Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Концепции
региональной системы
оценки качества образования
Саратовской области
Система
работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
1. Обоснование актуальности исследования по направлению
Комплексное сопровождение и поддержка школ с низкими образовательными результатами (далее - школы с НОР) позволяет обеспечить выравнивание возможностей обучающихся на получение качественного образования. Условия образовательного процесса определяются контекстом и факторами, специфическими для каждой образовательной организации. Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания.
Низкие образовательные результаты (низкие результаты обучения) - это совокупность индивидуальных образовательных результатов обучающихся, характеризующаяся высоким суммарным процентом неудовлетворительных результатов по итогам государственной итоговой аттестации и/или всероссийских проверочных работ.
Неблагоприятные социальные условия - комплекс факторов, формирующих неблагоприятный социальный контекст, обуславливающий стабильно низкие результаты обучения или отрицательную динамику результатов обучения.
В настоящее время выстраивание системы работы со школами с НОР, направленной на повышение качества образования в данных общеобразовательных организациях, является частью мероприятий реализации национального проекта "Образование", реализующегося в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года. В рамках данного национального проекта реализуется федеральный проект "Современная школа", основной задачей которого является внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий. Кроме этого, с 2020 года на территории Саратовской области реализуется федеральный проект "Организация методической поддержки не менее 250 выявленным общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, не менее чем из 20 субъектов Российской Федерации" (сокращенное наименование - проект "500+").
В 2020 году сформирован региональный координационный центр по работе со школами с НОР, разработаны и утверждены основополагающие документы, определяющие порядок оказания адресной методической помощи школам с НОР: Концепция поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 29 декабря 2020 года N 1852), Модель поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 29 декабря 2020 года N 1852), Дорожная карта по реализации Концепции поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 30 декабря 2020 года N 1861).
Оценка эффективности системы работы со школами с НОР и качества образовательной деятельности в данных общеобразовательных организациях осуществляется посредством мониторинга реализации Концепции поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО "СОИРО") и мониторинговых исследований качества образования государственного автономного учреждения Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - ГАУ СО "РЦОКО").
2. Обоснование проблем, выявленных по итогам предыдущего мониторинга
В рамках проведённого в 2020 году мониторинга системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях" выявлены недостатки в региональной системе работы со школами с НОР: не определены цели по осуществлению сетевого взаимодействия (между образовательными организациями и/или другими учреждениями); отсутствуют показатели по оценке предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; не проводился мониторинг показателей по оказанию методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях.
Необходимые управленческие решения, направленные на устранение выявленных проблем, закреплены приказом министерства образования Саратовской области от 19 августа 2020 года N 1166 "Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований качества образования общеобразовательных организаций Саратовской области", приказом министерства образования Саратовской области от 29 декабря 2020 года N 1852 "Об организации работы с общеобразовательными организациями Саратовской области, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы".
Таким образом, перед системой общего образования региона остро стоит необходимость продолжения работы по преодолению разрыва в образовательных достижениях обучающихся, обусловленного территориальными, социально-экономическими факторами и сложностью контингента, за счёт повышения качества образовательной среды.
3. Цели и задачи
Целью мониторинговых исследований является получение информации о ходе реализации Концепции поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы и достоверных данных о качестве общего образования в школах с НОР для принятия обоснованных управленческих решений на уровне отдельной общеобразовательной организации, а также муниципального и регионального уровней образования.
Основные задачи, решаемые в ходе мониторинговых исследований:
обеспечение регулярного и наглядного представления информации о результатах адресной поддержки школ с НОР в муниципальных районах (городских округах) в сравнении с результатами предыдущих мониторинговых исследований;
определение факторов, определяющих сложившийся уровень качества общего образования в школах с НОР, и разработка на этой основе необходимых управленческих действий для повышения качества образовательных услуг;
получение оснований для кластеризации муниципальных систем образования и общеобразовательных организаций, отбора общеобразовательных организаций и муниципальных систем образования с положительной динамикой, выявления и тиражирования успешных управленческих практик по минимизации факторов риска для школ с НОР;
определение проблемных зон по ключевым направлениям системы работы со школами с НОР;
принятие необходимых мер и управленческих решений по развитию системы работы со школами с НОР в Саратовской области с учётом выявленных проблем и достигнутых результатов.
Указанные цель и задачи делают мониторинг системы работы со школами с НОР универсальным механизмом коррекции деятельности субъектов управления этой системой.
