Решение Суда по интеллектуальным правам от 9 июля 2021 г. по делу N СИП-571/2020
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 6 июля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 9 июля 2021 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего - судьи Голофаева В.В.,
судей - Ерина А.А., Рогожина С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зангиевым И.А. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Байкал" (ул. Горького, д. 31, эт. 4, пом. 408, г. Иркутск, 664001, ОГРН 1095031003462) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 17.04.2020 об отказе в удовлетворении заявления о признании обозначения "БАЙКАЛ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Байкал" - Медведев Н.Ю. (по доверенности от 02.07.2020) и Гришанова Г.И. (по доверенности от 26.01.2021);
от Федеральной службы по интеллектуальной собственности - Субботин А.А. (по доверенности от 24.08.2020).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Байкал" (далее - общество "Байкал", заявитель) обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 17.04.2020 об отказе в удовлетворении заявления о признании с 01.05.2019 обозначения "БАЙКАЛ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком в отношении товаров 32-го класса "безалкогольные газированные напитки" Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ).
Решением Суда по интеллектуальным правам от 02.10.2020 заявленные требования удовлетворены, на Роспатент возложена обязанность произвести регистрацию на имя общества "Байкал" обозначения "БАЙКАЛ" в качестве общеизвестного в Российской Федерации товарного знака в отношении товаров "безалкогольные газированные напитки" 32-го класса МКТУ.
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 19.02.2021 указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции.
Общество "Байкал" мотивирует заявленное требование тем, что представленные им доказательства подтверждают общеизвестность в Российской Федерации с 01.05.2019 словесного обозначения "БАЙКАЛ" в отношении товаров 32-го класса МКТУ "безалкогольные газированные напитки". В связи с этим, по мнению заявителя, решение Роспатента от 17.04.2020 противоречит пункту 1 статьи 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, по мнению заявителя, Роспатент необоснованно не принял во внимание доказательства использования комбинированного обозначения "Байкал" "" в форме темной этикетки, в центральной части которой располагается стилизованное изображение озера Байкал и выполненный по дуге словесный элемент "БАЙКАЛ", при оценке известности словесного обозначения "БАЙКАЛ", входящего в его состав.
Кроме того, Роспатент неправомерно уклонился от оценки представленных заявителем доказательств использования обозначения "БАЙКАЛ" в ином виде, чем комбинированное обозначение "БАЙКАЛ", в том числе с использованием различных шрифтов и написания.
Общество "Байкал" также указывает, что является правообладателем серии товарных знаков с доминирующим словесным элементом "БАЙКАЛ", используемых для индивидуализации товаров 32-го класса МКТУ с 1977 года. При этом вступившими в законную силу судебными актами, в том числе по делам с участием Роспатента, установлено, что указанные товарные знаки со словесным обозначением "БАЙКАЛ" присутствуют на товарном рынке России длительное время (около 40 лет), а объемы производства и реализации товаров с использованием этого обозначения позволяют прийти к выводу об их широкой известности.
Кроме того, по мнению общества "Байкал", Роспатент при рассмотрении заявления допустил нарушение принципа единообразия правоприменительной практики и произвольное толкование закона, что обусловлено признанием в качестве общеизвестных товарных знаков на имя иных заявителей словесных обозначений, которые фактически использовались в различном написании и графике, при этом заявителю в применении такого подхода было отказано.
Общество "Байкал" полагает, что, вопреки мнению Роспатента, законодательство не содержит положений, препятствующих признанию общеизвестными нескольких товарных знаков на имя одного лица. При этом возможность предоставления одних и тех же доказательств с заявлениями о предоставлении правовой охраны разным общеизвестным товарным знакам подтверждается сложившейся судебной практикой.
Общество "Байкал" также отмечает, что изначально соответствующие доказательства были представлены совместно с заявлением о предоставлении правовой охраны в качестве общеизвестного товарного знака словесному обозначению "БАЙКАЛ". В свою очередь, заявление о признании общеизвестным товарным знаком комбинированного обозначения было подано позднее по рекомендации Роспатента.
