Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Концепции
региональной системы
оценки качества образования
Саратовской области
Система
работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
1. Обоснование актуальности исследования
Проблема самоопределения и профессиональной ориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Важность координации на областном уровне деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся обусловлена участием в ней различных структур и социальных институтов, решающих зачастую достаточно узкие, внутриведомственные задачи. Существует необходимость создания комплексной (с участием всех ее субъектов) системы профессиональной ориентации для формирования спроса населения на услуги профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда.
2. Обоснование проблем, выявленных по итогам предыдущего мониторинга
Оценкой механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации в 2020 году (далее - Мониторинг) в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся был выявлен ряд проблем, а именно несоответствие части показателей поставленным целям, не достаточно представлена деятельность по организации работы с родителями (законными представителями) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся. Для решения выявленных проблем необходимо конкретизировать показатели, а также документально более точно обосновать ряд из них.
3. Цели и задачи
В соответствии с паспортом национального проекта "Образование", с учетом пункта 9 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2021 года N 21-СФ "О ходе реализации национального проекта "Образование", в целях выявления степени сформированности систем управления качеством образования проводится Мониторинг, в ходе которого решаются следующие задачи:
обеспечение систематического представления информации о результатах работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций;
выявление лучших муниципальных и региональных практик управления качеством образования для тиражирования опыта по направлению "Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся";
выявление проблемных зон в управлении качеством образования по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на муниципальном и региональном уровнях для последующей организации деятельности по их совершенствованию;
разработка необходимых управленческих решений по развитию системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся с учетом полученных результатов.
Составляющие управленческого цикла определили разделы мониторинга:
Цели развития системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в регионе.
Показатели оценки состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Методы сбора и обработки информации.
Мониторинг по установленным показателям.
Анализ результатов мониторинга.
Адресные рекомендации по результатам анализа.
Меры, мероприятия, управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей с учётом выявленных проблемных областей.
Анализ эффективности принятых мер.
Для осуществления эффективной работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся необходимо выполнение следующей региональной цели и задач:
- по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- по обеспечению информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- по проведению ранней профориентации обучающихся;
- по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ;
- по осуществлению психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся;
- по осуществлению взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
- по содействию в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
- по удовлетворению потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона;
- по развитию конкурсного движения профориентационной направленности.
4. Характеристика (краткое описание) показателей (групп показателей), с указанием системы их учета (баллы, проценты)
Мониторинг направлен на получение информации о результатах деятельности по направлению "Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся", которая оценивается по следующим показателям:
выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной
ориентации;
сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в том числе, по учету обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, излучающиеся на углубленном уровне и поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения;
проведение ранней профориентации обучающихся;
проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
взаимодействие с учреждениями/предприятиями;
взаимодействие с профессиональными образовательными организациями (ПОО) и образовательными организациями высшего образования (ОО ВО);
учет выявленных потребностей рынка труда региона;
учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности.
Показатели мониторинга представлены в таблице (Таб. 1).
Таблица 1. "Показатели мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся".
N п/п |
Позиции оценивания |
Единица измерения |
Баллы |
Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации |
max 2 |
||
1.1. |
Доля обучающихся ОО, принявших участие в психолого-педагогической диагностике склонностей, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, от общего количества обучающихся ОО (по уровням образования) |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся |
max 13 |
||
2.1. * |
Наличие профориентационных программ (указать количество) |
Да/Нет |
Нет - 0 Да - 1 |
2.2. * |
Наличие профориентационных моделей (указать количество) |
Да/Нет |
Нет - 0 Да - 1 |
2.3. * |
Наличие локальных планов по профориентационной работе в ОО (указать количество) |
Да/Нет |
Нет - 0 Да - 1 |
2.4. * |
Наличие приказа о назначении ответственного за профориентационную работу (указать количество) |
Да/Нет |
Нет - 0 Да - 1 |
2.5. * |
Численность педагогов, прошедших КПК по профориентационной деятельности в ОО |
Чел. |
Нет - 0 Да - 1 |
2.6. * |
Численность педагогов, принявших участие в конференциях, форумах, мероприятиях по проблемам профориентации обучающихся |
Чел. |
Нет - 0 Да - 1 |
2.7. * |
Численность педагогов, принявших участие в семинарах/круглых столах, посвященных проблемам профориентации обучающихся |
Чел. |
Нет - 0 Да - 1 |
2.8. * |
Количество мероприятий профориентационной направленности, в которых приняли участие обучающиеся ОО |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
2.9. ** |
Количество проведенных профориентационных мероприятий с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам профессионального самоопределения школьников на базе ОО |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
