г.Калуга |
|
13 сентября 2013 г. |
Дело N А23-5290/2011 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "РАСТР-технология", г.Обнинск Калужской области, ОГРН 1024000936035 |
Бернера В.Д.- представителя, дов. от 01.11.2011 N 150-юр на 3 года |
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
Смозгачева С.Н.- представителя, дов.от 21.08.2013 N ВЖ-1206-13 Зеленкова Ю.Л.-представителя, дов. от 21.08.2013 N ВЖ-1210-13 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2012 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Байрамова Н.Ю.) по делу N А23-5290/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - Министерство) от 06.09.2011 N 2/77-11/20.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.09.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, требование заявителя удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу Министерство просит оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представители Министерства поддержали доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей Общества и Министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании приказа заместителя министра экологии и благоустройства Калужской области от 25.04.2011 N 128-11 в период с 18.05.2011 по 23.05.2011 Министерством проведена плановая выездная проверка в отношении Общества, по результатам которой составлен акт от 23.05.2011 N 1/128-11/10.
Полагая, что Обществом нарушены обязательные требования законодательства в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности, 23.05.2011 Министерством выдано предписание N 2/128-11/9, согласно пункту 1 которого Обществу предписано в срок не позднее 29.07.2011 обеспечить осуществление передачи отходов 1 - 4 класса опасности только лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности.
На основании приказа Министерства от 02.08.2011 N 77-11 в связи с истечением срока исполнения предписания от 23.05.2011 N 2/128-11/9 в период с 10 августа по 6 сентября 2011 года в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам этой проверки 06.09.2011 Министерством составлен акт N 1/77-11/23, из которого следует, что Обществом не выполнен пункт 1 предписания от 23.05.2011 N 2/128-11/9 - не обеспечено осуществление передачи образовавшихся и накопленных в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно (код по ФККО: 1712010101014) лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению указанного вида отходов.
06.09.2011 Министерством выдано предписание N 2/77-11/20, согласно которому Общество не позднее 31.10.2011 должно обеспечить осуществление передачи отходов 4 класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно" (код по ФККО 1712010101014), образующихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности Общества лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению таких отходов.
Ссылаясь на то, что у Общества имеются договоры на вывоз и захоронение ТБО с ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" и МП "Полигон", которые имеют лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-го - 4-го класса опасности, а, следовательно, предписание не соответствует требованиям п. 3 ст. 4 Федерального закона о 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным требованием.
Суд двух инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа заявителю в удовлетворении его требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов 1-4 класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (действующего до 03.11.2011) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.
Исходя из указанных норм права, обязанность по обеспечению осуществления операций по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства возложена на собственника отходов, который вправе обеспечивать осуществление вышеуказанных операций в области обращения с такими отходами способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а именно: путем передачи отходов 1-4 класса опасности лицу, имеющему соответствующую лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению таких отходов или путем самостоятельного осуществления операций по использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению указанных отходов, имея при этом необходимую лицензию.
Судами установлено, что в процессе осуществления Обществом хозяйственной и иной деятельности за период 2010 год, за январь - апрель 2011 года, июнь - июль 2011 года у него образовались отходы производства и потребления 1-4 класса опасности, в том числе отходы 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно" (код по ФККО 1712010101014).
Лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 4 класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно" у ООО "РАСТР-технология" отсутствует, поэтому Общество обязано было обеспечить осуществление передачи указанных отходов, образующихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению таких отходов.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570, информация, включающая сведения о происхождении, составе, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, готовится заявителем и заносится в паспорт отходов в графу "исходные сведения об отходе" согласно образцу (приложение N 2 к Порядку) на каждый вид отхода.
При этом в позиции "дополнительные сведения" исходных сведений об отходе указывается, в частности, способ использования или обезвреживания данного вида отхода (пункт 2.5.7 Порядка).
В паспорте отходов Общества "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно" (код по ФККО 1712010101014) в разделе "исходные сведения об отходе" в позиции "дополнительные сведения" отражено: "своевременная сдача на утилизацию специализированным предприятиям, имеющим лицензию на данный вид деятельности".
Согласно представленным Обществом справкам об образовавшихся, полученных от других лиц, переданных другим лицам, размещенных отходах производства и потребления за 2010 год, январь-апрель 2011 года, июнь - июль 2011 года, Общество осуществляло передачу образовавшихся и накопленных в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0, 2% до 2, 5% включительно" (код по ФККО 1712010101014), ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" - для транспортирования и МП "Полигон" - для захоронения (т.1, л.д.122-124). Указанное подтверждается копиями актов оказанных услуг ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" от 30.06.2011 N 619 и от 26.07.2011 N 778 и МП "Полигон" от 30.06.2011 N 00002997 и от 31.07.2011 N 00003540, хотя в актах оказанных услуг в графе "наименование работ, услуг" отражено: "вывоз ТБО".
Однако, в лицензиях, выданных Управлением Росприроднадзора по Калужской области Обществу "Спецавтохозяйство Обнинск" (лицензия от 11.04.2011 серия 040 N 00013) и МП "Полигон" (лицензия от 29.12.2010 N 40-0001) в перечне отходов 1-4 класса опасности отсутствуют такие отходы 4 класса опасности как "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0, 2% до 2, 5% включительно" (код по ФККО 1712010101014).
Согласно письмам ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" и МП "Полигон" от 24.08.2011 указанные организация сообщили, что с 23.05.2011 они не осуществляют деятельность по сбору (приему), транспортировке и захоронению отходов 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно" (код по ФККО 1712010101014).
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Обществом не было обеспечено осуществление передачи образовавшихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно" (код по ФККО 1712010101014) лицу (лицам), имеющим лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению указанного вида отходов, что свидетельствует о несоблюдении Обществом требований, установленных пунктом 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Обществу по праву отказано в удовлетворении его требования.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Так как Обществом при подаче кассационной жалобы излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., указанная сумма подлежит возврату Обществу из федерального бюджета в силу пп.1п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А23-5290/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "РАСТР-технология" из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей излишне уплаченной платежным поручением N 1188 от 10.06.2013 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.