Заявителем оспаривается вывод административного органа о недостоверности и неотносимости аналитического отчета по итогам всероссийского социологического опроса потребителей "Характер известности товарного знака "БАЙКАЛ" среди потребителей России" (далее - аналитический отчет) к рассматриваемому вопросу о признании с 01.05.2019 обозначения "БАЙКАЛ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Общество "Байкал" полагает, что представленный аналитический отчет соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам.
Роспатент представил отзыв, в котором поддерживает доводы оспариваемого решения, считает его соответствующим нормам законодательства в области правовой охраны товарных знаков, а требования заявителя необоснованными.
При новом рассмотрении дела стороны представили письменные пояснения. Заявитель также представил сведения о вариантах этикеток, использовавшихся им в различные годы, содержащих словесный элемент "БАЙКАЛ".
В судебном заседании представители общества "Байкал" поддержали заявленные требования.
Представитель Роспатента возражал против удовлетворения заявленных требований, просил оставить оспариваемое решение без изменения.
Выслушав доводы явившихся в судебное заседание представителей, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, исполнив обязательные для суда указания президиума Суда по интеллектуальным правам, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в Роспатент 29.10.2019 поступило заявление общества "Байкал" о признании с 01.05.2019 словесного обозначения "БАЙКАЛ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком в отношении товаров 32-го класса МКТУ "безалкогольные напитки (лимонады)".
В ходе рассмотрения заявления общество "Байкал" обратилось в Роспатент с ходатайством от 11.03.2020 об изменении перечня товаров, в отношении которых им испрашивалось признание словесного обозначения "БАЙКАЛ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, которое Роспатентом было удовлетворено, требование рассмотрено в отношении товаров 32-го класса МКТУ "безалкогольные газированные напитки".
По результатам экспертизы заявленного на регистрацию обозначения Роспатент 17.04.2020 принял решение об отказе в удовлетворении заявления общества "Байкал".
Общество "Байкал", полагая, что решение Роспатента от 17.04.2020 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 ГК РФ, пункт 138 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установленный законом срок заявителем соблюден, что не оспаривается Роспатентом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Роспатента на вынесение оспариваемого решения заявителем не оспариваются, установлены статьей 1500 ГК РФ и пунктом 5 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оспариваемое решение относится к ненормативным правовым актам, поскольку вынесено уполномоченным лицом (Роспатентом), содержит отказ в удовлетворении поданного обществом "Байкал" заявления, затрагивает его права и законные интересы.
С учетом даты подачи заявления (29.10.2019) применимыми правовыми актами для оценки правомерности выводов Роспатента, изложенных в оспариваемом ненормативном правовом акте, являются Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция), ГК РФ и Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.08.2015 N 602 (далее - Административный регламент).
В силу пункта 1 статьи 6.bis Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной Конвенции.
Согласно пункту 1 статьи 1508 ГК РФ по заявлению лица, считающего используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации, по решению Роспатента может быть признан общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак в результате его интенсивного использования стал на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения: об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения; о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность; о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты); о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
