"1С:Предприятие 7.7" на сборочном автопредприятии
Автосборочное предприятие ЗАО "РосЛада" (г. Сызрань, Самарская область) было создано в 1998 г. в результате совместного решения группы компаний СОК и ОАО "АвтоВАЗ" для конвейерной сборки автомобилей ВАЗ девятой и седьмой серий. Производственные площади предприятия составляют 135 300 м2. В 2003 г. на предприятии собрано более 28 000 автомобилей. Благодаря современным техническим решениям, заложенным в проект изначально, небольшие площади позволяют увеличить объем выпуска до 40 000 автомобилей в год. На предприятии работают около 1000 работников. Основным поставщиком комплектующих является "АвтоВАЗ".
Сотрудники информационного вычислительного центра предприятия с использованием типовых конфигураций системы программ "1С:Предприятие 7.7" на "РосЛаде" автоматизировали бухгалтерский учет и расчет заработной платы. Однако производственное планирование и оперативный производственный учет кладовщики и диспетчеры производства вели в таблицах MS Excel, не связанных между собой. Подобная организация работы приводила к неточностям и не позволяла оперативно получать информацию, необходимую для управления производством и своевременного его обеспечения комплектующими и материалами. В этих условиях для повышения эффективности управления предприятием руководство "РосЛады" приняло решение об автоматизации производственного планирования, а также оперативного производственного и складского учета. Реализация проекта автоматизации была поручена компании "Байт" (1С:Франчайзи, г. Самара).
В автоматизированной системе нужно было предусмотреть планирование обеспечения производства комплектующими с минимизацией при этом складских остатков, получение оперативной информации по остаткам комплектующих на складах и в производстве, а также информации о фактической себестоимости автомобиля по элементам и статьям затрат.
После проведенного обследования деятельности предприятия заказчика специалистами компании "Байт" было составлено техническое задание на разработку автоматизированной системы оперативного учета и производственного планирования на платформе "1С:Предприятие 7.7.". Система была создана на основе собственного программного продукта компании "Машиностроительный модуль", в котором реализован комплекс наработок, использованных ранее для автоматизации управления производством на предприятиях машиностроительной отрасли.
В соответствии с пожеланиями заказчика в системе реализованы хранение технологической информации, оперативный складской учет, оперативный производственный учет, расчет фактической себестоимости, производственное планирование и обмен данными с системой бухгалтерского учета. Она содержит более 40 автоматизированных рабочих мест, рассредоточенных по всем цехам и складам предприятия.
Хранение технологической информации
Для организации ведения производственного и складского учета необходимо хранить информацию обо всех товарно-материальных ценностях (ТМЦ), применяемых на предприятии (материалы, готовая продукция, инструменты и др.), со всеми необходимыми характеристиками, а также о технологии сборки узлов и автомобилей. Для решения этой задачи в системе используется единый справочник ТМЦ, в котором каждое ТМЦ закодировано в соответствии с положением о кодировке, действующим на предприятии.
Технология сборки включает технологические операции, совершаемые на каждом сборочном посту конвейера, устанавливаемые на каждой операции комплектующие, а также информацию о возможной замене одних комплектующих на другие.
База технологической информации является основой всей системы производственного планирования и учета, поэтому данный участок системы был первым введен в эксплуатацию. Для ведения базы технологической информации было создано бюро по кодировке и классификации ТМЦ при отделе главного технолога, которое за один месяц смогло классифицировать, закодировать и выверить информацию обо всех ТМЦ, применяемых на предприятии, о технологии сборки автомобилей и перенести данные в систему.
Оперативный складской учет
В рамках оперативного складского учета на всех основных складах предприятия (центральные материальные склады, оперативные склады производства и участок экспедиции) были организованы автоматизированные рабочие места, на которых оформляются все складские операции и печатаются первичные документы складского учета. Учет двигателей, кузовов и автомобилей ведется по номерам, что позволяет отслеживать движение ТМЦ в разрезе их номеров. Для списанных, но фактически используемых ТМЦ предусмотрена возможность ведения забалансового учета. Для ТМЦ, требующих ведения партионного учета с отслеживанием сроков годности (например, аккумуляторов), в системе реализована соответствующая возможность.
Оперативный производственный учет
При оперативном производственном учете отражаются в реальном режиме времени операции по сборке узлов, выполнение сборочных операций на конвейере, движение автомобилей по конвейеру. Сформированная технологическая база позволяет при отражении каждой сборочной операции автоматически подставлять нормативный материальный состав, списываемый на данной операции, корректировать его и производить при необходимости замену на аналоги.
Отклонение фактического списания ТМЦ от нормативного можно просмотреть с помощью специализированного отчета.
В рамках оперативного производственного учета также отражается брак в производстве, который можно относить как на убытки предприятия, так и на конкретного виновного.
Расчет фактической себестоимости
Учет стоимости всех ТМЦ в системе ведется по фактической себестоимости, которая рассчитывается в конце месяца. При этом стоимость всех ТМЦ хранится в системе по статьям и элементам затрат. Фактическая себестоимость автомобилей определяется на основании данных об израсходованных комплектующих и величины косвенных затрат, которые загружаются из системы бухгалтерского учета. В результате экономисты предприятия получили в свое распоряжение гибкий механизм контроля за себестоимостью автомобилей.
Производственное планирование
Своевременное обеспечение комплектующими главного конвейера является залогом бесперебойной работы всего предприятия. Для облегчения работы отдела снабжения и производственных диспетчеров предприятия в системе предусмотрена возможность формирования основных видов планов - плана производства, плана обеспечения комплектующими и оперативного плана обеспечения постов конвейера. Все виды планов учитывают состояние конвейера предприятия и рассчитываются на основании технологической информации и заданных параметров планирования.
Обмен данными с системой бухгалтерского учета
Реализован обмен данными между автоматизированной системой оперативного учета и производственного планирования и системой бухгалтерского учета. Данная процедура предусматривает обязательную синхронизацию ключевых справочников, а также периодический ежедневный и ежемесячный обмен данными.
В рамках ежедневного обмена данными в систему бухгалтерского учета для оперативного отражения информации о взаиморасчетах передаются приходные и расходные документы. В процессе ежемесячного обмена из системы бухгалтерского учета в систему оперативного учета передается информация о косвенных затратах предприятия. После расчета себестоимости и распределения затрат из системы оперативного учета в систему бухгалтерского учета передаются сводные данные о движении всех ТМЦ и закрытии затратных счетов.
В результате использования автоматизированной системы четко прослеживаются все этапы формирования себестоимости автомобилей, информация об остатках и движении ТМЦ отражается оперативно, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия в данном месяце рассчитывается в десятых числах следующего месяца.
Внедрение автоматизированной системы на "РосЛада" продолжалось семь месяцев, включая обследование и разработку технического задания длительностью один месяц. В настоящее время проект завершен и система эксплуатируется в полном объеме.
И. Воронцов,
1С:Франчази "Байт"
Контактный телефон (8462) 76-45-88
"Финансовая газета", N 45, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71