судимости;
других документов и материалов, установленных частями 3-12 статьи 78 Федерального закона N 20-ФЗ, для размещения на информационных стендах.
5.2. В исключительных случаях (в случае невозможности своевременной доставки избирательных документов (сложные погодные условия, отсутствие транспорта и т.д.) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, УИК по согласованию с соответствующей ТИК принимает решение об изготовлении документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, включая самостоятельное изготовление избирательных бюллетеней при наличии технических средств, утверждая при этом необходимый тираж и сроки изготовления избирательных бюллетеней. В этом случае для защиты избирательных бюллетеней может не использоваться специальный знак (марка).
5.3. Для передачи утвержденных форм и текстов избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатному избирательным округам, форм протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования, форм других документов ТИК может использовать технические каналы связи (факсимильная связь, электронная почта и др.) в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 12 мая 2021 года N 5/43-8.
При отсутствии возможности передачи избирательных документов ТИК на основании соответствующих постановлений ЦИК России готовит и согласовывает с ИКСРФ описание форм и текстов избирательных бюллетеней, форм протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования, форм иных документов и обеспечивает передачу этих описаний в УИК с использованием технических каналов связи.
В описании форм избирательных бюллетеней наименования политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам должны быть размещены строго в утвержденной последовательности.
Описание избирательных бюллетеней должно быть передано ТИК в УИК с таким расчетом, чтобы обеспечить их изготовление не позднее чем за один день до первого дня голосования (досрочного голосования).
В описании формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования количество, наименование и последовательность строк протокола должны соответствовать количеству, наименованию и последовательности строк в форме протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, утверждаемой соответствующим постановлением ЦИК России.
5.4. После получения форм и текстов избирательных бюллетеней или их описания УИК изготавливает утвержденный своим решением тираж избирательных бюллетеней в установленный ею срок. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней осуществляет председатель УИК.
После изготовления избирательных бюллетеней председатель (а в его отсутствие - заместитель председателя либо секретарь) и два члена УИК с правом решающего голоса составляют акт об изготовлении избирательных бюллетеней, который передается в ТИК вместе с первыми экземплярами протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования и другими избирательными документами.
Формы решения УИК и акта о самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней установлены Порядком изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденным постановлением ЦИК России от 28 апреля 2021 года N 4/30-8.
Примерная форма решения УИК об изготовлении иной избирательной документации приведена в приложении N 6.
6. Организация голосования. Досрочное голосование избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях
6.1. Голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В последний день голосования (19 сентября 2021 года) УИК может объявить голосование законченным раньше указанного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
При этом итоги такого голосования (в случае, если оно закончено ранее установленного законом времени) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, не могут быть обнародованы (доведены до сведения избирателей, кандидатов, политических партий, иных участников избирательного процесса через средства массовой информации или иным способом) до окончания времени голосования 19 сентября 2021 года на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
6.2. Голосование в течение нескольких дней подряд (17, 18 и 19 сентября 2021 года) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится в соответствии с Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/103-8.
6.3. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до последнего дня голосования) (не ранее 29 августа и не позднее 16 сентября 2021 года) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях. Данное решение целесообразно принимать по обращению ТИК.
В решении ИКСРФ должен быть указан период проведения досрочного голосования и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма такого решения приведена в приложении N 7.
6.4. Решение ИКСРФ о проведении досрочного голосования направляется в соответствующие ТИК, публикуется в средствах массовой информации, размещается на сайте ИКСРФ в сети Интернет, а также в обязательном порядке доводится до сведения уполномоченных представителей каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.
6.5. О дне, времени и месте проведения досрочного голосования в труднодоступных или отдаленных местностях ТИК и УИК обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.
6.6. При проведении досрочного голосования в помещении для голосования используются стационарные ящики для голосования.
7. Организация досрочного голосования отдельных групп избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено
7.1. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до последнего дня голосования) (не ранее 29 августа и не позднее 16 сентября 2021 года) голосование в течение нескольких дней отдельных групп избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке и находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом.
Голосование проводится в порядке, установленном частями 3-9 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ.
Указанное решение ИКСРФ принимается на основании обращения соответствующей ТИК, и в нем указывается планируемый период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма решения приведена в приложении N 8.
