Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах
(утв. подпунктом 4.3 решения Государственного антинаркотического комитета (протокол от 25 июня 2021 г. N 48))
I. Общие положения
Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах*(1) разработаны в целях совершенствования системы изучения наркоситуации и оценки влияния на ее формирование процессов, происходящих в сфере общественных отношений.
Методическое пособие регламентирует порядок проведения соответствующих оценочных мероприятий на федеральном и на региональном уровнях.
В целях настоящего Методического пособия под наркоситуацией понимается ограниченная временными и пространственными рамками совокупность социальных процессов, складывающихся из последствий немедицинского потребления запрещенных и подконтрольных веществ*(2) и их незаконного оборота в сочетании с уровнем эффективности противодействия возникающим в данной связи вызовам и угрозам.
Мониторинг наркоситуации осуществляется ежегодно.
II. Мониторинг наркоситуации в Российской Федерации
На федеральном уровне мониторинг наркоситуации осуществляется Государственным антинаркотическим комитетом*(3), заинтересованными органами государственной власти.
Организационные мероприятия по мониторингу наркоситуации в Российской Федерации, выполняемые Комитетом, обеспечиваются МВД России*(4).
В целях проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации осуществляется сбор и обобщение следующих материалов:
докладов антинаркотических комиссий о наркоситуации в субъектах Российской Федерации;
данных статистического наблюдения, информационно-аналитических материалов и экспертных оценок участников мониторинга наркоситуации в Российской Федерации по вопросам оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление запрещенных веществ.
По результатам антинаркотических мероприятий, проведенных в отчетном периоде, участниками мониторинга наркоситуации в Российской Федерации составляется информационно-аналитическая справка, в которой отражаются основные результаты антинаркотической деятельности, в том числе:
описываются процессы и факторы, оказывающие влияние на уровень незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков;
проводится анализ изменений наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах с указанием их причин;
проводится краткосрочное (1 год) прогнозирование развития наркоситуации в Российской Федерации;
предлагаются проекты управленческих решений, направленных на оздоровление наркоситуации в Российской Федерации.
При этом включение в информационно-аналитическую справку сведений, содержащих государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения не допускается.
Информационно-аналитическая справка за подписью члена Комитета представляется в МВД России не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
На основе обобщенных данных осуществляется подготовка проекта доклада Президенту Российской Федерации о наркоситуации в Российской Федерации*(5).
В него включается результаты анализа хода реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, оценка состояния наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах с приложением графического изображения (картограмма или картодиаграмма) статистических данных в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации (в разрезе субъектов Российской Федерации) (в динамике за три года).
Проект доклада выносится на обсуждение членов межведомственной рабочей группы*(6). Одобренный ими проект доклада направляется на рассмотрение членам Комитета.
Согласованный членами Комитета и одобренный на заседании Комитета доклад о наркоситуации в Российской Федерации представляется Президенту Российской Федерации председателем Комитета и рассылается членам Комитета.
Выдержка из доклада о наркоситуации в Российской Федерации публикуется на официальном интернет-сайте Государственного антинаркотического комитета (https://гак.мвд.рф).
III. Мониторинг наркоситуации в субъектах Российской Федерации
Мониторинг наркоситуации проводится антинаркотической комиссией в субъекте Российской Федерации*(7), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
Организационное обеспечение деятельности антинаркотической комиссии по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председателем антинаркотической комиссии)*(8).
В целях организации мониторинга наркоситуации председателем антинаркотической комиссии утверждается разрабатываемое с учетом настоящего Методического пособия Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации и Порядок (Регламент) его проведения в субъекте Российской Федерации.
Решением председателя антинаркотической комиссии могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в выполнении данной работы.
Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации, обеспечивается из бюджета региона и может быть включено в государственные программы субъекта Российской Федерации.
Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе данных статистического наблюдения, информационно-аналитических материалов, предоставляемых региональными участниками по вопросам оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление запрещенных веществ, результатов социологического опроса.
Указанная информация направляется участниками мониторинга наркоситуации в аппарат антинаркотической комиссии.
При этом представление информационно-аналитических материалов участниками мониторинга осуществляется до 1 марта года, следующего за отчетным. В свою очередь данные статистического наблюдения по формам, установленным в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации, представляются в сроки согласно Приложению N 1 к Методическому пособию.