2.10. |
Доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне от общего количества обучающихся в профильных классах ОО |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
2.11. |
Доля обучающихся, поступивших в ПОО и ОО ВО по профилю обучения от общего количества обучающихся в профильных классах ОО |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
Проведение ранней профориентации обучающихся |
max 6 |
||
3.1. |
Доля обучающихся, принявших участие во Всероссийской профориентационной программе "Билет в будущее" от общего количества обучающихся ОО (по уровням образования) |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
3.2. |
Доля обучающихся, принявших участие во Всероссийском проекте "Шоу профессий" от общего количества обучающихся ОО (по уровням образования) |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
3.3. |
Доля обучающихся, принявших участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "ПроеКТОриЯ", "Уроки настоящего", "Открытых уроках" или иных аналогичных по возможностям функциям и результатам проектах, направленных на раннюю профориентацию от общего количества обучающихся ОО (по уровням образования) |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ |
max 3 |
||
4.1. * |
Количество проведенных профориентационных мероприятий для обучающихся на базе ОО |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
4.2. |
Доля обучающихся инвалидов/лиц с ОВЗ, охваченных профориентационными мероприятиями от общего количества обучающихся инвалидов/лиц с ОВЗ (по уровням образования) |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
Взаимодействие с организациями, предприятиями |
max 2 |
||
5.1. * |
Наличие договоров (других нормативных правовых актов о сетевом взаимодействии) с предприятиями и организациями в вопросах профессионального самоопределения обучающихся (указать количество) |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
5.2. * |
Количество организаций/предприятий, участвующих в проведении профориентационных мероприятий для обучающихся ОО: - количество экскурсий на предприятия региона; - количество проведенных профориентационных мероприятий (акций, встреч, классных часов, родительских собраний, "круглых столов" и др.) |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
Взаимодействие с ПОО и ОО ВО |
max 4 |
||
6.1. |
Количество договоров/соглашений о взаимодействии по вопросам профессиональной ориентации, заключенных общеобразовательной организацией с ПОО и ОО ВО |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
6.2. |
Доля выпускников, получивших основное общее образование и поступивших в ПОО от общего количества обучающихся, окончивших 9 классов ОО |
% |
0% - 0 1% -50% - 1 |
6.3. |
Доля выпускников, получивших среднее общее образование и поступивших в ОО ВО от общего количества обучающихся окончивших 11/12 классов ОО |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
Учет в профориентационной работе потребностей рынка труда региона |
max 5 |
||
7.1. * |
Наличие предприятий и организаций, на базе которых проводятся экскурсии, мастер-классы, другие мероприятия профориентационной направленности (указать количество) |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
7.2. * |
Наличие проведенных профессиональных проб для обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций (указать количество) |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
7.3. * |
Наличие проведенных социальных проб для обучающихся на базе ОО или профессиональных образовательных организаций и предприятий (указать количество) |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
7.4. |
Доля обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, выбравших профессии в соответствии с потребностями рынка труда региона от общего количества обучающихся ОО |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
Участие в конкурсах профориентационной направленности |
max 3 |
||
8.1. * |
Численность обучающихся, принявших участие в областном профориентационном творческом конкурсе - презентации "Найди себя в профессии" |
Ед. |
Нет - 0 Да - 1 |
8.2. |
Доля обучающихся ОО, принявших участие в конкурсных профориентационных мероприятиях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских) от общего количества обучающихся ОО |
% |
0% - 0 1%-30% - 1 31%-100% - 2 |
Максимальный балл |
38 |
------------------------------
* При проведении анализа мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся для объективности данных показателей высчитывается процентная доля от общего количества участников мониторинга и предоставленных ими численных значений.
------------------------------
Для выстраивания работы по ранней профессиональной ориентации, в соответствии с паспортом регионального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденного президиумом Совета при Губернаторе Саратовской области по стратегическому развитию и региональным проектом (протокол от 13 декабря 2018 года N 3-12-29/135), обозначены возрастные границы от 5 до 18 лет, исходя из чего, определены показатели.
5. Описание процедуры оценки качества образования по направлению "Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся"
Мониторинг проводится ежегодно в сроки, установленные приказом министерства образования Саратовской области и основан на принципах системности, объективности и достоверности информации, полученных результатов, открытости процедур, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений. Оценка документов производится за год, предшествующий проведению мониторинга.
В качестве источников информации при проведении Мониторинга используются: анализ информации о проводимых профориентационных мероприятиях, их участниках, статистические данные образовательных организаций, данные о реализации проектов, результаты профориентационных тестирований, анкетирований обучающихся и мониторингов, опросов руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Оценке подлежит содержание материалов, представленных в комплексе, одни и те же материалы могут быть представлены по нескольким направлениям, если их содержание соответствует позициям оценивания каждого из направлений.
Мониторинг работы по самоопределению и профессиональной ориентации является совокупностью оценивания позиций, определяющих реализацию полного управленческого цикла - постановка целей, выбор показателей и методов сбора информации, проведение мониторинга, анализ данных мониторинга, принятие адресных рекомендаций, мер и управленческих решений, анализ эффективности принятых мер, в соответствии с региональными показателями.
