г.Калуга |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А09-1454/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2013.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722, г. Брянск, ул. Дуки, 78, 241000) |
- Залкинда Д.Л. - представителя по доверенности от 31.01.2013 N 32АБ054012010; |
от прокуратуры Брянской области (г. Брянск, бульвар Гагарина, 28, 241050);
от комитета государственного регулирования тарифов Брянской области (ОГРН 1063250034430, ИНН 3250068984, г. Брянск, ул. Горького, 58, 241050); |
- Моисеевой Н.Г. - старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Брянской области, удостоверение;
- Батрака В.Ф. - представителя по доверенности от 06.03.2013 N КО-2012/0086;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.07.2012 (судьи Малюгов И.В., Грахольская И.Э., Халепо В.В.) по делу N А09-1454/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействующими постановлений Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - Комитет):
1. "О тарифах на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области" от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс в части установления тарифа на горячую воду в муниципальном образовании г. Брянск (п. 1 Приложения к постановлению Комитета от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс);
2. "О внесении изменений в постановление комитета от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс "О тарифах на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области" от 18.05.2012 г. N 20/2-гвс в части установления тарифа на горячую воду в муниципальном образовании г. Брянск (п. 1 Приложения к постановлению Комитета от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс);
3. "О внесении изменений и дополнений в постановление комитета от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс "О тарифах на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области" от 15.11.2012 г. N 35/2-гвс в части установления тарифа на горячую воду в муниципальном образовании г. Брянск (п. 2 Приложения к постановлению Комитета от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс).
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор.
Решением суда от 18.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в процессе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Комитетом приняты постановления:
1. от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс "О тарифах на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области", пунктом 1 Приложения к которому утверждены и введены в действие тарифы на горячую воду, оказываемые Обществом потребителям г. Брянска (без НДС) в период
- с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 64,77 руб./м3;
- с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 68,66 руб./м3;
- с 01.09.2012 - 71,27 руб./м3
2. от 18.05.2012 N 20/2-гвс "О внесении изменений в постановление комитета от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс "О тарифах на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области", пунктом 1 Приложения к которому установлены тарифы (без НДС) на горячую воду в муниципальном образовании г. Брянск в период с 01.01.2012 по 30.06.2012; с 01.07.2012 по 31.08.2012, с 01.09.2012
3. от 15.11.2012 N 35/2-гвс "О внесении изменений и дополнений в постановление комитета от 30.12.2011 г. N 38/3-гвс "О тарифах на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области", пунктом 2 Приложения к которому установлены тарифы (без НДС) на горячую воду в муниципальном образовании г. Брянск с 15.12.2012.
Посчитав, что установленные этими актами тарифы не соответствуют положениям, указанным в пункте 58 Методических указаний, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, отклоняя которые, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его Федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
Судом установлено, что оспариваемыми постановлениями Комитет утвердил тариф на услуги Общества в сфере водоснабжения горячей водой, оказываемые потребителям, находящимся на территории Брянской области.
Данные постановления является нормативными правовыми актами, принятыми Комитетом в рамках предоставленных в области государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса полномочий, и опубликованы в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации (часть 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ).
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают два вида тарифов на горячую воду: одноставочный тариф и двухставочный тариф. Одноставочный тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды, из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды.
Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 47 Основ ценообразования).
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями.
В силу пункта 4 Основ ценообразования тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
15.02.2011 Министерством регионального развития Российской Федерации Приказом N 47 утверждены "Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения). Иной порядок оплаты установлен, если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения).
Как следует из материалов дела Общество, являясь организацией коммунального комплекса, осуществляет непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы централизованного горячего водоснабжения.
Признавая правомерным установление Комитетом тарифа на услуги Общества в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытой системы теплоснабжения, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 57 Методических указаний тарифы на горячую воду в закрытых системах теплоснабжения по решению органа регулирования тарифов могут дифференцироваться с учетом организации поставки горячей воды (системы централизованного теплоснабжения, единый закупщик).
Пунктом 58 Методических указаний предусмотрено, что одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по формуле, составляющей которой является - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. В свою очередь при определении количества тепла учитывается средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, и коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения.
Судом установлено, что Общество, обращаясь за установлением тарифа на услуги горячего водоснабжения, при определении удельного количества тепла, необходимого для приготовления 1 кубического метра воды, предлагало делать это на основании данных о средней температуре горячей воды, отпускаемой потребителям в значении 60°C, тогда как Комитет исходил из 55°C,что соответствует параметрам, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Приведенные в жалобе об отмене решения суда доводы, свидетельствуют не о нарушении судом норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 18.07.2012 по делу N А09-1454/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Брянские коммунальные системы" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей излишне уплаченную по платежному поручению от 04.06.2013 N 2188 за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.