Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Концепции
региональной системы
оценки качества образования
Саратовской области
Система
оценки качества подготовки обучающихся
1. Обоснование актуальности исследования
Концепция мониторинговых исследований качества общего образования Саратовской области, в том числе качества подготовки обучающихся, заложена в Государственной программе "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года". Министерство образования Саратовской области при разработке и реализации государственной программы основывалось на результатах, достигнутых в ходе выполнения областных и ведомственных целевых программ, реализации на территории области проекта модернизации региональных систем общего образования на 2011-2013 годы и задачах, поставленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на период до 2030 года.
В этой связи наряду с использованием международных и национальных, всероссийских инструментов оценки качества разрабатываются и региональные инструменты.
В образовательной системе Саратовской области методологической основой построения региональной модели оценки и управления качеством общего образования является кластерный подход, в рамках которого рассматриваются как условия организации функционирования систем образования, образовательного и воспитательного процесса, так и оценка результатов образовательной деятельности обучающихся.
Для оценки состояния региональной системы образования и выработки управленческих решений вместе с диагностическими работами, позволяющими оценить уровень подготовки обучающихся по различным предметным областям, проводятся мониторинговые и социологические исследования. Их задача - изучить условия, мнения различных субъектов образовательных отношений, выявить существующие проблемы и сделать выводы, предложить механизмы повышения качества образования.
2. Обоснование проблем, выявленных по итогам предыдущего мониторинга
Ежегодные мониторинговые исследования в рамках кластерной модели указывают на наличие ряда проблем в системе общего образования Саратовской области:
- уровень образовательных результатов ниже уровня организации образовательного процесса;
- наличие кадрового дефицита;
- низкий уровень методической поддержки педагогов;
- актуальность образовательных программ;
- объективность проведения процедур независимой оценки качества образования.
3. Цели и задачи
Получение достоверных и надежных данных о качестве образования, предоставляемого потребителям образовательных услуг в Саратовской области, для принятия обоснованных управленческих решений на уровне отдельной общеобразовательной организации, а также муниципального и регионального уровней образования.
Под качеством подготовки обучающихся понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Задачи исследования:
1) определение факторов, определяющих сложившийся уровень качества образования, и разработка на этой основе необходимых управленческих действий для повышения качества образования;
2) получение оснований для кластеризации муниципальных систем образования и образовательных организаций, отбора общеобразовательных организаций и муниципальных систем образования с положительной динамикой, изучения и распространения их опыта;
3) повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству).
Планируемый результат исследования:
Количественный и качественный анализ качества образования на основе показателей и индикаторов позволит решить следующие задачи управления качеством образования:
- оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает;
- выявить сильные и слабые стороны системы и на этой основе определить приоритеты развития;
- построить кластерную модель, определяющую уровень развития муниципальных систем образования и общеобразовательных организаций;
- принять управленческие решения по использованию положительного опыта в организации образовательного процесса и повышении качества образования.
4. Характеристика (краткое описание) показателей (групп показателей), с указанием системы их учета (баллы, проценты)
В соответствии с региональной программой мониторинговых исследований качества общего образования, утверждённой приказом министерства образования Саратовской области от 19 августа 2020 года N 1166 "Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований качества образования образовательных организаций Саратовской области начального, основного и среднего общего образования" (далее - программа мониторинговых исследований), исследования поводятся по двум блокам "Качество процесса" и "Качество результата", включающих 12 индикаторов.
Блок показателей "Качество процесса":
1) Общие сведения об общеобразовательной организации.
2) Сведения о техническом состоянии здания общеобразовательной организации.
3) Сведения о материально-техническом и информационном обеспечении образовательного процесса.
4) Сведения о качестве образовательной среды.
5) Сведения о кадровом обеспечении учебного процесса.
6) Сведения о прозрачности и объективности образовательного процесса.
Блок показателей "Качество результатов":
7) Сведения об образовательных результатах обучающихся.
8) Сведения о массовости достижения базовых результатов.
9) Сведения об индивидуализации образовательного процесса.
10) Сведения о развитии таланта.
11) Сведения о развитии надпредметных компетенций (функциональной грамотности).
12) Сведения о развитии ключевых компетенций.
Каждый показатель системы оценки качества образования оценивается определённым количество баллов. Каждая общеобразовательная организация (муниципальная система образования) характеризуется своим значением суммы баллов. Относительно максимального количества баллов, возможного при кластеризации респондентов, программой мониторинговых исследований установлены следующие оценочные интервалы:
- минимальный уровень - 0 - 25%,
- допустимый уровень - 25,1% - 50%,
- средний - 50,1% - 80%,
- высокий уровень - 80,1% - 100%.
Именно они являются основой для размещения каждого респондента в тот или иной кластер.
