Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Концепции
региональной системы
оценки качества образования
Саратовской области
Система
обеспечения профессионального развития педагогических работников
Повышение качества образования, его эффективность и конкурентоспособность напрямую зависит от профессионального уровня педагогических кадров. Профессионализм педагогов выступает гарантом формирования качественной системы образования, становится одним из ключевых условий развития обучающихся.
Стимулом профессионального развития является:
1) плановое повышение квалификации педагогических работников;
2) удовлетворение индивидуальных образовательных запросов;
3) профессиональное развитие педагогического работника на основе диагностики дефицитов профессиональной деятельности.
Профессиональное развитие педагога и руководителя образовательной организации зависит от деятельности учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования, и от процесса оказания методической поддержки педагогам на региональном, муниципальном, внутришкольном уровнях.
1. Оценка качества реализации дополнительных образовательных программ
1. Обоснование актуальности исследования
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 95, 96 и 97) закрепляет норму формирования гибкой подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающего человеческий капитал и обеспечивающего текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.
Наличие конкурентной образовательной среды непрерывного образования, повышает качество предоставляемых услуг. На рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг области (далее - ДПО) работают 86 организаций, 11 (12,7%) из них реализуют программы ДПО для педагогических работников. Три из них на базе среднего профессионального образования, четыре - частные образовательные учреждения, остальные при организациях высшего образования.
Оценка деятельности таких организаций является важным направлением контроля качества предоставления дополнительных профессиональных услуг.
2. Обоснование проблем, выявленных по итогам предыдущего мониторинга
За последние несколько лет в Российской Федерации реализованы и продолжают апробироваться ряд направлений, связанных с повышением уровня профессионализма педагогов. Одним из важных направлений стала профессиональная оценка педагогов. Предварительные результаты показали наличие проблем, в том числе и с предметной подготовкой. Проводимые исследования не только фиксируют дефициты педагогов, но и позволяют расширить спектр дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП), чтобы подходить к развитию педагогических компетенций максимально гибко, адресно.
Соответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, а также занимаемым ими должностям, устанавливается при аттестации педагогических работников, Порядок проведения которой определяет приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276. Аттестация проводится после прохождения курсовой подготовки педагога и направлена на обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы (http://sarrcoko.ru/page/id/26).
Основными задачами проведения аттестации должны являться:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учёт требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.
Успешное прохождение аттестации должно быть взаимосвязано с качественным повышением квалификации педагогов.
Около 1000 педагогов (2,3% от общей численности педагогических работников области) ежегодно проходят курсы повышения квалификации в учреждениях высшей школы, в оставшихся организациях обучаются 6-8% педагогических работников области. Основным поставщиком государственной услуги по дополнительному профессиональному педагогическому образованию в регионе является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования" (ГАУ ДПО "СОИРО").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 3273-р утверждены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста.
С 2018 года в субъекте реализуется концепция развития педагогических кадров Саратовской области на 2018-2022 годы (https://clck.ru/VEuNQ).
Выделены несколько составляющих развития педагогических кадров области (https://clck.ru/VEuSc):
механизмы стимулирования;
процедуры повышения квалификации, помогающие учителю устранить проблемы в его профессиональной подготовке;
механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей, например, в форме консультативной помощи тем, кто в ней заинтересован;
механизмы развития среды профессионального общения.
Система развития профессионального компонента руководящих и педагогических кадров включает в себя 4 базовых элемента: исследование компетенций руководящих и педагогических работников; опрос слушателей курсов повышения квалификации; опрос работодателей; экспертиза ДПП.
С 2015 года в субъекте проводятся исследования компетенций педагогов и руководящих работников. Результаты исследования показали, что участники имеют разный уровень сформированности профессиональной компетентности как интегральной характеристики специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей.
Обобщённая картина дефицитов, выявленных в рамках оценки компетенций педагогов и руководителей, в большей степени связана с методической и аналитической составляющей работы педагога (https://clck.ru/VEuC6).
Уже по результатам первой волны исследования 2016 года в ДПП были включены материалы по оценке компетенций учителей, основанные на результатах в международных, национальных исследованиях качества образования.
Структура и функции системы контроля качества дополнительного образования, а также требования к качеству и контролю качества ДПО, определены Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
требования к дополнительным профессиональным программам (ст. 12 и 76);
объективный контроль качества подготовки лиц, успешно освоивших соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедших итоговую аттестацию (п. 15 ст. 76);
независимая оценка качества образования (ст. 95);
общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст. 96).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации возложил всю ответственность за оценку качества этого вида образования на потребителей и прежде всего на работодателей, тем самым передав большую самостоятельность образовательных организаций в определении содержания подготовки педагогических кадров, а также возможность индивидуализации профессиональной подготовки.