Позиция оценивания |
Максимальное количество баллов (по каждому из показателей) |
Максимальное количество баллов |
Цели |
3 |
24 |
Показатели |
2 |
38 |
Методы сбора и обработки информации |
3 |
3 |
Мониторинг показателей |
3 |
24 |
Анализ результатов мониторинга |
3 |
24 |
Адресные рекомендации по результатам анализа |
3 |
9 |
Меры, мероприятия |
3 |
15 |
Управленческие решения |
3 |
3 |
Анализ эффективности принятых мер |
3 |
3 |
Итого |
|
143 |
Для определения уровня эффективности функционирования системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации в муниципальных районах (городских округах) и регионе предусмотрено распределение результатов мониторинга по следующим уровням:
Низкий уровень (управленческая система по самоопределению и профессиональной ориентации не сформирована) |
0% - 30% |
Средний уровень (управленческая система по самоопределению и профессиональной ориентации частично сформирована) |
31% - 75% |
Высокий уровень (управленческая система по самоопределению и профессиональной ориентации сформирована) |
76% - 100% |
6. Описание методов сбора информации
Методом сбора объективной информации является анализ документов: законодательства, сайтов, статистических данных, программ и отчетов разных субъектов профориентации и др.
Для сбора субъективной информации проводятся различные виды мониторингов, опросов, анкетирований и т.д.
В качестве методов сбора информации выступают: анализ информации о проводимых профориентационных мероприятиях, их участниках; мониторинг результативности региональных проектов, направленных на профессиональное самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся; анализ статистической информации о состоянии регионального рынка труда; социологические исследования мнений специалистов кадровых агентств региона, а также участников образовательных организаций (руководителей, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей); информационно-целевой анализ документов (включая информационные материалы официальных сайтов образовательных организаций).
С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Для сбора информации используются региональная мониторинговая система КОЭРСО, информационная система министерства образования Саратовской области "Электронное образование" или иные цифровые сервисы для создания опросов.
Сбор информации по субъективным показателям осуществляется в форме опроса обучающихся, мониторинга ответственных за профориентационную работу педагогических работников, руководителей, родителей.
Реализация вышеперечисленных методов сбора информации дает возможность сформировать аналитическую базу, позволяющую всесторонне исследовать самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
7. Описание методов обработки информации
Методы обработки информации по направлению работы по самоопределению и профессиональной ориентации - это количественный и качественный анализ полученной информации.
Оценивание представленных документов и материалов по каждой позиции осуществляется в соответствии с параметрами оценивания.
В ходе Мониторинга проводится подсчет итоговой суммы баллов по всем показателям и определение уровня эффективности работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся за исследуемый период, а также изучение динамики развития процессов работы по данному направлению.
Расчет показателей Мониторинга осуществляется в несколько этапов:
1) оценка соответствия содержания документов и материалов, предоставленных муниципалитетами и регионом, позициям оценивания методики;
2) оценка компонентов по направлению происходит путем суммирования первичных баллов, набранных по позициям оценивания, характеризующим каждый компонент управленческого цикла:
цели;
показатели;
методы сбора информации;
мониторинг;
анализ результатов мониторинга;
адресные рекомендации по результатам анализа;
меры и мероприятия;
управленческие решения;
анализ эффективности принятых мер.
3) степень сформированности компонентов управленческого цикла определяется как отношение баллов за каждый из компонентов управленческого цикла каждого направления к максимально возможному баллу (в %);
4) для расчета общего результата работы по данному направлению, суммируются набранные баллы по компонентам управленческого цикла;
5) расчет уровня эффективности функционирования системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации (в %), вычисляется как отношение суммы баллов, набранных по направлению, к максимально возможному баллу;
6) анализ полученного результата распределяется по следующим уровням: низкий уровень (управленческая система по самоопределению и профессиональной ориентации не сформирована); средний уровень (управленческая система по самоопределению и профессиональной ориентации частично сформирована); высокий уровень (управленческая система по самоопределению и профессиональной ориентации сформирована).
В результате проведенного Мониторинга по направлению работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся формируются итоговые аналитические материалы по оценке уровня сформированности системы работы по данному направлению, содержащие рекомендации по вопросам самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, повышению эффективности управленческих действий.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся муниципалитетов и региона.
Таким образом, анализ вышеперечисленных документов и материалов показывает, что подготовка обучающихся к осознанному профессиональному выбору в условиях модернизации, необходимой для инновационной экономики, является приоритетной задачей образования на протяжении многих лет. Однако стоит учитывать, что профориентационная деятельность в большей степени носит региональный характер, что предполагает не только организацию взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве региона, укрепление социального партнёрства между работодателями и ОО, но и развитие регионального сектора экономики с учётом потребности Саратовской области в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.