Постановление Правительства Саратовской области от 19 июля 2021 г. N 565-П
"О системах оповещения и информирования населения Саратовской области"
В соответствии с Федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31 июля 2020 года "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", в целях организации своевременного оповещения и информирования населения Саратовской области, а также осуществления комплекса мер по развитию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения и информирования населения Саратовской области.
2. Рекомендовать предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность в области оказания услуг связи на территории Саратовской области, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, обеспечить передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, до пользователей услуг связи.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Саратовской области от 3 октября 2008 года N 365-П "Об оповещении и информировании населения Саратовской области о выполнении мероприятий гражданской обороны и об угрозе возникновения, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
пункт 3 постановления Правительства Саратовкой области от 21 августа 2012 года N 501-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 15 октября 2012 года N 612-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 3 октября 2008 года N 365-П";
пункт 3 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2013 года N 153-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области и признании утратившим силу отдельных их положений";
пункт 5 постановления Правительства Саратовской области от 26 января 2016 года N 19-П "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Саратовской области".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Соловьева А.А.
5. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Вице-губернатор Саратовской области - Председатель Правительства Саратовской области |
Р.В.Бусаргин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Саратовской области
от 19 июля 2021 года N 565-П
Положение
о системах оповещения и информирования населения Саратовской области
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "О связи", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О радиационной безопасности населения", Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", Указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", от 26 сентября 2016 года N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 9 декабря 2014 года N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации", совместных приказов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - приказ N 578/365) и от 31 июля 2020 года N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (далее - приказ N 579/366) для организации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Саратовской области.
2. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения Саратовской области, порядок их задействования и поддержания в готовности.
3. Оповещение населения Саратовской области о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения Саратовской области сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4. Система оповещения населения Саратовской области включается в систему управления гражданской обороной Саратовской области (далее - ГО СО) и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Саратовской области (далее - СТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО СО и СТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения Саратовской области, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Комплексная система экстренного оповещения населения Саратовской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН СО) - это элемент системы оповещения населения Саратовской области о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления СТП РСЧС и до населения Саратовской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения Саратовской области - это территория Саратовской области, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
6. В ОКСИОН в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
7. Системы оповещения населения Саратовской области создаются на следующих уровнях функционирования СТП РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения Саратовской области (далее - РАСЦО);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения муниципального образования (далее - МАСЦО);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее - ЛСО).
РАСЦО создает Правительство Саратовской области.
МАСЦО создают органы местного самоуправления Саратовской области.
ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия РАСЦО и МАСЦО являются административные границы Саратовской области, муниципальных районов и городских округов соответственно.
Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
8. КСЭОН СО создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН СО являются границы зон экстренного оповещения населения.
Границы зон экстренного оповещения населения Саратовской области определяются Правительством Саратовской области по согласованию с ГУ МЧС России по Саратовской области, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
9. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Саратовской области является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Правительством Саратовской области, органами местного самоуправления Саратовской области и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
10. Системы оповещения населения, в том числе комплексная система экстренного оповещения населения, должны соответствовать требованиям, установленным приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом N 578/365.
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом N 578/365.
2. Назначение и основные задачи систем оповещения населения Саратовской области
11. Системы оповещения населения Саратовской области предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения Саратовской области, органов управления и сил ГО СО и СТП РСЧС.
12. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО СО и СТП РСЧС;
Главного управления МЧС России по Саратовской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Саратовской области;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Саратовской области;
сил ГО СО и СТП РСЧС Саратовской области;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения;
людей, находящихся на территории Саратовской области.
13. Основной задачей МАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО СО и звена СТП РСЧС муниципального образования;
сил ГО СО и СТП РСЧС муниципального образования;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
14. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 7 настоящего Положения, объектового звена СТП РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия ЛСО;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия ЛСО;
людей, находящихся в границах зоны действия ЛСО.
15. Основной задачей КСЭОН СО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления СТП РСЧС соответствующего уровня.
3. Порядок задействования систем оповещения населения Саратовской области
16. Задействование по предназначению систем оповещения населения Саратовской области планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
17. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления СТП РСЧС, получив в системе управления ГО СО и СТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Губернатора Саратовской области, вице-губернатора области - Председателя Правительства Саратовской области, органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО СО и СТП РСЧС соответствующего уровня. Информация о задействовании систем оповещения населения Саратовской области до Главного управления МЧС России по Саратовской области происходит в автоматическом режиме в рамках сопряжения РСО с ОКСИОН.
18. Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:
Губернатором области или лицом, его замещающим;
главами местных администраций;
руководителями организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Правительством области, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора области или лица, его замещающего, главы местной администрации, руководителя организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления СТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования для РАСЦО и МАСЦО автоматизированный, а для КСЭОН - автоматический.
20. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления СТП РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления СТП РСЧС совместно с органами повседневного управления СТП РСЧС.
21. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
22. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.
23. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления СТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, Правительства области, муниципальных образований и организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения.
24. Правительство области, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления СТП РСЧС, органы повседневного управления СТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
25. Основным способом оповещения и информирования населения Саратовской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера - передача сигналов оповещения и речевой информации по сетям вещания.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения Саратовской области
26. Поддержание РАСЦО, МАСЦО и ЛСО в готовности организуется и осуществляется Правительством Саратовской области, органами местного самоуправления и организациями, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения, соответственно.
27. Готовность систем оповещения населения Саратовской области достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
28. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения Саратовской области проверке подлежат РАСЦО, все МАСЦО и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности РАСЦО, МАСЦО и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления СТП РСЧС и органов повседневного управления СТП РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Саратовской области, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РАСЦО, МАСЦО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности ЛСО проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом N 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию РАСЦО, МАСЦО и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления СТП РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
29. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, организациями.
30. Порядок создания, в том числе совершенствования (реконструкции), систем оповещения населения определяется настоящим Положением, а также положениями о муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
5. Организация эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения Саратовской области
31. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения Саратовской области (далее - ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения Саратовской области в работоспособном состоянии.
Технические средства оповещения (далее - ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее - ЭТД), являются работоспособными.
Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность.
32. Задачами ЭТО являются:
предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД;
устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;
доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
продление сроков службы ТСО.
33. К мероприятиям ЭТО относятся:
планирование ЭТО;
техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;
оценка технического состояния систем оповещения населения.
34. На региональном, муниципальном и объектовом уровнях функционирования СТП РСЧС ЭТО организуют органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления области и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, соответственно.
35. ЭТО РАСЦО и МАСЦО осуществляется подведомственными организациями органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - организации, осуществляющие ЭТО).
ЭТО ЛСО проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.
36. Порядок проведения ЭТО определяется нормативными правовыми и локальными актами соответствующего уровня.
37. Продление эксплуатационного ресурса ТСО, установленного ЭТД, осуществляется ежегодно постоянно действующим органом управления СТП РСЧС соответствующего уровня функционирования, в ведении которого входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения, с участием представителей Главного управления МЧС России по Саратовской области и организации, осуществляющей ЭТО. Для определения предельного срока эксплуатации ТСО привлекаются представители производителей этих ТСО.
Взамен ТСО, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения Саратовской области должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) ТСО.
Введенные в эксплуатацию ТСО заносятся в книгу учета ТСО.
Отремонтированные ТСО включаются в резерв (состав ЗИП) системы оповещения населения.
Выводу из эксплуатации подлежат ТСО, у которых по совокупности:
выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления;
производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных ТСО экономически нецелесообразно;
эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
38. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения планируется организацией, осуществляющей ЭТО.
39. Документами и исходными данными для планирования ЭТО являются:
ЭТД, в том числе формуляры (паспорта) ТСО;
состояние ТСО;
наличие ЗИП и средств измерений, необходимых для проведения ЭТО.
40. Планирующими документами по ЭТО являются:
план-график технического обслуживания ТСО;
план проведения технического обслуживания ТСО.
41. Для ТСО предусмотрены следующие виды технического обслуживания:
ежедневное техническое обслуживание (далее - ЕТО);
техническое обслуживание N 1 (далее - ТО-1);
техническое обслуживание N 2 (далее - ТО-2).
42. При переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды на ТСО, эксплуатирующихся вне отапливаемых помещений, работы сезонного технического обслуживания осуществляются во время проведения ТО-1 и ТО-2.
43. Содержание работ по каждому виду технического обслуживания определено технологическими картами ЭТД.
44. План-график технического обслуживания ТСО хранится в течение 3 лет и согласовывается с постоянно действующим органом управления СТП РСЧС соответствующего уровня функционирования, в полномочия которого входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения, в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 7 Положения об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом N 579/366.
45. План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО хранится в течение 3 лет.
В плане проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО отражаются:
подготовительные мероприятия;
работы по проведению технического обслуживания, в том числе производство работ на высоте вне помещений;
мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 19 июля 2021 г. N 565-П "О системах оповещения и информирования населения Саратовской области"
Вступает в силу с 19 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован на сайте электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 20 июля 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 июля 2021 г. N 6400202107230004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Саратовской области от 13 сентября 2023 г. N 830-П
Изменения вступают в силу с 13 сентября 2023 г.