3. Цели и задачи
Результаты оценки деятельности организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, 2020 года полностью сопоставимы с результатами международных исследований учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018, обследованиями навыков взрослого населения PIAAC и студенческого корпуса TEDS.
К важному опорному исследованию можно отнести оценку компетенций педагогических работников, основная цель которого - обеспечение профессионального роста педагогических работников на основании объективных результатов их работы.
В сентябре-октябре 2020 года проведено очередное исследование компетенций работников общеобразовательных организаций. В аналитических отчётах представлена обобщённая картина дефицитов, выявленных в рамках оценки компетенций педагогов и руководителей, которые будут популярны среди потенциальных слушателей в рамках КПК/ПП. Анализируя результаты апробации исследований компетенций учителей, можно выделить не только профессиональные дефициты ведения образовательного процесса в рамках конкретной предметной области, но и запрос на отработку техник взаимодействия с разными участниками образовательных отношений. Это реальные контексты профессиональной деятельности работников образования, которые должны однозначно разрешаться в рамках реализации ДПП.
Анализ данных социологического опроса позволил не только определить уровень удовлетворенности слушателей дополнительными профессиональными программами, но и наглядно подтвердить, полученные в рамках исследований оценки компетенций педагогов, перспективы развития системы повышения квалификации педагогов области. За три года опрос выявил отрицательную динамику значения индекса удовлетворенности респондентов качеством образовательных услуг (https://clck.ru/VEspx).
В 2020 году результаты социологического опроса слушателей - не единственный показатель оценки удовлетворённости курсами повышения квалификации/профессиональная переподготовка (далее - КПК/ПП). Руководители образовательных организаций, чьи сотрудники проходили КПК/ПП, заполняли рефлексивные листы о результативности обучения педагогов. Данная процедура позволила выявить основные запросы и пожелания заказчиков образовательных услуг. Руководители образовательных организаций в рефлексивном листе отмечали профессиональные потребности для следующих этапов обучения сотрудников. Наглядно продемонстрирован тот факт, что запросный тренд сохранен.
Социологический опрос - субъективная процедура, хотя полностью повторяет фиксацию дефицитов по результатам федеральных исследований компетенций работников образования.
В настоящий момент проектирование дополнительных профессиональных программ не всегда осуществляется до проведения анализа профессиональных дефицитов педагогов, что не может соответствовать явным запросам слушателей курсов, поэтому важно при создании ДПП опираться на результаты доступных исследований качества образования.
Наблюдается стагнация там, где должны быть изменения в значениях показателя. Специалисты организаций, реализующих программы ДПП и слушатели КПК/ПП используют в работе равные ресурсные и когнитивные представления. Таким образом, в рамках реализации ДПП необходимо пересмотреть ресурсы, дополнив новыми возможностями. Это усиливает значимость открытия в субъекте центра повышения профессионального педагогического мастерства.
Качество ДПО является комплексной характеристикой образования и выражает степень его соответствия федеральным государственным требованиям, потребностям работодателя, социальным и личностным ожиданиям потребителя и профессиональным требованиям, определяемым исполнителями услуги. В этом случае следует говорить о внутренней и внешней оценке качества результата, процесса.
Требованиями к процессу и условиям реализации программ ДПО должны стать:
обновление содержания программ ДПО в соответствии с потребностями рынка труда и совершенствованием содержания и методов преподавания учебных предметов;
акцент на прикладной практико-ориентированной составляющей программ
стажировки;
участие слушателей в формировании своей программы обучения (индивидуальный, персонифицированный подход);
использование сетевого взаимодействия между организациями для реализации программ ДПО для усиления ресурсных возможностей.
Требования к организациям, реализующим программы ДПО с точки зрения материально-технического обеспечения очень высоки, т.к. образовательные организации имеют современную материально-техническую базу, позволяющую создавать современную информационно-образовательную среду и транслировать новые знания в рамках дистанционного обучения и сетевого взаимодействия.
Главная проблема ДПП - это ориентир при их подготовке на учебные планы организаций, реализующих ДПП или на тех или иных специалистов, разрабатывающих ДПП, а не на реальную потребность педагогического работника.
Цель - совершенствование многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров.
Предмет оценки: система обеспечения профессионального развития педагогических и руководящих работников системы образования.
Объект оценки: региональная система образования.
Субъект: организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования.
Система оценки качества профессионального развития педагогических работников опирается на следующие критерии:
качества продукта (результата) - качества результата или соответствия приобретенных компетенций требованиям профессиональных стандартов или квалификационных характеристик;
качества процесса - качества деятельности организации и ее системы управления.
Оценка реализуется через механизмы внутренней и внешней оценки процесса реализации ДПП, результата освоения ДПП и качества менеджмента организации, реализующей ДПО.
