Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Пензенской области
19.07.2021 N 425-пП
III. Анализ текущей ситуации
Социально-экономическое развитие Пензенской области
По данным Росстата, объем ВРП за 2019 год составил 449,0 млрд. рублей, что на 38,0 млрд. рублей больше, чем в 2018 году.
Объем ВРП на душу населения в 2019 году составил 342,3 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом на 32,1 тыс. рублей, или на 10,3%.
Доля инвестиций в ВРП Пензенской области в 2019 году составила 19,9% (в целом по РФ - 20,6% и ПФО - 19,3%). По доли инвестиций в ВРП регион занял 4 место в ПФО.
Объем инвестиций в основной капитал Пензенской области по итогам 2019 года составил 89,4 млрд. рублей, или 99,2% к уровню 2018 года (в сопоставимых ценах). Рост инвестиций относительно 2018 года составил 2,3 млрд. рублей.
Объем инвестиций на душу населения в 2019 году составил 68,1 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом на 2,4 тыс. рублей, или на 3,6%.
Поступление доходов в консолидированный бюджет Пензенской области (тыс. рублей)
Вид дохода |
2019 год |
2020 год |
Налоговые и неналоговые доходы |
44250559 |
46573551 |
Дотация бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
7286255 |
8014881 |
По данным Пензастата, основные фонды некоммерческих организаций Пензенской области на конец 2019 года по полной учетной стоимости составили 199048,5 млн. рублей, основные фонды коммерческих организаций - 454458,7 млн. рублей.
Объем отгруженной продукции предприятиями Пензенской области за 2019 год составил 255,4 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2018 года, в том числе: в обрабатывающих отраслях - 223,9 млрд. рублей, или 114,0%, добыча полезных ископаемых - 1,5 млрд. рублей, или 174,1%, обеспечение электроэнергией - 22,6 млрд. рублей, или 100,2%, водоснабжение, организация сбора и утилизации отходов - 7,2 млрд. рублей, или 131,0%.
Наибольший удельный вес в промышленности занимают: "обрабатывающие производства" - 87,6%; "обеспечение электроэнергией, газом и паром" - 8,9%; "водоснабжение и утилизация отходов" - 2,8%, "добыча полезных ископаемых" - 0,7%.
В объеме отгруженных товаров по видам экономической деятельности "обрабатывающие производства" наибольший удельный вес составляют:
- производство пищевых продуктов - 36,5%;
- производство компьютеров, электронных и оптических изделий - 10,9%;
- производство бумаги и бумажных изделий - 7,6%;
- производство машин и оборудования - 8,2%;
- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - 8,4% и др.
Объем валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий за 2019 год составил 100,1 млрд. рублей.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2019 году составил 115,1% к 2018 году.
В 2019 году оборот розничной торговли по продаже потребительских товаров составил 217,6 млрд. рублей, или 101,4% к уровню 2018 года (в сопоставимых ценах).
Оборот розничной торговли на душу населения в 2019 году составил 165,1 тыс. рублей (в 2018 году - 154,9 тыс. рублей), в том числе по пищевым продуктам, напиткам и табачным изделиям - 103,0 тыс. рублей (в 2018 году - 72,0 тыс. рублей), по непродовольственным - 114,6 тыс. рублей (в 2018 году - 82,9 тыс. рублей).
Согласно данным Росстата, индекс производительности труда в 2019 году составил 106,3% к уровню 2018 года (2018 год - 104,6%). По данному показателю Пензенская область заняла 1 место в ПФО.
В целях обеспечения роста производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики проводится постоянная работа по привлечению предприятий промышленности к участию в федеральных программах государственной поддержки, что дает возможность проведения НИОКР, обновления производственных мощностей, освоения новых видов продукции.
Построение инновационной экономики и формирование условий для создания новых высокопроизводительных рабочих мест является одним из ключевых приоритетов социально-экономического развития области. Особое внимание уделяется поддержке инновационных проектов, направленных на импортозамещение.
С целью поддержки начинающих инновационных предприятий в регионе создана и продолжает активно развиваться инфраструктура поддержки малого предпринимательства и инноваций, насчитывающая более 10 региональных институтов развития, ведущими из которых являются технопарки "Яблочков" и "Рамеев". В технопарках инновационными предприятиями создано более 1 000 высокопроизводительных рабочих мест.
Объем произведенной продукции резидентов технопарков ежегодно составляет более 3 млрд. рублей. Налоговые отчисления резидентов превышают 480 млн. рублей в год. Эти цифры сопоставимы с результатами деятельности крупнейших предприятий региона.
В рамках развития малого и среднего предпринимательства как сектора, обеспечивающего занятость значительной части населения, в области создана и успешно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства. Для субъектов малого и среднего бизнеса созданы льготные режимы налогообложения, что также является резервом для увеличения занятости и уровня трудовых доходов граждан.
