Технико-юридические нормы в системе права
О природе технических норм
Технические нормы всегда рассматривались вне системы правового регулирования ввиду необычности субъектов и объектов соответствующих отношений. Новые условия экономического и научно-технического развития настоятельно требуют открыть двери храма классического права для новых участников правовой сферы. Рассмотрим в данной связи ряд актуальных вопросов.
Какова динамика данного явления? В середине и конце XIX в. отечественных и иностранных юристов в большей степени интересовали вопросы соотношения права с другими социальными нормами и особенно с нравственностью. Технические нормы не относились к их числу и оставались в "тени". Н.М. Коркунов в "Лекциях по общей теории права" (1880 г.), анализируя определение права, выделил нормы технические и этические. Содержание первых определяется, по его мнению, объективными данными сообразно "закона данной группы явлений", независимо от субъективного отношения к ним. От человека зависит только выбор целей, а технические нормы служат правилами их достижения. Ведь "техно" по-гречески означает искусство. Эти нормы являются факультативными, в отличие от этических норм, в том числе правовых, которые обязательны*(1).
И все же техническое регулирование и технико-юридические нормы не были "новичками" на правовой сцене. В начале ХХ в. техницизм ворвался в правовую систему, но скорее в виде инородного явления. Известный юрист Е.Б. Пашуканис различал собственно правовое регулирование общественных отношений и регулирование в почтовой, железнодорожной и военной службах, где оно жестко предопределено целью и характером деятельности диспетчера, врача и т.п. Здесь нет, в отличие от правового порядка, частных субъектов с их притязаниями. Такая конструкция вписывалась в рамки общей тенденции усиления непосредственного, т.е. административно-технического, руководства в порядке подчинения общему хозяйственному плану. "Классовость" права с его формами ей уступает*(2).
Отторжение технических норм от правовых приобрело в 20-30-х годах устойчивый характер и сохранилось поныне. Почти все учебники по теории государства и права не включают технические нормы в число источников права, т.е. нормативных правовых актов, нормативных договоров, правовых обычаев и судебного прецедента*(3). Правда, их стали нередко называть технико-юридическими. В административном праве к источникам также относят чаще всего нормы, регулирующие общественные отношения в сфере деятельности исполнительных органов и муниципальных органов, а также в сфере деятельности общественных организаций и негосударственных организаций, предприятий и учреждений при осуществлении ими отдельных властных полномочий. В классификации обязывающих, запретительных, разрешительных и иных норм не находят места технические нормы*(4), хотя они обладают, бесспорно, административно-регулирующим характером.
Представляется, что пришло время коренным образом изменить взгляд на техническое регулирование и свойственные ему правила. Это вызвано усиленной технизацией, электронизацией и информатизацией многих сторон общественной жизни и закономерностями глобализации, включая правовую сферу*(5). Опасности, связанные с техногенными и природными катастрофами, служат дополнительными аргументами. Признание роли технико-юридических норм и включение их в систему права позволит лучше понять и использовать такой эффективный регулятор социально-экономических процессов. Можно предвидеть, что удельный вес таких норм будет возрастать не столько за счет количественных, сколько качественных изменений. К примеру, в перечне приоритетных научных направлений - развитие нанотехнологии как процесса построения новых объектов и материалов с помощью манипуляций с отдельными атомами. Уже ведется работа по созданию одобренного мировым сообществом строгого свода правил о применении нового знания.
Технико-юридические предписания имеют ярко выраженный публичный характер и обращены к неопределенному кругу лиц. Регулируя конкретные операции с материальными объектами, они формируют правоотношения с одним "обязанным" субъектом и рассматривают сквозь призму операций и индикаторов их социальные последствия - положительные и отрицательные.
Нормы различаются по своему содержанию. Одни из них - технологические - адресованы конкретному лицу в рамках его должностных обязанностей, другие - производственные и строительные - адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций - квоты, объемы, статьи, отчетность и т.п., четвертые содержат нормативы (ориентиры и пределы) действий.
Законодательство устанавливает особый юридический режим введения и применения технико-юридических норм. Речь идет:
а) о нормативных основаниях принятия таких норм, содержащихся в законах и подзаконных актах;
б) о разных видах технико-юридических норм, которые должны быть введены в действие;
в) об обязанностях органов исполнительной власти принять определенные виды технико-юридических норм;
г) о поручении принимать меры технического регулирования;
д) об обязательности введения таких норм, как условия возникновения правоотношений, и запрете юридических действий без их принятия;
е) об обязательном характере соблюдения технико-юридических норм;
ж) об ответственности за соблюдение технико-юридических норм.
