Настоящие разъяснения разработаны в связи с принятием Федерального закона от 01 марта 2020 года N 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", а также в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в части обеспечения стимулирования хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
I. Термины и определения
Закон о защите конкуренции - Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Антимонопольные комплаенс-риски - риски нарушения антимонопольного законодательства, связанные с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности.
Термины "антимонопольное законодательство", "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", "хозяйствующий субъект" используются в значениях, содержащихся в Законе о защите конкуренции.
Термины "комплаенс-риск", "идентификация риска", "оценка комплаенс-риска", "источник риска" используются в значениях, содержащихся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения".
II. Область применения разъяснений
Настоящие разъяснения подготовлены в целях единообразного применения антимонопольного законодательства при рассмотрении ФАС России обращений хозяйствующих субъектов об установлении соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, указанного в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов) требованиям антимонопольного законодательства в порядке части 5 статьи 9.1. Закона о защите конкуренции.
Рекомендации, изложенные в настоящих разъяснениях, призваны оказать содействие хозяйствующим субъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозяйствующего субъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, и иные параметры.
Неприменение рекомендаций (полностью или частично) в части, не касающейся требований статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, не исключает соответствия внутреннего акта (внутренних актов) хозяйствующего субъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности антимонопольного комплаенса.
Кроме того, в данных разъяснениях изложена позиция ФАС России по вопросам осуществления отдельных полномочий ФАС России в контексте организации хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса.
III. Общие положения об организации антимонопольного комплаенса
Согласно части 1 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Таким образом, организация антимонопольного комплаенса является правом хозяйствующего субъекта, решение о его организации принимается хозяйствующим субъектом исключительно добровольно и остается полностью на его усмотрение.
Основными целями антимонопольного комплаенса являются (1) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом и (2) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта.
В долгосрочной перспективе организация антимонопольного комплаенса может способствовать повышению эффективности и успешности деятельности хозяйствующего субъекта.
При организации антимонопольного комплаенса хозяйствующему субъекту рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) заинтересованность руководства хозяйствующего субъекта в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников хозяйствующего субъекта в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности антимонопольного комплаенса.
Если изначально внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе, программные инструменты, обучающие материалы и другие документы антимонопольного комплаенса составлены на иностранном языке, их перевод на русский язык не обязателен при условии, что уровень знаний иностранного языка работников - граждан Российской Федерации, применяющих указанные документы (инструменты) в своей деятельности, позволяет довести до них содержание таких документов (инструментов).
Хозяйствующий субъект может выполнить перевод составленных на иностранном языке документов на русский или иной язык по своему усмотрению, например, в части основополагающих положений внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе и (или) основных обучающих материалов по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
При направлении в адрес ФАС России внутреннего акта (внутренних актов) или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов), регулирующих вопросы, указанные в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, для установления их соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект должен выполнить надлежащий перевод указанных документов на русский язык в случае, если они составлены на иностранном языке.
Антимонопольный комплаенс исходит из самостоятельно определенных потребностей хозяйствующего субъекта, учитывая возникающие в деятельности такого хозяйствующего субъекта риски нарушения антимонопольного законодательства. Соответственно, рекомендации, изложенные в данных разъяснениях, могут применяться с учетом размера, структуры, отраслевой специфики, характера деятельности хозяйствующего субъекта и иных параметров.
IV. Стимулы для организации антимонопольного комплаенса
Одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", является стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Стимулами для организации хозяйствующим субъектом антимонопольного комплаенса являются:
1) снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных для хозяйствующего субъекта последствий, в частности взыскания штрафов, убытков, причинения вреда репутации, расходов на юридические услуги, признания недействительными сделок, привлечения должностных лиц хозяйствующего субъекта к административной или уголовной ответственности;
2) увеличение длительности периодов между проведением ФАС России плановых проверок хозяйствующих субъектов с трех до пяти лет или непроведение ФАС России таких проверок в отношении хозяйствующего субъекта. Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 марта 2018 года N 213 "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации" функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты применяются к хозяйствующему субъекту, является одним из условий для снижения категории риска со среднего и умеренного до умеренного и низкого соответственно;
3) самостоятельное выявление нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом позволяет ему добровольно заявить в ФАС России о заключении им соглашения (об осуществлении согласованных действий), недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, что является основанием для освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности или для наложения административного штрафа в минимальном размере за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при выполнении условий статьи 14.32 КоАП РФ .