Расчёт показателей производится в соответствии с методикой программы мониторинговых исследований.
Это позволяет получить полную картину состояния муниципальных систем образования, выявить как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Саратовской области, и на этой основе разработать систему практических мер по повышению качества образования в своем муниципалитете и регионе в целом.
5. Описание процедуры оценки качества образования по направлению "Система оценки качества подготовки обучающихся"
Основные этапы оценки состояния системы образования:
1) Формирование комплекса показателей для оценки состояния системы образования по блокам "процесс", "результат". Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы образования, дает общую оценку результативности ее деятельности:
- определение перечня показателей, индикаторов к показателям и распределение показателей по блокам процесса и результата;
- разработка методики подсчета значений индикаторов;
- разработка форм сбора первичной информации (приказ министерства образования Саратовской области от 19 августа 2020 года N 1167 "О проведении мониторинга качества образования образовательных организаций Саратовской области начального, основного и среднего общего образования с использованием мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС)");
- проведение оценочных процедур.
2) Сбор, обработка и интерпретация данных:
- сбор первичной информации (посредством мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС)) через личный кабинет школьного координатора в системе МИАС;
- обработка данных, выявление значений по каждому индикатору, параметру, вычисление суммарного балла по блокам "процесс", "результат";
- соотнесение полученных значений с четырёх интервальной шкалой (высокое - среднее - допустимое для освоения базового уровня знаний и минимально возможное качество процесса и результатов).
3) Кластеризация общеобразовательных организаций и муниципальных систем образования по показателям качества процесса и результата.
4) Группирование образовательных организаций в соответствии с их особенностями, в рамках алгоритма группирования общеобразовательных организаций, изложенного в программе мониторинговых исследований.
5) Анализ состояния муниципальных систем образования по наполняемости кластеров, причинам попадания муниципальной системы образования в тот или иной кластер.
6) Построение рейтинговых шкал в различных разрезах показателей процесса и результата.
7) Сравнительный и проблемный анализ состояния системы образования.
6. Описание методов сбора информации
Сбор информации при проведении мониторинга качества образования образовательных организаций Саратовской области осуществляется посредством мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС) (приказ министерства образования Саратовской области от 19 августа 2020 года N 1167 "О проведении мониторинга качества образования образовательных организаций Саратовской области начального, основного и среднего общего образования с использованием мониторинговой информационно-аналитической системы (МИАС)").
Дополнительные сведения, необходимые для проведения оценочных процедур, социальные опросы проводятся с использованием https://docs.google.com/forms/.
7. Описание методов обработки информации
При построении рейтингов общеобразовательных организаций необходимо учитывать ряд особенностей школ, позволяющих объединить их в группы (Приказ министерства образования Саратовской области от 19 августа 2020 года N 1166 "Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований качества образования образовательных организаций Саратовской области начального, основного и среднего общего образования").
Группирование образовательных организаций проводится на основании следующих параметров:
1) Тип образовательной организации по расположению:
а. городская;
b. сельская.
2) Наполняемость образовательной организации:
a. в среднем менее 10 человек в параллели;
b. в среднем более 10, но менее 25 человек в параллели;
c. в среднем от 25 до 50 человек в параллели;
d. в среднем от 51 до 100 человек в параллели;
e. в среднем от 100 до 200 человек в параллели;
f. в среднем свыше 200 человек в параллели.
3) Наличие конкурсного отбора при приеме в какие-либо классы.
4) Наличие в образовательной организации хотя бы одного результативного профиля.
5) Доля обучающихся, для которых русский язык не является родным:
a. до 10%;
b. от 10% до 25%;
c. от 25% до 50%;
d. свыше 50%;
6) Уровни образования, реализуемые образовательной организацией:
a. начальное образование (1-4 классы);
b. начальное и основное образование (1-9 классы);
c. основное и среднее образование (5-11 классы или 7-11 классы);
d. среднее образование (10-11 классы).
Пример идентификации группы респондентов, подготовленной для дальнейшего процесса исследования в соответствии с показателями кластерной модели: 1a, 2d, 3, 4, 5a, 6 (a, c).
На 1 этапе образовательные организации распределяются по кластерам (в зависимости от количественных и качественных значений вышеуказанных параметров в каждой конкретной образовательной организации).
На 2 этапе составляются частотные таблицы групп (таблицы отражают сколько образовательных организаций относятся к тому или иному сочетанию особенностей школ, позволяющих объединить их в группы) и проверяется частотная наполняемость кластеров по группам. Слишком малочисленные группы на этом этапе могут быть присоединены к другим, близким по смыслу, находящимся в данном кластере, в случае если не представляют особого интереса для целей исследования.
На 3 этапе утверждается итоговый вариант кластеризации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.