Численность населения Пензенской области по состоянию на 1 января 2020 года составила 1305,6 тыс. человек, из них 899,9 тыс. человек (68,9%) проживают в городской местности и 405,7 тыс. человек (31,1%) - в сельской местности. В общей численности населения области 46,3% составляют граждане пенсионного возраста и дети, 53,7% - лица трудоспособного возраста.
Одной из особенностей Пензенской области является демографически старое население. По данным Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области, на 01.01.2020 численность учтенных пенсионеров Пензенской области составила 440,9 тыс. человек, или 33,4% от общей численности населения области (в 2010 году - 30,8%). За период с 2010 по 2019 год численность пенсионеров в области возросла на 14 тыс. человек, или на 3,3% (тогда как общая численность населения области за этот период уменьшилась на 78 тыс. человек, или на 5,7%).
Средний возраст жителей области составляет 42,6 года.
Численность лиц старше трудоспособного возраста в 1,9 раза превышает численность детей и подростков до 16 лет. В настоящее время 18,1% жителей области находится в возрасте 65 лет и старше.
В то же время ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Пензенской области за последние пять лет увеличилась с 72,12 лет в 2015 году до 73,61 лет в 2019 году.
Согласно демографическому прогнозу, ожидаемая продолжительность жизни в целом по области будет увеличиваться и в 2020 году составит 73,9 года.
По данным Пензастата, к началу декабря 2019 года численность занятых в экономике составила 601,8 тыс. человек, не имели занятия и в соответствии с рекомендациями МОТ квалифицировались как безработные - 28,3 тыс. человек.
Численность занятых в экономике в 2019 году, в том числе по разделам ОКВЭД, (тыс. человек)
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
68,7 |
добыча полезных ископаемых |
0,8 |
обрабатывающие производства |
107,9 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
10,1 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
5 |
строительство |
49,5 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
130,8 |
транспортировка и хранение |
37,3 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
11,9 |
деятельность в области информации и связи |
8,4 |
деятельность финансовая и страховая |
6,6 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
13,2 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
18,1 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
10,5 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
28 |
образование |
38,5 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
35,6 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
8,2 |
прочие виды экономической деятельности |
12,7 |
Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, составил 4,3% от численности рабочей силы области.
На 01.01.2020 численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости области, составила 5300 человек.
Уровень регистрируемой безработицы - 0,78% от численности рабочей силы области (на 01.11.2019: РФ - 0,8%, ПФО - 0,8%).
На 01.01.2020 в службу занятости области предприятиями и организациями всех форм собственности было заявлено 9611 свободных рабочих мест, из которых 5941 - по рабочим профессиям.
Напряженность на рынке труда составила 0,61 человека на одно свободное рабочее место (на 01.11.2019: РФ - 0,5 человека, ПФО - 0,4 человека на вакансию).
В 2020 году связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Пензенской области наблюдается повсеместный рост численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости.
По оценочным данным прогноза социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочный период, в 2020 году численность занятых в экономике составит 602,1 тыс. человек.
С начала 2020 года численность безработных граждан увеличилась с 5300 человек до 30228 человек. Прирост составил 24928 человек. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился с 4,3% до 5,6% от численности рабочей силы области. Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 0,8% до 4,5% от численности рабочей силы области. Напряженность на рынке труда составила 2,2 человека на одно свободное рабочее место. Общее количество вакансий, заявленных предприятиями (организациями) в органы службы занятости Пензенской области для замещения, составляет 14078 единиц, в том числе по рабочим профессиям - 9277 единиц.
В целях повышения уровня и качества жизни населения в регионе с 2019 года реализуются мероприятия региональных проектов национального проекта "Демография", которые направлены в том числе на повышение рождаемости, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни населения.
За время реализации регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" более 25,2 тыс. семей получили выплаты на первых, третьих и последующих детей (израсходовано 2 млрд. 663,2 млн. рублей), в том числе в 2019 году выплаты на первых, третьих и последующих детей получили более 11,3 тыс. семей (израсходовано 1 млрд. 64,6 млн. рублей). Кроме того, с целью улучшения жилищных условий молодых семей, за счет средств бюджета Пензенской области выдано 640 сертификатов (израсходовано 209,8 млн. рублей), в том числе в 2019 году выдано 274 сертификата (израсходовано 89,7 млн. рублей).
В 2019 году в рамках реализации регионального проекта "Старшее поколение" более 1,6 тыс. граждан старших возрастов прошли профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование (израсходовано 29,7 млн. рублей). Профессиональное обучение направлено на приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда и оказывает влияние на снижение уровня бедности.