V. Порядок установления ФАС России соответствия внутренних актов об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства
Частью 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что хозяйствующий субъект вправе направить в ФАС России внутренний акт (внутренние акты) или проект внутреннего акта (проекты внутренних актов), регулирующий вопросы, указанные в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Обращение в ФАС России является исключительно добровольным и имеет своей целью получение мотивированной позиции ФАС России о соответствии положений внутреннего акта (внутренних актов) хозяйствующего субъекта об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства, в том числе о наличии в таком акте (в таких актах) всех обязательных элементов, предусмотренных частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции.
Отсутствие обращения хозяйствующего субъекта в ФАС России для установления соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства не влияет на оценку законности и эффективности организованного им антимонопольного комплаенса в последующем, например, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или дела об административном правонарушении.
1. Порядок направления внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе в ФАС России
Обращение об установлении соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства может быть оформлено письменно в свободной форме со ссылкой на часть 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, с приложением внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов).
Обращение направляется в федеральный антимонопольный орган (Центральный аппарат ФАС России).
2. Требования к представляемому в ФАС России внутреннему акту (внутренним актам) об антимонопольном комплаенсе
Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства может содержаться как в одном, так и в нескольких внутренних актах об антимонопольном комплаенсе (пункт 24 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Соответствующий акт (акты) могут быть представлены в форме проектов либо уже принятых локальных нормативных актов хозяйствующего субъекта (часть 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции).
Представляемый в ФАС России внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) должен быть направлен на организацию хозяйствующим субъектом внутренней системы обеспечения соответствия его деятельности требованиям антимонопольного законодательства и согласно части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции в обязательном порядке должен содержать:
1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
2) меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности;
3) меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
4) порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами);
5) информацию о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Хозяйствующий субъект вправе при определении содержания внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе ограничиться только обязательными элементами, установленными частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или установить в таком акте (актах) дополнительные требования к организации антимонопольного комплаенса. Включение дополнительных требований является правом хозяйствующего субъекта и остается полностью на его усмотрение (часть 3 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции).
Для признания акта (актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (проектов) соответствующим (соответствующими) части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции положения такого акта (его проекта) или актов (их проектов) должны отражать все установленные данной нормой элементы.
Формальное наименование локального нормативного акта хозяйствующего субъекта внутренним актом об антимонопольном комплаенсе, при отсутствии указанных выше обязательных элементов, является основанием для вывода о несоответствии такого локального нормативного акта части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции.
При подготовке акта об антимонопольном комплаенсе (его проекта) хозяйствующий субъект может руководствоваться рекомендациями, приведенными в пункте 4 раздела V настоящих разъяснений.
Если описание какого-либо из элементов, перечисленных в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, содержится в ином внутреннем акте хозяйствующего субъекта, такой акт также должен быть представлен в ФАС России в соответствии с частью 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции. В качестве примеров можно привести:
требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности, могут содержаться в "карте рисков";
меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, могут содержаться в "дорожной карте", подготовленной по итогам оценки таких рисков;
порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе может быть установлен приказом руководителя хозяйствующего субъекта;
информация о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, может содержаться в приказе о назначении такого должностного лица, его проекте (проектах), а также в должностной инструкции или трудовом договоре.
3. Рассмотрение внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе
ФАС России в течение тридцати дней рассматривает направленный хозяйствующим субъектом внутренний акт (внутренние акты), указанный в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или проект внутреннего акта (проекты внутренних актов) и дает заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Данный срок начинает исчисляться на следующий день со дня поступления вышеуказанных документов в ФАС России.
В ходе рассмотрения внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) ФАС России не только устанавливает, содержит ли направленный хозяйствующим субъектом внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) все обязательные элементы, предусмотренные частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, но и проверяет их на наличие положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
Результатом рассмотрения является мотивированное заключение ФАС России о соответствии либо несоответствии направленного хозяйствующим субъектом внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) требованиям антимонопольного законодательства.
Если внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) содержит все обязательные элементы, предусмотренные частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, и данный акт (акты) не содержит противоречащих антимонопольному законодательству положений, ФАС России дает заключение о его (их) соответствии требованиям антимонопольного законодательства (далее также - положительное заключение).
Получение хозяйствующим субъектом положительного заключения до даты опубликования настоящих разъяснений не влечет необходимости повторного рассмотрения ФАС России внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) для установления его (их) соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
При отсутствии в представленном внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе или его проекте (их проектах) какого-либо из элементов, предусмотренных частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, и (или) при наличии в данном акте (данных актах) или его проекте (их проектах) противоречащих антимонопольному законодательству положений ФАС России дает заключение о его (их) несоответствии требованиям антимонопольного законодательства (далее также - отрицательное заключение).
