Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Концепции
региональной системы
оценки качества образования
Саратовской области
Система
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
1. Обоснование актуальности исследования
В настоящее время в обществе возрастает потребность во всесторонне развитых людях, с активной жизненной позицией, способных неординарно мыслить, анализировать и формулировать более эффективные, перспективные пути решения возникающих проблем во всех сферах деятельности.
Именно в образовании, в работе с подрастающим поколением, необходимо вести активную, целенаправленную работу по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи.
Талантливые люди, творческие, умеющие мыслить нестандартно, способны вести нашу страну в направлении социального, духовно-нравственного, культурного преображения.
2. Обоснование проблем, выявленных по итогам предыдущего мониторинга
В основном, проблемы возникают не столько в процедуре выявления одаренных детей, сколько в системе их сопровождения и поддержки, а также в вопросах, касающихся подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов. Также существует необходимость межведомственного взаимодействия с целью повышения эффективности выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
3. Цели и задачи
Целью работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи является повышение уровня эффективности управленческой системы по данному направлению в Саратовской области.
Основные задачи, необходимые для реализации поставленной цели:
1) определить проблемные зоны по ключевым направлениям системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
2) разработать методические подходы к выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи (в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ));
3) определить комплекс мер/план мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
4) повысить компетентность педагогических работников по вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с разными образовательными потребностями;
5) обеспечить непрерывность, преемственность работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи на всех уровнях образования;
6) разработать и внедрить механизмы межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
7) выявить и тиражировать успешные управленческие практики организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых обучающихся; по подготовке педагогов к работе с одаренными детьми; по работе с родителями (законными представителями) по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
8) осуществлять информационное сопровождение деятельности по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
4. Характеристика (краткое описание) показателей (групп показателей), с указанием системы их учета (баллы, проценты)
Региональные показатели по выявлению, поддержке, развитию талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, следующие:
1) количество образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
2) количество обучающихся, охваченных иными формами развития образовательных достижений школьников (из перечня олимпиад и иных интеллектуальных и/или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений);
3) количество обучающихся с ОВЗ, охваченных мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;
4) количество обучающихся, в том числе с ОВЗ, принявших участие в образовательных сменах;
5) количество премий, стипендий для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
6) количество грантов для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
7) количество талантливых детей и молодежи, получивших поддержку в рамках проектов государственно-частного партнерства;
8) количество обучающихся, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности;
9) количество профильных смен для талантливых детей на базе оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, образовательных и досуговых центров и др.;
10) количество обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей;
11) количество обучающихся по индивидуальным учебным планам;
12) количество обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах;
13) количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием;
14) количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
15) количество обучающихся, посещающих организации дополнительного образования по отраслям ("Образование", "Культура", "Спорт" и др.);
16) количество педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи/повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
17) количество педагогических работников, имеющих подготовку по вопросам психологии одаренности;
18) количество педагогов-психологов, использующих психодиагностический инструментарий для выявления одаренности у детей;
19) количество способных и талантливых детей, охваченных психолого-педагогическим сопровождением;
20) количество образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
21) количество образовательных организаций, в которых осуществляется стимулирование и поощрение педагогов/тренеров/наставников, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью;
22) количество образовательных организаций, в которых осуществляется психолого-педагогическое сопровождение способных и талантливых детей и молодежи;
23) количество образовательных организаций, в которых осуществляется содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
24) количество образовательных организаций, в которых осуществляется межведомственное и межуровневое взаимодействие по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
25) количество образовательных организаций, в которых осуществляется государственно-частное партнерство для поддержки способных и талантливых детей и молодежи.
Полученная информация по указанным показателям позволит оценить, достигнута ли поставленная цель, а также выявить проблемы в каждом муниципалитете по конкретным позициям с целью принятия эффективных мер, адресных рекомендаций и дальнейших управленческих решений.
5. Описание процедуры оценки качества образования по направлению "Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи"
Оценка "Способности и таланты" проводится по результатам экспертизы документов и материалов, размещённых в открытом доступе, по ссылкам, предоставленным органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. В документах и материалах, представленных на экспертизу органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, отражается обобщенная информация по муниципальному району (городскому округу) с учетом данных аналогичного мониторинга образовательных организаций.
Оценка "Способности и таланты" проводится в трех направлениях: сбор, обработка и оценка статистической информации и значений показателей мониторинговых данных. Прямыми респондентами мониторинга являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Опосредованными респондентами мониторинга являются образовательные организации.