В рамках регионального проекта "Старшее поколение" для проведения диспансеризации граждан старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в учреждения социальной защиты населения Пензенской области приобретено 34 единицы автотранспорта. Доставка лиц данной категории в медицинские организации осуществляется согласно утвержденным графикам, охвачены все муниципальные районы Пензенской области. В 2019-2020 годах в медицинские организации доставлено более 6,4 тыс. человек.
В рамках регионального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда в Пензенской области" в 2019 году переобучение и повышение квалификации завершили 709 работников предприятий - участников проекта.
Одной из мер, направленных на повышение доходов населения и снижение уровня бедности, является работа по легализации занятости. В связи с тем, что работа носит межведомственный характер, утвержден План межведомственного взаимодействия по легализации бизнеса и реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Пензенской области (распоряжение Правительства Пензенской области от 13.12.2013 N 658-рП (с последующими изменениями).
Во всех муниципалитетах созданы межведомственные комиссии (рабочие группы) под руководством глав администраций по организации мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости.
На уровне региона функционирует межведомственная рабочая группа по вопросам социально-экономического развития и занятости населения в Пензенской области.
Мероприятия по выводу неформально занятых граждан из "тени" включают в себя информирование работодателей и населения об ответственности за нарушение трудового законодательства в части заключения трудовых договоров, мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов в части оформления трудовых отношений, проведение заседаний муниципальных межведомственных комиссий с приглашением "проблемных" работодателей с целью мотивации их к использованию легального труда, оформлению трудовых отношений с работниками, организацию работы "горячей линии" по вопросам нарушений в сфере трудового законодательства и выплаты заработной платы.
Граждане, зарегистрированные в установленном порядке в органах службы занятости в качестве безработных, в период нахождения на регистрационном учете получают социальные выплаты, включающие в себя пособие по безработице, стипендию в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, материальную помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
На недопущение роста уровня безработицы направлены следующие мероприятия:
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация ярмарок вакансий учебных и рабочих мест.
Таким образом, на уровень доходов населения влияют общие экономические факторы развития региона, занятость населения, уровень заработной платы, размер пенсий и меры социальной поддержки различных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На ближайшую перспективу под влиянием реализации мер и стратегических направлений развития, обозначенных в мероприятиях, предусмотренных в рамках реализации национальных проектов "Демография", "Производительность труда и поддержка занятости", а также в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", тенденция к росту среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в организациях Пензенской области сохранится.
Росту реальных доходов граждан будут способствовать индексация заработных плат, социальных выплат, ежегодное установление МРОТ на уровне не ниже величины прожиточного минимума, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми, а также мероприятия в рамках государственной программы "Содействие занятости населения в Пензенской области".
Текущая ситуация с уровнем бедности
Несмотря на то, что характерной особенностью Пензенской области является относительно низкий уровень доходов населения, в последнее время наблюдается тенденция к постепенному увеличению данного показателя. За 2017-2019 годы в целом по Пензенской области денежные доходы населения увеличились в 1,06 раза. При этом среднедушевые доходы за этот период выросли в 1,08 раза.
В целом по области среднедушевые денежные доходы населения составили по итогам 2019 года 22968,9 рубля, это на 5,3% выше уровня 2018 года. При этом по уровню среднедушевых денежных доходов область по итогам 2019 года занимала 72 место среди регионов Российской Федерации, среди регионов ПФО - 10 место.
Денежные доходы в расчете на душу населения (рублей)
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
18721,4 |
21452,7 |
20627,6 |
21364,3 |
21804,2 |
22968,9 |
При тенденции по увеличению уровня денежных доходов на душу населения за период 2017-2019 годов в Пензенской области отмечается неустойчивая динамика реальных доходов населения.
Динамика реальных доходов населения в Пензенской области, %
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
103,1 |
99,8 |
90,5 |
100,4 |
98,7 |
100,1 |
Индекс реальных денежных доходов на душу населения за 2019 год составил 100,1%. Реальные располагаемые денежные доходы в том же периоде составили 99,5% к уровню 2018 года.
Основной статьей формирования денежных доходов населения все также являются доходы от трудовой деятельности - 60,3%. Социальные выплаты населению за 2019 год составили 27,4%. Доходы от собственности составили 2,7%. Покупательная способность денежных доходов в 2019 году обеспечивала 2,46 прожиточного минимума на душу населения.
За период с 2015 по 2019 год заработная плата в Пензенской области выросла почти на 33% (30764,0 рублей), однако она по-прежнему в 1,56 раза ниже среднероссийского уровня (47867,0 рублей). Среднемесячная заработная плата обеспечивает в среднем 3,1 величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
По сравнению с 2018 годом рост средней номинальной заработной платы в Пензенской области составил 6,2% (на 1797,0 рублей). В целом по ПФО рост средней номинальной заработной платы по сравнению с 2018 годом составил 8,1% (по Российской Федерации - 9,5%).