В отрицательном заключении ФАС России указывает его причины: отсутствие в рассмотренном ФАС России внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе или его проекте (их проектах) какого-либо из элементов, предусмотренных частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции (с указанием отсутствующего элемента), и (или) наличие в рассмотренных ФАС России внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе или его проекте (их проектах) положений, не соответствующих требованиям антимонопольного законодательства (с указанием таких положений и требований антимонопольного законодательства, которым не соответствуют данные положения).
Хозяйствующий субъект вправе после устранения причин, послуживших основанием для отрицательного заключения, направить в ФАС России внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) повторно.
Рассмотрение повторно направленного хозяйствующим субъектом внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) осуществляется в срок, предусмотренный частью 6 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции. Данный срок начинает исчисляться на следующий день со дня поступления вышеуказанных документов в ФАС России.
При рассмотрении повторно направленного хозяйствующим субъектом внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов), при внесении в указанный акт (акты) или его проект (проекты) изменений только в части, послужившей ранее основанием для отрицательного заключения ФАС России, антимонопольный орган оценивает указанные документы исключительно в указанной части, то есть на предмет наличия положений, которые в ранее направленном хозяйствующим субъектом внутреннем акте (внутренних актах) или его проекте (их проектах) не соответствовали антимонопольному законодательству, и (или) наличия предусмотренных частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции элементов, которые ранее отсутствовали в представленных хозяйствующим субъектом в ФАС России документах.
Выявление в уже действовавшем в хозяйствующем субъекте на момент направления в ФАС России на проверку внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе положений, противоречащих антимонопольному законодательству, само по себе не может являться основанием для принятия антимонопольным органом соответствующих мер антимонопольного реагирования, если не будет установлено, что в результате соблюдения хозяйствующим субъектом таких положений внутреннего акта (таких внутренних актов) имеют место признаки нарушения антимонопольного законодательства.
4. Рекомендации по организации антимонопольного комплаенса
1) Методические материалы
Хозяйствующие субъекты при разработке внутренних актов об антимонопольном комплаенсе и организации антимонопольного комплаенса могут руководствоваться (в части, не противоречащей статье 9.1 Закона о защите конкуренции) в том числе следующими материалами:
1) ISO 31000 Риск менеджмент - Принципы и руководства;
2) ISO 19600 Системы менеджмента соответствия - Руководящие указания;
3) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства";
4) Приказом ФАС России от 27 ноября 2018 года N 1646/18 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России";
5) Приказом Минтруда России от 09 октября 2018 года N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по конкурентному праву";
6) The ICC Antitrust Compliance Toolkit (https://iccwbo.org/publication/icc-antitrust-compliance-toolkit/).
2) Размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Согласно части 4 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции информация о принятии (применении) внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе должна быть размещена хозяйствующим субъектом на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на русском языке. При этом достаточным является указание реквизитов акта (актов): номера (при наличии), названия и даты принятия. Размещение текста внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является правом хозяйствующего субъекта и остается на его усмотрение.
3) Распространение внутреннего акта (внутренних актов) на группу лиц хозяйствующего субъекта
Из части 24 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что меры по организации антимонопольного комплаенса, предусмотренные внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта, могут быть распространены на хозяйствующих субъектов, входящих с ним в одну группу лиц.
Решение о распространении действия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе на лиц, входящих в одну группу лиц, может быть принято в удобном для группы лиц формате. Например, внутренний акт об антимонопольном комплаенсе одного хозяйствующего субъекта может быть принят в качестве локального нормативного акта другого хозяйствующего субъекта; и (или) решение о присоединении к внутреннему акту (внутренним актам) об антимонопольном комплаенсе может быть принято уполномоченным органом хозяйствующего субъекта.
Для применения хозяйствующим субъектом внутреннего акта, распространяющегося на группу лиц, в которую он входит, хозяйствующим субъектом могут быть использованы в том числе единое для группы лиц программное обеспечение, универсальные для всех хозяйствующих субъектов группы лиц методы обучения по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и другие средства.
4) Рекомендации относительно порядка проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности.
При этом отсутствие во внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе требований к порядку оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при наличии самого порядка оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства признается соблюдением пункта 1 части 1 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции при условии установления ФАС России соответствия такого порядка требованиям антимонопольного законодательства.