4. Характеристика (краткое описание) показателей (групп показателей), с указанием системы их учета (баллы, проценты)
Проведение анализа результатов мониторинга 2020 года позволило уточнить и расширить систему показателей оценки качества образования по направлению "Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях" (далее - Оценка "Система работы со школами с НОР"). Каждое направление Оценки "Система работы со школами с НОР" представлено в виде совокупности позиций оценивания, определяющих реализацию полного управленческого цикла - постановка целей, выбор показателей и методов сбора информации, проведение мониторинга, анализ данных мониторинга, принятие адресных рекомендаций, мер и управленческих решений, анализ эффективности принятых мер. Составляющие управленческого цикла определили девять разделов мониторинга. Максимальный итоговый балл по результатам проведения Оценки "Система работы со школами с НОР" составляет 86 баллов. Структура итогового балла выглядит следующим образом:
N |
Позиция оценивания |
Максимальное количество баллов |
Доля показателя в общей структуре баллов |
1. |
Цели |
18 |
21% |
2. |
Показатели |
8 |
1% |
3. |
Методы сбора и обработки информации |
3 |
3% |
4. |
Мониторинг показателей |
12 |
14% |
5. |
Анализ результатов мониторинга |
12 |
14% |
6. |
Адресные рекомендации по результатам анализа |
9 |
20% |
7. |
Меры, мероприятия |
18 |
21% |
8. |
Управленческие решения |
3 |
3% |
9. |
Анализ эффективности принятых мер |
3 |
3% |
|
Итого |
86 |
100% |
Для анализа системы работы со школами с НОР определены ключевые направления данной работы, зафиксированные в следующих показателях:
по выявлению школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
по выявлению динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
по оценке предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
по оказанию методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях.
5. Описание процедуры оценки качества образования по направлению "Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях"
Оценка "Система работы со школами с НОР" проводится по результатам экспертизы документов и материалов, размещённых в открытом доступе, по ссылкам, предоставленным органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. В документах и материалах, представленных на экспертизу органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, отражается обобщённая информация по муниципальному району (городскому округу) с учётом данных аналогичного мониторинга образовательных организаций.
Оценка "Система работы со школами с НОР" проводится в двух направлениях: сбор, обработка и оценка статистической информации и значений показателей мониторинговых данных.
Субъектами мониторинговых исследований являются: министерство образования Саратовской области, ГАУ СО "РЦОКО", ГАУ ДПО "СОИРО", органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, общеобразовательные организации Саратовской области, имеющие низкие образовательные результаты обучающихся.
Респонденты заполняют Форму сбора мониторинговых данных в формате Microsoft Excel. При заполнении Формы сбора мониторинговых данных напротив позиций оценивания размещаются ссылки на документы и материалы.
Оценке "Система работы со школами с НОР" подлежат действующие нормативные правовые акты, другие материалы за последние 3 года.
6. Описание методов сбора информации
В основе системы сбора информации Мониторинга лежат:
данные официального сайта образовательной организации;
официальная статистика результатов внешних оценочных процедур;
официальная статистика результатов всероссийской олимпиады школьников;
результаты анкетирования школ, включенных в мероприятие текущего учебного года;
анализ отчетов муниципальных образовательных центров (далее МОЦ) по проделанной работе за текущий учебный год.
Анализу подлежат управленческая стратегия и план мероприятий по выходу из сложившейся ситуации по следующим направлениям:
освоение новых педагогических технологий, повышение профессионального мастерства учителей, обмен опытом;
изменение содержания образования;
повышение учебной мотивации учащихся;
развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательного процесса и результатов;
развитие управления и лидерства, использование адекватных управленческих действий;
развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом;
социальное партнерство и сетевое взаимодействие.
Анализу подлежит управленческая деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основании сопоставительного и контент-анализа делаются выводы об эффективности управленческой деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся.
Ежегодно во всех общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, государственным автономным учреждением Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - ГАУ СО "РЦОКО") проводятся мониторинговые исследования качества образования по следующим позициям:
материально-техническая оснащенность образовательного процесса;
программно-методическое обеспечение образовательной деятельности, в том числе обеспеченность учебной литературой;
уровень удовлетворенности образовательным процессом обучающихся и их родителей (законных представителей) в соответствии с результатами диагностики, проводимой в рамках мониторинга системы образования с использованием МИАС;
эффективность функционирования в учреждениях системы внутреннего мониторинга качества образования.
Анализ результатов оценочных процедур используется в ходе проведения ежегодного самообследования образовательных организаций в соответствии с методикой формирования показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообледованию, размещенной на сайте ГАУ СО "РЦОКО".
Региональными показателями для мониторинга состояния образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, являются:
массовость достижения базовых результатов;
развитие талантов обучающихся;
прозрачность образовательного процесса и объективность оценки его результатов;
качество образовательной среды;
индивидуализация образовательного процесса;
результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников.