Для получения сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах потребления наркотиков в немедицинских целях и влияющих на них факторов аппаратами антинаркотических комиссий (либо иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенными председателем антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований в соответствии с Порядком проведения социологического исследования общественного мнения (Приложение N 2 к Методическому пособию).
К этой работе привлекаются организации, которые определяются путем проведения открытого конкурса*(9).
Аналитический отчет, подготовленный по результатам социологических исследований, направляется в аппарат антинаркотической комиссии.
Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление данных статистического наблюдения, носящих предварительный характер. Уточненные данные представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
На основе анализа полученной информации аппаратом антинаркотической комиссии (либо рабочей группой) осуществляется подготовка проекта доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации.
В проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации включается следующая информация:
1. Характеристика субъекта Российской Федерации (площадь территории субъекта Российской Федерации, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения на 1 января года, предшествующего отчетному, а также в среднем за год, предшествующий отчетному (с разбивкой по половозрастным характеристикам), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, миграционная ситуация).
2. Анализ (оценка и динамика) уровня и структуры потребления наркотиков в немедицинских целях на основании статистических данных, аналитических справок и (в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям) социологических исследований.
Отражается зарегистрированный и экспертный уровень распространенности потребления наркотиков в немедицинских целях, структура наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотиков, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, смертельных отравлений наркотиками, доступность наркотиков. Также проводится анализ и оценка причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.
3. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих потребление наркотиков в немедицинских целях.
Анализ и оценка результатов работы по мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, реабилитации и ресоциализации.
4. Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики потребления наркотиков в немедицинских целях (в первую очередь по линии органов образования и науки, физической культуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Отражается состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), ранним выявлением лиц, потребляющих наркотики, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики. Анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
5. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая, в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (с указанием новых видов наркотиков); сведения о распространении наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; анализ интернет-ресурсов, распространяющих информацию о наркотиках; положение с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений); анализ административной и судебной практики; причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков.
6. Оценка результатов реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, в рамках которых осуществляются антинаркотические мероприятия.
7. Информация о ходе исполнения перечня приоритетных направлений (плана мероприятий) реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.
8. Предварительная оценка состояния наркоситуации в субъекте Российской Федерации с приложением графического изображения (картограмма или картодиаграмма) статистических данных в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации (в разрезе муниципальных образований) (в динамике за три года).
9. Краткосрочное (1 год) прогнозирование развития наркоситуации.
10. Проекты управленческих решений и предложения по оздоровлению наркоситуации в субъекте и в Российской Федерации в целом.
К проекту доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации прилагаются результаты социологических исследований (включая линейные распределения ответов в абсолютных числах и процентах).
Проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации аппаратом антинаркотической комиссии выносится на рассмотрение антинаркотической комиссии не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Председатель антинаркотической комиссии по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации принимает решение о его утверждении и направляет доклад председателю Комитета до окончания I квартала года, следующего за отчетным. Информация о дате его утверждения на заседании антинаркотической комиссии указывается на титульном листе доклада.
В целях сокращения документооборота доклад о наркоситуации в субъекте Российской Федерации направляется посредством системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Предоставление бумажной версии документов не требуется*(10).
С учетом последующего обсуждения доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации на открытых площадках, а также опубликования выдержки из него сведения, содержащие государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения, не используются.
Уточненные статистические данные и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации за подписью председателя антинаркотической комиссии (лица его замещающего), представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
IV. Порядок определения критериев оценки развития наркоситуации
Оценка развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации (по муниципальным образованиям на региональном уровне и в целом на федеральном уровне) осуществляется по четырем последовательным критериям: "нейтральная" "сложная" "предкризисная" "кризисная".
При графическом изображении критерии оценки развития наркоситуации обозначаются: "нейтральная" - зеленым цветом, "сложная" - желтым цветом, "предкризисная" - оранжевым цветом; "кризисная" - красным цветом*(11).
Критерии оценки развития наркоситуации при проведении мониторинга определяются по следующим оценочным показателям наркоситуации:
ОП1. Вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков;
ОП2. Уровень вовлеченности несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков;
ОП3. Криминогенность наркомании;
ОП4. Уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних;
ОП5. Доступность наркотиков (рассчитывается только на федеральном уровне);
ОП6. Оценочная распространенность употребления наркотиков (рассчитывается только на федеральном уровне);
ОП7. Уровень первичной заболеваемости наркоманией;
ОП8. Острые отравления наркотиками;
ОП9. Острые отравления наркотиками среди несовершеннолетних;
ОП10. Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками.