В порядке оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства рекомендуется предусмотреть описание процессов идентификации и оценки рисков, включая мероприятия, проводимые в рамках организации данных процессов, периодичность и сроки их проведения, лиц, участвующих в организации и реализации указанных мероприятий, порядок организации взаимодействия между лицами, участвующими в указанных мероприятиях, порядок оформления результатов оценки рисков и их корректировки при необходимости.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно выявляют применимые к их деятельности требования антимонопольного законодательства (далее также - применимые требования) с учетом, в том числе, структуры, характера деятельности, отрасли экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, и иных параметров.
Перечень применимых требований может определяться хозяйствующим субъектом в частности на основании антимонопольного законодательства, Договора о Евразийском экономическом союзе, применимых норм международного права и иностранного законодательства, принятых ФАС России решений и выданных предписаний, предупреждений и предостережений.
Мониторинг применимых требований и правоприменительной практики рекомендуется осуществлять на постоянной основе. При осуществлении мониторинга рекомендуется проводить изучение и анализ:
1) антимонопольного законодательства и проектов актов антимонопольного законодательства;
2) практики применения антимонопольного законодательства судами и ФАС России;
3) актов, вынесенных ФАС России в отношении хозяйствующего субъекта.
Информация, полученная в результате проведенного хозяйствующим субъектом мониторинга, может использоваться хозяйствующим субъектом для изменения внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, в том числе для разработки и принятия новых мер по снижению хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства или для изменения внутренних процедур реализации указанных мер.
Хозяйствующие субъекты определяют имеющиеся в их деятельности комплаенс-риски (ситуации, в которых применимые к ним требования могут быть нарушены) путем сопоставления применимых требований с внутренними бизнес-процессами.
Процесс идентификации комплаенс-рисков может потребовать анализа, например, судебных дел и дел о нарушении антимонопольного законодательства; материалов правоприменительной практики ФАС России и судов; результатов проведенных ФАС России проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом; результатов проведенного ФАС России анализа состояния конкуренции на товарных рынках, участником которых является хозяйствующий субъект.
Источником комплаенс-рисков могут являться локальные нормативные акты хозяйствующего субъекта и совершенные (планируемые к совершению) сделки, а также действия работников хозяйствующего субъекта при исполнении ими должностных обязанностей. Для оценки действий работников хозяйствующего субъекта могут проводиться, например, интервью с работниками и анализ содержимого сообщений, направляемых работниками хозяйствующего субъекта контрагентам, иным хозяйствующим субъектам и органам власти с использованием каналов передачи данных хозяйствующего субъекта и получаемых работниками хозяйствующего субъекта от указанных лиц с использованием таких каналов передачи данных.
Выявленные комплаенс-риски могут описываться и классифицироваться по критериям, определенным хозяйствующим субъектом. Кроме того, хозяйствующий субъект может проводить анализ причин и условий возникновения комплаенс-рисков.
Оценка комплаенс-рисков 1 может производиться с точки зрения вероятности их наступления и тяжести последствий (штрафов, убытков, вреда репутации, расходов на оплату юридических услуг, недействительности сделок, ответственности должностных лиц и т.п.). При оценке рисков может использоваться Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1379-ст (далее - ISO 31000). Для проведения оценки комплаенс-рисков может использоваться матрица комплаенс-рисков (система визуализации значимости и вероятности комплаенс-рисков), в том числе с индикацией уровня комплаенс-риска (например, цветовой или числовой).
Общий результат оценки комплаенс-рисков может быть оформлен в принятом хозяйствующим субъектом формате, например, в виде отчета или карты рисков с описанием комплаенс-риска, причин и условий его возникновения, индикацией уровня риска.
В дальнейшем хозяйствующий субъект в сроки, определенные локальными нормативными актами, может периодически переоценивать ранее выявленные комплаенс-риски и проводить идентификацию и оценку вновь возникших комплаенс-рисков.
Внеплановая оценка комплаенс-рисков может потребоваться, например, при изменении бизнес-процессов, начале работы на новых товарных рынках или выходе хозяйствующего субъекта из товарного рынка, изменениях организационной (управленческой) структуры или стратегии (целей, направлений) деятельности хозяйствующего субъекта, значительных изменениях рыночной ситуации, изменениях правового регулирования, выявлении нарушений применимых требований в деятельности хозяйствующего субъекта.
5) Рекомендации относительно мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением им своей деятельности
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением им своей деятельности.
