г. Калуга |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А14-12836/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 04.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Трудовые Резервы" (ОГРН 1044002800665, ИНН 4003015080, Дом отдыха "Балабаново", г.Балабаново, Боровский р-н, Калужская область, 249000) - Рухова В.Н. (ордер от 27.09.2013 N 021990),
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800, ул.Вилонова, 5, г.Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: Управления Федеральной службы безопасности по Калужской области (ОГРН 1034004602268, ИНН 4028004059, ул.Ленина, д.72, г.Калуга, 248001)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трудовые Резервы" на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2013 (судья Дорошина А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Еремичева Н.В., Тиминская О.А., Заикина Н.В.) по делу N А23-4271/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трудовые резервы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконной передачи Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Калужской области) в Управление Федеральной службы безопасности по Калужской области подлинников следующих дел правоустанавливающих документов: N 02-47402, 02-47403, 02-47401, 02-47400, 02-47399, 02-47398, 02-47397, 02-47396, 02-47395, 02-47394, 02-47391, 02-47390, 02-47392, 02-47393, 02-47330, 02-47333, 02-47349, 02-47350, 02-47351, 02-47352, 02-47359, 02-47331, 02-47332, 02-47345, 02-47340, 02-47338, 02-47337, 02-47335, 02-47333, 02-47346, 02-47347, 02-47348, 02-47358, 02-47357, 02-47353, 02-47328, 02-47409, 02-47412, 02-47414, 02-47417, 02-47416, 02-47415 и кадастровыми номерами 40:03:110806:62, 40:03:110806:60, 40:03:110806:59, 40:03:110806:58, 40:03:110806:57, 40:03:110806:77, 40:03:110806:76, 40:03:110806:75, 40:03:110806:74, 40:03:110806:73, 40:03:110806:70, 40:03:110806:71, 40:03:110806:69, 40:03:110806:65, 40:03:110806:61, 40:03:110806:78, 40:03:110806:90, 40:03:110806:91, 40:03:110806:92, 40:03:110806:93, 40:03:110806:97, 40:03:110806:79, 40:03:110806:80, 40:03:110806:86, 40:03:110806:85, 40:03:110806:84, 40:03:110806:83, 40:03:110806:82, 40:03:110806:81, 40:03:110806:87, 40:03:110806:88, 40:03:110806:89, 40:03:110806:96, 40:03:110806:95, 40:03:110806:94, 40:03:110806:56, 40:03:110806:64, 40:03:110806:63, 40:03:110806:66, 40:03:110806:72, 40:03:110806:68, 40:03:110806:67 в отношении земельных участков ООО "Трудовые резервы", расположенных по адресу: Калужская область, Боровский район, г. Балабаново, Дом отдыха "Балабаново", и о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в невыдаче обществу свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами с 40:03:110806:57 по 40:03:110806:60 включительно и с 40:03:110806:62 по 40:03:110806:77 включительно, об обязании Управления выдать обществу свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами с 40:03:110806:57 по 40:03:110806:60 включительно и с 40:03:110806:62 по 40:03:110806:77 включительно, расположенные по адресу: Калужская область, Боровский район, г.Балабаново, Дом отдыха "Балабаново", в том числе свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами 40:03:110806:57 и 40:03:110806:66.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 04.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы безопасности по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Трудовые резервы" просит внести изменения в мотивировочные части решения и постановления судов в части признания законными действий Управления по основаниям не нарушения норм, установленных в пункте 1 части 1, частях 2, 3 статьи 15 Федерального Закона от 12.08.1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) и части 4 статьи 12 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав, что при передаче дел правоустанавливающих документов в отношении земельных участков общества были нарушены положения ч.4 ст.12 Закона N 122-ФЗ, как специальной нормы по отношению к норме, указанной в п.1 ч.1, ч.2, ч.3 ст.15 Закона N 144-ФЗ. Также кассатор просит отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 в части отказа в удовлетворении требований о признании бездействий Управления, выразившихся в отказе выдать оплаченные свидетельства о государственной регистрации прав на земельные участки общества, принять новое решение об удовлетворении в этой части требований ООО "Трудовые резервы".
Обосновывая доводы кассационной жалобы, общество указывает, что судами неверно применены нормы Закона N 144-ФЗ по отношению к Закону N 122-ФЗ.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя ООО "Трудовые резервы", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Трудовые резервы" на основании договора купли-продажи имущества от 16.08.2007, заключенного с ООО Дом Отдыха "Балабаново" приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером: 40:03:00 00 00:0113 площадью 204113 кв.м., расположенный по адресу: Калужская область, Боровский район, г.Балабаново, Дом отдыха "Балабаново", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Калужской области 23.10.2007.