Оценочный показатель (ОП) определяется на основании расчета статистического показателя (СП) с учетом его минимального и максимального значений по всем муниципальным образованиям (региональный уровень) и субъектам Российской Федерации (федеральный уровень).
Оценочный показатель выражается в баллах от 0 до 100. При этом 0 (ноль) баллов - наилучшее значение, 100 (сто) баллов - наихудшее значение соответствующего показателя.
На региональном уровне оценочный показатель в субъекте Российской Федерации определяется как среднеарифметическое значение оценочных показателей муниципальных образований.
Статистический показатель (СП) - относительный показатель, рассчитываемый на основе статистических данных и характеризующий количественные и качественные результаты деятельности по соответствующему направлению.
Для оценочных показателей наилучшим является минимальное значение и рассчитывается по формуле:
,
где:
СП - статистический показатель оценки;
СПmax - максимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
СПmin - минимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Итоговая оценка наркоситуации в Российской Федерации (ПО) в целом и в каждом субъекте Российской Федерации определяется только на федеральном уровне Комитетом.
На региональном уровне на основании оценочных показателей определяется предварительная оценка наркоситуации в субъекте Российской Федерации (ПрО).
Оценка наркоситуации определяется как среднее арифметическое значение всех оценочных показателей. Расчет осуществляется по формуле:
,
где:
n - количество оценочных показателей развития наркоситуации, принимаемых в расчет при определении оценки.
Отнесение оценочных показателей, а также итоговой оценки развития наркоситуации к тому или иному критерию основывается на следующих пороговых значениях:
"нейтральная" - от 0 до 25 включительно;
"сложная" - свыше 25 до 50 включительно;
"предкризисная" - свыше 50 до 75 включительно;
"кризисная" - свыше 75 до 100 включительно.
Ниже приведены формулы вычисления статистических показателей (СП) с примерами расчетов как статистических, так и оценочных показателей (ОП) оценки развития наркоситуации.
ОП1. Вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков*(12)
Соотношение общего числа лиц, совершивших наркопреступления, и общего числа лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, к среднегодовой численности населения в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
Vn - вовлеченность населения;
P - общее число лиц, совершивших наркопреступления (форма межведомственной статистической отчетности N 171 "1-МВ-НОН", раздел 2, строка 1, графа 1*(13); приложение N 8 к Порядку осуществления мониторинга*(14), графа 2);
Ap - общее число лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (форма межведомственной статистической отчетности N 174 "4-МВ-НОН", раздел 4, строка 1, графа 1; приложение N 12 к Порядку, графа 2);
Po - среднегодовая численность населения (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 3).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
P - общее число лиц, совершивших наркопреступления (357);
Ap - общее число лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (599);
Po - среднегодовая численность населения (1 265 007).
Пример расчета оценочного показателя (ОП1) в баллах:
где:
СП - статистический показатель оценки развития наркоситуации (75,6);
СПmax - максимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации*(15) (543,7);
СПmin - минимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации (52,6).
При значении ОП1 4,7 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
Пример расчета оценочного показателя муниципальных образований (ОПМ) в баллах (на региональном уровне):
|
ОПМ1 |
ОПМ2 |
ОПМ3 |
ОПМ4 |
ОПМ5 |
P |
195 |
401 |
256 |
537 |
304 |
Ap |
404 |
866 |
594 |
1305 |
724 |
Po |
385555 |
437944 |
297366 |
473822 |
360735 |
Vn (СП) |
155,4 |
289,3 |
285,8 |
388,8 |
285,0 |
ОП |
0 |
57,4 |
55,9 |
100 |
55,5 |
Среди муниципальных образований максимальное значение статистического показателя (СПmax) - 388,8, минимальное значение статистического показателя (СПmin) - 155,4.
,
где:
СП - статистический показатель оценки развития наркоситуации МО1 (155,4);
СПmax - максимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации*(15) (388,8);
СПmin - минимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации (155,4).
,
где:
СП - статистический показатель оценки развития наркоситуации МО2 (289,3);
СПmax - максимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации*(15) (388,8);
СПmin - минимальное значение статистического показателя среди оцениваемых субъектов Российской Федерации (155,4).
