Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина М.В. Бысько вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин М.В. Бысько - собственник жилого помещения в многоквартирном доме, которому судами отказано в понуждении управляющей организации к размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) платежных документов по лицевому счету заявителя, а также во взыскании морального вреда и судебных расходов, оспаривает конституционность следующих положений Жилищного кодекса Российской Федерации:
частей 2 и 2.1 статьи 155, в том числе определяющих, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (включая документы в электронной форме, размещенные в системе), информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
части 10.1 статьи 161, согласно которой управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе; порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом;
части 4 статьи 165, закрепляющей, что организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статье 8 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в истолковании судебной практикой они препятствуют собственникам помещений и потребителям жилищно-коммунальных услуг в получении платежных документов в электронном виде через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Части 2 и 2.1 статьи 155, часть 10.1 статьи 161 и часть 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, допуская существование платежных документов в электронной форме и закрепляя обязанность в том числе управляющих организаций размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию, связанную, в частности, с предоставлением коммунальных услуг, имеют общий характер и в части определения видов, состава и порядка размещения такой информации отсылают к специальным нормам Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и ведомственных актов. При этом исходя из пунктов 117, 126, 128-132, 135 и 137 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней (утвержден Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28 декабря 2015 года), лица, поставляющие коммунальные ресурсы, оказывающие услуги, выполняющие работы, за которые потребитель в соответствии с жилищным законодательством обязан вносить плату, размещают в системе информацию о соответствующих начислениях (в том числе о задолженности по оплате, платежные документы). Таким образом, оспариваемые законоположения как сами по себе, так и в системе действующего правового регулирования, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Установление же и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе разрешение вопроса о должном порядке взаимодействия осуществляющих функции платежного агента подразделений Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" и осуществляющего функции управляющей организации в многоквартирном доме заявителя Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Гагаринского района" в части распределения обязанностей по размещению информации о внесении потребителями платы за жилое помещение и коммунальные услуги в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бысько Максима Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1199-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бысько Максима Викторовича на нарушение его конституционных прав частями 2 и 2.1 статьи 155, частью 10.1 статьи 161 и частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)