Является ли плательщиком единого социального налога представительство российской организации, находящееся на территории иностранного государства, с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу российских и иностранных граждан, работающих в данном представительстве?
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма п. 2 ст. 239 НК РФ, в соответствии с которой от уплаты налога освобождались налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачивавшихся в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществлявшуюся, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладали правом.
Таким образом, с 1 января 2003 года норм, определяющих особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в НК РФ не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.
Как установлено ст. 235 НК РФ, плательщиками единого социального налога признаются в том числе организации, производящие выплаты физическим лицам.
Согласно ст. 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 3 ст. 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы российских организаций не являются юридическими лицами.
В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций (российских и иностранных) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Таким образом, если российская организация осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации через филиал или представительство, она (самостоятельно, но не филиал или представительство) является плательщиком единого социального налога по всему объему выплат, осуществляемых физическим лицам (российским и иностранным гражданам), исполняющим свои трудовые обязанности в соответствии с заключенными трудовыми договорами либо получающим иные вознаграждения.
Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2003 года представительство российской организации, находящееся на территории иностранного государства, является плательщиком единого социального налога с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу как российских, так и иностранных граждан, работающих в представительстве российской организации, находящемся на территории иностранного государства, в общеустановленном порядке.
С выплат в пользу вышеуказанных загранработников (как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан) могут взиматься социальные взносы в соответствии с законодательством страны пребывания. Вопрос об избежании двойного налогообложения и снижении налоговой нагрузки на организации, имеющие подразделения за рубежом, может быть решен путем заключения межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов.
В.Н. Барсукова
1 ноября 2004 г.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1