Отдельно нужно выделить деятельности с максимальным уровнем среднемесячной заработной платы:
- деятельность финансовая и страховая - 43686,1 рубля (99,9% к АППГ);
- деятельность профессиональная, научная и техническая - 40256,1 рубля (102,8% к АППГ);
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение - 38230,3 рубля (105,2% к АППГ).
Максимальный рост показателя к АППГ показали предприятия по следующим видам деятельности:
- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги - 126,6% (22416,1 рублей);
- сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 119,9% (31144,2 рубля).
Минимальный размер средней заработной платы:
- предоставление прочих видов услуг - 20607,3 рубля (102,6%);
- деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 22277,6 рубля (113,4%).
Эффективным механизмом повышения средней заработной платы в отраслях промышленности Пензенской области стала Декларация о социально-экономическом сотрудничестве, заключенная между Правительством Пензенской области и развивающимися промышленными предприятиями, число участников которой ежегодно увеличивается.
Средняя заработная плата в промышленности по итогам 2019 года выросла на 5,6% к уровню 2018 года и составила 31341 рубль, в обрабатывающих производствах - 31282 рубля, рост 4,6% (по области - 30762 рубля).
Индекс реальной заработной платы в Пензенской области составил 101,9% по отношению к 2018 году (в ПФО - 103,7%, по Российской Федерации - 104,8%).
На пенсионные выплаты приходится пятая часть совокупных доходов населения. В условиях демографического старения общества благосостояние пенсионеров оказывает существенное влияние на общий уровень жизни населения.
В Пензенской области средний размер назначенных пенсий по состоянию на 01.01.2020 составил 13757,6 рубля на одного пенсионера и увеличился по сравнению с 01.01.2019 на 6,0%. Средний размер назначенных пенсий в регионе был ниже на 4,1%, чем в целом по Приволжскому федеральном округу (средний размер - 14340,9 тыс. рублей), и на 7,7% ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (средний размер - 14904,4 тыс. рублей).
В 2019 году Пензенская область находилась на 11 месте по среднему размеру назначенных пенсий среди регионов Приволжского федерального округа. Наибольший размер назначенной пенсии наблюдался в Пермском крае (14926,4 рубля), наименьший - в Республике Марий Эл (13370,2 рубля).
Одним из показателей, характеризующих материальное благополучие пенсионеров, является соотношение среднего размера пенсий с величиной прожиточного минимума. За период 2010-2019 годов величина прожиточного минимума пенсионера Пензенской области возросла в 1,9 раза и составила 7758 рублей.
Соотношение размера пенсий к величине прожиточного минимума пенсионеров в 2019 году в Пензенской области составляет 180,3% (9 место в ПФО). Среди регионов Приволжского федерального округа наибольшее соотношение назначенной пенсии и прожиточного минимума наблюдалось в Республике Татарстан (199,3%), наименьшее - в Пермском крае (171,5%).
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2019 году на 77,3% превысил прожиточный минимум пенсионера (в 2010 году - на 75,3%).
Уровень жизни граждан, обеспечиваемый пенсионной системой, в большей степени характеризуется не номинальным, а реальным размером пенсии.
Реальный размер назначенных пенсий, скорректированный на индекс потребительских цен на товары и услуги, на 01.01.2020 составил 104,0% (на 01.01.2019 - 101,2%).
Соотношение среднего размера пенсий со средним размером начисленной заработной платы в течение 2010-2019 годов уменьшилось с 48,5% до 44,7%.
Определенное влияние на материальный достаток пенсионеров оказывает их занятость в экономике. По состоянию на 01.01.2020 численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, составила 1,42 человека (наибольшее значение показателя наблюдалось в Самарской области и Республике Татарстан).
Численность пенсионеров, приходящихся на 1000 человек населения Пензенской области, составила 334 человека на 01.01.2020 (наибольшее значение показателя наблюдалось в Кировской и Ульяновской областях).
Часть граждан пенсионного возраста остается занятой в экономике для самореализации, так как еще чувствует в себе силы, обладает необходимыми знаниями, опытом, желает быть востребованной. Другой причиной, которая вынуждает граждан пенсионного возраста трудиться, является недостаточный размер получаемой пенсии для поддержания достойного жизненного уровня. Поэтому проблема поддержки пенсионеров остается одной из основных в социальной политике, так как уровень жизни этой категории граждан оказывает большое влияние на уровень жизни населения в целом.
В целом по Пензенской области в 2019 году 62,5% населения имело доходы ниже величины среднедушевого дохода (22929,9 рубля).
В 2019 году величина прожиточного минимума в Пензенской области в среднем на душу населения по сравнению с 2018 годом увеличилась на 5,6%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины по сравнению с 2018 годом увеличилась на 5,5%, непродовольственных товаров - на 5,7%, стоимость услуг - на 5,9%.