Как и традиционные нормы права, технико-юридические нормы защищены законом. В Трудовом кодексе РФ закреплены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в частности проверка знаний работниками соответствующих инструкций, наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере (ст. 213). Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, предполагает оценку выполнения им производственно-технических требований. Ведь при заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с локальными актами, имеющими отношение к его трудовой функции (ст. 68).
Более строгие меры ответственности за нарушение технико-юридических норм установлены в КоАП РФ. Таковы составы административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике, когда их основаниями считаются нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензии, государственных стандартов, технических условий, проектов норм или правил строительства, эксплуатации машин и оборудования, отсутствие специальных разрешений, отступления от правил приема и ввода объектов, нарушения правил пользования электрической и тепловой энергией, правил пользования электроустановками (ст. 9.1-10.14). В главе 12 содержится перечень административных правонарушений в области дорожного движения, возникающих вследствие нарушений основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (приложения к Правилам дорожного движения) и других специальных правил.
Средством обеспечения технико-юридических норм являются и статьи Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (гл. 27), за производство и сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1), нарушения правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181), сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192). Введена уголовная ответственность за нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 240) и другие экологические преступления.
Легальные основания создания технических норм
Рассмотрим законодательные основания установления и применения технико-юридических норм. В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определены санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. Имеются в виду санитарные правила, санитарно-эпидемиологические заключения, физиологические нормы питания, критерии безопасности атмосферного воздуха, нормативы предельно допустимых выбросов химических и иных веществ (ст. 12-27).
В главе VII Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплен перечень требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Это соблюдение нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов выброса веществ, введение технических средств контроля и технологий обезвреживания отходов производства, правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (ст. 34-56).
Весьма широкие потребности в техническом регулировании имеются в сфере транспорта, что нашло свое выражение в законодательных актах о железнодорожном транспорте, в Воздушном кодексе РФ и Кодексе торгового мореплавания. Так, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к компетенции федерального органа исполнительной власти в данной области отнесены правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, государственный контроль за соблюдением актов о безопасности движения и эксплуатации (ст. 20). В главе 3 установлены основные требования к организации железнодорожного транспорта и его объектам, управлению перевозочным процессом. Кроме лицензий на осуществление деятельности, сертифицированных технических средств и специальных программных средств предусмотрены правила и технические нормы, обязательства по проектированию, строительству и эксплуатации путей, права соответствующих органов и должностных лиц по проверке их соблюдения (ст. 15). К подвижному составу предъявляются требования Правил технической эксплуатации железных дорог, стандартов и норм (ст. 17).
В Воздушном кодексе РФ предусмотрены Положение о единой системе организации воздушного движения, утверждаемое Правительством РФ (ст. 14), Федеральные авиационные правила, Правила летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна (ст. 37), комплекс его эксплуатационной документации (ст. 67), порядок радиосвязи на английском и русском языках (ст. 71).
Вполне очевидны жесткие правила в процессе эксплуатации технических систем. Примером служат технические требования, порядок использования радиочастотного спектра, протоколы испытаний средств связи, установленные Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи" (ст. 19, 25, 41).
Шагом вперед в развитии технического регулирования стал Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который придал технико-юридическим нормам статус законодательных норм, способствуя тем самым формированию их мощного комплекса. Дана дефиниция технического регулирования как правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Базовым элементом признается технический регламент как документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства и др.
Установлен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Главное - регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений Закона о техническом регулировании. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Утверждены документы в области стандартизации (ст. 13): национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.
Обеспечивается целостность всего блока технического регулирования. В этих целях технические регламенты, международные стандарты, документы и правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия, о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Этот фонд является государственным информационным ресурсом. Порядок его создания и ведения устанавливается Правительством РФ.
Много технико-юридических норм содержится в актах, утверждаемых Правительством РФ. Преимущественно это предписания, имеющие важное значение и касающиеся огромного круга физических и юридических лиц. Таковы, например, правила оказания услуг связи (п. 2 ст. 4 Закона о связи).
Наибольший объем технико-юридических документов принимается федеральными исполнительными органами власти, что вытекает из их управленческой и регулятивной функций. Такие документы чаще всего узкоспециализированные и состоят из предписаний о совершении конкретных операций.