Данный земельный участок был разделен на ряд земельных участков.
20.08.2012 ООО "Трудовые резервы" обратилось в Боровский отдел Управления Росреестра по Калужской области с заявлениями о государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки, о чем обществу были выданы расписки.
17.09.2012 ООО "Трудовые резервы" обратилось в регистрирующий орган с заявлением, в котором просило дать объяснения на каком основании не были произведены регистрационные действия по заявлениям о государственной регистрации права на земельные участки, на которые получены расписки в получении за N N 992-995,997-999, 1-13.
Письмом от 21.09.2012 N 1038 Боровский отдел Управления Росреестра по Калужской области сообщил обществу о том, что регистрационные действия были произведены в установленный законом срок, однако выдать документы не представляется возможным, в связи с тем, что дела переданы в Управление ФСБ России по Калужской области.
Считая действия регистрационного органа по передачи регистрационных дел в УФСБ по Калужской области и отказ в выдаче свидетельств о государственной регистрации права незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не усмотрел нарушений в действиях Управления Россрестра по Калужской области, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона N 144-ФЗ законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Кроме того, суд указал, что действия по передаче правоустанавливающих документов в отношении земельных участком общества, перечисленных в протоколе от 14.09.2012, и действия, выразившиеся в не выдаче свидетельств о регистрации права, не нарушили права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия судей согласилась с выводами суда, указав также, что отсутствие у регистрирующего органа подлинников дел правоустанавливающих документов не является препятствием для государственной регистрации перехода прав на объекты недвижимого имущества, при этом общество имеет возможность получить соответствующие сведения из ЕГРП.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч.4 ст.200 АПК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Как следует из материалов дела, на основании постановления заместителя начальника Управления ФСБ России по Калужской области от 12.09.2012 произведена выемка дел правоустанавливающих документов, а так же свидетельств о государственной регистрации права ООО "Трудовые резервы" на земельные участки с кадастровыми номерами с 40:03:110806:57 по 40:03:110806:60 включительно и с 40:03:110806:62 по 40:03:110806:77 включительно.
Постановлением Боровского районного суда Калужской области от 30.10.2012, вступившим в законную силу, действия сотрудников УФСБ России по Калужской области, связанные с проведением оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" 14.09.2012 признаны законными.
В соответствии с вышеуказанным и учитывая положения части 5 статьи 15 Федерального закона N 144-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о законности действий Управления по передаче дел правоустанавливающих документов сотрудникам органа дознания УФСБ России по Калужской области.
В кассационной жалобе общество просит изменить мотивировочную часть судебных актов, указав, что действия сотрудников Управления Росреестра по Калужской области по передаче правоустанавливающих дел сотрудникам УФСБ по Калужской области не соответствуют части 4 статьи 12 Закона N 122-ФЗ.
Кассационная коллегия судей не может признать указанный довод жалобы обоснованным по следующим основаниям.
Действительно положениями пункта 4 статьи 12 Закона N 122-ФЗ установлено основание выемки разделов Единого государственного реестра прав, документов, хранящихся в делах правоустанавливающих документов, книг учета документов - признание их вещественными доказательствами по уголовному делу.
Указанная статья не регулирует взаимоотношения регистрирующего органа с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ об оперативно-розыскной деятельности на территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям, в том числе органов Федеральной службы безопасности. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 144-ФЗ.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что при оценке действий Управления Росреестра по Калужской области и УФСБ по Калужской области следует руководствоваться положениями Закона N 144-ФЗ, как специального закона, определяющего содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 15.07.2004 N304-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трифоновой Валентины Степановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 6 и пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству. Правовая позиция, согласно которой временное изъятие имущества в конституционно оправданных целях допустимо при наличии гарантии последующего судебного контроля, сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 мая 1997 года по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о незаконности действий Управления Росреестра по Калужской области по невыдаче свидетельств обществу на принадлежащие ему участки правомерно отклонена судами первой и апелляционной инстанции, так как выемка (изъятие) дел правоустанавливающих документов и подлинных свидетельств о государственной регистрации права не нарушает права общества в области экономической и иной хозяйственной деятельности, поскольку регистрационные действия были совершены своевременно, общество не лишено возможности получить соответствующие сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу N А23-4271/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Трудовые Резервы" излишне уплаченную по чеку-ордеру от 22.07.2013 N 0175 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.