В основном в 2019 году величина прожиточного минимума возрастала темпами, превышающими общий рост потребительских цен, что свидетельствовало о более существенном удорожании товаров и услуг первой необходимости, формирующих основу потребления малообеспеченных групп населения.
Величина прожиточного минимума, рублей в месяц
|
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
В среднем на душу населения |
8690 |
8841 |
9337 |
в том числе по социально-демографическим группам: |
|
||
трудоспособное население |
9345 |
9527 |
10117 |
пенсионеры |
7172 |
7328 |
7758 |
дети |
9027 |
9238 |
9628 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума |
2,5 р. |
2,5 р. |
2,6 р. |
Покупательная способность денежных доходов населения относительно прожиточного минимума в 2019 году составила 2,6 раза.
Численность населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) в Пензенской области достигла минимума к 2014 году и составила 13,2%. В 2017 году последовал рост показателя до 14,2%.
В 2018 году наблюдалось снижение показателя до 13,5%. По уровню бедности среди регионов России в 2018 году Пензенская область занимала 31 место (поделив рейтинг с Орловской и Архангельской областями); среди регионов Приволжского федерального округа - 6 место (от наименьшего значения показателя к наибольшему).
В 2019 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 13,6% от общей численности населения и увеличилась на 0,1% по сравнению с 2018 за счет увеличения прожиточного минимума населения, в том числе и в связи с принятием закона о сохранении прожиточного минимума на прежнем уровне в случае снижения его расчетной величины. Среди регионов России Пензенская область находится на 30 месте (Кемеровская и Калининградская области имеют тот же рейтинг со значением показателя - 13,6%) и также на 6 месте среди регионов Приволжского федерального округа.
За последние годы наблюдается перераспределение населения Пензенской области из низкодоходных групп в группы с более высоким доходом.
Если в 2005 году многочисленная группа населения (17,7%) имела доход от 2500 до 3500 рублей в месяц, то в 2014 году наибольшая группа населения (17,4%) имела доход от 10000 до 14000 рублей в месяц. В 2019 году (20,9%) - от 10000 до 15000 рублей в месяц.
Наибольший удельный вес общего объема денежных доходов населения области в 2019 году приходился на наиболее высокодоходные слои населения.
В 2019 году на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения Пензенской области приходилось 26,0% денежных доходов, а на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения - 2,6%. Среднедушевой денежный доход в этих группах составил соответственно 59701 рубль и 6007 рублей.
Таким образом, уровень доходов 10 процентов наиболее обеспеченной части населения Пензенской области в 2019 году в 9,9 раза (коэффициент фондов) превысил показатель 10 процентов наименее обеспеченной части населения (в 2018 году значение показателя было также в 9,9 раза).
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения, к 2014 году вырос до 0,386 и снизился к 2019 году до 0,349 (в 2018 году значение коэффициента также составило - 0,349), что является определенным положительным моментом в тенденции равномерного распределения доходов (величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы).
Дефицит дохода бедных семей является показателем, имеющим практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки.
Минимум дефицита дохода, недостающего малообеспеченным Пензенской области до величины прожиточного минимума, был зафиксирован в 2014 году и составил 1,4% от общего объема денежных доходов населения.
Затем наблюдается незначительный рост данного показателя до 1,5% в 2018-2019 годах.
|
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Дефицит денежного дохода, млн. рублей в месяц |
460,1 |
433,8 |
459,2 |
в процентах от общего объема денежных доходов |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
Среднедушевой доход бедного населения Пензенской области в 2019 году составил 6997 рублей, или 74,9% прожиточного минимума, в то время как среднедушевой доход всего населения превышал величину прожиточного минимума в 2,5 раза.
Критерием оценки уровня благосостояния бедного населения является также индекс степени (глубины) бедности, который представляет собой расстояние, на котором оказывается бедное население по отношению к черте бедности. С увеличением расстояния ниже черты бедности, на котором оказывается бедное население, индекс степени бедности возрастает. Для населения, чей среднедушевой денежный доход незначительно превышает уровень прожиточного минимума, индекс глубины бедности принимает нулевое значение. С этой точки зрения в Пензенской области до 2014 года наблюдалось снижение индекса степени, или глубины бедности (с 7,4% в 2005 году до 3,6% в 2014 году), что говорит о снижении доли крайне бедных слоев населения, чьи среднедушевые доходы в два и более раз ниже средней величины прожиточного минимума. Затем в 2015-2017 годах индекс глубины бедности вырос до 3,8% и снова снизился до 3,4% в 2018-2019 годах.