Респонденты заполняют Форму сбора мониторинговых данных в формате Microsoft Excel. При заполнении Формы сбора мониторинговых данных напротив позиций оценивания размещаются числовые значения, а также ссылки на документы и материалы, в которых указаны данные показатели. Одна ячейка должна содержать только одну ссылку. При этом в графе "Комментарий к ссылке" указывается наименование необходимого документа. В случае если документ, подлежащий оценке, превышает 1 страницу, а также дополнительно содержит не относящиеся к данному показателю материалы, в графе "Комментарий к ссылке" необходимо указать номера страниц (пунктов, абзацев), в которых содержится информация, подлежащая оценке. Допускается выделение необходимой информации в документе специальными инструментами.
В случае если один документ используется для нескольких показателей, ссылка на документ дублируется для каждого показателя. В случае предоставления ссылок на документы и материалы, размещённые в закрытом доступе, в графе "Комментарий к ссылке" необходимо указать логин, пароль или другие сведения, необходимые для открытия документа.
По одной позиции оценивания может размещаться не более 5 ссылок. При заполнении граф "Ссылка на документ (информацию), размещенный в сети Интернет", "Комментарий к ссылке" Формы сбора мониторинговых данных недопустимо создание новых строк, столбцов, а также объединение ячеек.
Оценке "Способности и таланты" подлежат представленные документы, закрепленные нормативно. В случае если материалы не закреплены нормативно, они подлежат Оценке "Способности и таланты" только при наличии протоколов их рассмотрения на рабочей группе, совещании и т.п. Материалы в виде текстового документа без протокола их рассмотрения не оцениваются. Также оценке "Способности и таланты" подлежат материалы, которые не закреплены нормативно, но направлены письмами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Оценка документов производится с учётом срока давности этих документов. Оценке "Способности и таланты" подлежат действующие нормативные правовые акты или другие материалы за последние 3 года.
Оценке "Способности и таланты" не подлежат ссылки на новостную ленту официальных сайтов, ссылки на мероприятия без документов, подтверждающих проведение мероприятия.
6. Описание методов сбора информации
Мониторинг проводится ежегодно в сроки, установленные приказом министерства образования Саратовской области.
Респонденты заполняют Форму сбора мониторинговых данных с использованием информационной системы - опросной формы Google docs.google.com, доступ к которой предоставляется каждому муниципальному району (городскому округу).
Заверенное письмом органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, подтверждение данных мониторинга, внесенных в информационную систему - опросную форму Google docs.google.com, направляется в управление общего и дополнительного образования министерства образования области, которое организует проверку оценки полученных от муниципальных районов (городских округов) материалов и документов.
7. Описание методов обработки информации
В ходе Оценки "Способности и таланты" по каждому показателю (25 штук) необходимо подсчитать долю обучающихся/педагогических работников/образовательных организаций, вовлеченных в систему по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи от общего числа обучающихся/педагогических работников/ образовательных организаций муниципального района.
N показателя |
1 |
Ссылка на документ |
Комментарий к ссылке |
2 |
|||
Название муниципального района |
Аткарский |
количество образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи |
общее количество образовательных организаций муниципального района |
|
|
|
|
данные |
данные |
|
|
Пример заполнения таблицы по первому показателю
0% - 0 баллов
От 0,1% до 25% - 1 балл
От 25,1% до 50% - 2 балла
От 50,1% до 75% - 3 балла
От 75,1%% до 100% - 4 балла.
Максимальное число баллов 100.
Заполнить таблицу по приведенному примеру необходимо по всем 25 показателям (см. пункт 4 "Характеристика (краткое описание) показателей (групп показателей)" Концепции системы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи).
В зависимости от количества баллов, которые набрал муниципалитет по всем показателям, определяется уровень эффективности управленческой системы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи муниципалитета.
Для определения уровня эффективности управления системой выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в муниципальных районах (городских округах) предусмотрено распределение результатов мониторинга на 4 уровня:
Уровни эффективности управленческой системы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи:
Уровень |
Диапазон индекса |
Уровень эффективности управленческой системы |
1 |
от 0% до 25% |
управленческая система в сфере выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи не сформирована |
2 |
от 25,1% до 50% |
низкий уровень эффективности управленческой системы в сфере выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
3 |
от 50,1% до 75% |
средний уровень эффективности управленческой системы в сфере выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
4 |
от 75,1% до 100% |
высокий уровень эффективности управленческой системы в сфере выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
По итогам мониторинга проводится его анализ, даются адресные рекомендации, разрабатываются мероприятия/принимаются меры для устранения дефицитов в конкретных муниципальных районах (городских округах) области.
Использование результатов мониторинга.
Мониторинг региональных показателей системы выявления, поддержки, развития одаренных и талантливых детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, позволяет не только провести анализ результатов, но, выявив дефицит и успешные практики по каждому муниципалитету, дать адресные рекомендации, разработать меры и мероприятия на основе данных мониторинга и его анализа, а также принять эффективные управленческие решения, то есть сделать управленческий цикл полным и завершенным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.