Подробные результаты самообследования ежегодно размещаются в каталоге образовательных организаций в разделе "Статистика" для каждой образовательной организации (http://sarrcoko.ru/catalog/).
7. Использование результатов мониторинга
Методами обработки информации являются кластерный анализ и уровневое распределение.
Кластерный анализ проводится по ключевым проблемным зонам школ с НОР и типам населённых пунктов.
Группа риска |
Тип населенного пункта |
Уровни неосвоения образовательной программы |
Ресурсные дефициты |
1. |
Населенный пункт городского типа |
Базово неуспевающие |
Повышенный уровень ресурсных дефицитов |
2. |
Населенный пункт городского типа |
Базово неуспевающие |
Базовый уровень ресурсных дефицитов |
3. |
Населенный пункт городского типа |
Умеренно неуспевающие |
Повышенный уровень ресурсных дефицитов |
4. |
Населенный пункт городского типа |
Умеренно неуспевающие |
Базовый уровень ресурсных дефицитов |
5. |
Населенный пункт городского типа |
Сильно неуспевающие |
Повышенный уровень ресурсных дефицитов |
6. |
Населенный пункт городского типа |
Сильно неуспевающие |
Базовый уровень ресурсных дефицитов |
7. |
Населенный пункт сельского типа |
Базово неуспевающие |
Повышенный уровень ресурсных дефицитов |
8. |
Населенный пункт сельского типа |
Базово неуспевающие |
Базовый уровень ресурсных дефицитов |
9. |
Населенный пункт сельского типа |
Умеренно неуспевающие |
Повышенный уровень ресурсных дефицитов |
10. |
Населенный пункт сельского типа |
Умеренно неуспевающие |
Базовый уровень ресурсных дефицитов |
11. |
Населенный пункт сельского типа |
Сильно неуспевающие |
Повышенный уровень ресурсных дефицитов |
12. |
Населенный пункт сельского типа |
Сильно неуспевающие |
Базовый уровень ресурсных дефицитов |
В соответствии с заявленной целью, направленной на определение уровня сформированности управленческой системы в сфере поддержки школ с НОР в муниципальных районах (городских округах) области, проводится уровневое распределение муниципальных районов (городских округов) на основе итоговой суммы баллов по всем показателям. Определяется процентная доля от максимального количества баллов по направлению оценки - индекс, который является основанием анализа управленческих действий.
Для определения уровня эффективности управления системой работы со школами с НОР в муниципальных районах (городских округах) предусмотрено распределение результатов мониторинга на 4 уровня:
Группа |
Диапазон индекса |
Уровень функционирования управленческой системы |
1 |
от 0% до 25% |
управленческая система в сфере поддержки школ с НОР не сформирована |
2 |
от 25,1% до 50% |
присутствуют отдельные элементы управленческой системы в сфере поддержки школ с НОР |
3 |
от 50,1% до 75% |
управленческая система в сфере поддержки школ с НОР частично сформирована |
4 |
от 75,1% до 100% |
управленческая система в сфере поддержки школ с НОР сформирована на достаточном уровне |
По итогам кластерного анализа и уровневого распределения формулируются обобщенные рекомендации по повышению эффективности управленческих действий, направленных на формирование, функционирование и развитие системы работы со школами с НОР в муниципальных районах (городских округах), поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся.
8. Использование результатов мониторинга
Итоги Оценки "Система работы со школами с НОР" с выявленными проблемами и адресными рекомендациями муниципальным районам (городским округам) направляются управлением общего и дополнительного образования министерства образования области в муниципальные районы (городские округа) для принятия на местах соответствующих управленческих решений. Выявленные в ходе Оценки "Система работы со школами с НОР" успешные управленческие практики организации работы по ключевым направлениям поддержки школ с НОР предлагаются к тиражированию. Выявленные проблемные зоны по ключевым направлениям поддержки школ с НОР определяют ориентиры в работе на всех уровнях управления системой образования.
Мониторинговые исследования системы работы со школами с НОР позволяют создать основу для эффективного управления качеством поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на уровне муниципалитетов и региона.