Выявив антимонопольные комплаенс-риски, хозяйствующий субъект определяет необходимые корректирующие действия (меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности).
Описание (перечень) мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, может быть оформлено в удобном для хозяйствующего субъекта формате, например, в виде дорожной карты с описанием комплаенс-риска и мер, направленных на его снижение (общих (постоянных) мер и конкретных действий (мероприятий)), указанием ответственного за выполнение каждого мероприятия (группы или совокупности мероприятий) должностного лица или структурного подразделения, определением срока выполнения мероприятия (календарного плана для многоэтапного мероприятия), показателей выполнения мероприятия (критериев оценки качества выполнения мероприятия), требований к обмену информацией и отчетности, необходимых ресурсов.
Хозяйствующий субъект может установить для себя цели по обеспечению соблюдения применимых требований (далее - комплаенс-цели) на определенный период. Для каждой комплаенс-цели при этом может быть определено, что конкретно будет сделано, какие ресурсы для этого потребуются, кто ответственен за достижение комплаенс-цели, срок достижения комплаенс-цели, порядок оценки результатов (КПЭ) и иные параметры. Примерами комплаенс-целей могут быть: процент работников, успешно прошедших обучение, количество выявленных ФАС России нарушений или иные.
Особенно важным для эффективного функционирования антимонопольного комплаенса является пример руководства, когда высшее руководство и другие руководители хозяйствующего субъекта демонстрируют уважительное отношение к антимонопольному комплаенсу и поощряют соответствующую культуру поведения работников.
Ниже приведены примеры конкретных мер, которые могут быть приняты хозяйствующим субъектом для снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Превентивные мероприятия, например:
1) согласование с должностным лицом, ответственным за функционирование антимонопольного комплаенса, сделок (иных действий), которые могут привести к нарушению применимых требований;
2) проведение предварительной экспертизы планируемого действия (например, установления механизма ценообразования или совершения сделки в рамках экономической концентрации), в том числе с привлечением экспертов, не являющихся работниками хозяйствующего субъекта и обладающих специальными знаниями в соответствующих областях техники, производства, экономики, финансов;
3) направление в антимонопольный орган заявления о проверке соответствия применимым требованиям проекта соглашения (при заключении соглашений, не подлежащих государственному контролю в соответствии с Законом о защите конкуренции или Федеральным законом "О естественных монополиях").
Принятие локальных нормативных актов, регламентирующих требования к определенным видам деятельности (операциям, процедурам) хозяйствующего субъекта в целях соблюдения требований антимонопольного законодательства, содержащих, в том числе:
1) изложение соответствующих применимых требований;
2) разъяснения применимых требований (соответствующие антимонопольному законодательству, действующей судебной практике и практике ФАС России), необходимые для практического понимания применимых требований ответственными работниками хозяйствующего субъекта при осуществлении ими трудовых функций;
3) описание допустимых моделей поведения работников хозяйствующего субъекта в целях соблюдения соответствующих применимых требований, в том числе установление требований к содержанию договоров, писем и внутренней коммуникации хозяйствующего субъекта.
Автоматизация процессов (процедур) для недопущения неправильных действий исполнителей.
Обучение работников по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса и систематическая проверка их знаний.
Цель обучения работников хозяйствующего субъекта - обеспечить выполнение работником своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
Методы проведения обучения работников и оценки его результативности, сроки проведения обучения, список должностей и иные вопросы определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Эффективность программы обучения повышается, если она адаптирована под выполняемые работником трудовые функции, составлена просто и практично (лучше всего на примерах), а также учитывает пробелы в знаниях и опыте работника, установленные в результате проверки знаний, или допущенные работником нарушения антимонопольного законодательства.
Например, можно выделить несколько способов обучения работников, должностные обязанности которых связаны с комплаенс-рисками:
1) первичное обучение и (или) индивидуальная консультация и ознакомление с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе при приеме на работу или переводе работника на другую должность (если новые должностные обязанности связаны с новыми комплаенс-рисками);
2) целевое (внеплановое) обучение и (или) индивидуальная консультация при изменении антимонопольного законодательства, внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, при выявлении нарушений антимонопольного законодательства и т.п.;
3) периодическое повышение квалификации (плановое обучение и (или) индивидуальная консультация) в сроки, определенные хозяйствующим субъектом, например, не реже одного раза в год или с иной периодичностью.
Хозяйствующий субъект может предусмотреть проверку полученных работниками знаний методами и способами, определяемыми хозяйствующим субъектом (например, тестированием, решением практических задач, собеседованием, экзаменом).
Принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения работниками применимых требований, в том числе:
1) внесение требований к поведению работников, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства, в должностные инструкции и трудовые договоры работников, в положения о структурных подразделениях хозяйствующего субъекта;
2) установление локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта, коллективным договором, трудовыми договорами положений о том, что:
- неисполнение применимых требований является дисциплинарным проступком и основанием для привлечения работника в соответствии с трудовым законодательством к материальной и дисциплинарной ответственности;
- совершение работником действия (допущение бездействия), которое привело к нарушению применимого требования, является основанием для направления работника на повторное или дополнительное обучение по вопросам антимонопольного законодательства, проведения проверки знаний работника по вопросам антимонопольного законодательства, применения других мер, направленных на предотвращение повторного нарушения работником применимых требований;
- к работникам применяются предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта меры поощрения за активное содействие функционированию антимонопольного комплаенса (в том числе за выявление возможного нарушения применимых требований и доведение информации о нем до сведения руководства хозяйствующего субъекта, активное участие в создании и функционировании антимонопольного комплаенса и др.).
6) Рекомендуемые меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием такой системы.
Указанное требование Закона о защите конкуренции подразумевает наличие во внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе положений, содержащих описание мер по контролю за функционированием антимонопольного комплаенса.
Для контроля за функционированием антимонопольного комплаенса хозяйствующий субъект может осуществлять мониторинг, то есть постоянный сбор, анализ и оценку информации об эффективности мер по устранению или снижению комплаенс-рисков, а также об организации процессов в целом (например, об эффективности обучения, методов контроля бизнес-процессов, распределения должностных обязанностей работников, актуальности применимых требований, эффективности работы с нарушениями).
Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет, в частности, порядок и формы проведения мониторинга, его периодичность, ответственных лиц, порядок представления отчетности, показатели эффективности антимонопольного комплаенса, порядок и периодичность внешних и внутренних аудитов (если проведение таких аудитов предусмотрено внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе).
Информацию о функционировании антимонопольного комплаенса хозяйствующий субъект может получать, например, от работников (в т.ч. анонимно и через "горячую линию", а также в ходе обучения и проверки знаний работников), покупателей и поставщиков, органов государственного контроля (надзора), аудиторов и иных лиц.
Хозяйствующим субъектом в целях проверки достоверности информации о нарушении или угрозе нарушения работниками применимых требований и (или) требований антимонопольного комплаенса могут проводиться (в порядке, установленном локальным нормативным актом) расследования (внутренние, служебные и т.п.).
По каждому выявленному случаю несоответствия хозяйствующему субъекту рекомендуется: предпринять действия по устранению несоответствия и его последствий; выявить причины возникновения несоответствия и предпринять действия по их устранению; оценить результаты корректирующих действий; при необходимости внести изменения в действующий антимонопольный комплаенс.
Кроме того, хозяйствующий субъект может направить добровольное заявление в ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства (или его признаках), выявленном, в том числе, в результате реализации мер по контролю за функционированием антимонопольного комплаенса.
При этом хозяйствующим субъектом могут быть приняты дополнительные превентивные меры, например, отстранение от работы работника, заключившего от имени хозяйствующего субъекта недопустимое соглашение (совершившего от имени хозяйствующего субъекта недопустимое действие), меры по обеспечению сохранности документов и электронных носителей информации, относящейся к недопустимому соглашению (действию), оформление отказа хозяйствующего субъекта от участия или дальнейшего участия в соглашении (от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий) и другие меры.
Результаты контроля за функционированием антимонопольного комплаенса могут фиксироваться в периодических отчетах или оцениваться и утверждаться иным образом в соответствии с принятыми хозяйствующим субъектом процедурами. Такие отчеты могут содержать, например, информацию о новых применимых требованиях и их влиянии на деятельность хозяйствующего субъекта, достижении показателей эффективности по комплаенс-целям, о выявленных нарушениях, а также принятых мерах, о результатах проведенных ФАС России проверок и принятых мерах в отношении хозяйствующего субъекта, результатах мониторинга и аудита (при его наличии) эффективности антимонопольного комплаенса.
Указанные отчеты могут представляться руководству хозяйствующего субъекта (совету директоров (наблюдательному совету), коллегиальному и единоличному исполнительному органу) для принятия решений о внесении изменений в антимонопольный комплаенс или иных мер. Отчет о результатах оценки функционирования антимонопольного комплаенса может представляться на рассмотрение руководству периодически, например, не реже одного раза в год.