Качества продукта - качества результата или соответствия приобретенных компетенций требованиям профессиональных стандартов или квалификационных характеристик (итоговая аттестация; входная и промежуточная диагностика, оценка эффективности изменений в деятельности педагога);
Качества процесса - качества дополнительной профессиональной программы (фиксация степени удовлетворённости и применимости существующих ресурсов, оценка качества преподавания, факт выполнения плана-графика), качества деятельности организации и ее системы управления (экспертиза ДПП, совершенствование материально-технической базы, корпоративная аттестация профессорско-преподавательского состава).
Экспертная оценка направлена:
на повышение вариативности, качества и доступности дополнительного профессионального образования для педагогического корпуса;
на обновление содержания дополнительного профессионального образования педагогов и руководителей образовательных организаций в соответствии с государственным, профессиональным, личностным, общественным заказом.
По результатам оценки формируется кластерная модель принятия решений.
По вертикальной оси отмечается качество процесса, а по горизонтальной оси - качество результата. Каждая ось имеет четырехуровневая: минимальный, низкий, средний и высокий. Таким образом, появляются 16 кластеров. Оптимальными кластерами являются 11 и 16, т. е. при среднем (11 кластер) или высоком (16 кластер) качестве процесса достигается соответствующий уровень качества результата.
4. Характеристика (краткое описание) показателей (групп показателей), с указанием системы их учета (баллы, проценты)
Критериальные рубрикаторы мониторинга качества повышения квалификации педагогов.
Критерии оценки качества продукта - качества результата или соответствия приобретенных компетенций требованиям профессиональных стандартов или квалификационных характеристик.
N п/п |
Наименование показателя |
Содержание показателя |
Балл |
1. |
Оценка эффективности изменений в деятельности педагога |
Наличие фиксации внешнего запроса от заказчика образовательной услуги |
30 |
2. |
Оценка результативности обучения персонала |
Экспресс-анкетирование заказчика образовательной услуги (социологический опрос) |
30 |
3. |
Аттестация слушателей КПК/ПП |
90% слушателей успешно прошли итоговую аттестацию (удостоверения) |
20 |
4. |
Проведение оценки компетенций руководящих и педагогических работников (независимая экспертиза) |
70% руководящих и педагогических работников преодолели минимальный порог при написании контрольно-измерительных материалов по оценке профессиональных компетенций на базе центра повышения профессионального мастерства Саратовской области от общей численности участников исследования |
20 |
Максимальный балл |
100 баллов |
||
Минимальный |
0-25% от максимального балла |
||
Низкий |
26-50% от максимального балла |
||
Средний |
51-80% от максимального балла |
||
Высокий |
81-100% от максимального балла |
Критерии
оценки качества процесса - качества дополнительной профессиональной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Содержание показателя |
Балл |
1. |
Оценка процесса реализации дополнительных профессиональных программ |
Социологический опрос слушателей КПК/ПП: фиксация степени удовлетворенности КПК (аналитический отчет) |
20 |
2. |
Оценка качества преподавания |
Социологический опрос слушателей КПК/ПП: анализ эффективности образовательного процесса |
20 |
3. |
Внешняя независимая экспертиза ДПП |
Свыше 50% ДПП прошли экспертизу на федеральном уровне |
20 |
100% ДПП прошли экспертизу на региональном уровне |
20 |
||
4. |
Внутренняя система оценки качества образования |
Наличие внутренней системы оценки качества образования (локальный акт) |
20 |
Максимальный балл |
100 баллов |
||
Минимальный |
0-25% от максимального балла |
||
Низкий |
26-50% от максимального балла |
||
Средний |
51-80% от максимального балла |
||
Высокий |
81-100% от максимального балла |
В связи с тем, что рассматривается один уровень образования, то группировка по кластерам позволяет: выявить положительные практики ДПО, указать на проблемные точки управления. Учитывая структуру, по результатам качественных изменений могут образовываться сетевые взаимодействия по решению инновационных проектов.
По итогам проведения мониторинга оценки качества повышения квалификации педагогов, даются рекомендации для всех участников образовательных отношений, заинтересованных в процессе совершенствования ДПО.
5. Описание процедуры оценки качества образования по направлению "Система обеспечения профессионального развития педагогических работников"
Оценка включает в себя сочетание внутренней и внешней модели оценивания.
Модель внутренней оценки качества используется при проведении ВСОКО организации и включает:
социологический опрос слушателей курсов повышения квалификации, предусматривающий оценку процесса реализации дополнительных профессиональных программ и оценка качества преподавания;
экспресс-анкетирование заказчика образовательной услуги, фиксирующего изменения в деятельности педагога.