7.2. Решение ИКСРФ о разрешении проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей публикуется в средствах массовой информации, размещается на сайте ИКСРФ в сети Интернет, а также доводится до сведения соответствующих ТИК, уполномоченных представителей каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.
7.3. ТИК должна незамедлительно довести решение ИКСРФ до сведения соответствующих УИК, которые на основании вышеуказанного решения принимают решение о дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей. УИК должна оповестить вышестоящую ТИК о принятии данного решения. Примерная форма решения УИК приведена в приложении N 9.
О дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК и УИК обязаны не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования оповестить избирателей, а также лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, через средства массовой информации или иным способом. Данную информацию целесообразно также довести до сведения руководителей объектов, на которых работают избиратели.
7.4. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей используются переносные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6, количество которых определяется соответствующей УИК. Примерная форма решения УИК об определении количества переносных ящиков для голосования приведена в приложении N 10.
7.5. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей пустые переносные ящики для голосования перед выездом на голосование предъявляются в помещении УИК большинству членов УИК, а также присутствующим лицам, указанным в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, о чем составляется соответствующий акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются). Примерная форма акта приведена в приложении N 11.
Каждому переносному ящику для голосования УИК присваивается порядковый номер. В случае если досрочное голосование на одном маршруте проводят несколько УИК, необходимо на переносных ящиках для голосования также указать номера избирательных участков.
7.6. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса, назначенных ее решением. Они должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в УИК переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы по федеральному и одномандатному избирательным округам с наклеенными специальными знаками (марками) (за исключением случаев, указанных в пункте 5.2 настоящих Рекомендаций), выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым члены УИК выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, необходимые письменные принадлежности (кроме карандашей) для заполнения избирателем избирательных бюллетеней, а также информационные материалы обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, о каждом зарегистрированном кандидате, внесенном в избирательный бюллетень по соответствующему одномандатному избирательному округу. Члены УИК, проводящие досрочное голосование отдельных групп избирателей, при получении избирательных бюллетеней расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения досрочного голосования.
Досрочное голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа лиц, указанных в части 10 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ.
7.7. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием переносных ящиков для голосования УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, одним из субъектов общественного контроля, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.
7.8. Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении каждого выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, а также проставляет серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе эти сведения могут быть внесены в выписку из списка избирателей либо в список избирателей членом УИК с правом решающего голоса, проводящим досрочное голосование.
Члены комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку "Проголосовал досрочно" в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, указывают дату и время голосования.
В случае если избиратель расписался в выписке из списка избирателей, то после окончания проведения досрочного голосования, по возвращении в УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие досрочное голосование, переносят отметки (в том числе серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина) из выписки из списка избирателей в список избирателей. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей.
7.9. Избиратель заполняет избирательные бюллетени и опускает их в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 81 Федерального закона N 20-ФЗ.
При обращении избирателя с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного член УИК выдает ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного в порядке, установленном частью 11 статьи 81 Федерального закона N 20-ФЗ.
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней и заполнить их, имеет право воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем, устно известив члена УИК о своем намерении.
7.10. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей УИК обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.
7.11. О проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов УИК, иных лиц, присутствовавших при голосовании. В акте также можно указать количество полученных для проведения досрочного голосования избирательных бюллетеней и возвращенных после его проведения. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования. Примерная форма акта приведена в приложении N 12.
7.12. С момента окончания досрочного голосования отдельных групп избирателей (после возвращения членов УИК, проводящих досрочное голосование) прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования незамедлительно опечатываются председателем УИК. При этом на месте печати могут поставить свои подписи члены УИК, проводившие досрочное голосование, и иные лица, присутствовавшие при его проведении. Хранение переносных ящиков обеспечивается секретарем УИК в помещении комиссии или в ином охраняемом помещении. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.
Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно избиратели, запрещается использовать для проведения голосования в дни голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года).
7.13. Для контроля за проведением досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием воздушного транспорта и иных видов транспорта (вездеходов, автомобилей, лодок и др.) ТИК может составить график проведения такого голосования, согласованный с ИКСРФ, а также контрольный лист за исполнением этого графика. Для удобства контроля за полетами (поездками) каждому маршруту можно присвоить номер. Примерные формы графика контроля и контрольного листа приведены в приложениях N 13 и 14.