7) Рекомендуемый порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с таким внутренним актом (внутренними актами).
Указанный порядок может определять круг работников, которые должны быть ознакомлены с внутренним актом (актами) об антимонопольном комплаенсе, а также порядок оформления результатов такого ознакомления (в электронной форме, в журнале учета, в форме отметки в личном деле и т.д.). Хозяйствующий субъект вправе ознакомить с указанным внутренним актом (внутренними актами) соответствующих работников, например, с использованием информационных технологий, в том числе корпоративной информационной системы, путем направления внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе по корпоративной электронной почте с уведомлением о прочтении и (или) путем оформления листов ознакомления с помощью электронных подписей.
Сроки, периодичность и объем ознакомления работников с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Рекомендуется обеспечивать ознакомление работников с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе при приеме на работу. Повторное ознакомление конкретного работника (или группы работников) может быть обусловлено, например, выявлением нарушений локальных нормативных актов хозяйствующего субъекта, внесением изменений в указанные акты или проведением обучения.
Обязанность ознакомления работников с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе может быть возложена на должностных лиц, ответственных за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса, либо на кадровую службу.
Обязанность соблюдать принятый хозяйствующим субъектом внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе, проходить обучение, сообщать о допущенных нарушениях и иные обязанности могут быть зафиксированы в трудовых договорах, должностных инструкциях, системах оценки и поощрения сотрудников (при наличии).
8) Рекомендации по определению должностного лица, ответственного за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать информацию о должностном лице, ответственном за функционирование такой системы.
При определении уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству хозяйствующего субъекта;
2) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения уполномоченным подразделением (должностным лицом) своих задач.
Задачи, полномочия и ответственность уполномоченного подразделения (должностного лица) определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно в его локальных нормативных актах; соответствующие положения могут также содержаться в трудовых договорах, должностных инструкциях и т.п.
К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) рекомендуется отнести следующие функции:
1) разработка внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе и подготовка предложений о внесении изменений;
2) организация процесса выявления комплаенс-рисков и их оценки (например, составление "карты рисков" и "матрицы рисков");
3) мониторинг применимых требований и информирование работников об изменении требований антимонопольного законодательства и практики его применения;
4) разработка мер по снижению комплаенс-рисков (например, "дорожной карты");
5) консультирование работников по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе;
6) проведение обучения работников по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;
7) организация мер по разрешению конфликтных ситуаций с контрагентами, развитие медиации и аналогичных процедур;
8) проведение внутренних расследований, организация принятия и рассмотрения обращений работников и иных лиц о возможных нарушениях применимых требований (в том числе анонимных сообщений на "горячую линию");
9) взаимодействие с ФАС России при проведении проверок (как самостоятельно, так и при необходимости с привлечением работников других структурных подразделений);
10) доведение информации о допущенных нарушениях антимонопольного законодательства и внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе до руководства и подготовка предложений о мерах ответственности за допущенные нарушения;
11) контроль за достижением комплаенс-целей, организация контроля за функционированием антимонопольного комплаенса и принятие мер по устранению его недостатков;
12) участие в согласовании типовых форм соглашений и иных документов на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Сотрудники уполномоченного подразделения (должностное лицо) могут как специализироваться на функциях антимонопольного комплаенса, так и совмещать их с другими трудовыми функциями. Уполномоченное подразделение может быть структурно обособлено от других подразделений, или, напротив, функции уполномоченного подразделения (должностного лица) могут быть распределены между сотрудниками уже существующих подразделений.
Тем не менее, рекомендуется обеспечить независимость уполномоченного подразделения (должностного лица), отсутствие у него конфликта интересов, а также достаточность полномочий и ресурсов для выполнения функций, возложенных на него в соответствии с внутренним актом об антимонопольном комплаенсе.
Высшее руководство хозяйствующего субъекта может реализовать свою роль в организации антимонопольного комплаенса путем, например:
1) определения обязанностей и полномочий подразделений и работников в рамках антимонопольного комплаенса;
2) обеспечения разработки и внедрения локальных нормативных актов, процедур и процессов для достижения целей в области антимонопольного комплаенса;
3) обеспечения разработки и функционирования механизмов подотчетности, включая своевременное сообщение о нарушениях;
4) выделения необходимых ресурсов для поддержания и развития антимонопольного комплаенса;
5) анализа функционирования и принятия мер по улучшению антимонопольного комплаенса;
6) поощрения у работников желания повысить квалификацию в области антимонопольного комплаенса посредством прохождения обучения (включая повышение квалификации), в том числе на базе образовательных или иных специализированных организаций.