Модель внешней оценки включает внешнюю экспертизу документов и материалов от участников исследования:
сбор и обработка первичной информации;
дистанционный экспертный мониторинг, включающий работу с данными;
формирование итогового экспертного отчёта по эффективности работы организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования.
6. Описание методов сбора информации
В целях автоматизации процедур сбор данных осуществляется с помощью региональных информационно-аналитических систем (ИАС МИАС, ИАС ЕСОИРО, ИАС КОЭРСО).
Показатели
оценки качества предоставления дополнительного профессионального образования
N п/п |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
1. |
Количество утвержденных дополнительных профессиональных программ (ДПП) |
ед. |
2. |
Количество ДПП, прошедших региональную экспертизу |
ед. |
3. |
Количество ДПП, прошедших федеральную экспертизу |
ед. |
4. |
Наличие в организации разработанной ВСОКО |
Да/Нет |
5. |
Ссылка на документ ВСОКО |
текст |
6. |
Наличие платформы для дистанционного обучения |
Да/Нет |
7. |
Ссылка на ресурс дистанционного обучения |
текст |
8. |
Наличие возможности онлайн-записи на КПК |
Да/Нет |
9. |
Ссылка на страницу онлайн-регистрации на КПК |
текст |
10. |
Наличие оценки удовлетворённости качеством предоставления услуг |
Да/Нет |
11. |
Ссылка на отчёт социологического опроса |
текст |
12. |
Численность слушателей КПК, прошедших процедуру оценки предметных и методических компетенций |
чел. |
13. |
Численность руководящих и педагогических работников преодолевших порог при написании контрольно-измерительных материалов по оценке профессиональных компетенций от общей численности участников исследования |
чел. |
14. |
Условия реализации ДПП: |
чекбокс |
- очное; | ||
- дистанционное; | ||
- стажировка; | ||
- иное. | ||
15. |
Количество ДПП, содержащих входное тестирование |
ед. |
16. |
Количество ДПП, содержащих стажировку |
ед. |
17. |
Количество внебюджетных курсов |
ед. |
18. |
Количество бюджетных курсов |
ед. |
19. |
Учреждение реализует ДПП в сетевой форме |
Да/Нет |
20. |
Укажите организации, с которыми заключен договор о взаимном сотрудничестве в рамках реализации ДПП |
чекбокс |
- организация высшего образования | ||
- организация среднего профессионального образования | ||
- предприятие | ||
- учреждения культуры | ||
- учреждение спорта | ||
- иные организации |
7. Описание методов обработки информации
Формируется итоговый экспертный отчёт по эффективности работы организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования для каждой категории потребителей, содержащий рекомендации по всем вопросам профессионального развития педагогических кадров.
Группа потребителей |
Спектр проблем, решаемых оценкой |
Модели использования результатов оценки |
Министерство образования Саратовской области |
Обеспечения профессионального развития педагогических работников |
Внесение изменений в нормативно-правовую базу. Разработка и актуализация рекомендаций для системы профессионального педагогического образования |
Комитет по государственному контролю и надзору в сфере образования |
Совершенствование процедур и повышение качества лицензионного контроля за деятельность организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования |
Внесение изменений в инструментарий лицензионного контроля за деятельностью организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования. Использование результатов оценки в качестве основы для проведения лицензионного контроля |
Организации высшего образования и профессионального образования, осуществляющие образовательную деятельность в сфере педагогического образования |
Совершенствование программ подготовки специалистов в сфере педагогического образования |
Актуализация программ подготовки специалистов в сфере педагогического образования на основе результатов оценки |
Организации, реализующие ДПП |
Повышение эффективности системы повышения квалификации |
Разработка новых и внесение изменений в существующие программы повышения квалификации работников образования с учётом рисков и возможностей развития руководящих и педагогических кадров |
Профессиональные сообщества педагогов |
Содействие повышению качества педагогического образования |
Разработка программ мероприятий с учётом результатов оценки |
Методические службы |
Содействие повышению качества педагогического образования |
Разработка программ мероприятий с учётом результатов оценки |
Образовательные организации области |
Повышение качества образования |
Участие в разработке программ повышения квалификации |
Руководящие и педагогические работники системы образования |
Профессиональное совершенствование |
Активное участие в профессиональном развитии |
СМИ |
Формирование объективной картины о состоянии системы образования области |
Использование результатов оценки |
2. Система методической работы
1. Обоснование актуальности исследования
Развитие инфраструктуры региональной системы образования, расширение общественно-профессионального участия в решении вопросов организации образовательного процесса требует актуализации задач по обновлению механизмов координации деятельности всех субъектов и объектов образовательной деятельности. Главным связующим звеном, транслирующим государственную политику в сфере образования, и координатором процессов профессионального роста педагогов и управленцев, должна стать сеть методических служб. Модернизация системы образования и творческие инновационные процессы в отрасли стимулируют к обновлению методической работы.