Форма
сбора мониторинговых данных муниципальный район (городской округ)
_________________________________________________________________________
|
Показатели |
Значение показателя |
1. |
Выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; |
|
1.1. |
Количество общеобразовательных организаций |
|
1.2. |
доля общеобразовательных организаций, в которых не менее 30% обучающихся в течение двух лет подряд или по двум разным оценочным процедурам (русскому языку или математике) в течение одного года не преодолели минимальный порог |
|
1.3. |
доля общеобразовательных организаций, в которых есть обучающиеся, получивших неудовлетворительную отметку по результатам ВПР (4-8 классы) |
|
1.4. |
доля общеобразовательных организаций, в которых выпускники, не получивших аттестат: - ОГЭ, - ЕГЭ |
|
1.5. |
доля обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях |
|
1.6. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 10% и более обучающихся, для которых русский язык не является родным |
|
1.7. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 10% и более обучающихся из числа переселенцев |
|
1.8. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 5% и более обучающихся, состоят на внутришкольном учете |
|
1.9. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 5% и более обучающихся, состоящих на учете ОВД и КДН |
|
1.10. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 10% и более обучающихся со специальными потребностями (с ОВЗ, дети-инвалиды) |
|
1.11. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 5% и более обучающихся с девиантным поведением (побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидное поведение и др.) |
|
1.12 |
доля общеобразовательных организаций, в которых обучающихся, воспитывающихся в неродной семье |
|
1.13. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 20% и более один/оба родителя обучающихся являются безработными |
|
1.14. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 30% и более обучающихся из неполных семей |
|
1.15. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 10% и более семей обучающихся, находятся в социально опасном положении/ ведущих асоциальный образ жизни |
|
1.16. |
доля общеобразовательных организаций, в которых неудовлетворительный уровень обеспеченности школы педагогическими кадрами |
|
1.17. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 30% и более педагогических работников пенсионного возраста |
|
1.18. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 10% и более педагогических работников без специального образования |
|
1.19. |
доля общеобразовательных организаций, в которых 40% и более педагогические работники в течение 3 последних лет не проходили повышения квалификации и/или профессиональную переподготовку |
|
1.20. |
доля общеобразовательных организаций, в которых педагогические работники в течение 3 последних лет не проходили повышения квалификации и/или профессиональную переподготовку |
|
1.21. |
доля общеобразовательных организаций, в которых до 100% руководителей в течение 3 последних лет не проходили повышения квалификации и/или профессиональную переподготовку |
|
1.22. |
доля общеобразовательных организаций, в которых недостаточное материально-техническое оснащение |
|
2. |
Выявление динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
|
2.1. |
доля ШНОР и/или ШНСУ, ежегодно показывающих положительную динамику образовательных результатов обучающихся |
|
2.2. |
доля обучающихся ШНОР и/или ШНСУ, подтвердивших текущую успеваемость результатами ВПР |
|
2.3. |
доля выпускников 9-х классов ШНОР и/или ШНСУ, успешно сдавших (без учета пересдачи) все предметы на ОГЭ (обязательные и по выбору) |
|
2.4. |
доля обучающихся ШНОР и/или ШНСУ, набравших 9 или более баллов по сумме двух предметов ОГЭ |
|
2.5. |
доля обучающихся ШНОР и/или ШНСУ, набравших 16 или более баллов по сумме четырех предметов ОГЭ |
|
2.6. |
доля обучающихся ШНОР и/или ШНСУ, набравших менее 150 баллов по сумме 3 лучших результатов по предметам ЕГЭ |
|
2.7. |
доля обучающихся ШНОР и/или ШНСУ в "зоне риска" получения неудовлетворительных результатов по итогам участия в оценочных процедурах |
|
2.8. |
доля обучающихся с ОВЗ ШНОР и/или ШНСУ, освоивших адаптированную образовательную программу |
|
2.9. |
доля обучающихся ШНОР и/или ШНСУ, получивших неудовлетворительную отметку по результатам регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся |
|
3. |
Оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
|
3.1. |
доля педагогических работников в ШНОР и/или ШНСУ, прошедших диагностику профессиональных дефицитов/предметных компетенций |
|
3.2. |
доля педагогических работников в ШНОР и/или ШНСУ, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических) |
|
3.3. |
доля педагогических работников в ШНОР и/или ШНСУ для которых были разработаны персональные траектории профессионального развития (индивидуальные образовательные маршруты) на основе независимой диагностики профессиональных/профессиональных компетенций |
|
3.4. |
доля педагогических работников в ШНОР и/или ШНСУ прошедших повышение квалификации с учетом выявленных профессиональных дефицитов |
|
4. |
Оказание методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях |
|
4.1. |
количество ШНОР и/или ШНСУ, охваченных методической работой |
|
4.2. |
количество проведенных мероприятий для ШНОР и/или ШНСУ с цель оказания методической помощи |
|
4.3. |
количество ШНОР и/или ШНСУ, вовлеченных в сетевое взаимодействие со школами-лидерами |
|
4.4. |
количество ШНОР и/или ШНСУ, которым была оказана адресная методическая помощь |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.