Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 2 июня 2021 г. N 179-р
Методики
ежемесячного расчета показателей национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок"*(1)
Методики расчета показателей национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" (далее - Методики), подготовлены в целях организации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации работ по ежемесячному мониторингу достижения целевых показателей вышеуказанных национального и федеральных проектов.
В соответствии с настоящими Методиками осуществляется расчет следующих показателей (далее - перечень показателей):
а) численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов;
б) место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования;
в) доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга);
г) доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава;
д) отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки;
е) количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы;
ж) доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования;
з) количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета".
Источниками формирования данных для расчета показателей служат административные данные Минобрнауки России, получаемые от отчитывающихся респондентов, которыми выступают организации сектора науки и высшего образования, действующие на территории Российской Федерации, данные Московского международного рейтинга "Три миссии университета" (https://mosiur.org/).
Расчет показателей осуществляется по Российской Федерации в целом на ежемесячной основе. Данные по показателям предоставляются до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Показатели национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок"
1. "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов"
Показатель "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" рассчитывается по формуле:
,
где:
Qд - численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, за отчетный период, тыс. человек.
Qдпо - общая численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, за отчетный период, тыс. человек.
Для расчета показателя используются термины:
Дополнительное профессиональное образование*(2) - образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
2. "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования"
Показатель "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" рассчитывается по формуле:
,
где:
- Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования;
- позиция Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования.
Значение показателя определяется на основании административных данных Минобрнауки России по результатам отчетов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, предоставляемых в Минобрнауки России ежемесячно в период с января по декабрь отчетного года и последних доступных данных за предыдущий период по образовательным организациям высшего образования зарубежных стран.
Для расчета показателя используются термины:
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)*(2) - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.
3. "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)"
Показатель "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" рассчитывается по формуле:
,
где:
ОКЦПn - доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга);
ВШn - общий объем КЦП на учебный год, начинающийся в году n, тыс. чел.
Для расчета показателя используются термины:
Образовательные программы высшего образования*(2) - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Контрольные цифры приема*(2) - это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований.
4. "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава"
Показатель "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" рассчитывается по формуле:
где:
Дппс - доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава, проценты;
- численность профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, тыс. человек;
- численность научных работников в возрасте до 39 лет, тыс. человек;
N - общая численность профессорско-преподавательского состава и научных работников, тыс. человек.
Для расчета показателя используются термины:
Профессорско-преподавательский состав*(2) - педагогические работники образовательной организации высшего образования с учетом научных работников.
Научные работники - главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники организаций высшего образования.
5. "Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки"
Показатель "Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки" (Ос) рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки (в качестве дополнительного);
- ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет внебюджетных средств, млн руб.;
- ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет бюджетных ассигновании, млн руб.;
Ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет внебюджетных средств, млн руб.
,
где:
- объем ВЗИР, выполненных за счет собственных средств (за исключением собственных средств организаций государственного сектора науки), млн руб.;
- объем ВЗИР, выполненных за счет средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (за исключением учтенных в средствах бюджетов всех уровней), млн руб.;
- объем ВЗИР, выполненных за счет средств организаций предпринимательского сектора, млн руб.;
- объем ВЗИР, выполненных за счет средств организаций сектора высшего образования, млн руб.;
- объем ВЗИР, выполненных за счет средств частных некоммерческих организаций, млн руб.;
- объем ВЗИР, выполненных за счет средств иностранных источников, млн руб.;
Ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет бюджетных ассигнований, млн руб.
,
где:
- объем ВЗИР, выполненных за счет средств бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), млн руб.;
- объем бюджетных ассигнований на содержание образовательной организации высшего образования, млн руб.;
- объем ВЗИР, выполненных за счет средств организаций государственного сектора (включая собственные средства), млн руб.
Для расчета показателя используются термины:
Внутренние затраты на исследования и разработки (далее - ВЗИР)*(3) - выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение исследований и разработок на территории страны (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом). Их оценка базируется на статистическом учете затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в течение отчетного года независимо от источника финансирования.
Внебюджетные средства*(3) - средства организаций, полученные из различных источников, кроме средств бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).
Средства государства*(3) - средства бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования и средства организаций государственного сектора.
Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
6. "Количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы"
Показатель "Количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы" рассчитывается по формуле:
Qт = Tтоо + Ттср,
где:
Qт - количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы за отчётный период;
Ттоо - число используемых передовых производственных технологий, разработанных в отчитывающихся организациях за отчётный период;
Ттср - число используемых передовых производственных технологий, приобретенных в России за отчётный период, ед.
Для расчета показателя используется термин:
Технологии*(2) - технологические процессы (включая необходимое для их реализации оборудование и программное обеспечение), управляемые с помощью компьютера, основанные на микроэлектронике и/или использовании цифровых технологий, и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и услуг), включая организацию соответствующих процессов.
7. "Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования"
Показатель "Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования" определяется по формуле:
где:
- удельный вес аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования в общей численности лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, %.
- численность исследователей, работающих в научных организациях и организациях высшего образования и имеющих ученую степень кандидата наук, о присуждении которой было принято решение не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;
- численность научно-педагогических работников, работающих в научных организациях и организациях высшего образования и имеющих ученую степень кандидата наук, о присуждении которой было принято решение не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;
- численность лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в отношении которых Минобрнауки России принято решение о выдаче диплома на основании рекомендации Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;
- численность лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и получившие дипломы в организациях, реализующих право самостоятельного присуждения ученых степеней, не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек.
Для расчета показателя используются термины:
Аспирант*(4) - лицо, обучающееся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
Соискатель*(2) - лицо, прикрепленное для подготовки кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Педагогический работник*(5) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности
Исследователь*(2) - работник, профессионально занимающийся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющий создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности.
8. "Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования"#
Показатель "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" рассчитывается по формуле:
,
где:
Q - количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц;
Qстм - субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации высшего образования, входящие в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц.
Для расчета берется информация из актуальной версии Московского международного рейтинга "Три миссии университета".
Для расчета показателя используется термин:
Московский международный рейтинг "Три миссии университета"*(2) - глобальный рейтинг высших учебных заведений, разработанный Ассоциацией составителей рейтингов России при участии международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Университеты в рейтинге ранжируются по качеству образования, уровню научной работы, а также по вкладу университетов в жизнь общества.
______________________________
*(1) В методики могут быть внесены изменения в случае наличия замечаний Росстата и Минэкономразвития России.
*(2) Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.
*(3) Здесь и далее понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.
*(4) пп. 4 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(5) п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.