г. Калуга |
|
7 ноября 2013 г. |
Дело N А35-5976/2012 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 30.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
не явились, извещены надлежаще, |
от ответчика: от третьих лиц: |
не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Обоянского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 06.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу N А35-5976/2012,
УСТАНОВИЛ:
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Обоянская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области, ОГРН 1024600731693, ИНН 4616002877, (далее - ОБУЗ "Обоянская ЦРБ) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к муниципальному образованию Обоянский район Курской области в лице Администрации Обоянского района Курской области, ОГРН 1054619012458, ИНН 4616006857, (далее - Администрация Обоянского района) о взыскании за счет казны муниципального образования 2 058 261,67 руб. убытков (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет здравоохранения Курской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курской области (далее - ТФОМС Курской области), Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет финансов Курской области, Управление Федерального казначейства по Курской области (далее - УФК по Курской области), Финансово-экономическое управление Администрации Обоянского района Курской области (далее - ФЭУ Администрации Обоянского района Курской области).
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.12.2012 (судья Побережная Н.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 (судьи Маховая Е.В., Владимирова Г.В., Сухова И.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, муниципальное образование Обоянский район Курской области в лице Администрации Обоянского района Курской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов, как незаконных.
В представленных отзывах на кассационную жалобу ТФОМС Курской области, Комитет финансов Курской области и ОБУЗ "Обоянская ЦРБ просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьих лиц в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУЗ "Обоянская ЦРБ, правопредшественник ОБУЗ "Обоянская ЦРБ, согласно уставу, утвержденному главой Обоянского района Курской области 17.09.2009, учреждено Администрацией Обоянского района Курской области и финансируется за счет средств бюджета муниципального района (п. 3.2 Устава).
Распоряжением Администрации Курской области от 30.11.2011 N 737-ра "О принятии в государственную собственность Курской области учреждений здравоохранения муниципальных районов и городских округов Курской области как имущественных комплексов" МУЗ "Обоянская ЦРБ" принята в государственную собственность Курской области.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 16.12.2011 N 01-18/3006 "О государственном имуществе" утвержден перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности муниципального образования "Обоянский район" Курской области в государственную собственность Курской области, согласно которому МУЗ "Обоянская ЦРБ" с 01.01.2012 передается в государственную собственность Курской области.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется с 01.01.2012 за счет средств бюджета Курской области, которая является учредителем и собственником бюджетного учреждения здравоохранения согласно Уставу ОБУЗ "Обоянская ЦРБ", утвержденному 21.12.2011.
Согласно п. 3.8 Устава учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, действующим законодательством и настоящим уставом.
Учреждение самостоятельно отвечает всем своим имуществом (за исключением недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником этого имущества или приобретенного за счет средств, выделенных собственником) по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Курской области от 26.03.2012 по делу N А35-2556/2012, от 13.12.2011 по делу N А35-13177/2011, от 08.12.2011 по делу N А35-12915/20, от 09.04.2012 по делу N А35-2785/2012, от 18.01.2012 по делу N А35- 13482/2011, от 20.08.2012 по делу N А35-6689/2012, от 26.03.2012 по делу N А35-2605/2012, от 12.12.2011 по делу N А35-13616/2011, от 22.08.2011 по делу N А35-6090/2011, от 24.08.2011 по делу N А35- 8662/2011, от 25.03.2011 по делу N А35А35-176/2011, от 07.06.2011 по делу N А35-4815/2011 с ОБУЗ "Обоянская ЦРБ" взыскана задолженность по налогам, пени за просрочку уплаты налогов, образовавшаяся вследствие неисполнения истцом обязательств по уплате налогов в 2009-2011 годах в общей сумме 824 195,69 руб.
Решениями Арбитражного суда Курской области от 16.06.2012 по делу N А35-5638/2012, от 29.03.2012 по делу N А35-832/2012, от 22.03.2012 по делу N А35- 1174/2012, от 28.06.2012 по делу N А35-6310/2012, от 27.02.2012 по делу N А35-13051/2011, вступивщими в законную силу, с истца взыскано 927 947,48 руб. задолженности по оплате потребленного коммунального ресурса в 2011 году по водоснабжению и водоотведению, по отпуску тепловой энергии, по поставке газа.
В 2012 году вступившими в законную силу судебными актами Обоянского районного суда Курской области с ОБУЗ "Обоянская ЦРБ" в пользу медицинских работников больницы взыскана задолженность по командировочным расходам в связи направлением их на обучение в 2009-2011 годах в общей сумме 306 118,50 руб.
Во исполнение судебных решений по исполнительным листам с лицевого счета истца, на который поступали денежные средства от страховых медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь в соответствии с государственными программами обязательного медицинского страхования, списаны денежные средства в общей сумме 2 058 261,67 руб.
ТФОМС Курской области письмами от 05.04.2012 N 01-04/1268, от 22.03.2012 и N 01-04/1035 уведомил истца о недопустимости оплаты исполнительных листов судебных органов за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и необходимости полного восстановления на счете ОМС денежных средств для направления их исключительно на цели уставной деятельности.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по финансированию в полном объеме расходов учреждения здравоохранения на оплату коммунальных услуг, налогов, возмещение командировочных расходов, ОБУЗ "Обоянская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
С учетом изложенного, в предмет доказывания по настоящему спору входят наличие фактов причинения убытков, ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, а также причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и причиненными убытками, которая должна подтверждаться допустимыми и относимыми доказательствами, предусмотренными законом и иными нормативными актами.
Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Как установлено судом, до 01.01.2012 собственником ОБУЗ "Обоянская ЦРБ" являлось муниципальное образование "Обоянский район" Курской области.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Таким образом, при утверждении бюджетной сметы учреждения и лимитов бюджетных обязательств главный распорядитель кредитов (Администрация Обоянского района Курской области) должен был исходить из реальной потребности учреждения здравоохранения в денежных средствах, необходимых для содержания имущества больницы, а также для осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг.
Из материалов дела усматривается, что утвержденные Администрацией Обоянского района Курской области лимиты бюджетных обязательств в 2009-2011 годах не соответствовали расчетной потребности учреждения здравоохранения на оплату расходов по коммунальным услугам, исполнение обязательств по уплате налогов и возмещение командировочных расходов.
В результате дефицита бюджетных средств, необходимых для содержания и деятельности учреждения здравоохранения, на начало 2012 года сложилась кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 927 947,48 руб., по уплате налогов - 1 469 000 руб., по командировочным расходам - 527 000 руб.
При этом основания для погашения данной задолженности за счет доходов от оказания платных услуг у истца отсутствовали, поскольку такие денежные средства в соответствии с Положением о предоставлении платных услуг населению подлежат использованию исключительно по целевому назначению.
Во исполнение распоряжения Администрации Курской области от 28.12.2009 N 745-р "О подготовке учреждений здравоохранения Курской области к переходу на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования" постановлением Правительства Курской области от 30.12.2009 N 190 утверждено Положение о порядке одноканального финансирования бюджетных учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования и перечень областных бюджетных учреждений здравоохранения, переводимых с 01.01.2012 на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, в состав которого включено ОБУЗ "Обоянская ЦРБ".
В силу п. 3 Положения одноканальное финансирование предусматривает финансирование бюджетных учреждений здравоохранения Курской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, преимущественно за счет средств обязательного медицинского страхования по полному тарифу.
Пунктом 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определена структура тарифа на оплату медицинской помощи, который включает в себя, в том числе: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, медицинского инструментария, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы.
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области на 2012 год, утвержденной Постановлением Администрацией Курской области от 23.12.2011 N 711-ра, установлено, что тарифы медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями, участвующими в плане мероприятий по поэтапному переходу бюджетных учреждений здравоохранения Курской области на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, включают в себя все виды расходов, за исключением расходов на реализацию федеральных и областных целевых программ в сфере здравоохранения, мероприятий национального проекта "Здоровье", на финансирование расходов по капитальному ремонту объектов непроизводственного назначения и расходов на приобретение дорогостоящего оборудования.
Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что полученные истцом в 2012 году денежные средства за оказанную медицинскую помощь могли быть израсходованы исключительно на исполнение текущих обязательств перед поставщиками коммунальных услуг и бюджетных обязательств, в связи с чем погашение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг, налогов и возмещению командировочных расходов, возникшей до 01.01.2012 на основании исполнительных листов, является в силу ст. 147 Бюджетного кодекса РФ нецелевым расходованием средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования.
Пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинская организация обязана использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, учитывая свободный остаток денежных средств ОМС на лицевом счете истца, а также невозможность приостановления деятельности по оказанию медицинских услуг населению, перечисление по спорным исполнительным листам в пользу взыскателей производилось УФК по Курской области с данного лицевого счета.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) бюджетных учреждений" бюджетное учреждение-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
При нарушении бюджетным учреждением-должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Исходя из системного анализа указанных положений действующего законодательства с учетом оценки в порядке ст. 71 АПК РФ обстоятельств дела и имеющихся доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что понесенные лечебным учреждением убытки по взысканию задолженности в порядке исполнительного производства по оплате коммунальных услуг, командировочных расходов и налогов за счет средств обязательного медицинского страхования, связаны с действиями учредителя ответчика не обеспечившего достаточное финансирование истца, правомерно удовлетворив настоящие исковые требования.
Ссылка заявителя на отсутствие причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками и действиями (бездействием) ответчика, послужившими причиной их возникновения, отклоняется судебной коллегией, как противоречащая материалам дела.
Судом установлено, что утвержденные в 2009-2011 годах Администрацией Обоянского района Курской области лимиты бюджетных обязательств не соответствовали расчетной потребности учреждения здравоохранения на оплату спорных расходов, что заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
Учитывая, что до 01.01.2012 собственником ОБУЗ "Обоянская ЦРБ" являлось муниципальное образование Обоянский район Курской области, именно ответчик, как главный распорядитель бюджетных средств, должен был при утверждении бюджетной сметы учреждения исходить из реальной потребности истца в денежных средствах, необходимых для содержания имущества лечебного учреждения, а также для осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг, в том числе по обеспечению коммунальными услугами, по исполнению обязательств по уплате налогов и обеспечению условий для повышения квалификации медицинских работников.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых решении и постановлении выводах. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь ст.287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 06.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу N А35-5976/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.