2. Обоснование проблем, выявленных по итогам предыдущего мониторинга
В системе образования Саратовской области работает 29 управлений образования, 4 комитета по образованию (Балаковский, Марксовский, Энгельсский районы области и муниципальное образование "Город Саратов"), 6 отделов образования (Балтайский, Ершовский, Краснопартизанский, Лысогорский, Ровенский, Самойловский муниципальные районы области) и 6 отделов образования в муниципальном образовании "Город Саратов" (Волжский, Заводской, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Фрунзенский). В городском округе ЗАТО "Светлый" создано и функционирует муниципальное учреждение "Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики", включающее функционал методической деятельности.
Муниципальная методическая служба может являться самостоятельным учреждением, структурным подразделением территориальных органов управления образованием.
В Саратовской области представлены следующие виды методических служб в системе образования:
в 7 муниципальных районах - муниципальные казённые учреждения - информационно-методические центры (Базарно-Карабулакский, Балашовский, Ершовский, Озинский, Ртищевский, Советский, Татищевский);
в 5 муниципальных районах - муниципальные или муниципальные казенные учреждения - организационно-методические центры (Аткарский, Балаковский, Вольский, Питерский, Хвалынский);
в 8 муниципальных районах - муниципальные учреждения - информационно-методические центры (Дергачёвский, Екатериновский, Ивантеевский, Краснокутский, Новобурасский, Пугачёвский, Озинский, Самойловский,);
в 9 муниципальных районах - районные методические кабинеты (отдел, центры) при управлении (комитете) образования (Александрово-Гайский, Аркадакский, Балтайский, Воскресенский, Духовницкий, Марксовский, Новоузенский, Перелюбский, Ровенский);
в 2 муниципальных районах - эксплуатационно-методическая служба системы образования (Калининский, Лысогорский);
в 1 муниципальном районе - муниципальное бюджетное учреждение "Консультационно-методический центр системы образования" (Красноармейский);
в 6 муниципальных районах - муниципальные образовательные учреждения - учебно-методические или методические центры (Краснопартизанский, Пугачевский, Романовский, Саратовский, Турковский, Федоровский);
в 1 муниципальном районе - муниципальное казённое учреждение "Методико-правовой центр муниципальных образовательных учреждений" (Петровский);
в муниципальном образовании "Город Саратов" действует муниципальное казённое учреждение "Городской методический центр", а при каждом отделе образования района муниципального образования "Город Саратов" работают методисты-координаторы;
в городском округе ЗАТО "Светлый" муниципальной методической службы нет, обязанности по организации методической работы возложены на методиста-координатора, входящего в штат управления образования, культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО.
В Саратовской области в методических службах работают 175 методистов, нет методистов в Центре оценки качества образования Энгельсского муниципального района, хотя специалисты этого центра, в том числе, работают и по направлениям работы методической службы. Помимо этого, в каждом районе действуют районные методические объединения педагогов-предметников.
В ряде муниципалитетов методические отделы объединены с хозяйственными, юридическими отделами, отделами по закупкам, делопроизводству, транспортными отделами и так далее (Балаковский, Калининский, Лысогорский, Петровский, Энгельсский, Ртищевский, Татищевский районы).
3. Цели и задачи
Одной из главных целей методической работы является повышение качества образования, результативности и эффективности деятельности педагогов области за счет создания условий для их профессионального развития и налаживания коммуникационных связей между методическими структурами всех уровней власти, различными общественно-профессиональными объединениями, конкретными образовательными организациями и педагогическими работниками.
Задачами методической деятельности являются:
обеспечение научно-методического сопровождения и поддержка педагогических работников и управленческих кадров;
формирование системы поддержки молодых педагогов, в том числе через деятельность методических объединений, профессиональных сообществ;
внедрение системы наставничества на всех уровнях (региональном, муниципальном, уровень образовательного учреждения);
содействие развитию деятельности методических объединений и профессиональных сообществ, в том числе их участию в реализации национального проекта "Образование";
обеспечение проведение мониторинга результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогов.
обеспечение проведения мониторинга результатов деятельности системы поддержки молодых педагогов и системы наставничества;
обеспечение принятия эффективных управленческих решений по результатам проведения мероприятий по всем направления мониторинга.
