Определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2021 г. N 309-ЭС21-9941 по делу N А60-27006/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу (далее - управление) на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.03.2021 по делу N А60-27006/2020 Арбитражного суда Свердловской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЦЭН" (далее - общество) о признании незаконным приказа управления от 19.05.2020 N УФО/2-П о прекращении действия аккредитации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области,
установила:
решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.03.2021 решение и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, признан недействительным оспариваемый приказ управления.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление просит отменить состоявшийся судебный акт округа, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, общество аккредитовано в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21AB51.
Приказом управления от 19.05.2020 N УФО/2-П прекращена аккредитация общества в связи с неустранением аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ), выявленных нарушений, а именно не предприняты необходимые корректирующие действия, установленные системой менеджмента качества аккредитованного лица, в отношении протоколов исследований (испытаний) и измерений от 24.06.2019 N 437, 438, обязанность по проведение которых возлагалась на заявителя пунктом 2 предписания от 02.03.2020 N УФО/2-Прд.
Общество, полагая, что указанный приказ управления является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом N 412-ФЗ, пришли к выводу о неисполнении обществом в полном объеме пункта 2 предписания управления от 02.03.2020 N УФО/2-Прд в части проведения корректирующих мероприятий, в соответствии с правилами, регламентированными документами системы менеджмента качества ООО "МЦЭН", и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Суд округа отменил названные судебные акты, установив, что управлением нарушена процедура проведения проверки.
Оформление протоколов исследований (испытаний) и измерений от 24.06.2019 N 437, 438 не было предметом проверки, проведенной на основании приказа управления от 31.01.2020 N УФО/З-П-ВД, в акте проверки от 02.03.2020 N УФО/5-АДП какие-либо нарушения в части данных протоколов не отражены, в предписании от 02.03.2020 N УФО/2-Прд обществу не указано на необходимость проведения каких-либо мероприятий в отношении данных протоколов.
Предметом рассматриваемой внеплановой проверки являлось установление факта исполнения/неисполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений, а выявление новых нарушений не является повторным выявлением, либо неустранением ранее выявленных нарушений.
Судами не исследован и не получил оценки довод заявителя жалобы о том, что нарушения, выявленные в отношении протоколов исследований (испытаний) и измерений от 24.06.2019 N 437, 438 были откорректированы заявителем самостоятельно, до начала проведения управлением проверочных мероприятий в 2020 году.
Суд пришел к выводу о том, управление вышло за пределы приказа от 12.03.2020 N УФО/12-П-ВД, согласно которому в предмет проверки входило только исполнение ранее выданного в отношении общества предписания от 02.03.2020 N УФО/2-Прд об устранении выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 02.03.2020 N УФО/5-АДП, что является грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований.
Одно лишь наличие неисполнения предписания не могло предопределять выводы судов о допустимости применения такой меры, как прекращение действия аккредитации, без оценки существенности допущенных нарушений и соразмерности этой меры.
Применение в рассматриваемом случае меры наказания в виде прекращения действия аккредитации не соответствует характеру и последствиям допущенного обществом нарушения, чрезмерно ограничивает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, как это предусмотрено частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не допущено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
отказать Управлению Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2021 г. N 309-ЭС21-9941 по делу N А60-27006/2020
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5768/20
19.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6908/20
18.05.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6908/20
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5768/20
18.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5768/20
21.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6908/20
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5768/20
09.10.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6908/20
15.09.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-27006/20
30.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6908/20