В Минтопэнерго несколько лет назад приказом был утвержден перечень основных нормативно-технических документов, подлежащих утверждению Министерством. Предварительно они должны быть согласованы с соответствующими структурными подразделениями. Госкомитет России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил 23 июля 2001 г. Строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", применяемые независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы. Хорошо, что в приложении "А" приведены ссылки на нормативные правовые акты. ГТК России издал 10 сентября 2001 г. приказ "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД" на основании ст. 124 Таможенного кодекса РФ.
В новых положениях о федеральных органах исполнительной власти среди полномочий особо выделены самостоятельно принимаемые ими нормативные правовые акты для утверждения технико-юридических документов. Например, в Положении о Министерстве транспорта РФ среди 55 актов 29 посвящены последним (правила перевозок, проектирования, единые формы перевозочных документов и др.). В Положении о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта закреплено принятие оперативных решений для реализации вышеназванных документов. В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта - осуществление лицензирования видов деятельности, сертификация, выдача соответствующих документов и др., а также проверка деятельности юридических и физических лиц в рамках транспортного контроля, применение мер пресечения в связи с нарушением обязательных требований в установленной сфере деятельности. Правда, рассматриваемый аспект темы выделен в положениях не всегда четко.
На развитие всего комплекса технико-юридических норм все сильнее влияют международно-технические акты и нормы. На предприятиях России активно внедряется международная система качества ХАССП, которая введена в качестве ГОСТа, в Белоруссии - система менеджмента качества ИСО серии 9000, повлиявшая на процедуры и методы сертификации продукции и услуг, систему управления качеством с паспортами операций. Международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, при этом технический регламент может быть принят международным договором, в том числе с государствами СНГ. В стране широко внедряется система международной бухгалтерской отчетности.
Налицо тенденция согласованности и унификации национальных и международных технико-юридических норм*(6). Вопрос заключается в степени реальной готовности к введению подобных систем международно-технических норм как на предприятиях, так и в отраслях. Этого требует вступление страны в ВТО.
Упорядочить техническое регулирование
Как видим, действует огромное количество технико-юридических норм. Потребность в их высоком качестве и эффективном использовании становится все более острой. Что же нужно сделать для ее удовлетворения? Тут не обойтись "чисткой" в этом массиве, сокращением одних норм, формированием других. Требуется системный подход.
Целесообразно изменить взгляд на природу технического регулирования, которое опосредовано правом, признать его специальной разновидностью правового регулирования, а технико-юридические нормы - одним из источников права.
Нужны исследования в данной области, которые позволят установить типичные черты технико-юридических норм. Это - подчиненность нормам закона в качестве средства их специализированного юридического обеспечения, хотя эта линия не выявлена еще в полной мере. Это - формирование массива норм по предметно-отраслевому признаку и главным образом в рамках административного права и других отраслей права, где их пока не замечают.
В то же время обнаруживаются трудности в создании и применении технико-юридических документов. Во-первых, существуют разнобой и путаница в их наименованиях (требования, правила, нормы и т.п.); во-вторых, нет строгой системы и иерархии их документов между собой; в-третьих, мешает отсутствие согласованности между субъектами, уполномоченными их разрабатывать, утверждать и применять. К примеру, в Федеральном законе "О техническом регулировании" установлено, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в данной сфере акты только рекомендательного характера (п. 3 ст. 4). А как же быть с нормами других законов и положениями о федеральных органах, допускающими принятие обязательных актов? В-четвертых, весьма низок уровень реального исполнения технико-юридических предписаний. А отсюда вытекает множество трагических последствий: игнорирование государственной экологической экспертизы, нарушения порядка согласования и утверждения проектной документации, отступления от технологических правил в договорах, подделки и выпуск контрафактной продукции.
Приведем факты. Министр транспорта РФ в недавнем интервью признал, что битум для дорожного строительства делают по старым ГОСТам, который в свое время лоббировали нефтяники. В итоге качество битума очень плохое, и приходится завозить его из-за границы ("РГ", 12 августа 2004 г.).
17 августа 2004 г. на заседании столичного Правительства депутат Мосгордумы обвинил исполнительную власть города в строительстве небоскребов без утвержденной разрешительной документации и СНИПов, а также без учета мнения пожарных, МСЧС и ФСБ. По мнению депутата, отсутствие необходимой спецтехники и путей экстренной эвакуации может обернуться многочисленными жертвами в случае любой чрезвычайной ситуации.