4. Характеристика показателей, с указанием системы их учета
Показателями по поддержке молодых педагогов являются:
количество проектов по поддержке молодых педагогов, реализуемых в муниципальных районах Саратовской области;
доля молодых педагогов, охваченных мероприятиями в рамках проектов по поддержке молодых педагогов, от общего числа молодых педагогов региона;
наличие программ наставничества, в том числе индивидуальных, реализуемых в муниципальных образованиях области;
доля педагогов, участвующих в программах наставничества от общего числа педагогов региона;
наличие программы поддержки методических объединений;
наличие программы поддержки профессиональных сообществ;
доля педагогов, включенных в сетевые сообщества, от общего числа педагогов региона;
количество методических объединений или профессиональных сообществ педагогов региона;
доля педагогических работников, имеющих образование соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
5. Описание процедуры оценки качества образования по направлению "Система методической работы"
С целью получения информации о качестве системы методической работы проводится мониторинг, который включает следующие направления:
научно-методическое сопровождение и поддержка педагогических работников;
развитие и поддержка методических объединений и профессиональных сообществ педагогов;
поддержка молодых педагогов;
реализация системы наставничества.
6. Описание методов сбора информации
При проведении мониторинга используются следующие методы сбора информации:
формирование запросов в муниципальные методические службы;
анализ данных государственного статистического наблюдения и ведомственной статистики;
сбор информации о деятельности методических объединений и профессиональных сообществ;
сбор данных по созданию условий для успешной адаптации и полноценной самореализации молодых кадров, внедрения системы наставничества.
7. Описание методов обработки информации по направлению
Таблица 1
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
Интерпретация данных |
по поддержке молодых педагогов/реализации программ наставничества педагогических работников | |||
1. |
количество проектов по поддержке молодых педагогов |
шт. |
Проекты отсутствуют - 0 баллов; 1-2 проекта - 1 балл; Более 2 проектов - 2 балла |
2. |
численность молодых педагогов, охваченных мероприятиями в рамках проектов по поддержке молодых педагогов |
человек |
доля от общей численности молодых педагогов 0%-50% - 1 балл Более 50% - 2 балла |
3. |
количество программ наставничества |
шт. |
Программы отсутствуют - 0 баллов; 1-2 программы - 1 балл; Более 2 программ - 2 балла |
4. |
количество индивидуальных программ наставничества |
шт. |
Программы отсутствуют - 0 баллов; 1-2 программы - 1 балл; Более 2 программ - 2 балла |
5. |
численность педагогов, участвующих в программах наставничества |
человек |
доля от общей численности педагогов 0%-10% - 1 балл Более 10% - 2 балла |
6. |
количество программ поддержки методических объединений |
шт. |
Программы отсутствуют - 0 баллов; 1-2 программы - 1 балл; Более 2 программ - 2 балла |
по реализации сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ педагогов) на региональном уровне | |||
7. |
численность педагогов, принимающих участие в деятельности Ассоциации лучших учителей Саратовской области |
человек |
доля от общей численности педагогов 0%-10% - 1 балл Более 10% - 2 балла |
8. |
численность педагогов, входящих в состав Ассоциации молодых педагогов Саратовской области |
человек |
доля от общей численности молодых педагогов 0%-10% - 1 балл Более 10% - 2 балла |
9. |
численность педагогов, принимающих участие в деятельности районных методических объединений |
человек |
доля от общей численности педагогов 0%-50% - 1 балл Более 50% - 2 балла |
10. |
численность педагогов, включенных в сетевые сообщества |
человек |
доля от общей численности педагогов 0%-50% - 1 балл Более 50% - 2 балла |
11. |
количество методических объединений или профессиональных сообществ педагогов региона |
шт |
Методические объединения отсутствуют - 0 баллов; Методические объединения в наличии - 1 балл; |
по выявлению кадровых потребностей в образовательных организациях региона | |||
12. |
численность педагогических работников, имеющих образование соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета |
человек |
Не оценивается. Показатель выступает, как обеспеченность муниципального район педагогическими кадрами |
Итого баллов: |
Максимум 21 балл |
Анализ полученных данных:
0-5 баллов - муниципалитет в зоне риска, методическая деятельность организована слабо;
6-10 баллов - уровень методической поддержки в муниципальном районе низкий;
11-15 баллов - уровень методической поддержки в муниципальном районе средний;
16-21 баллов - уровень методической поддержки в муниципальном районе высокий, опыт работы муниципальной методической службы может распространяться, как успешная практика.