Индекс предельной бедности (остроты бедности) характеризует максимальную глубину бедности. За последние 5 лет индекс остроты бедности возрос до 3,9% в 2015 году и снизился до 1,3% в 2018-2019 году, что говорит об уменьшении удельного веса категории людей, наиболее остро нуждающихся в государственной поддержке.
Факторами, определяющими риск бедности, являются:
экономические - скрытая оплата труда, безработица, низкооплачиваемые рабочие места;
демографические - неполные и многодетные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой;
социальные - неприспособленность к жизни и отсутствие жизненных планов, нежелание трудиться, а также конфликтность внутрисемейных отношений, долги (кредиты);
социально-медицинские - наличие вредных привычек, слабое здоровье, инвалидность, факт выхода на пенсию;
образовательно-квалификационные - низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки.
Проведенное в 2019 году аналитическим центром ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" социологическое исследование позволило выделить отдельно взятые подходы измерения уровня бедности.
Согласно результатам исследования типично бедными в Пензенской области являются полные семьи с двумя и более детьми, муж и жена в которых обладают низкими уровнем образования и недостаточными или избыточными квалификациями для рынка труда. С увеличением возраста трудоспособного населения уровень жизни падает.
Таким образом, в результате проведенного анализа структуры и характеристик малоимущего населения Пензенской области установлено:
высокий уровень бедности концентрируется в семьях с детьми;
многодетные семьи по большей части имеют материальные трудности;
высокий уровень бедности регистрируется в семьях, где трудоспособные граждане являются безработными, получают низкую заработную плату (на уровне МРОТ), работают на неполную ставку, что не обеспечивает достаточный уровень среднедушевого дохода.
По длительности пребывания в бедности выявлена следующая закономерность: если семья пребывает в бедности в течение года - двух лет, то основные устремления ее членов направлены на поиск работы, однако уже через три-четыре года пребывания в бедности поведение семьи меняется в сторону концентрации на минимизации своих расходов. То есть, чем дольше семья пребывает в состоянии бедности, тем труднее из этого положения выйти.
Проведенные исследования о периодах пребывания семей в состоянии бедности показали, что в Пензенской области в состоянии бедности от года до пяти лет находятся более 30% малоимущих семей, более пяти лет - 18% граждан и 40% граждан попадают в тяжелое материальное положение с постоянной периодичностью. Также выявлено, что около 2% семей попадают в состояние бедности в силу чрезвычайных обстоятельств.
Наиболее уязвимыми категориями, с точки зрения длительной бедности, являются одинокие родители, воспитывающие детей, и в целом семьи с детьми: время пребывания в бедности для этой категории семей более двух лет.
Еще одна уязвимая, с точки зрения длительной бедности, категория - семьи, состоящие из людей пожилого возраста (одного или двух). Бедность данных категорий длится от трех - четырех лет и более. С увеличением возраста попытки престарелых граждан повысить свой уровень жизни прекращаются.
Результаты проведенного исследования показывают, что основным источником доходов для бедного населения города Пензы и Пензенской области является заработная плата по основному месту работы (74,5% и 77,7% соответственно). Среди городского бедного населения 14,6% получают прибавку к основному заработку от дополнительного места работы, а 15,3% сельских жителей имеют дополнительный доход от личного подсобного хозяйства.
Социальные пособия (40,1%) как источник доходов занимают второе место в структуре имеющихся доходов бедных семей г. Пензы. Среди источников доходов сельских жителей на втором месте заработная плата супруга (супруги) по основному месту работы (34,7%), а социальные пособия лишь на третьем месте (22%).
Важным моментом является то, что 87,0% сельского бедного населения имеют в собственности землю, которая и помогает им в удовлетворении первоочередных потребностей.
Особо следует обратить внимание на то, что практически половина бедного населения (49,1%) в регионе обеспечивают себя сельскохозяйственными продуктами. Безусловно, используя данный способ, бедные экономят на покупке продуктов, так как обеспечивают себя и близких продуктами, но улучшить финансовое положение семьи все же не удается. Тем не менее 6,9% бедных торгуют продуктами, выращенными самостоятельно, с целью увеличения уровня доходов семьи.
Долги имеются в большей степени у сельского населения: 15,2% бедных вынуждены занимать деньги для поддержания финансового положения семьи в трудной ситуации. Более половины бедных слоев населения как в городе, так и в селе, не имеют сбережений (65,0% и 70,0% соответственно). Около четверти городских (21,9%) и почти треть сельских бедных (28,0%) не имеют в собственности жилья.
За последние 10 лет в регионе в 1,5 раза увеличилась доля собственно бедного населения в городе. При этом результаты проведенного исследования все же выявили в регионе преобладание сельской бедности. Доля взрослых граждан, проживающих в сельской местности, составляет 63,4%.