Для подтверждения общеизвестности заявленного обозначения на территории Российской Федерации обществом представлены документы, в числе которых: аналитический отчет по итогам всероссийского социологического опроса потребителей "Характер известности товарного знака "БАЙКАЛ" среди потребителей России", использующегося для маркировки товаров 32-го класса МКТУ "напитки безалкогольные, лимонады"; отчёт об оценке рыночной стоимости исключительных прав общества "Байкал" на товарные знаки "БАЙКАЛ" N 30/05/19 и экспертное заключение на отчёт; выписка из реестра товарных знаков на товарный знак "БАЙКАЛ" по свидетельству Российской Федерации N 141917; копии свидетельств на товарные знаки "БАЙКАЛ"; копии лицензионных договоров о предоставлении права использования товарных знаков "БАЙКАЛ" по свидетельствам Российской Федерации N 152007 и N 141917, заключенных между обществом "Байкал" и обществом с ограниченной ответственностью "ПК "АКВАЛАЙФ", товарных знаков "Байкал" по свидетельствам Российской Федерации N N 59925, 151442, 203612, заключенных между Государственным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности" и обществом "Байкал"; копии сублицензионных договоров от 29.11.2011 о предоставлении права использования товарных знаков "БАЙКАЛ" по свидетельствам Российской Федерации N N 152007, 141917, заключенных между обществом "Байкал" и обществом с ограниченной ответственностью "ПК "АКВАЛАЙФ", товарных знаков по свидетельствам N N 152007, 141917, заключенных между обществом "Байкал" и обществом "ПК "АКВАЛАЙФ"; копия договора поставки N ОРОН-1301-201105 от 01.03.2011; копия лицензии на пользование недрами: серия МСК N 03027; копия свидетельства о регистрации общества "Байкал"; копия листа записи из Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на общество "Байкал"; выписка из ЕГРЮЛ в отношении общества "Байкал"; копия Устава общества "Байкал"; письмо общества "Байкал" (г. Ульяновск); копия договора N 1У/2012 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Управляющему; меморандум Baker McKenzie; копия заявления о внесении товарного знака "БАЙКАЛ" в Реестр объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы России от 25.10.2019 вх. N 56256; копии документов, подтверждающих участие в международных выставках, конкурсах, ярмарках с присвоением золотых и серебряных медалей в период с 1997 года по 2019 год, благодарственные письма; информационное письмо Всесоюзного научно-исследовательского института пиво-безалкогольной промышленности (далее - ВНИИ ПБП) от 13.12.2001 N 715; рецептура напитка "БАЙКАЛ"; договоры на создание научно-технической документации от 21.05.2011, от 29.07.2015; протоколы испытаний N 06-30414\13 от 04.03.2016, N 19813 от 09.07.2018, N 3758 от 21.02.2018, N 3759 от 21.02.2108; сертификат кошерности; протоколы заседания дегустационной комиссии от 30.11.2004, 29.11.2006, 28.11.2007, 25.11.2009, 24.11.2010; сертификат соответствия N 0243520; декларации о соответствии таможенного союза; декларации о соответствии Европейского экономического сообщества (ЕЭС); отчёты ВНИИ ПБП за 1972 - 1982 годы; приказы Министерства пищевой промышленности Союза Советских Социалистических Республик (далее - СССР) N 193 от 29.10.1976, N 119 от 08.06.1977, N 165 от 15.08.1977, N 34 от 07.02.1980; лицензионные соглашения и договоры с 19.07.1979 по 16.08.2008 с разными лицами; письмо от 07.09.1979 N 1-22/4886; акт от 01.02.1980; письмо от 19.02.1980 N 1-20; письмо от 19.02.1980 N 1-20/508; служебная записка от 18.02.1980; акт от 30.05.1980; письмо от 16.01.1985 N 1-17; отчеты об уплате роялти - лицензионные соглашения по товарному знаку "БАЙКАЛ"; смета расходов лицензиара по разработке, внедрению регистрации и рекламе товарного знака "БАЙКАЛ" на 1988 - 1997 годы; отчёты о выпуске напитка "БАЙКАЛ" за период с 10.02.1997 по 30.03.1997; справки об объёмах производства напитка "БАЙКАЛ"; договоры на разработку дизайна рекламных материалов, сведения об ассортименте товаров, протоколы, письма, служебные записки, акты за период с 27.03.1979 по 16.01.1985; справка о производстве напитков "БАЙКАЛ" за 1986 год, дело N 606-51, дело N 606-29; исследование производства безалкогольных напитков в сегменте "БАЙКАЛ"; данные ритейл-аудита за период с 2010 по 2011 годы; письмо от 18.08.2016 N 02.01, перечень затрат на маркетинг и рекламу; договоры на оказание маркетинговых услуг с 01.12.2010 по 06.02.2019; данные ритейл-аудита компании "Nielsen"; договоры с 01.12.2008 по 28.06.2019 с товарными накладными и счётами-фактурами; сведения об использовании обозначения в сети Интернет; отчет "MediaPlan"; договоры поставки от 12.04.2010 по 23.05.2019 с товарными накладными; контракты с иностранными партнерами с 24.02.2012 по 02.04.2019; справка по отгрузкам напитка "БАЙКАЛ" в зарубежные страны; копии рекламных материалов напитка "БАЙКАЛ"; показатели развития бренда "БАЙКАЛ" в динамике; решения судебных органов; копии эфирных справок различных телеканалов; выписки из сборника "Рецептуры на безалкогольные напитки" 1973 года, 1991 года; копия агентского соглашения от 10.05.2018 N 1; копия рецептуры РЦ 1107-67320412-01-15 от 31.07.2015; этикетки напитка "БАЙКАЛ".