Таблица 2
Критерии |
Показатели |
Единица измерения (балл) |
Подтверждающие документы |
Направление: обеспеченность методической помощью образовательных организаций | |||
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в образовательной организации |
Наличие нормативной базы, в том числе локальных актов |
0-1 |
Размещение нормативно-правовой документации на сайтах образовательных организаций |
Прогнозирование, планирование и организация аттестации педагогических работников |
Наличие плана-графика аттестации педагогических работников муниципального района |
0-1 |
План-график |
Наличие анализа выполнения плана-графика аттестации педагогических работников |
0-1 |
Аналитическая справка по результатам выполнения плана-графика |
|
Изучение профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников образовательных организаций |
Наличие муниципальной программы мониторинга профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников |
0-1 |
Муниципальная программа мониторинга профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников |
Наличие анализа проведения мониторинга профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников |
0-1 |
Анализ проведенного мониторинга, наличие управленческих решений на основе результатов мониторинга |
|
Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников |
Наличие плана-графика повышения квалификации педагогических работников муниципального района |
0-1 |
План-график |
Наличие анализа выполнения плана-графика повышения квалификации педагогических работников муниципального района |
0-1 |
Аналитическая справка по результатам выполнения плана-графика |
|
Виртуальный методический кабинет муниципальной методической службы |
Наличие медиатеки современных учебно-методических материалов |
0-1 |
Количество современных учебно-методических материалов в медиатеке |
Ведение форума на тему "Развитие методической службы: новое время - новые веяния" |
0-1 |
Размещение материалов форума на сайте/странице муниципальной методической службы |
|
Освещение методических мероприятий |
0-1 |
Анонсы, пресс-релизы, итоги мероприятий |
|
Виртуальные консультации |
0-1 |
Отчет о количестве проведенных консультаций |
|
Разработка и издание методических рекомендаций |
Количество методических рекомендаций, получивших гриф "Рекомендовано" регионального учебно-методического объединения (РУМО) |
0-1 |
Методические рекомендации, включенные в региональный реестр методических пособий |
Разработка и издание дидактических материалов |
Количество дидактических материалов, получивших гриф "Рекомендовано" регионального учебно-методического объединения (РУМО) |
0-1 |
Дидактические материалы, включенные в региональный реестр методических пособий |
Организация и результативность участия в конкурсах профессионального мастерства |
Проведение муниципального этапа конкурса "Учитель года" |
0-0,5-1 (0,5 - за проведение муниципального этапа, 1 - за выдвижение победителя на региональный уровень) |
Порядок проведения муниципального этапа конкурса, приказ органов управления образованием муниципального района |
Результативность участия в региональном этапе конкурса "Учитель года" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры/лауреаты, 1 - победители) |
Приказы регионального министерства образования, протоколы заседаний организационного комитета, протоколы заседаний жюри |
|
Проведение муниципального этапа конкурса "Воспитатель года" |
0-0,5-1 (0,5 - за проведение муниципального этапа, 1 - за выдвижение победителя на региональный уровень) |
||
Результативность участия в региональном этапе конкурса "Воспитатель года" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры/лауреаты, 1 - победители) |
||
Результативность участия в региональном конкурсе "Педагог-психолог" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры/лауреаты, 1 - победители) |
||
Результативность участия в региональном конкурсе "Учитель-дефектолог" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры/лауреаты, 1 - победители) |
||
Результативность участия в региональном конкурсе "Учитель здоровья" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры/лауреаты, 1 - победители) |
||
Результативность участия в региональном конкурсе "Педагогический дебют" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры/лауреаты, 1 - победители) |
||
Результативность участия в региональном конкурсе "Сердце отдаю детям" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры/лауреаты, 1 - победители) |
||
Результативность участия в региональном конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности |
0-0,5-1 (0,5 - за выдвижение на региональный уровень, 1 - победители) |
||
Результативность участия в региональном конкурсе "Лучший ученический класс" |
0-0,5-1 (0,5 - призеры, 1 - победители) |
Приказ министерства образования Саратовской области |
|
Организация работы по актуальным направлениям развития системы образования |
Наличие муниципального проекта или программы повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации работы с одаренными детьми |
0-1 |
Проект или программа, анализ реализации |
Наличие муниципального проекта или программы повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации предпрофильной подготовки и профильного обучения |
0-1 |
Проект или программа, анализ реализации |
|
Наличие муниципального проекта или программы повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся |
0-1 |
Проект или программа, анализ реализации |
|
Наличие муниципального проекта или программы повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации инклюзивных практик |
0-1 |
Проект или программа, анализ реализации |
|
