г. Калуга |
|
08 октября 2013 г. |
Дело N А08-5760/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2013.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
Смолко С.И.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Орион" (ОГРН 1023102159299, ИНН 3117000230, Белгородская область, Ровеньский р-н, Клиновый х., 309740);
- Полтавцева В.Н. - директора (протокол от 12.01.2011 N 1); Полтавцева А.В. - представителя по доверенности от 01.08.2012;
от Администрации Ровеньского района Белгородской области (Белгородская область, п. Ровеньки, ул. Ленина, 50, 309740);
- Удовиченко А.И. - представителя по доверенности от 01.04.2013;
от третьих лиц:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (г. Белгород, ул. Попова, 20, 308600);
- Ефимовой Н.И. - представителя по доверенности от 27.12.2012 N ОК-05/2300;
Департамента имущественных и земельных отношений Белгородскй области (г. Белгород, пл. Соборная, 4, 308005);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
отдела водных ресурсов по Белгородской области Федерального агентства водных ресурсов Донского бассейнового водного управления (г. Белгород, ул. Студенческая, 18, 308027)
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Орион" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 (судьи Миронцева Н.Д.. Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А08-5760/2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Орион" (далее - ЗАО "Орион", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с требованиями о признании незаконными действий администрации Ровеньского района (далее - Администрация), изложенных в ответах на заявление N 1134, N 1135, N 1127, N 1128, N 1129, N 1130, N 1131, N 1132 от 03.07.2012 по отказу в предоставлении в собственность земельных участков под водохозяйственными сооружениями прудов: с кадастровым номером 31:24:0904002:40, расположенном в границах ОАО "Агро-Союз" (СПК им. Ленина), с кадастровым номером 31:24:0905004:1, расположенном в границах ОАО "Агро-Союз" (СПК им. Ленина), с кадастровым номером 31:24:0405001:126, расположенном в границах СПК "1 мая", с кадастровым номером 31:24:0405001:127, расположенном в границах СПК "1 мая", с кадастровым номером 31:24:03055001:9, расположенном в границах колхоза "Советская Россия", с кадастровым номером 31:24:0305001:19, расположенном в границах колхоза "Советская Россия", с кадастровым номером 31:24:0504002:26, расположенном в границах СПК "Заветы Ильича", с кадастровым номером 31:24:0504002:27, расположенном в границах СПК "Заветы Ильича" и предоставлении в собственность Общества указанных земельных участков, путем направления в адрес заявителя проектов договора купли-продажи.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Отдел водных ресурсов по Белгородской области Донского Бассейнового Водного Управления, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Белгородской области (далее - Теруправление, ТУФА УГИ), Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 23.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2013 решение суда от 23.11.2012 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, Администрации, Теруправления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании решения Арбитражного суда Белгородской области от 17.07.1997 постановлением главы администрации Ровеньского района от 15.09.1997 N 187 ЗАО "Орион" предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки под приватизированным предприятием общей площадью 393,5 га, в том числе, в границах хозяйств: АО "Золотое руно" - 178 га под водой, АО "Рассвет" - 63 га под водой, АО "Заря" - 42 га под водой, АО "Нива" - 30 га под водой, колхоз "Советская Россия""- 72 га под водой и 8 га под сооружениями пруда и водоохранной зоной.
На основании того же решения суда, постановлением главы администрации Ровеньского района от 12.03.1998 N 45 ЗАО "Орион", предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки под приватизированным предприятием общей площадью 10,28 га из земель, находящихся в долевой и совместной собственности, в том числе, в границах хозяйств: СПК имени Ленина - 6,92 га под дамбой, отводящими каналами, сбросным сооружением, рыбосборником и участок между ними, АОЗТ "Рассвет" - 0,63 га под отводящими каналами, АОЗТ "Заря" - 1,11 га под дамбой, отводящими каналами, сбросным сооружением и рыбосборником, колхоз "1 Мая" - 1,61 га под дамбой, отводящими каналами, сбросным сооружением и рыбосборником.
11.12.1997 Обществу выдано свидетельство N 31:24:48:47:28:30:24:12 о праве собственности на землю, в соответствии с которым, ЗАО "Орион" в границах сельских хозяйств "Золотое руно", "Рассвет", "Заря", "Нива", колхоз "Советская Россия" предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки площадью 393,5 га и 10,28 га.
25.06.2012 ЗАО "Орион" обратилось в Администрацию с заявлениями о покупке земельных участков с кадастровым номером 31:24:0904002:40, расположенном в границах ОАО "Агро-Союз" (СПК им. Ленина), с кадастровым номером 31:24:0905004:1, расположенном в границах ОАО "Агро-Союз" (СПК им. Ленина), с кадастровым номером 31:24:0405001:126, расположенном в границах СПК "1 мая", с кадастровым номером 31:24:0405001:127, расположенном в границах СПК "1 мая", с кадастровым номером 31:24:03055001:9, расположенном в границах колхоза "Советская Россия", с кадастровым номером 31:24:0305001:19, расположенном в границах колхоза "Советская Россия", с кадастровым номером 31:24:0504002:26, расположенном в границах СПК "Заветы Ильича", с кадастровым номером 31:24:0504002:27, расположенном в границах СПК "Заветы Ильича".
Письмами от 03.07.2012 N N 1134, 1135, 1127, 1128, 1129, 1130, 1131, 1132 Обществу отказано в предоставлении в собственность вышеперечисленных участков на основании статьи 27 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ).
Посчитав действия Администрации противоречащими земельному законодательству и нарушающими права в сфере предпринимательской и экономической деятельности, Общество обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, покрытые поверхностными водами, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом и водным законодательством.
В соответствии с нормами части 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Частями 2, 3 указанной статьи определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Частью 2 статьи 8 ВК РФ определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Согласно части 2 указанной статьи земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 3 этой же статьи, земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов (часть 4 статьи 7 Закона N 73-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 7 Закона N 73-ФЗ под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами в пределах береговой линии.
В силу положений части 1 статьи 8 Кодекса все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего, на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Из материалов дела следует, что испрашиваемые земельные участки образованы путем раздела земельного участка площадью 403,78 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно сведениям отдела водных ресурсов по Белгородской области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов пруды и водохранилища на земельных участках, предоставленных Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, образованы с помощью плотин и дамб, следовательно, они расположены на водотоках, разрывающих береговую линию, которые являются совокупными элементами географической сети бассейна реки Дон.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.08.2002 по делу N А08-6245/01-15, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, установлено, что все четыре пруда, расположенные на разделенном земельном участке, не являются обособленными, а имеют гидравлическую связь с другими водными объектами - реками.
Таким образом, проанализировав нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае оснований отнесения вышеуказанных спорных земельных участков к муниципальной собственности не имеется.
Остальные доводы кассационной жалобы отклоняются судом, поскольку пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать исследованные судами доказательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А08-5760/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.