Проанализировав представленные заявителем документы, Роспатент установил, что заявитель является правообладателем серии товарных знаков в России со словесным элементом "БАЙКАЛ", правовая охрана которых действует в отношении товаров "безалкогольные напитки".
Из представленных документов следует, что с апреля 2011 года общество "Байкал" является единственной компанией, контролирующей производство и дистрибуцию безалкогольных газированных напитков под наименованием "БАЙКАЛ" на территории Российской Федерации, а также использующей товарные знаки с элементом "БАЙКАЛ" по свидетельствам Российской Федерации N 59925, N 152007, N 203612, N 141917, N 152007, N 151442.
Промышленный розлив безалкогольных газированных напитков, маркированных комбинированным обозначением в форме темной этикетки, в центральной части которой располагаются стилизованное изображение озера Байкал, а также выполненный по дуге словесный элемент "БАЙКАЛ", осуществляется на основании лицензионного соглашения с заявителем на предприятии общества с ограниченной ответственностью "ПК "АКВАЛАЙФ" (ОГРН 1103316001216) согласно Рецептуре РЦ 1107-67320412-01-015 по ГОСТ 28188-2014 от 01.04.2014.
Роспатент установил, что производимые по лицензии общества "Байкал" безалкогольные газированные напитки соответствуют требованиям к качеству и безопасности пищевых продуктов и на протяжении многих лет поставляются в различные государственные учреждения, предприятия оптовой и розничной торговли по всей территории Российской Федерации от Сахалина до Калининграда. Дополнительно реализация товаров общества осуществляется через интернет-магазины. Объемы реализуемой продукции в период с апреля 2011 г. по июль 2019 г. непрерывно росли, достигнув более чем 15 миллионов литров в 2018 году.
Согласно данным ритейл-аудита, проведенного независимой аналитической компанией "Nielsen" в августе 2019 г., доля производства безалкогольного газированного напитка под наименованием "Байкал", произведенного лицензиатом общества "Байкал" - обществом с ограниченной ответственностью "ПК "АКВАЛАЙФ", составляла в 2017 году - 94,95%, в 2018 году - 97,81%, в первом полугодии 2019 г. - 98,17%. При этом рыночная доля данного напитка от всего объема безалкогольных газированных напитков в Российской Федерации среди отечественных производителей составляла в первом полугодии 2019 г. - 5,2%, в 2018 году - 4,6%, в 2017 году - 3,4%.
Роспатент также установил, что безалкогольные газированные напитки, маркированные комбинированным обозначением "БАЙКАЛ" в оригинальной графике, поставляются в 20 зарубежных стран.
Дистрибуция безалкогольных газированных напитков, маркированных комбинированным обозначением "БАЙКАЛ", на территории Российской Федерации осуществлялась и продолжает осуществляться через розничные сети, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кеш энд Керри", закрытому акционерному обществу "Дикси", обществу с ограниченной ответственностью "AI ПАН", закрытому акционерному обществу "Торговый дом "Перекресток", обществу с ограниченной ответственностью "Копейка", обществу с ограниченной ответственностью "Лента", и другие сети по всей территории Российской Федерации.
На рекламу и продвижение на рынке безалкогольных газированных напитков, маркированных комбинированным обозначением "БАЙКАЛ", затрачено: в 2013 году - 90 000 000 рублей, в 2014 году - 76 787 260 рублей, в 2015 году - 94 794 497 рублей, в 2017 году - 148 922 175 рублей, в 2018 году - 74 027 790 рублей. Реклама проводилась различными способами, в том числе распространением рекламных буклетов, наружной рекламой (плакаты, билборды, уличные перетяжки), рекламой на транспорте (в вагонах метро, на грузовых автомобилях), спонсорской деятельностью, телевизионной рекламой, рекламой в печатных средствах массовой информации и в сети Интернет, производством сувенирной продукции (настенных календарей, пакетов, канцелярских папок), участием в выставках и др.