ОП2. Уровень вовлеченности несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков
Соотношение общего числа несовершеннолетних, совершивших наркопреступления, и общего числа несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, к среднегодовой численности населения в возрасте 14-17 лет в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
N - уровень вовлеченности несовершеннолетних;
Np - общее число несовершеннолетних, совершивших наркопреступления (форма межведомственной статистической отчетности N 171 "1-МВ-НОН", раздел 2, строка 1, графа 2; приложение N 8 к Порядку, графа 3);
Nap - общее число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (форма межведомственной статистической отчетности N 174 "4-МВ-НОН", раздел 4, сумма: строки 2, графы 1 и строки 1, графы 16; сумма: приложений N 12 к Порядку, графа 3 и N 13 к Порядку, графа 6);
Pl - среднегодовая численность населения в возрасте 14-17 лет (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 7).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
Np - общее число несовершеннолетних, совершивших наркопреступления (11);
Nap - общее число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (31);
Pl - среднегодовая численность населения в возрасте 14-17 лет (47 777).
Значение оценочного показателя (ОП2) после проведенных расчетов в баллах - 16,05 (16,1).
При значении ОП2 16,1 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
ОП3. Криминогенность наркомании*(16)
Соотношение числа потребителей наркотиков, совершивших преступления, и числа лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения, к среднегодовой численности населения в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
Kn - криминогенность наркомании;
Pn - число потребителей наркотиков, совершивших общеуголовные преступления (форма межведомственной статистической отчетности N 171 "1-МВ-НОН", раздел 2, строка 43, графа 1; приложение N 9 к Порядку, графа 3);
Apn - число лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения (форма межведомственной статистической отчетности N 174 "4-МВ-НОН", раздел 4, строка 1, сумма граф 3, 13, 14, 15, 16; приложение N 13 к Порядку, графа 2);
Po - среднегодовая численность населения (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 3).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
Pn - число потребителей наркотиков, совершивших общеуголовные преступления (242);
Apn - число лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения (285);
Po - среднегодовая численность населения (1 265 007).
Значение оценочного показателя (ОП3) после проведенных расчетов в баллах - 6,54 (6,5).
При значении ОП3 6,5 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
ОП4. Уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних
Соотношение числа несовершеннолетних потребителей наркотиков, совершивших общеуголовные преступления, и числа несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения, к среднегодовой численности населения в возрасте 14-17 лет в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
M - уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних;
Mn - число несовершеннолетних потребителей наркотиков, совершивших общеуголовные преступления (форма межведомственной статистической отчетности N 171 "1-МВ-НОН", раздел 2, строка 43, графа 2; приложение N 10 к Порядку, графа 3);
Map - число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения (форма межведомственной статистической отчетности N 174 "4-МВ-НОН", раздел 4, сумма: строки 2, граф 3, 13, 14, 15 и строки 1, графы 16; приложение N 13 к Порядку, графа 7);
Pl - среднегодовая численность населения в возрасте 14-17 лет (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 7).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
Mn - число несовершеннолетних потребителей наркотиков, совершивших общеуголовные преступления (4);
Map - число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения (31);
Pl - среднегодовая численность населения в возрасте 14-17 лет (47 777).
Значение оценочного показателя (ОП4) после проведенных расчетов в баллах - 16,11 (16,1).
При значении ОП4 16,1 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
ОП5. Доступность наркотиков*(17) (рассчитывается только на федеральном уровне)
Сумма числа лиц, положительно ответивших на варианты 3 и 4 вопроса N 15 "Как Вы думаете, трудно ли достать сегодня наркотики?".
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
T = L + Ol,
где:
T - доступность наркотиков;
L - число лиц (в %), положительно ответивших на вариант N 3 "Сравнительно легко" вопроса N 15;
Ol - число лиц (в %), положительно ответивших на вариант N 4 "Очень легко" вопроса N 15.
Пример расчета статистического показателя (СП):
T = 29,6 + 16,9 = 46,5
L - число лиц, положительно ответивших на вариант N 3 "Сравнительно легко" вопроса N 15 (29,6%);
Ol - число лиц, положительно ответивших на вариант N 4 "Очень легко" вопроса N 15 (16,9%).
Значение оценочного показателя (ОП5) после проведенных расчетов в баллах - 48,49 (48,5).
При значении ОП5 48,5 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "сложная" и в графическом изображении обозначена желтым цветом.
ОП6. Оценочная распространенность употребления наркотиков (рассчитывается только на федеральном уровне)
Сумма числа лиц, положительно ответивших на варианты 2, 3, 4 и 5 вопроса N 22 "Как часто Вы употребляете наркотики?" к общему числу респондентов, опрошенных в рамках проведения социологического исследования.