Наличие муниципального проекта или программы повышения профессиональной компетентности педагогов в области цифровизации образовательного процесса |
0-1 |
Проект или программа, анализ реализации |
|
Наличие Дорожной карты повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
0-1 |
Дорожная карта, анализ реализации |
|
Организация работы по инновационному развитию системы образования |
Количество федеральных инновационных площадок |
0-0,5-1 (0,5 до 3-х площадок, 1 - 4 и более) |
Приказ Министерства просвещения Российской федерации |
Количество региональных инновационных площадок |
0-0,5-1 (0,5 до 3-х площадок, 1 - 4 и более) |
Приказ министерства образования Саратовской области |
|
Количество муниципальных инновационных площадок |
0-0,5-1 (0,5 до 3-х площадок, 1 - 4 и более) |
Приказ органа управления образованием муниципального района |
|
Участие образовательных организаций муниципалитета в федеральных конкурсах на получение субсидий |
0-1 |
Протокол технической экспертизы Министерства просвещения Российской Федерации |
|
Наличие полученных субсидий |
0-0,5-1 (0,5 - 1 субсидия; 1 - 2 и более) |
Протокол итоговой экспертизы Министерства просвещения Российской Федерации |
|
Количество муниципальных научных лабораторий |
0-0,5-1 (0,5 - до 3-х научных лабораторий, 1 - 4 и более) |
Приказ муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования |
|
Максимальный балл по направлению: 36 баллов | |||
Направление: поддержка молодых учителей и реализация программ наставничества | |||
Изучение состояния адаптации молодых учителей в профессиональной деятельности |
Наличие муниципальной программы мониторинга адаптации молодых учителей в профессиональной деятельности |
0-1 |
Муниципальная программа мониторинга |
Наличие анализа проведения мониторинга |
0-1 |
Анализ проведенного мониторинга, наличие управленческих решений на основе результатов мониторинга |
|
Привлечение молодых педагогов в профессию |
0-0,5-1 (0,5 - 1-3 педагога, 1 - 4 и более)
Остались работать в районе по истечении 3 лет (0,5 - 50-79%, 1 - 80-100%) |
Отчёт о количестве вновь прибывших молодых учителей в образовательные организации района |
|
Участие молодых педагогов в деятельности Ассоциации молодых педагогов Саратовской области |
Наличие муниципального отделения Ассоциации молодых педагогов Саратовской области/Школы молодого педагога |
0-1 |
Локальный акт о создании муниципального отделения Ассоциации молодых педагогов Саратовской области/Школы молодого педагога |
Количество педагогов, участвующих в работе Ассоциации молодых педагогов Саратовской области |
0-1 |
Отчет об участии молодых педагогов в мероприятиях Ассоциации молодых педагогов Саратовской области |
|
Наличие муниципального плана-графика работы с молодыми педагогами |
0-1 |
План-график |
|
Наличие муниципального анализа выполнения плана-графика работы с молодыми педагогами |
0-1 |
Аналитическая справка о результатах выполнения плана-графика |
|
Наличие совместных мероприятий молодых педагогов с педагогами-наставниками |
0-1 |
Отчет о мероприятиях |
|
Обеспечение наставничества |
Наличие муниципальной программы/дорожной карты сопровождения деятельности педагогов-наставников |
0-1 |
Муниципальная программа/дорожная карта |
Наличие анализа реализации программы/дорожной карты работы педагогов-наставников |
0-1 |
Аналитический отчет о результатах реализации муниципальной программы/дорожной карты работы педагогов-наставников |
|
Максимальный балл по направлению: 11 баллов | |||
Направление: развитие и поддержка школьных методических объединений | |||
Изучение состояния деятельности школьных методических служб |
Наличие муниципальной программы мониторинга деятельности школьных методических служб |
0-1 |
Программа мониторинга деятельности школьных методических служб |
Наличие анализа проведения мониторинга |
0-1 |
Анализ проведенного мониторинга, наличие управленческих решений на основе результатов мониторинга |
|
Проектирование сопровождения методических объединений учителей |
Наличие муниципальной программы/дорожной карты по развитию и методическому сопровождению школьных методических объединений |
0-1 |
Муниципальная программа/дорожная карта |
Наличие плана-графика заседаний районных методических объединений |
0-1 |
План-график |
|
Наличие анализа выполнения плана-графика заседаний районных методических объединений |
0-1 |
Аналитическая справка о результатах выполнения плана-графика, протоколы заседаний районных методических объединений |
|
Включение в практико-ориентированную деятельность |
Наличие методических семинаров для руководителей образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования |
0-1 |
План-график методических семинаров |
Наличие методических семинаров для заместителей директоров образовательных организаций по учебно-воспитательной/методической работе |
0-1 |
||
Наличие методических семинаров для заместителей директоров образовательных организаций по воспитательной работе |
0-1 |
||
Наличие методических семинаров для педагогов-тьюторов по предметам |
0-1 |
||
Наличие методических семинаров для педагогов по предметам |
0-1 |
||
Наличие методических семинаров для педагогов-психологов |
0-1 |
||
Наличие методических семинаров для социальных педагогов |
0-1 |
||
Обеспечение тьюторского сопровождения |
Количество педагогов-тьюторов по предмету в образовательных организациях муниципального района |
0-1 |
Сведения о количестве педагогов-тьюторов в образовательной организации, планы работы, отчеты о проделанной работе |
Количество муниципальных тьюторов по предмету |
0-1 |
Сведения о количестве муниципальных тьюторов, планы работы, отчеты о проделанной работе |
|
Максимальный балл по направлению: 14 баллов | |||
Итого: 61 балл |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.