Общество "Байкал" выступало спонсором международных спортивных мероприятий и соревнований, например чемпионата мира по футболу, международного турнира Гран-При по художественной гимнастике 2008 года; партнером Кубка Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по футболу в июле 2017 г.; партнером футбольных клубов, например футбольного клуба "Химки"; участником Всероссийского чемпионата мира среди барменов в июле 2018 г., празднования Дня бармена 2019 года и др.
Роспатент также установил, что общество "Байкал" является владельцем сайта "baikall977.ru", на котором рекламируется безалкогольный газированный напиток, маркированный комбинированным обозначением в виде темной этикетки, включающей словесный элемент "БАЙКАЛ" в оригинальной графике. Телевизионная реклама безалкогольных газированных напитков, маркированных этикетками со словесным элементом "БАЙКАЛ", проводилась на федеральных и региональных каналах (Первый, Россия 1, Россия 24, ТНТ, СТС, НТВ, Домашний, Звезда, Матч ТВ, Пятница, ТВ центр, Пятый, Рен-ТВ, ТВ-3, Че и др.) по всей территории Российской Федерации. Только на телевизионную рекламу продукта в 2011 году было затрачено 13 650 000 рублей.
Безалкогольные газированные напитки, маркированные комбинированным обозначением "БАЙКАЛ", неоднократно представлялись на различных международных независимых экспертных конкурсах, форумах, выставках, ярмарках и завоевывали высшие награды (золотые и серебряные медали, дипломы 1 степени) независимых экспертных конкурсов. Так, они экспонировались на Международной ярмарке продовольственных товаров и сырья для производства "Продэкспо", на Международной выставке продуктов питания и напитков "WORD-2000", на специализированной выставке "Российские продукты питания", на международном профессиональном конкурсе "Лучшие безалкогольный напиток, минеральная, питьевая вода года" и др.
По результатам анализа представленных материалов Роспатент установил факт общеизвестности комбинированного обозначения "БАЙКАЛ", однако пришел к выводу о том, что заявленное словесное обозначение "БАЙКАЛ", использованное в нем в качестве словесного элемента, не использовалось обществом в качестве средства маркировки безалкогольных газированных напитков самостоятельно.
Как указал Роспатент, словесное обозначение "БАЙКАЛ" всегда использовалось в составе комбинированного обозначения в форме темной этикетки, в центральной части которой располагается стилизованное изображение озера Байкал, а также выполненный по дуге словесный элемент "БАЙКАЛ" в оригинальной графике. При этом Роспатент отметил, что комбинированное обозначение "БАЙКАЛ" уже получило в установленном порядке правовую охрану в качестве общеизвестного товарного знака на территории Российской Федерации по свидетельству Российской Федерации N 212 на имя общества "Байкал" в отношении товаров 32-го класса МКТУ "безалкогольные газированные напитки" с 01.05.2019.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, Роспатент исходил из того, что общеизвестность комбинированного товарного знака сама по себе не свидетельствует об общеизвестности его части, а все представленные обществом "Байкал" доказательства свидетельствуют о приобретении свойств общеизвестного товарного знака именно комбинированным обозначением "БАЙКАЛ", а не его словесным элементом.
Представленный заявителем аналитический отчет Роспатент признал неотносимым и недостоверным доказательством, указав, что он не датирован, не содержит сведений относительно времени фактического проведения социологического опроса, не содержит данных о том, в какой форме проводился социологический опрос и какова была процедура заполнения респондентом анкеты (приведена в приложении к отчету). При этом ряд ответов, по мнению Роспатента, был предопределен представленной в анкете информацией.
Кроме того, Роспатент отметил, что в аналитическом отчете исследователем не было соблюдено единство терминологии, а также ее относимость к настоящему делу, поскольку часть вопросов содержала термин "безалкогольные напитки" или "безалкогольные напитки (лимонады)", в то время как правовая охрана испрашивается в отношении более узкой и конкретной товарной группы "безалкогольные газированные напитки".
