ФНС России в связи с интернет-обращением о порядке предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по расходам на приобретение садового дома (нежилого здания) сообщает следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных им расходов на приобретение на территории Российской Федерации жилых домов и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 220 Кодекса для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет в налоговый орган:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункта 6 пункта 3 статьи 220"
- договор о приобретении жилого дома, документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на жилой дом, - при приобретении жилого дома;
- документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на земельный участок, и документы, подтверждающие право собственности на жилой дом, - при приобретении земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах бюджетной и налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
При этом на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно разъяснениям ФНС России, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации и доведенным по системе налоговых органов письмом от 19.07.2013 N ЕД-4-3/13167, имущественный налоговый вычет при приобретении жилого строения может быть предоставлен налогоплательщику с момента признания строения жилым домом.
Вместе с тем, поскольку налогоплательщик приобрел садовый дом (назначение - нежилое), который впоследствии был признан жилым домом, у налогоплательщика отсутствует факт приобретения жилого строения (дома), налогоплательщик не вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Следует также отметить, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики вправе получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
В этой связи налогоплательщик также вправе самостоятельно обратиться в Министерство финансов Российской Федерации для получения разъяснений по интересующему вопросу.
Вместе с тем, следует отметить, что вопрос о порядке предоставления имущественного налогового вычета в случае перевода лицом нежилого помещения в жилое был предметом рассмотрения в судебных органах Российской Федерации. В частности, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 N 1164-О отмечено, что законоположения, в том числе предусмотренный ими состав документов, необходимых для предоставления налогового вычета, предполагают поощрение налоговой льготой именно строительства и приобретения гражданами жилья, а не перевода уже принадлежащих им нежилых помещений в объекты жилой недвижимости, который по содержанию и правовым последствиям не равнозначен строительству жилых помещений или их приобретению по договору. Это само по себе не исключает установления законом иных налоговых льгот на иных условиях, нежели имущественный налоговый вычет, предоставляемый в связи со строительством или приобретением жилья, и вместе с тем не ставит под сомнение конституционность оспариваемых законоположений, которые предусматривают именно такой налоговый вычет.
Сообщаем также, что обязанность по предоставлению услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков возложена на налоговые органы пунктом 4 статьи 32 Кодекса, порядок предоставления такой услуги определен Административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ (далее - Административный регламент).
Единому Контакт-центру ФНС России (далее - ЕКЦ) делегированы полномочия по предоставлению заявителям услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях с использованием единого телефонного номера на территории Российской Федерации в соответствии с утвержденным порядком с соблюдением норм и требований, предусмотренных Административным регламентом.
По итогам проведенного анализа диалогов, состоявшихся между налогоплательщиком и сотрудниками ЕКЦ в период с 20.04.2021 по 23.06.2021, установлен факт предоставления операторами ЕКЦ различной информации по вопросу порядка предоставления имущественного вычета по произведенным налогоплательщиком расходам на приобретение садового дома (нежилого здания), признанного впоследствии жилым домом.
ФНС России приносит извинения в связи со сложившейся ситуацией и сообщает, что актуальные разъяснения по рассматриваемому вопросу в настоящее время доведены до сведения операторов ЕКЦ.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если приобретен садовый дом (назначение - нежилое), который впоследствии был признан жилым домом, то отсутствует факт приобретения жилого строения (дома) и налогоплательщик не вправе претендовать на имущественный налоговый вычет.
Письмо Федеральной налоговой службы от 15 июля 2021 г. N БС-3-11/5015@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", сентябрь 2021 г., N 9