Наиболее высокий уровень бедности среди муниципальных районов области отмечается на тех территориях, где проживает наибольшее количество пенсионеров, получающих низкий размер пенсии, значительна доля взрослых граждан, имеющих детей в возрасте от 0 до 18 лет, в общей численности населения, имеются сложности с трудоустройством ввиду ограниченного количества рабочих мест, и это несоответствие между спросом и предложением труда, отражается на цене труда - в этих районах отмечается невысокий уровень оплаты труда. Средний размер заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по итогам 2019 года по муниципальным районам (городским округам) области составил 33734,5 тыс. рублей.
Минимальный размер средней заработной платы сложился в Сосновоборском (22738,6 тыс. рублей), Шемышейском (23059,9 тыс. рублей) и Неверкинском (23313,2 тыс. рублей) районах. Максимальный - в городах Пенза и Заречный (36910,8 тыс. рублей и 36415,9 тыс. рублей соответственно).
В большей части муниципальных образований области уровень оплаты труда в организациях не позволяет обеспечить содержание семьи с детьми.
В структуре расходов населения более половины семейного бюджета занимают затраты на покупку продуктов питания, жилищно-коммунальные услуги и первоочередные непродовольственные товары, лекарства, пассажирский транспорт. Так, по итогам 2019 года на продукты питания приходилось 33,9% потребительских расходов населения; на транспорт - 15,3%; на жилищно-коммунальные услуги - 9,8%; на первоочередные непродовольственные товары - 6,1%.
Экономический кризис 2008 года замедлил темпы роста доходов населения и вызвал существенное увеличение уровня бедности в регионе.
Кризис 2014 года не вызвал столь резкого изменения уровня бедности, увеличения доли бедных удалось избежать за счет улучшения материального положения сельского населения Пензенской области.
В процессе исследования по характеру адаптации бедное население было разделено на три уровня:
адаптированные и официально перешедшие в более высокую страту (пятая часть бедных семей в селе и восьмая часть в городе);
адаптированные за счет скрываемых источников дохода ("предбедные", треть бедного населения);
неадаптированные и сохраняющие свой статус ("бедные", половина бедной страты).
Одним из значимых факторов, влияющих на выбор адаптационных стратегий, является возраст. Молодежь, как наиболее активная категория бедного населения, пытается решить материальные трудности, обеспечивая себя сельскохозяйственными продуктами, используя разовые и временные подработки, сверхурочную работу и совместительство. С увеличением возраста менее распространенной становится трудовая стратегия; в старших возрастных группах бедные снижают активность по повышению своего уровня жизни. Мужчины более активно используют трудовые стратегии, чем женщины, которые более пассивны и склонны ждать помощи извне для улучшения материального положения семьи.
Наиболее выраженными факторами, влияющими на формирование адаптационных стратегий бедного населения, являются уровень материального положения и уровень профессионального образования.
Выявлено, что чем беднее население, тем более активно используются разнообразные адаптационные стратегии; чем выше уровень образования у бедного населения, тем больше возможностей для реализации жизненных стратегий и улучшения материального положения.
Проведенное исследование показало, что бедные слои населения для повышения уровня жизни чаще используют активные типы адаптационных стратегий, обусловленные имеющимися ресурсами и их личностными качествами. Однако использование только активных адаптационных стратегий ориентировано на сохранение или лишь минимальное улучшение материального положения бедных. Следовательно, при решении проблем низкого уровня и качества жизни населения необходима государственная поддержка по преодолению бедности.
Меры социальной поддержки населения в Пензенской области
В Пензенской области сформирована система мер социальной поддержки, способствующая повышению уровня жизни семей с детьми, рождению и воспитанию ребенка, включающая выплаты, установленные как на федеральном, так и на региональном уровне.
В целом в Пензенской области проживает 234 тыс. детей, из них на 93 тыс. детей (38%) предоставляются различные меры социальной поддержки; 9 тыс. семей являются многодетными.
В целях улучшения материально-экономического положения семей с детьми на территории региона предоставляются 30 видов социальной поддержки, из них: 14 установлены на федеральном уровне, 16 - законами Пензенской области.
На финансирование мер социальной поддержки семей с детьми в регионе ежегодно из бюджета Пензенской области направляется более 2 млрд. рублей.
В настоящее время, благодаря государственным и региональным программам, гражданам оказывается социальная помощь в виде пособий, компенсаций и иных социальных выплат: начиная с периода беременности женщины, продолжается по случаю рождения детей и сопровождает период их развития, осуществления ухода и воспитания - вплоть до наступления совершеннолетия.
Все выплаты, реализуемые в регионе, носят адресный характер и направлены для конкретной категории граждан (беременные женщины, кормящие и одинокие матери, многодетные семьи, студенты и т.д.).