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
где:
W - оценочная распространенность;
X1 - число лиц (абсолютные значения), положительно ответивших на вариант "Употребляю редко (от случая к случаю, не каждый месяц)" вопроса N 23;
X2 - число лиц (абсолютные значения), положительно ответивших на вариант "Употребляю регулярно (раз в месяц и чаще)" вопроса N 23;
X3 - число лиц (абсолютные значения), положительно ответивших на вариант "Употребляю постоянно (несколько раз в неделю)" вопроса N 23;
X4 - число лиц (абсолютные значения), положительно ответивших на вариант "Употребляю ежедневно" вопроса N 23;
Pr - общее число респондентов, опрошенных в рамках проведения социологического исследования.
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
X1 - число лиц, положительно ответивших на вариант "Употребляю редко (от случая к случаю, не каждый месяц)" вопроса N 23 (10 чел.);
X2 - число лиц, положительно ответивших на вариант "Употребляю регулярно (раз в месяц и чаще)" вопроса N 23 (5 чел.);
X3 - число лиц, положительно ответивших на вариант "Употребляю постоянно (несколько раз в неделю)" вопроса N 23 (1 чел.);
X4 - число лиц, положительно ответивших на вариант "Употребляю ежедневно" вопроса N 23 (0 чел.);
Pr - общее число респондентов, опрошенных в рамках проведения социологического исследования (2000).
Значение оценочного показателя (ОП6) после проведенных расчетов в баллах - 15,84 (15,8).
При значении ОП6 15,8 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
ОП7. Уровень первичной заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков
Соотношение числа лиц с впервые в жизни установленными диагнозами "наркомания" и "пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков" к среднегодовой численности населения в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
G - уровень первичной заболеваемости;
N - число лиц, с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" (форма N 11*(18); приложение N 28 к Порядку, строка 9, графа 1);
Vp - число лиц, с впервые в жизни установленным диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков" (форма N 11; приложение N 28 к Порядку, строка 15, графа 1);
Po - среднегодовая численность населения (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 3).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
N - число лиц, с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" (105);
Vp - число лиц, с впервые в жизни установленным диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков" (70);
Po - среднегодовая численность населения (1 265 007).
Значение оценочного показателя ОП7 после проведенных расчетов в баллах - 5,89 (5,9).
При значении ОП7 5,9 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
ОП8. Острые отравления наркотиками*(19)
Соотношение общего количества случаев острых отравлений наркотиками к среднегодовой численности населения в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
Q - острые отравления наркотиками;
Qn - количество случаев острых отравлений наркотиками всего (форма N 12-15*(20); приложение N 22 к Порядку, таблица 1, графа 2);
Po - среднегодовая численность населения (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 3).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
Qn - количество случаев острых отравлений наркотиками всего (43);
Po - среднегодовая численность населения (1 265 007).
Значение оценочного показателя ОП8 после проведенных расчетов в баллах - 4,56 (4,6).
При значении ОП8 4,6 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
ОП9. Острые отравления наркотиками среди несовершеннолетних
Соотношение общего количества случаев острых отравлений наркотиками среди несовершеннолетних к среднегодовой численности населения в возрасте 0-17 лет в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
Qm - острые отравления наркотиками среди несовершеннолетних;
Qd - количество случаев острых отравлений наркотиками среди детей в возрасте 0-14 лет (форма N 12-15; приложение N 22 к Порядку, таблица 1, графа 8);
Qp - количество случаев острых отравлений наркотиками среди подростков в возрасте 15-17 лет (форма N 12-15; приложение N 22 к Порядку, таблица 1, графа 14);
Pd - среднегодовая численность населения в возрасте 0-17 лет (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 12).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
Qd - количество случаев острых отравлений наркотиками среди детей в возрасте 0-14 лет (0);
Qp - количество случаев острых отравлений наркотиками среди подростков в возрасте 15-17 лет (0);
Pd - среднегодовая численность населения в возрасте 0-17 лет (236 847).
Значение оценочного показателя ОП9 после проведенных расчетов в баллах - 0,0.