7.14. В период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК целесообразно вести контроль и учет затраченного времени на каждом специальном маршруте. Примерная форма листа контроля и учета приведена в приложении N 15.
Указанные сведения могут периодически передаваться в ИКСРФ в установленные ею сроки и представляться средствам массовой информации.
8. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, и особенности подсчета голосов избирателей, связанных с голосованием отдельных групп избирателей
8.1. По истечении времени голосования (досрочного голосования) в последний день голосования УИК проводит подсчет голосов избирателей и составляет протоколы об итогах голосования в соответствии с требованиями статьи 85 Федерального закона N 20-ФЗ.
При проведении голосования в течение нескольких дней подряд подсчет голосов избирателей проводится с учетом особенностей, предусмотренных Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/103-8.
Подсчет голосов избирателей может проводиться ранее установленного времени окончания голосования в случае, указанном в пункте 6.1 настоящих Рекомендаций в последний день голосования.
8.2. В случае если на избирательном участке проводилось досрочное голосование, то при подсчете голосов избирателей в первую очередь вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели.
8.3. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число досрочно проголосовавших избирателей с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в том числе неповрежденность опечатывания прорези для опускания избирательных бюллетеней, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
9. Особенности внесения в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования сведений о досрочно проголосовавших избирателях, отдельных групп избирателей
9.1. При заполнении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования следует учитывать, что:
при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования так же, как при голосовании избирателей в день голосования: в строке 4 - "число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования" и в строке 8 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования";
при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке датой подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования является фактическая дата его подписания;
при досрочном голосовании отдельных групп избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в строке 3 - "число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно" и в строке 7 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования".
10. Передача протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях
10.1. В случае невозможности передачи протоколов об итогах голосования УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, непосредственно в ТИК в установленные сроки (до установления итогов голосования) данные протоколов передаются УИК сразу после их подписания при наличии соответствующего оборудования по техническим каналам связи в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 12 мая 2021 года 5/43-8.
10.2. В случае передачи данных протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования по техническим каналам связи УИК обязана предпринять все необходимые меры, чтобы при первой возможности способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, передать в ТИК первые экземпляры протоколов об итогах голосования по федеральному и одномандатному избирательным округам и другие избирательные документы, предусмотренные частью 28 статьи 85 Федерального закона N 20-ФЗ.
11. Обеспечение безопасности членов избирательных комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования избирателей и доставке избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности
11.1. В целях обеспечения безопасности членов избирательных комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования избирателей и доставке избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности, соответствующие комиссии должны:
заблаговременно проинформировать территориальные органы МЧС России о планируемых маршрутах, используемых видах транспортных средств и средств связи, а в случае необходимости обратиться с просьбой о предоставлении соответствующего технического оборудования, средств безопасности и связи на безвозмездной основе;
совместно с территориальными органами МЧС России определить механизм оперативной связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
11.2. В случае доставки протоколов УИК в ТИК непосредственно из труднодоступной или отдаленной местности по решению и в порядке, установленном ЦИК России, могут использоваться спутниковые навигационные технологии ГЛОНАСС и спутниковые системы связи, которые позволят в реальном масштабе времени передавать информацию о маршруте движения и продолжительности остановок.
12. Передача сведений о проведении досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях и отдельных групп избирателей в значительно удаленных от помещения для голосования местах
12.1. Сведения о проведении досрочного голосования избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, а также отдельных групп избирателей в значительно удаленных от помещения для голосования местах передаются из ТИК в вышестоящие избирательные комиссии по окончании проведения досрочного голосования (но не позднее 16 сентября 2021 года) с указанием общего количества избирателей, проголосовавших в труднодоступных или отдаленных местностях, общего количества отдельных групп избирателей и иных сведений, указанных в приложении N 16.
12.2. Указанные в пункте 12.1 настоящих Рекомендаций сведения передаются ИКСРФ в ЦИК России по ее запросу.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Запрос в ТИК |
|
Содержание Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 9 июля 2021 г. N 16-1-8 "О Рекомендациях по организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.