Действующие СНИПы предусматривают все виды строительства. Разница в том, что типовое жилье предусматривает стандартную процедуру согласования, а уникальные сооружения, в том числе небоскребы, нуждаются в индивидуальном согласовании проекта со всеми надзорными организациями. Для сомнений в безопасности многоэтажек есть основания. После сдачи в эксплуатацию первой высотки выяснилось, что у строителей нет нормативных документов, регламентирующих строительство высотных зданий. В начале июля текущего года проблема была поднята на парламентских слушаниях в Мосгордуме. Приглашенные пожарные, специалисты МЧС, представители спецслужб признали, что не располагают техническими возможностями для спасения людей из небоскребов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Выходит, что надзорные органы согласовывают многие сомнительные проекты под давлением исполнительной власти и строителей ("Время-Н", 18 августа 2004 г.).
Особенно грешат нарушениями экономические субъекты, которые в погоне за прибылью часто игнорируют технико-юридические предписания. Более того, при создании бизнес-структур и регистрации уставов, лицензировании и т.п. степень их признания и использования остается вне поля зрения госорганов. Да и коррупция легко ломает такие полезные административные процедуры.
Деятельность исполнительных и муниципальных органов в данной сфере как в процессе организации подготовки, анализа и экспертизы документов, так и контроля, надзора остается малоэффективной. Трагедия "Трансвааля", пожары, отравления детей, бесконтрольные полеты - такова горькая расплата за юридические ошибки.
Не случайно в 1999 г. в Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" внесено дополнение о контроле за соблюдением правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
К сожалению, госслужащие и работники организаций и учреждений слабо знают технико-юридические документы, относящиеся к сфере их деятельности. Госслужащие в рамках новых должностных регламентов должны иметь четкое представление о специальных технико-юридических регуляторах. Напомним, что в "Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих" содержится такое требование, как знание нормативных документов и методических материалов, относящихся к их деятельности. На практике это требование не соблюдается. Еще хуже положение с контингентом рабочих массовых специальностей, поскольку развал системы ПТУ привел к их удручающей деквалификации. Необходимо принятие срочных мер для исправления создавшейся ситуации.
Таким образом, признание и упорядочение технико-юридического регулирования частью правового регулирования послужит эффективности права в целом.
Ю.А. Тихомиров,
первый заместитель директора
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ, заслуженный деятель науки РФ,
доктор юридических наук, профессор, специалист
по конституционному и административному праву
"Право и экономика", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - Санкт-Петербург: Юридический центр ПРЕСС, 2003. - С. 51-56.
*(2) См.: Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - Изд-во "Наука", 1980.
*(3) См., например: Оксамытный В.В. Теория государства и права. - М.: Изд-во "ИМПЭ-Паблиш", 2004. - С. 352-370.
*(4) Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М.: Изд-во "Норма", 2004. - С. 98-107.
*(5) Глобализация и развитие законодательства (очерки). - М.: "Городец", 2004.
*(6) В нашей стране готовятся к введению новых средств безопасности автоводителей. Импульсы приходят извне. В Европе с 2003 г. введены новые правила пассивной безопасности автомобилей, разработанные Европейской экономической комиссией при ООН. В частности, ужесточились требования к ремням безопасности с комплекте с подушками безопасности. Еще одна из новинок обязательного оснащения легкового автотранспорта в США - наличие у всех автомобилей системы оповещения о критическом снижении давления в шинах. В Европе рассчитывают ввести подобное правило в нынешнем году. Европарламент продолжает обсуждать вопрос об обязательном оснащении автомобилей так называемыми "алкозамками". Швеция настоятельно требует принятия закона об обязательном оснащении такими замками всех новых автомобилей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Технико-юридические нормы в системе права
Автор
Ю.А. Тихомиров - первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ , заслуженный деятель науки РФ , доктор юридических наук, профессор, специалист по конституционному и административному праву
Родился 21 июля 1931 г. в Москве. В 1954 г. окончил юрфак МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1954-1985 гг. - аспирант, с.н.с., ученый секретарь, зав. сектором, зам. директора Института государства и права АН СССР. В 1985-1989 гг. - зав. кафедрой Академии народного хозяйства.
Участвовал в работе над законопроектами: "Обобщих принципах местного самоуправления", "ОПравительстве Российской Федерации", "Онормативных правовых актах", "Опроцедурах разрешения разногласий и споров между государственными органами в Российской Федерации" и др.
Автор множества трудов, в том числе: "Управленческие решения" (1972); "Теория закона" (1982); "Действие закона" (1992); "Юридическая коллизия" (1994); "Публичное право" (1995); "Курс сравнительного правоведения"; "Курс административного права и процесса" (1998); "Коллизионное право" (2000); "Введение в российское право" (в соавт., 2004).
"Право и экономика", 2004, N 10