При значении ОП9 0,0 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
ОП10. Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками*(21)
Соотношение количества случаев смертельных отравлений наркотическими средствами к среднегодовой численности населения в расчете на 100 000 человек (10 5).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
,
где:
D - смертность, связанная с острым отравлением наркотиками (по данным судебно-медицинской экспертизы);
Dn - количество случаев смертельных отравлений наркотическими средствами (форма N 42*(22); приложение N 34 к Порядку, графа 2);
Dp - количество случаев смертельных отравлений психотропными веществами (форма N 42; приложение N 34 к Порядку, графа 8);
Po - среднегодовая численность населения (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 3).
Пример расчета статистического показателя (СП):
,
где:
Dn - количество случаев смертельных отравлений наркотическими средствами (3);
Dp - количество случаев смертельных отравлений психотропными веществами (40);
Po - среднегодовая численность населения (1 265 007).
Значение оценочного показателя ОП10 после проведенных расчетов в баллах - 20,53 (20,5).
При значении ОП10 20,5 баллов наркоситуация по данному показателю будет оцениваться как "нейтральная" и в графическом изображении обозначена зеленым цветом.
Пример расчета итоговой оценки (ИО) на федеральном уровне с учетом ранее приведенных примеров расчета показателей:
,
n - количество оценочных показателей развития наркоситуации, по которым рассчитывается итоговая оценка (10 - на федеральном уровне, 8 - на региональном уровне).
В итоге данный субъект РФ при значении итоговой оценки наркоситуации - 13,9 заслуживает оценку "нейтральная" и в графической изображении будет обозначен зеленым цветом.
______________________________
*(1) Далее - "Методическое пособие".
*(2) Наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, сильнодействующие вещества. Далее - также "наркотики".
*(3) Далее - "Комитет".
*(4) В соответствии с Положением о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 23 апреля 2016 г. N 209, организационное обеспечение деятельности Комитета возложено на Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации.
*(5) Далее - "проект доклада".
*(6) Межведомственная рабочая группа Государственного антинаркотического комитета по мониторингу наркоситуации в Российской Федерации.
*(7) Далее - "антинаркотическая комиссия".
*(8) Полномочия по непосредственной организации проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации возлагаются на руководителя аппарата антинаркотической комиссии.
*(9) В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(10) Электронные версии докладов о наркоситуации в субъектах Российской Федерации с приложением таблиц статистических данных направляются в ГУНК МВД России.
*(11) Обозначение цветов в спектре цветовой модели RGB: "зеленый" (175; 221; 125), "желтый" (255; 255; 83), "оранжевый" (226; 135; 0), "красный" (255; 75; 75).
*(12) Предусмотрен подпунктом "а" пункта 25 раздела VI Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733.
*(13) Формы межведомственной статистической отчетности 1-МВ-НОН и 4-МВ-НОН утверждены приказом от 2 ноября 2015 г. N 389/536/98/1041/668/779бн/1280/663/990/2206 "Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков".
*(14) Далее - "Порядок".
*(15) Аналогичный принцип расчета максимальных и минимальных значений применяется для расчета показателя среди оцениваемых муниципальных образований.
*(16) Предусмотрен подпунктом "б" пункта 25 раздела VI Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733.
*(17) Показатели оценки ОП6 и ОП7 рассчитываются по данным социологических исследований.
*(18) "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами", утверждена приказом Росстата от 16 октября 2013 г. N 410 "Об утверждении статистического инструментария для организации министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за заболеваемостью населения наркологическими расстройствами".
*(19) Предусмотрен подпунктом "в" пункта 25 раздела VI Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733.
*(20) Утверждена приказом Роспотребнадзора от 18 декабря 2015 г. N 1325 "Об утверждении формы отраслевого статистического наблюдения N 12-15".
*(21) Предусмотрен подпунктом "г" пункта 25 раздела VI Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733.
*(22) "Отчет врача - судебно-медицинского эксперта, бюро судебно-медицинской экспертизы", утверждена приказом Минздрава России от 22 октября 2001 г. N 385 "Об утверждении отраслевой статистической отчетности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодно в России проводится мониторинг наркоситуации. Определено, какие мероприятия проводятся на федеральном и региональном уровне, по каким критериям оценивается развитие наркоситуации. Перечислены показатели.
Под наркоситуацией понимается ограниченная временными и пространственными рамками совокупность социальных процессов, складывающихся из последствий немедицинского потребления запрещенных и подконтрольных веществ и их незаконного оборота в сочетании с уровнем эффективности противодействия возникающим в данной связи вызовам и угрозам.
Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (утв. подпунктом 4.3 решения Государственного антинаркотического комитета (протокол от 25 июня 2021 г. N 48))
Текст методики опубликован не был