При таких обстоятельствах Роспатент сделал вывод о том, что заявленное обозначение не отвечает изложенным в статье 1508 ГК РФ требованиям, предъявляемым к товарным знакам для признания их общеизвестными.
Суд полагает, что данные выводы административного органа являются законными и обоснованными.
Так, материалами дела подтверждается преимущественное использование обозначения "БАЙКАЛ" в составе комбинированного обозначения в форме темной этикетки, в центральной части которой располагается стилизованное изображение озера Байкал, а также выполненный по дуге словесный элемент "БАЙКАЛ" в оригинальной графике.
Данное комбинированное обозначение "БАЙКАЛ" уже получило в установленном порядке правовую охрану в качестве общеизвестного товарного знака на территории Российской Федерации по свидетельству Российской Федерации N 212.
При этом административный орган правильно указал, что общеизвестность комбинированного обозначения сама по себе не свидетельствует об общеизвестности отдельной части комбинированного обозначения.
Довод общества "Байкал" о широком использовании обозначения "БАЙКАЛ" не в составе названного комбинированного обозначения, не может быть принят во внимание судебной коллегией.
В обоснование данного довода заявитель ссылается на представленные в материалы административного дела доказательства: договоры на разработку дизайна рекламных материалов; маркетинговые и рекламные материалы в местах продаж товаров; скриншоты интернет-страниц; рекламные буклеты; презентации общества с ограниченной ответственностью "ПК "АКВАЛАЙФ"; сведения об ассортименте товаров; отчет MediaPlan; сведения об использовании слова "Baikal" в доменном имени "baikal1977.ru"; образцы этикеток.
Между тем данные документы лишь подтверждают отдельные случаи использования заявленного обозначения и не свидетельствуют о таком широком его использовании, которое было бы достаточным для признания его общеизвестным.
Представленные заявителем сведения об использовании словесного обозначения "БАЙКАЛ" на протяжении многих лет для линейки безалкогольных напитков с разным дизайном этикеток не опровергают данные выводы, так как не подтверждают интенсивное использование именно заявленного словесного обозначения, т.е. не свидетельствуют, в том числе в совокупности с вышеуказанными доказательствами, о широком использовании словесного обозначения по состоянию на 01.05.2019 (избранную заявителем дату известности) либо на дату подачи заявления в Роспатент (29.10.2019).
В отношении ссылок общества "Байкал" на вступившие в законную силу судебные акты по делам N СИП-504/2016, N СИП-505/2016, N СИП-506/2016, рассмотренным с участием заявителя и Роспатента, в которых было установлено длительное использование и известность потребителям серии товарных знаков общества "Байкал", объединенных общим доминирующим словесным элементом "БАЙКАЛ" применительно к товарам "безалкогольные напитки", суд отмечает, что в данных делах не устанавливалось, обладает ли словесное обозначение "БАЙКАЛ" признаками общеизвестности, предметом споров являлись различные комбинированные обозначения. При этом товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 59925, оспаривавшийся в деле N СИП-506/2016, очевидно сходен с общеизвестным товарным знаком N 212.
Ссылки заявителя на результаты социологических исследований не могут быть приняты во внимание, поскольку в отсутствие в материалах дела доказательств, которые подтверждали бы общеизвестность спорного обозначения, представленные сведения о результатах опроса потребителей оцениваются судом критически, и сами по себе не являются основанием для вывода о приобретении спорным словесным обозначением свойств общеизвестного товарного знака.
Прочие доводы общества "Байкал" не носят существенного характера и не опровергают сделанные выше выводы.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку решение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем основания для признания его недействительным отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Голофаев |
Судья |
А.А. Ерин |
Судья |
С.П. Рогожин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 9 июля 2021 г. по делу N СИП-571/2020
Текст решения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2021 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
02.07.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
29.06.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
13.05.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
30.04.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
29.03.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
24.02.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
19.02.2021 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1471/2020
18.01.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1471/2020
18.01.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1471/2020
18.01.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1471/2020
04.12.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1471/2020
29.10.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1471/2020
02.10.2020 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
26.08.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
23.07.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020
09.07.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-571/2020