Все иные работники могут нести ответственность за функционирование антимонопольного комплаенса в рамках своих обязанностей и полномочий, определенных трудовым договором, должностной инструкцией и локальными нормативными актами. При выявлении ненадлежащего исполнения внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе и (или) применимых требований, по решению руководства организации к нарушителям могут быть применены предусмотренные трудовым законодательством меры, в том числе, дисциплинарные взыскания.
VI. Реализация отдельных полномочий ФАС России
1. Выдача ФАС России предписаний
Пункт 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции наделяет ФАС России полномочиями выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В частности, ФАС России выдает предписания по итогам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (статья 50 Закона о защите конкуренции), по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия (пункт 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции), по результатам рассмотрения уведомления, представленного в соответствии со статьей 31 Закона о защите конкуренции (часть 10 статьи 33 Закона о защите конкуренции).
Исходя из положений части 1 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, организация хозяйствующим субъектом системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства является правом хозяйствующего субъекта и осуществляется им добровольно, своей волей и в своем интересе.
В связи с изложенным, организация антимонопольного комплаенса не может являться действием, обязательным для исполнения в соответствии с предписанием, выдаваемым ФАС России.
Вместе с тем, при рассмотрении ходатайства в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией до принятия ФАС России решения лица, подавшие ходатайство, вправе представить в ФАС России информацию о намерении добровольно принять на себя обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об организации ими системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. В данном случае исполнение такими лицами вышеуказанных обязательств может быть частью предписания ФАС России, выдаваемого по результатам рассмотрения сделки или иного действия.
2. Представление документов, объяснений и информации
Согласно статье 25 Закона о защите конкуренции хозяйствующие субъекты обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях. Кроме того, должностные лица антимонопольного органа в ходе проведения проверки вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию (статья 25.4 Закона о защите конкуренции), а также снимать копии с документов и электронных носителей информации при проведении осмотра (статья 25.3 Закона о защите конкуренции).
Организация антимонопольного комплаенса является правом хозяйствующего субъекта и, следовательно, не является самостоятельным объектом государственного контроля и проверок со стороны ФАС России.
Документы и информация, касающиеся организации антимонопольного комплаенса (в том числе документы и информация о результатах проведенной хозяйствующим субъектом оценки рисков, о планируемых или принятых хозяйствующим субъектом мерах, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, о результатах проведенных хозяйствующим субъектом внутренних расследований, о результатах осуществляемого хозяйствующим субъектом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса, о проведенной хозяйствующим субъектом оценке эффективности антимонопольного комплаенса), в том числе, могут быть представлены в ФАС России хозяйствующим субъектом, в составе возражений на акт проверки, доказательств, пояснений, объяснений или доводов о принятии им мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или дела об административном правонарушении.
Указанные документы и информация оцениваются ФАС России наравне с иными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства или по делу об административном правонарушении, с отражением соответствующих выводов о результатах такой оценки в принимаемых актах в установленном Законом о защите конкуренции или КоАП РФ правонарушениях порядке.
При этом, по смыслу части 1 и части 2 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции, содержащиеся в вышеуказанных документах сведения сами по себе (в отсутствие других доказательств) не могут являться основанием для вывода о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, если такие сведения носят оценочный характер (например, являются мнением работников хозяйствующего субъекта или привлеченных хозяйствующим субъектом специалистов о действительных, предполагаемых или планируемых событиях (субъективной интерпретацией фактов)).
3. Учет мер по организации антимонопольного комплаенса при рассмотрении вопроса о нарушении хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства
В случае выдачи ФАС России заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутреннего акта (внутренних актов) хозяйствующего субъекта об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) указанный хозяйствующий субъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если его действия осуществляются в соответствии с согласованными правилами антимонопольного комплаенса.
Вместе с тем, отсутствие у хозяйствующего субъекта внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, отсутствие положительного заключения ФАС России относительно такого акта (актов) не исключают права хозяйствующего субъекта в ходе рассмотрения дела представлять доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства.
Председатель |
М.А. Шаскольский |
------------------------------
1 Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС утвердила разъяснения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Они подготовлены в связи с изменениями в Закон о защите конкуренции, а также в целях реализации Указа Президента об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в части стимулирования хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2021 г. N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2021 г. N 4)
Текст разъяснений опубликован не был