Определяющим принципом предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми является нуждаемость. В целях исключения социального иждивенчества поддержка оказывается только тем семьям, которые реально в этом нуждаются. На детей из малообеспеченных семей ежемесячно предоставляется пособие на ребенка в размере 316 рублей.
Ежемесячные пособия на обеспечение питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет позволяют поддержать женщин в период беременности и кормления необходимыми витаминами, а также обеспечить молочным питанием детей в возрасте до трех лет независимо от места проживания семьи.
Дополнительную поддержку в регионе получают семьи при рождении двоен и троен, которым выплачиваются единовременные пособия при рождении в размере по 40 тыс. рублей на каждого ребенка.
В целях расширения мер социальной поддержки для семей одиноких матерей установлена ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.
В случаях усыновления ребенка в возрасте 7 лет и старше или ребенка-инвалида производится выплата пособия при усыновлении (удочерении) ребенка, оставшегося без попечения родителей (226 тыс. рублей).
В регионе выплачивается ежемесячное пособие на третьего и последующих рожденных детей в возрасте от трех до шестнадцати лет в размере 560 рублей.
Кроме того, многодетным малообеспеченным семьям назначаются 2 вида денежных выплат: ежегодная денежная выплата на дошкольников (610 рублей) и ежемесячная денежная выплата на школьников (290 рублей).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 с 1 января 2013 года нуждающимся семьям с детьми установлено ежемесячное пособие при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума для детей в Пензенской области (9817 рублей), среднедушевой доход которых не превышает показатель среднедушевого дохода населения по Пензенской области (20682,0 рублей).
Женщинам, награжденным медалью "Материнская доблесть" I или II степени, при наличии совместно проживающих с ними несовершеннолетних детей, установлены меры социальной поддержки, аналогичные ветеранам труда (ЕДВ - 500 рублей, компенсация 50% оплаты ЖКУ, ЕДК за оплату телефона 180/110 рублей в городской и сельской местности соответственно).
В связи с осуществлением ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка в 2019 году в регионе сохранилось число рождений первых детей на уровне предшествующего года.
Благодаря принимаемым мерам растет численность многодетных семей.
Все денежные выплаты, установленные семьям с детьми, производятся получателям своевременно и в полном объеме, задолженности по выплате не имеется.
Анализ показал, что выплачиваемые органами социальной защиты населения меры социальной поддержки влияют на повышение доходов населения, но ключевую роль в преодолении ими порога бедности не играют.
В качестве исключения можно назвать меры социальной поддержки семьям с детьми, предоставляемые в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография":
- предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (с 1 января 2020 года размер составляет 9817 рублей, выплата предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет);
- предоставление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (с 1 января 2020 года размер составляет 9817 рублей);
- право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (в размере 4 908,50 рублей) предоставлено с 2020 года семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет включительно, размер среднедушевого дохода которых не превышает 9 544 рублей.
Практика применения социального контракта
В Пензенской области в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также Законом Пензенской области от 26.12.2013 N 2505-ЗПО "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Пензенской области" (с последующими изменениями) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется государственная социальная помощь на основе социального контракта.
Социальный контракт - это соглашение, которое заключается между малоимущей семьей, малоимущим одиноко проживающим гражданином, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области. В соответствии с данным соглашением гражданину предоставляется государственная социальная помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации и направленные на увеличения дохода гражданина.
Средства государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть использованы получателем исключительно на мероприятия программы социальной адаптации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется по следующим направлениям:
- поиск работы, в том числе с возможностью прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, а также стажировки;
- осуществление предпринимательской деятельности;
- ведение личного подсобного хозяйства;
- преодоление текущей трудной жизненной ситуации.
Срок реализации заключенных социальных контрактов составляет от трех месяцев до одного года. Последующее сопровождение после окончания действия социального контракта осуществляется в течение 12 месяцев.
С 2015 года программа оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта реализовывалась за счет средств бюджета Пензенской области.
В 2020 году было заключено Соглашение о предоставлении бюджету Пензенской области субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (N 149-09-2020-367 от 17.04.2020).
В соответствии с данным соглашением в период 2021-2023 годов в бюджете Пензенской области на выплаты в рамках предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта ежегодно предусмотрено 277179,3 тыс. рублей, в том числе: 255005,0 тыс. рублей (92%) - средства субсидии федерального бюджета и 22174,3 тыс. рублей (8%) - средства бюджета Пензенской области. На финансирование расходов на перечисление выплат гражданам с 2021 по 2023 год ежегодно предусматривается 4157,7 тыс. рублей.
С учетом средств субсидии федерального бюджета заключить социальный контракт ежегодно смогут около 3 тыс. малоимущих семей.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Пензенской области от 19 июля 2021 г. N 425-пП "О внесении изменений в Региональную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.