г. Калуга |
|
12 сентября 2013 г. |
Дело N А62-7544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 12.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Ключниковой Н.В.
Судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Лысенко Т.В. (г.Смоленск);
- Беспаленкова С.А. - представителя по доверенности от 10.01.2013;
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526, г. Смоленск, пл. Ленина, 1, 214008);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц
Администрации города Смоленска (ИНН 673001001, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, 214000);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
общества с ограниченной ответственностью "Департамент городской недвижимости и права" (ОГРН 1056758395737, ИНН 6729031801, г. Смоленск, ул. Твардовского, 2, 214014);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лысенко Татьяны Валерьевны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2012 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Дорошкова А.Г.) по делу N А62-7544/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лысенко Татьяна Валерьевна (далее - Предприниматель, ИП Лысенко Т.В.) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) от 10.09.2012 N 15667/08 в утверждении акта выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно - жестяных работ), расположенного по ул. Крупской г. Смоленска площадью 799.5 кв. м и возложении на Департамент обязанности утвердить акт выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно - жестяных работ), расположенного по ул. Крупской г. Смоленска площадью 799,5 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Смоленска (далее - Администрация) и общество с ограниченной ответственностью "Департамент городской недвижимости и права".
Решением суда от 19.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2013 решение суда от 19.03.2013 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда, в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Предпринимателя, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 22.03.2010 Предприниматель обратился с соответствующим заявлением о выборе земельного участка, письмом от 04.06.2010 N 12277/08 Департамент сообщил Предпринимателю, что его обращение направлено в Администрацию для обеспечения процедуры выбора земельного участка.
Письмом от 26.05.2010 N 6-3141 Администрация отказала Предпринимателю в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2010 по делу N А62-3701/2010 действия Администрации были признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность по согласованию акта выбора земельного участка площадью 799,5 кв.м. и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте-плане площадью 799,5 кв.м. по ул. Крупской.
Утвердив схему расположения земельного участка и согласовав акт выбора земельного участка, Администрация направила их в Департамент для утверждения акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 10.09.2012 N 15667/08 Департамент отказал Предпринимателю в утверждении акта выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства станции технического обслуживания легковых автомобилей на четыре поста (без малярно-жестяных работ), расположенного по улице Крупской г. Смоленска.
Указав, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В адрес Департамента из управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (вх. N 7229 от 24.08.2012) поступили материалы по результатам выбора земельного участка площадью 799,5 кв. метров по улице Крупской для размещения на нем станции технического обслуживания на 4 поста (без малярно-жестяных работ). В результате рассмотрения указанных материалов установлено следующее; испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4-п. В соответствии с действующими Правилами землепользования застройки города Смоленска основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Ж4-п, соответствуют видам использования, установленным для зоны Ж4. В свою очередь, виды использования земельных участков зоны Ж4 для каждого квартала: принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2 или Ж3, исходя из типа застройки квартала. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала с преобладающей многоэтажной застройкой в связи с чем, к нему применим градостроительный регламент зоны Ж3. Градостроительным регламентом зоны ЖЗ предусмотрено размещение объекта транспорта, в том числе центров по обслуживанию легковых автомобилей, на условно разрешенный вид использования территории и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение. Испрашиваемый земельный участок расположен на второй линии улицы Крупской, следовательно, предполагаемый заявителем вид его использования не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) относятся к V классу опасности, для которых устанавливается охранная (санитарно-защитная) зона 50 метров. Согласно сведениям, полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, и представленному Предпринимателем технико-экономическому обоснованию проекта строительства в границах 50-ти метровой зоны от предприятия автосервиса расположены многоквартирные жилые дома. Департаментом направлялся запрос в Управление Роспотребнадзор по Смоленской области о размере санитарно-защитной зоны для данного объекта и возможности его размещения в границах жилой застройки. На запрос был получен ответ, согласно которому в соответствии с пунктом 3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 22.11.2011 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны, необходимо обосновать размещение таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух. В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, в санитарно-защитной зоне не допускается. Указанные обоснования и расчеты в адрес Департамента и Администрации города Смоленска не поступали. Таким образом, размещение объекта не соответствует санитарным нормам и правилам. Кроме того, согласно пункта 4 статьи 15 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N490 размещение объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространения границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны, а для жилых, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения - за пределы границ земельного участка, на территории которого находятся указанные объекты. Что подтверждает несоответствие размещения вышеуказанного объекта на испрашиваемом земельном участке градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у департамента отсутствуют правовые основания для осуществления процедуры предоставления спорного земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, ссылаясь на постановление Администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 (далее - постановление N 885), действующим с 16.11.2012, определившим, что для строительства объектов транспорта (предприятия автосервиса, автозаправочные и газонаполнительные станции, центры по продаже и обслуживанию автомобилей, крытые автостоянки) предоставление в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, осуществляется исключительно на торгах (пункт 15).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, а также дал дополнительную оценку основаниям оспариваемого отказа Департамента, указав на то, что обращение Предпринимателя от 24.08.2012 не содержало в себе санитарно-эпидемиологического заключения расчетов санитарно-защитной зоны от испрашиваемого земельного участка, а данная документация является обязательной при принятии решения о предварительном согласовании места размещения, следовательно, отказ Департамента, изложенный в письме от 10.09.2011 N 15667/08, является законным.
Между тем, при принятии решения по данному спору суд должен был исходить из следующего.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов необходимо предварительное согласование мест размещения объектов строительства.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из письма Департамента от 10.09.2012 N 15667/08 следует, что отказ последнего в предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания легковых автомобилей на 4 поста мотивирован тем, что испрашиваемый Предпринимателем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4-п. В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Смоленска основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Ж4-п, соответствуют видам использования, установленным для зоны Ж4. В свою очередь, виды использования земельных участков зоны Ж4 для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным и условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или ЖЗ, исходя из типа застройки квартала. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала с преобладающей многоэтажной застройкой, в связи с чем, к нему применим градостроительный регламент зоны ЖЗ. Градостроительным регламентом зоны ЖЗ предусмотрено размещение объектов транспорта, в том числе центров по обслуживанию легковых автомобилей, как условно разрешенный вид использования территории и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.
Испрашиваемый земельный участок расположен на второй линии улицы Крупской, следовательно, предполагаемый Предпринимателем вид его использования не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует.
Таким образом, при определении правомерности отказа Департамента, суду следовало выяснить: возможно ли предоставление испрашиваемого земельного участка по процедуре, которая заявлена Предпринимателем. Соответствует ли она Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, Градостроительному регламенту.
Так же суду следует выяснить: имеет ли Предприниматель разрешение на условно разрешенный вид использования.
Суду следует так же дать оценку доводу Департамента о поступлении к нему 31.08.2012 заявления третьего лица - ООО "Департамент городской недвижимости и права" об осуществлении выбора спорного участка, а в этом случае предоставление испрашиваемого земельного участка можно осуществить только в порядке п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации путем проведения торгов (аукциона).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.03.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу N А62-7544/2012 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.